Специальная психологическая подготовка РТП
Характерное отличие специальной психологической подготовки от общепрофессиональной заключается в том, что она осуществляется на различных элементах учебно-тренировоч-
ного психологического комплекса или в полигонных условиях.
В процессе психологической подготовки в аудиторных условиях у обучаемых главным образом вырабатывается устойчивость организма к преодолению воздействия эмоциональных стрессов, а на элементах психологического комплекса или в полигонных условиях — к воздействию физиологических факторов.
В то же время резко разграничивать влияние этих стрессов на человека очень трудно. Так, эмоциональные стрессы зависят от физиологических особенностей организма человека и наоборот. Поэтому можно сказать, что в полигонных условиях вырабатывается комплексная устойчивость организма к воздействию различных факторов пожара в возможных условиях обстановки на пожарах.
В настоящее время для аудиторной психологической подготовки РТП в гарнизонах пожарной охраны городов Днепропетровска, Львова, Горького и др. используются тренажеры индивидуальной подготовки, т. е. комнаты без естественного освещения, с вибрирующим полом, динамиком для создания шумового фона, имеющего место на пожаре (крики о помощи, потрескивания),с электронно-обучающей машиной, в которой заложены схемы различной планировки и назначения зданий, радиостанцией, микрофоном для отдачи распоряжений и различной справочной литературой. На данном тренажере проводится начальная подготовка и последующая, предполагающая наращивание сложности принимаемых решений: работа в КИПах, тренировка в отдаче распоряжений в экстремальных условиях. Все решения РТП записываются на магнитную ленту и проводится анализ и обобщение принятых решений.
В процессе индивидуальной подго-говки РТП в камере-тренажере снимаются данные по состоянию кровяного давления, частоте пульса и т. п.
В учебных кабинетах по подготовке РТП могут применяться видеомагнитофоны, которые весьма эффек-
тивны с психологической точки зрения при разборе и оценке действий обучаемых, выполнявших те или иные функции по руководству тушением пожара.
Для показа вариантов тушения опытных и реальных пожаров, а также материалов по проведению учений в кабинетах используется показ кинофильмов. В перерывах между показом кинофильмов отрабатывают вопросы деятельности РТП, обсуждая с обучаемыми факты из фильма.
Наибольший эффект обучения в кабинетах получают, используя микрокалькуляторы или ЭВМ вычислительных центров учебного заведения (в гарнизоне) при проведении командно-штабных учений.
В крупных гарнизонах пожарной охраны имеются специальные опытно-исследовательские полигоны, а в большинстве — полосы психологической подготовки или учебно-тренировочные комплексы. Это объекты, представляющие собой основную материальную базу практической подготовки РТП на местности (см. рис. 9.1).
Опытно-исследовательские полигоны создают по отраслевому принципу и на основе индивидуальных проектов: по тушению пожаров нефтяных, газовых фонтанов, на складах лесоматериалов и т. п.
Для повышения практической подготовки начсостава в оперативно-тактическом отношении оборудуют кабинеты деловых игр, в которых установлены электрифицированный полигон-тренажер, состоящий из трех основных узлов (промышленный, жилой и сельскохозяйственный, объединенные на одном подмакетнике) и светового табло, для решения пожар-но-тактических задач.
Пульт преподавателя служит для запуска в работу выбранного объекта, включения схемы распространения пожара в ручном или автоматическом режиме (скорость распространения огня выбирается в интервале от 30 до 5 с между стадиями), имитации условий, характеризующих обстановку пожара, а также для -
выдачи линейной скорости распространения пожара и требуемой интенсивности подачи огнетушащего средства.
Все манипуляции преподавателя отражаются на световом табло, где слушатели могут видеть:
назначение объекта, где произошел условный пожар;
форму распространения и основные параметры пожара в динамике; условия, характеризующие обстановку («ночь», «задымление», «люди», «зима» и т. д.);
линейную скорость распространения горения;
требуемую интенсивность подачи огнетушащего вещества.
На демонстрационной зоне выбранного преподавателем объекта включается подсветка ближайших водоисточников и мерцающим светом указывается очаг пожара. В соответствии с заданной преподавателем скоростью роста площади пожара происходит увеличение площади горения до заданных пределов.
Одновременно на экране от диапроектора «Протон» высвечивается план горящего помещения (этажа) с указанием изменяющейся площади пожара. В целях создания обстановки, приближенной к боевой, кабинет оборудован устройством для создания светового эффекта (установлены проблесковые маяки), электронными часами с цифровым изображением для контроля отсчета времени на принятие решения, громкоговорящей установкой и радиостанцией для отработки отдачи приказаний и команд, а также для передачи информации на пункт связи части (ЦППС).
Стереофонический магнитофон позволяет создать шумовой эффект. Кроме полигона-тренажера используют комплексы психологической подготовки, в которых размещают ряд помещений с изменяемой планировкой для тренировки звеньев газодымоза-щитной службы (ГДЗС), комплексы оборудуют специальными туннелями по 5—10 м для тренировки по ведению разведки и спасанию людей.
Имеется и силовой тренажер для физической нагрузки после ликвидации условного пожара.
При наличии изменяющейся планировки руководитель занятия имеет возможность установить маршрут движения звена, создающий для пожарных непредвиденную обстановку. Га-зодымозащитники передвигаются, имея с собой рукавную линию, средства связи, облегченный лом, веревку и др. При входе звена в задымленную зону включают общий свет, проблесковые маяки, создают шумовые эффекты, а при входе в коридор проводится имитация пожара в «жилой комнате».
Звено следует по заданному маршруту и выполняет поставленную перед ним задачу. Затем возвращается на исходное положение по проводу переговорного устройства либо в «связке» следует по помещениям и возвращается через лаз.
Оборудованный тренажер позволяет проводить: обучение и тренировку командира звена ГДЗС по управлению звеном при передвижении, отысканию пострадавших, очага пожара, эвакуации пострадавших, поддержанию связи с постом безопасности; обучение и тренировку газодымоза-щитников по выполнению поставленных задач при сопровождении шумовых и световых эффектов; тренировку пожарного на посту безопасности по поддержанию связи со звеном ГДЗС и выполнению своих обязанностей; проведение разведки пожара с отысканием пострадавших и вынос их на свежий воздух; обнаружение очага пожара и ликвидация его.
Из краткого описания тренажера и метода подготовки можно сделать выводы, что при хорошей подготовительной работе занятия в КИПах на, комплексе психологической подготовки пожарных проходят интересно и способствуют выработке психической устойчивости командира звена ГДЗС и газодымозащитников при выполнении поставленных задач в обстановке, приближенной к реальным условиям работы на пожаре.
Л ДВА 10. ушение пожаров в гражданских зданиях |
Значение тактической и психоло-[ческой подготовки в гарнизонах зжарной охраны на современном эта-; неизмеримо возросло и будет воз-1стать в дальнейшем.
Особая роль в этих видах подго-)вки специалистов по тушению пожа-)в принадлежит начальствующему (ставу — наставнику, учителю, вос-1тателю, руководителю.
Конечный успех тактической и пси-логической подготовки в гарнизонах учебных заведениях пожарной охра-л зависит от педагогической и пси-логической подготовленности тех [ц, которые организуют эти виды •дготовки специалистов средней высшей квалификации и осущест-
[ЯЮТ ИХ.
Общая оперативно-тактическая ха-ктеристика зданий.Все жилые, об-ественные, административные и дру-е здания, предназначенные для бы-вых, общественных и культурных •требностей человека, относятся к ажданским зданиям. В зависимости
этажности их условно подразде-[ют на малоэтажные (до трех эта-гй), многоэтажные (от четырех до вяти этажей), повышенной этаж-'сти ^ (от десяти до двадцати пяти ажей) и высотные (более двадцати ти этажей). По виду строительных •териалов, из которых выполнены ены, гражданские здания подраз-ляются на деревянные, кирпичные, упноблочные и крупнопанельные, жстоуктивно, по условиям несения грузки здания бывают: с несущими гнами и каркасные, в которых вся грузка передается на каркас, т. е. стему колонн и горизонтальных огонов или ригелей.
По планировке этажей граждан-ие здания бывают с секционной коридорной планировкой. Секцион-
Педагогическое и психологическое мастерство, творческая деятельность любой личности в процессе обучения и воспитания определяются не только ее знаниями, получаемыми в учебных заведениях, но и эффективностью самостоятельной работы личности над собой по углублению, расширению имеющихся знаний и непрерывного приобретения практического опыта.
Контрольные вопросы
1.Количество и виды снарядов на тре
нировочной полосе.
2. Основные формы и виды психоло
гической подготовки РТП.
3. Дайте обоснование необходимости пси
хологической подготовки для пожарных и РТП.
ная планировка чаще всего встречается в жилых зданиях, где квартиры в каждой секции группируют вокруг лестничной клетки, куда каждая квартира имеет выход, коридорная планировка — в общественных зданиях, учебных заведениях, когда каждое помещение или группа помещений имеют непосредственные выходы в коридор.
По огнестойкости гражданские здания могут быть от I до V степени огнестойкости. Многоэтажные здания, здания повышенной этажности и высотные строят I и II степени огнестойкости, а малоэтажные здания могут строить III—V степени огнестойкости. Согласно СНиП 2.01.02—85 «Противопожарные нормы», в общественных зданиях I и II степени огнестойкости допускают применение металлических конструкций в междуэтажных и чердачных перекрытиях и покрытиях при условии защиты их огнезащитными красками, обеспечивающими предел огнестойкости не менее 0,75 ч, а в общественных зда-
ниях более этажей не менее 1 ч. В покрытиях зданий I и II степени огнестойкости допускается применение утеплителя из горючих материалов по железобетонным плитам и настилам.
В настоящее время в старом жилищном фонде городов еще много эксплуатируется, а в районах Сибири и Дальнего Востока продолжается строительство гражданских зданий III—V степени огнестойкости, многие конструкции которых выполнены из горючих материалов с пустотами. Здания III степени огнестойкости встречаются и многоэтажные с деревянными или металлическими балками перекрытий, защищенных штукатуркой. Предел их огнестойкости будет зависеть от толщины защитного слоя штукатурки. Практика показывает, что защитный эффект штукатурки примерно равен 15—20 мин, после чего деревянные конструкции загораются, а металлические интенсивно прогреваются. Предел огнестойкости перекрытий по деревянным несущим балкам приблизительно равен 30— 35 мин. Здания IV и V степени огнестойкости выполняют, как правило, из конструкций из горючих материалов. Предел огнестойкости бревенчатых и брусчатых стен зависит от их толщины. Так, при толщине стен 10— 25 см предел их огнестойкости—20— 25 мин. Каркасные стены при пожарах могут прогорать за 5—10 мин. Предел огнестойкости таких стен при заполнении каркаса трудногорючим материалом составляет около 30 мин. Предел огнестойкости деревянных конструкций, незащищенных от возгорания, зависит от их толщины и скорости прогорания вглубь, которая находится в пределах 1 —1,5 мм/мин.
В гражданских зданиях по всем этажам проходят инженерные коммуникации: системы отопления и вентиляции, электрические и газовые сети, мусоропроводы и др. В местах их прохода в стенах и перекрытиях устраивают отверстия или желобы. Пассажирские лифты в жилых и общественных зданиях строят тогда,
когда отметка пола верхнего этажа над уровнем тротуара равна 15 м и более, а в больницах, торговых учреждениях и других зданиях могут устраиваться и при меньшей высоте.
В жилых зданиях высотой 12 этажей и более, в общежитиях, гостиницах высотой 4 этажа и более, объемом до 25 000 м3 включительно, лечебно-профилактических учреждениях, детских яслях-садах, учебных заведениях, магазинах, вокзалах, Домах пионеров, Домах ребенка, предприятиях общественного питания и бытового обслуживания, школах-интернатах и других гражданских зданиях в зависимости от их объема и высоты устраиваются внутренние пожарные водопроводы. В зависимости от назначения и этажности в зданиях устраивают системы извещения и оповещения о пожарах, а также системы дымоудаления и подпора воздуха.
В настоящее время в жилищном строительстве преобладает крупнопанельное домостроение с применением бескаркасных конструктивных схем с несущими продольными и поперечными стенами. При строительстве административных, лечебных, общественных и других зданий используют каркасные конструктивные схемы. Характер конструктивных решений гражданских зданий определяет научно-технический уровень, развитие экономики и технический прогресс в строительной индустрии.