Внутренняя среда и потенциал фирмы

Стратегия бизнеса не является раз и навсегда заданным явлением – она постоянно развивается. В связи с тем что окружающая нас среда меняется, возникает необходимость пересмотра стратегических целей. Смысл стратегии заключается в том, чтобы приспособить бизнес к окружающей его среде. Только при соблюдении этого условия у компании есть вероятность, что она выживет и будет процветать.

Стратегия является процессом еще и потому, что содержит три четко обозначенные стадии:

1) стратегический анализ;

2) стратегический выбор;

3) реализация стратегии и менеджмент.

Целью первой стадии стратегии – стратегического анализа является сбор информации. В стратегическом анализе есть два основных этапа. Первым является исследование внутренней среды организации, т.е. внутренний анализ. Вторым этапом стратегического анализа является изучение внешней среды организации, т.е. внешний анализ. Этот этап представляет собой тщательный анализ двух «слоев» внешней среды – микросреды, или ближнего окружения фирмы, и макросреды, или ее дальнего окружения.

Совокупность внутренних производственно-технологических, финансово-экономических, социокультурных, организационно-технических и административных условий, объектов, процессов, так называемых внутренних переменных, придающих фирме конкретное, присущее только ей лицо, образует ее внутреннюю среду.

Эти факторы частично существуют с момента возникновения фирмы, а частично формируются в результате последующих управленческих решений. Они могут (хотя и не полностью) контролироваться и корректироваться.

Изменения, происходящие в микросреде, имеют огромное значение не только для самой фирмы, но и для ее окружения, ибо ведут к расширению или сужению рынков, влияют на остроту конкуренции и т.п.

Основные факторы внутренней среды во взаимодействии формируют стратегический потенциал фирмы как совокупность имеющихся у нее стратегических ресурсов. В разных отраслях он различается по величине и структуре.

Выбор характеристик потенциала, становящихся объектом оценки, зависит от конкретных задач, решаемых фирмой, а также от ее положения в отрасли. Такими объектами являются:

- собственно ресурсы – материальные, финансовые, человеческие, интеллектуальные, структуры капитала;

- операционные возможности – соответствия продукции потребностям рынка, технологии, система товародвижения, сервис, НИОКР, финансовая система;

- особенности механизма управления – менталитет, власть, организационная культура, мотивированность персонала, делегирование полномочий, микроклимат.

Изучение внутренней среды происходит с помощью стратегического управленческого анализа, который:

- дает оценку наличных ресурсов, уровня эффективности текущего бизнеса и пр.;

- позволяет выявить резервы и возможные пути развития фирмы, ее адаптации к изменениям среды, критические факторы успеха;

- составляет основу разработки стратегий, определения их привлекательности с точки зрения инвесторов;

- позволяет выделить факторы, могущие негативно повлиять на реализацию этих стратегий, учесть их заблаговременно и пр.

Принципами управленческого анализа являются:

- системность;

- комплексность;

- рассмотрение объекта в динамике;

- обеспечение возможности сопоставления результатов с показателями других фирм;

- учет конкретной специфики объекта;

- использования наглядных методов, например, составление графического профиля компании с учетом данных внешнего анализа (табл. 1).

Эксперты оценивают каждую позицию в баллах от 1 до 100, заносят результаты в соответствующие ячейки, а затем для получения графического изображения соединяют ячейки сплошной линией.

 


Таблица 1