Тушение пожаров в зданиях повышенной этажности

Обстановка на пожарах.Граждан­ские здания высотой от 10 до 25 этажей относят к зданиям повышен­ной этажности. Они имеют конструк­ции из несгораемых материалов с большими пределами огнестойкости. По своему планировочному решению жилые и общественные здания могут быть одно- и многосекционными. Кон­структивное и объемно-планировочное решение этих зданий и лестнично-лифтовых узлов в них обеспечивает незадымляемость путей эвакуации людей при пожарах, пропускную спо­собность лестничных клеток и кори­доров для эвакуации людей и боевой работы по тушению пожаров.

Незадымленность лестничных кле­ток создается подпором воздуха в них или устройством поэтажных выходов из них через наружную открытую зону по балконам или лоджиям на этажи зданий. В многосекционных зданиях для эвакуации людей предус­матривают переходы из квартиры в квартиру по балконам в другую сек­цию, по пожарным лестницам, сое­диняющим балконы, начиная с 5 этажа и выше или через наружную эвакуационную лестницу, располо­женную в торце здания.

В зданиях повышенной этажности устраивают инженерные системы для обеспечения условий успешной эва­куации людей и тушения пожаров. К ним относятся системы подпора воз­духа в лестничных клетках, пуск которых осуществляется автоматиче­ски с помощью датчиков и дистан­ционно от кнопок, установленных на каждом этаже у пожарных кранов. В жилых и общественных зданиях предусматривают системы удаления дыма из коридоров каждого этажа. Открывание их клапанов и пуск вен­тиляторов осуществляются автома­тически и дистанционно из шкафов пожарных кранов. В ранее построен­ных зданиях существуют системы уда­ления дыма из лифтовых шахт и лест­ничных клеток.


Противопожарная защита зданий повышенной этажности постоянно со­вершенствуется. Современные устрой­ства противопожарной защиты зда­ний еще недостаточно совершенны, не всегда находятся в состоянии по­стоянной готовности при возникно­вении пожаров.

Для эвакуации людей в условиях пожара в общественных зданиях по­вышенной этажности, в зданиях гос­тиниц и общежитий предусматривают системы оповещения о пожаре и уп­равления эвакуацией.

При пожарах все лифты в здани­ях в 10 этажей и более переходят в режим «Пожарная опасность». При этом все кабины направляются на первый этаж без остановки и их дальнейшая эксплуатация исключает­ся. Отдельные здания оборудуют спе­циальными лифтами для транспор­тирования пожарных подразделений.

Гражданские здания повышенной этажности оборудуют внутренними противопожарными водопроводами. В зависимости от этажности и вы­соты зданий внутренние противопо­жарные водопроводы разделяют на зоны. Расход воды для жилых зда­ний, общежитий и общественных зда­ний, за исключением театрально-зре­лищных учреждений, принимают со­гласно табл. 1 СНиП 2.04.01—85 от 2,5 до 7,5 л/с. На внутренней сети противопожарного водопровода каж­дой зоны зданий высотой 17 этажей и более предусматривают установку наружных патрубков (не менее 2) для подключения пожарных автомо­билей.

В зданиях повышенной этажности при возникновении пожаров харак­терно быстрое задымление вышерас­положенных этажей и лестнично-лифтовых узлов, а также интенсив­ное распространение огня в пределах этажа, особенно при коридорной планировке и по системам инженер­ных коммуникаций, облицовке из го­рючих материалов и оборудованию в верхние этажи. Этому способствуют повышенное влияние ветра, значитель­ные перепады давления воздуха внут-


)и и снаружи за счет большой вы-:оты зданий.

Происшедшие пожары и опыты по-сазали, что при возникновении их в юрвом—третьем этажах 12—16-этаж-1ых зданий через 5—6 мин с момента юзникновения продукты сгорания >аспространяются по всей лестнич-[ой клетке, а уровни задымления та-:овы, что не позволяют людям на­удиться без защиты органов ды-;ания.

Через 15—20 мин от начала пожа-»а огонь может распространиться шерх по балконам, лоджиям, окон-1ым переплетам и через оконные и [.верные проемы перейти в помещения (ышерасположенных этажей. -~ Боевые действия по тушению пожаровво многом зависят, от места юзникновения пожара. Если пожар фоизошел в нижних этажах, то по-карные подразделения могут быстро (вести огнетушащие средства в очаг орения и на путях его распростра-[ения. Но при этих условиях в шасной зоне может оказаться боль-цое число людей, для эвакуации ко-орых потребуется значительное ко-[ичество пожарных подразделений и пециальных средств. При возникно-;ении пожаров в верхних этажах огонь оздает меньшую угрозу распростра-[ения по зданию, но при этом за-рудняет введение средств тушения [а значительные высоты, а также начительно усложняет условия про-едения спасательных работ с горя-цих и вышерасположенцых этажей.

Разведка пожара.В многоэтажных даниях разведку пожаров осуще-твляют разведывательно-спасатель-1ыми группами, которые должны со-тоять не менее чем из 4—5 человек. )то обуславливается тем, что при доведении разведки одновременно существляют поисково-спасательные заботы и тушение пожара. В зависи-юсти от планировки зданий, наличия естничных клеток и обстановки на ожаре разведку организуют в не-кольких направлениях. Разведыва-ельно-поисковые группы должны меть при себе изолирующие противо-


газы, переносные радиостанции, пе­реговорные устройства, спасательную веревку длиной 50—60 м или 30-метровые из расчета одна веревка на 5 этажей, приборы освещения. Вовсех случаях у входа в здание вы­ставляют связного с радиостанцией для передачи приказаний РТПприбы­вающим на пожар подразделениям и других его распоряжений. Основ­ной задачей разведывательно-спаса­тельных групп в первую очередь является определение угрозы людям на горящих и вышерасположенных этажах зданий.

В процессе разведки РТПдолжен выяснить у представителей админи­страции число людей, оставшихся в здании, какие меры приняты по их эвакуации. Используя системы опове­щения о пожаре и управления эва­куацией, он должен предупредить панику среди людей, оставшихся в здании. При отсутствии указанных систем применяют электромегафоны и громкоговорящие установки пожар­ных машин. В ходе разведки опреде­ляют возможные кратчайшие пути эвакуации людей с горящих, выше-и нижерасположенных этажей по неза-дымленным лестничным клеткам, в смежные незадымляемые помещения через балконы и лоджии, на покрытия здания с последующим переходом в безопасные места и т. п. Выясняют возможность использования автолест­ниц, коленчатых автоподъемников идругих спасательных средств и места их установки, основные пути рас­пространения огня и продуктов сго­рания по зданию. Уточняют, включены ли пожарные насосы внутренних про­тивопожарных водопроводов, можно ли использовать стационарные сред­ства тушения пожаров, удаления ды­ма и снижения температуры, приве­дены ли в действие системы противо­пожарной защиты и какова их эф­фективность. Определяют возмож­ность использования лифтов для подъ­ема личного состава и пожарно-тех-нического вооружения на верхние этажи и др.

Спасание людей.Эвакуационно-


спасательные работы проводят с уче­том обстановки на пожаре, наличия сил и средств и психологического состояния людей. Определяя количе­ство дополнительных сил и средств, РТП должен оценить, какая обста­новка на пожаре может сложиться к моменту прибытия и включения их в боевую работу.

Спасательные работы в случае угрозы жизни людей следует начи­нать немедленно и привлекать для этого максимально возможное ко­личество сил и средств. Эвакуацию и спасание людей организуют и про­водят следующими способами: вывод (вынос) людей в безопасные места из зданий или внутри зданий; эва­куация людей по лестничным клет­кам и наружным эвакуационным лестницам, а также через наружные переходы (лоджии, балконы) из сек­ции в секцию, через балконные лест­ницы на ниже- и вышерасположенные этажи; спасание людей с примене­нием автолестниц, коленчатых авто­подъемников, штурмовых и выдвиж­ных лестниц, спасательных веревок, а также с использованием различных спасательных устройств (спасатель­ных рукавов, индивидуальных спаса­тельных устройств и др.). Для спа­сания людей используют крыши со­седних корпусов зданий с последую­щим переводом людей на лестничные клетки и из здания.

При массовой эвакуации по лест­ницам и переходам на путях эва­куации выставляют пожарных, кото­рые должны обеспечить быстрое и организованное продвижение людей к выходам и не допустить паники.

При спасании людей из зданий повышенной этажности можно исполь­зовать массовое применение пожар­ных автолестниц, коленчатых авто­подъемников, выдвижных и штурмо­вых лестниц, спасательных рукавов, веревок и одновременно вывод и вы­нос пострадавших по коридорам и маршевым лестницам звеньями и от­делениями ГДЗС. Выдвижные по­жарные лестницы устанавливают со стилобатов и перепадов крыши сбло-


кированных корпусов здании, примы­кающих к горящему, а штурмовые дестницы при необходимости подве­шивают последовательно одна за дру­гой по «цепочке», начиная с верши­ны выдвижной лестницы или авто­лестницы. Для большей устойчи­вости используют штурмовые лест­ницы с двумя крюками. При этом у каждой штурмовой лестницы на «це­почке» выставляют пожарного, ко­торый удерживает лестницу и оказы­вает помощь спасаемым в передви­жении и переходе с лестницы на лест­ницу. Спасаемых обязательно стра­хуют веревками.

При отыскании людей тщательно проверяют все помещения, особенно на горящих и вышерасположенных этажах, и заблокированные кабины лифтов. Чтобы избежать повторного осмотра помещений, на их входных дверях делают пометки.

Одновременно с проведением эва-куационно-спасательных работ РТП принимает меры по предотвращению распространения огня и дыма на пу­ти эвакуации, а также по удалению дыма и снижению температуры в лест­ничных клетках и шахтах лифтов, по которым производят спасательные работы. Для этих целей в первую очередь используют противопожарный водопровод и стационарные системы тушения пожаров, а также системы дымоудаления. При удалении дыма клапаны дымоудаления должны быть открыты только на горящем этаже, так как одновременное открытие клапанов на других этажах приводит к задымлению вышерасположенных этажей. В ряде зданий из лестнич­ных клеток дым удаляют через дымо­вые люки, устроенные в их покрытии.

При отсутствии в здании систем противодымной защиты или отказе их работы РТП должен принять меры по удалению дыма и ограниче­нию распространения огня на пути эвакуации с помощью передвижных средств: пожарные автомобили дымо­удаления, прицепные и переносные ды­мососы, а. также путем вскрытия окон и дверей.


 


При помощи автомобилей дымо-удаления или дымососов дым удаляют нагнетанием воздуха в лестничную клетку, лифтовые шахты и лифтовые холлы через вестибюли здания. Од­новременно осуществляют выпуск дыма в верхней части лестнично-лиф-тового узла через дымовые люки и оконные проемы. Варианты подачи воздуха в вестибюли зданий повы­шенной этажности автомобилем ды-моудаления приведены на рис. 10.5.

Организация тушения пожаров.По прибытии,на пожар работники дежур­ной службы пожаротушения или ру­ководства гарнизона пожарной ох­раны сразу создают оперативный штаб пожаротушения, организуют связь с боевыми участками и отдельными разведывательно-спасательными груп­пами. Боевые участки можно созда­вать со стороны каждой лестничной клетки. БУ одновременно обеспечи­вают тушение пожара и спасание по­страдавших. Для организации и про­ведения спасательных работ по пе­риметру здания, особенно по пожар­ным лестницам, с разных сторон со­здают боевые участки и придают


им необходимое количество спаса­тельных средств. В отдельных случаях при развившихся пожарах в зданиях с коридорной планировкой боевые участки создают в нескольких этажах со стороны одной лестничной клетки, а для координации их работы назна­чают одного опытного работника— начальника сектора.

Из лиц начальствующего состава, прибывших на пожар, назначают от­ветственных за проведение эвакуа-ционно-спасательных работ, органи­зацию работы газодымозащитной службы, соблюдение правил техники безопасности, обеспечение беспере­бойной работы пожарной техники и др.

В процессе тушения пожара РТП должен постоянно поддерживать связь с ЦППС, а старший диспетчер ЦППС при получении сведений по телефону с места пожара должен немедленно сообщить РТП место на­хождения людей, которым необхо­дима помощь, их состояние и коли­чество.

Представляют сложность в ту­шении пожары, происходящие в верх­ней зоне зданий повышенной этаж-


ности. В первую очередь включают насосы-повысители и вводят стволы от внутреннего противопожарного во­допровода. Одновременно производят прокладку магистральных и рабочих линий от пожарных машин, установ­ленных на водоисточники у места пожара.

Для подачи стволов в верхние эта­жи рукавные линии прокладывают внутри зданий между маршами, а также с наружной стороны зданий. Наиболее целесообразно рукавные ли­нии собирать из скаток, поднятых на высоту с помощью лифтов или по мар­шевым лестницам и спускать их вниз или поднимать по автолестни­цам, коленчатым автоподъемникам и по спасательным веревкам. Для подъема рукавов используют спа­сательные веревки длиной 50—60 м, специальные кронштейны с блоками, которые закрепляют за подоконники и ве$^них этажах зданий и другие приспособления.


 


Подача воды к стволам при ту­шении пожаров в верхней зоне зда­ний может осуществляться пожар­ными насосами по различным схе­мам, приведенным на рис. 10.6. На высоту до 15-го этажа включительно при расположении водоисточников на расстоянии 60—80 м от здания воду к стволам можно подавать од­ним автонасосом. Воду к стволам, расположенным до 20-го этажа вклю­чительно, подают перекачкой из на­соса в насос, при этом один из насосов устанавливают непосредст­венно у здания, а второй на водо­источник. Напоры на насосах по­жарных автомобилей указаны в табл. 10.1.

Рабочие линии при подаче стволов в верхнюю зону зданий повышенной


этажности присоединяют к разветвле­ниям, которые устанавливают у зда­ний, а также на горящем этаже или нижерасположенном. От разветвле­ний, установленных у зданий, подают не более двух рабочих линий, а один штуцер всегда оставляют свободным для выпуска воды из рукавных линий при их уборке. При расположении разветвлений в верхних этажах на этой же магистральной линии у зда­ния устанавливают второе развет­вление для спуска воды или для этих целей оставляют свободным один шту­цер пожарных насосов (рис. 10.7).

Воду в верхние этажи подают по­жарными машинами по сухотрубам с последующей подачей стволов через внутренние пожарные краны.

Для подачи воды на тушение по­жаров в зданиях выше 20-го этажа используют промежуточные эластич­ные емкости объемом 2—3 м3, а в ка­честве насосов — переносные пожар­ные мотопомпы.

Все рукавные линии основные и резервные, проложенные в верхние этажи, надежно закрепляют через каждые 20 м (одна задержка на ру­кав), а для контроля за их работой в местах крепления выставляют пос­ты с резервными рукавами в скатах.

Для оказания помощи РТП на все


здания повышенной этажности раз­рабатывают оперативные карточки, а на гостиницы и административные здания — оперативные планы ту­шения пожаров, в которых указы­вают: наличие систем дымоудаления и порядок их приведения в действие; наличие и расположение в здании незадымляемых лестничных клеток, межквартирных переходов, специаль­ных лифтов для подъема пожарных, характеристику внутреннего проти­вопожарного водопровода, порядок включения насосов-повысителей, рас­положение внутренних пожарных кра­нов и кнопок для включения насосов, диаметр и вид соединительных го­ловок, наличие и места подключения рукавных линий к сухотрубам; воз­можные места установки автолестниц, коленчатых автоподъемников, поря­док эвакуации людей из этажей, превышающих длину лестниц и авто­подъемников; расчет количества раз­ведывательно-спасательных групп; наиболее целесообразные схемы бое­вого развертывания; наличие систем оповещения о пожаре и управления эвакуацией и др.

Необходимо в расписании выезда на пожар в здания повышенной этаж­ности по первому сообщению предус­матривать выезд пожарных автолест­ниц, коленчатых автоподъемников, автомобилей дымоудаления и дымо­сосов большой производительно­сти, автомобилей связи и освещения, ГДЗС, аварийных служб города, а также сообщать о выезде на пожары в диспетчерскую службу ДЭЗа, ЖЭКа или домоуправления.