Специальная психологическая подготовка РТП

Характерное отличие специальной психологической подготовки от общепрофессиональной заключается в том, что она осуществляется на раз­личных элементах учебно-тренировоч-


ного психологического комплекса или в полигонных условиях.

В процессе психологической под­готовки в аудиторных условиях у обучаемых главным образом выраба­тывается устойчивость организма к преодолению воздействия эмоциональ­ных стрессов, а на элементах психо­логического комплекса или в полигон­ных условиях — к воздействию физио­логических факторов.

В то же время резко разграни­чивать влияние этих стрессов на че­ловека очень трудно. Так, эмоцио­нальные стрессы зависят от физиоло­гических особенностей организма че­ловека и наоборот. Поэтому можно сказать, что в полигонных условиях вырабатывается комплексная устойчи­вость организма к воздействию раз­личных факторов пожара в возмож­ных условиях обстановки на пожарах.

В настоящее время для аудитор­ной психологической подготовки РТП в гарнизонах пожарной охраны горо­дов Днепропетровска, Львова, Горь­кого и др. используются тренаже­ры индивидуальной подготовки, т. е. комнаты без естественного освещения, с вибрирующим полом, динамиком для создания шумового фона, имеющего место на пожаре (крики о помощи, потрескивания),с электронно-обучаю­щей машиной, в которой заложены схемы различной планировки и назна­чения зданий, радиостанцией, микро­фоном для отдачи распоряжений и различной справочной литературой. На данном тренажере проводится начальная подготовка и последующая, предполагающая наращивание слож­ности принимаемых решений: работа в КИПах, тренировка в отдаче распо­ряжений в экстремальных условиях. Все решения РТП записываются на магнитную ленту и проводится анализ и обобщение принятых решений.

В процессе индивидуальной подго-говки РТП в камере-тренажере сни­маются данные по состоянию кровя­ного давления, частоте пульса и т. п.

В учебных кабинетах по подго­товке РТП могут применяться видео­магнитофоны, которые весьма эффек-


тивны с психологической точки зрения при разборе и оценке действий обу­чаемых, выполнявших те или иные функции по руководству тушением пожара.

Для показа вариантов тушения опытных и реальных пожаров, а так­же материалов по проведению учений в кабинетах используется показ кино­фильмов. В перерывах между показом кинофильмов отрабатывают вопросы деятельности РТП, обсуждая с обу­чаемыми факты из фильма.

Наибольший эффект обучения в кабинетах получают, используя мик­рокалькуляторы или ЭВМ вычисли­тельных центров учебного заведения (в гарнизоне) при проведении команд­но-штабных учений.

В крупных гарнизонах пожарной охраны имеются специальные опытно-исследовательские полигоны, а в боль­шинстве — полосы психологической подготовки или учебно-тренировочные комплексы. Это объекты, представ­ляющие собой основную материаль­ную базу практической подготовки РТП на местности (см. рис. 9.1).

Опытно-исследовательские поли­гоны создают по отраслевому прин­ципу и на основе индивидуальных проектов: по тушению пожаров неф­тяных, газовых фонтанов, на складах лесоматериалов и т. п.

Для повышения практической под­готовки начсостава в оперативно-тактическом отношении оборудуют ка­бинеты деловых игр, в которых уста­новлены электрифицированный поли­гон-тренажер, состоящий из трех основных узлов (промышленный, жи­лой и сельскохозяйственный, объеди­ненные на одном подмакетнике) и светового табло, для решения пожар-но-тактических задач.

Пульт преподавателя служит для запуска в работу выбранного объек­та, включения схемы распростране­ния пожара в ручном или автома­тическом режиме (скорость распро­странения огня выбирается в интер­вале от 30 до 5 с между стадиями), имитации условий, характеризующих обстановку пожара, а также для -


выдачи линейной скорости распро­странения пожара и требуемой интен­сивности подачи огнетушащего сред­ства.

Все манипуляции преподавателя отражаются на световом табло, где слушатели могут видеть:

назначение объекта, где произошел условный пожар;

форму распространения и основные параметры пожара в динамике; усло­вия, характеризующие обстановку («ночь», «задымление», «люди», «зи­ма» и т. д.);

линейную скорость распростране­ния горения;

требуемую интенсивность подачи огнетушащего вещества.

На демонстрационной зоне выбран­ного преподавателем объекта включа­ется подсветка ближайших водоисточ­ников и мерцающим светом указыва­ется очаг пожара. В соответствии с заданной преподавателем скоростью роста площади пожара происходит увеличение площади горения до задан­ных пределов.

Одновременно на экране от диапро­ектора «Протон» высвечивается план горящего помещения (этажа) с указа­нием изменяющейся площади пожа­ра. В целях создания обстановки, приближенной к боевой, кабинет обо­рудован устройством для создания светового эффекта (установлены проблесковые маяки), электронными часами с цифровым изображением для контроля отсчета времени на принятие решения, громкоговорящей установкой и радиостанцией для отра­ботки отдачи приказаний и команд, а также для передачи информации на пункт связи части (ЦППС).

Стереофонический магнитофон позволяет создать шумовой эффект. Кроме полигона-тренажера ис­пользуют комплексы психологической подготовки, в которых размещают ряд помещений с изменяемой планировкой для тренировки звеньев газодымоза-щитной службы (ГДЗС), комплексы оборудуют специальными туннелями по 5—10 м для тренировки по веде­нию разведки и спасанию людей.


Имеется и силовой тренажер для физической нагрузки после ликвида­ции условного пожара.

При наличии изменяющейся пла­нировки руководитель занятия имеет возможность установить маршрут дви­жения звена, создающий для пожар­ных непредвиденную обстановку. Га-зодымозащитники передвигаются, имея с собой рукавную линию, средства связи, облегченный лом, веревку и др. При входе звена в за­дымленную зону включают общий свет, проблесковые маяки, создают шумовые эффекты, а при входе в ко­ридор проводится имитация пожара в «жилой комнате».

Звено следует по заданному марш­руту и выполняет поставленную перед ним задачу. Затем возвращается на исходное положение по проводу пере­говорного устройства либо в «связке» следует по помещениям и возвращает­ся через лаз.

Оборудованный тренажер позво­ляет проводить: обучение и трениров­ку командира звена ГДЗС по управле­нию звеном при передвижении, отыс­канию пострадавших, очага пожара, эвакуации пострадавших, поддержа­нию связи с постом безопасности; обучение и тренировку газодымоза-щитников по выполнению поставлен­ных задач при сопровождении шумо­вых и световых эффектов; трениров­ку пожарного на посту безопасности по поддержанию связи со звеном ГДЗС и выполнению своих обязанностей; проведение разведки пожара с отыс­канием пострадавших и вынос их на свежий воздух; обнаружение очага пожара и ликвидация его.

Из краткого описания тренажера и метода подготовки можно сделать выводы, что при хорошей подготови­тельной работе занятия в КИПах на, комплексе психологической подготов­ки пожарных проходят интересно и способствуют выработке психической устойчивости командира звена ГДЗС и газодымозащитников при выполне­нии поставленных задач в обстановке, приближенной к реальным условиям работы на пожаре.


 

Л ДВА 10. ушение пожаров в гражданских зданиях

Значение тактической и психоло-[ческой подготовки в гарнизонах зжарной охраны на современном эта-; неизмеримо возросло и будет воз-1стать в дальнейшем.

Особая роль в этих видах подго-)вки специалистов по тушению пожа-)в принадлежит начальствующему (ставу — наставнику, учителю, вос-1тателю, руководителю.

Конечный успех тактической и пси-логической подготовки в гарнизонах учебных заведениях пожарной охра-л зависит от педагогической и пси-логической подготовленности тех [ц, которые организуют эти виды •дготовки специалистов средней высшей квалификации и осущест-

[ЯЮТ ИХ.

Общая оперативно-тактическая ха-ктеристика зданий.Все жилые, об-ественные, административные и дру-е здания, предназначенные для бы-вых, общественных и культурных •требностей человека, относятся к ажданским зданиям. В зависимости

этажности их условно подразде-[ют на малоэтажные (до трех эта-гй), многоэтажные (от четырех до вяти этажей), повышенной этаж-'сти ^ (от десяти до двадцати пяти ажей) и высотные (более двадцати ти этажей). По виду строительных •териалов, из которых выполнены ены, гражданские здания подраз-ляются на деревянные, кирпичные, упноблочные и крупнопанельные, жстоуктивно, по условиям несения грузки здания бывают: с несущими гнами и каркасные, в которых вся грузка передается на каркас, т. е. стему колонн и горизонтальных огонов или ригелей.

По планировке этажей граждан-ие здания бывают с секционной коридорной планировкой. Секцион-

 


Педагогическое и психологическое мастерство, творческая деятель­ность любой личности в процессе обучения и воспитания определяются не только ее знаниями, получаемыми в учебных заведениях, но и эффек­тивностью самостоятельной работы личности над собой по углублению, расширению имеющихся знаний и непрерывного приобретения практи­ческого опыта.

Контрольные вопросы

1.Количество и виды снарядов на тре­
нировочной полосе.

2. Основные формы и виды психоло­
гической подготовки РТП.

3. Дайте обоснование необходимости пси­
хологической подготовки для пожарных и РТП.

ная планировка чаще всего встреча­ется в жилых зданиях, где квартиры в каждой секции группируют вокруг лестничной клетки, куда каждая квар­тира имеет выход, коридорная плани­ровка — в общественных зданиях, учебных заведениях, когда каждое помещение или группа помещений имеют непосредственные выходы в коридор.

По огнестойкости гражданские здания могут быть от I до V степени огнестойкости. Многоэтажные здания, здания повышенной этажности и вы­сотные строят I и II степени огне­стойкости, а малоэтажные здания могут строить III—V степени огне­стойкости. Согласно СНиП 2.01.02—85 «Противопожарные нормы», в общест­венных зданиях I и II степени огне­стойкости допускают применение ме­таллических конструкций в между­этажных и чердачных перекрытиях и покрытиях при условии защиты их огнезащитными красками, обеспе­чивающими предел огнестойкости не менее 0,75 ч, а в общественных зда-


ниях более этажей не менее 1 ч. В покрытиях зданий I и II степени огнестойкости допускается примене­ние утеплителя из горючих материа­лов по железобетонным плитам и на­стилам.

В настоящее время в старом жи­лищном фонде городов еще много эксплуатируется, а в районах Сибири и Дальнего Востока продолжается строительство гражданских зданий III—V степени огнестойкости, многие конструкции которых выполнены из го­рючих материалов с пустотами. Зда­ния III степени огнестойкости встре­чаются и многоэтажные с деревян­ными или металлическими балками перекрытий, защищенных штукатур­кой. Предел их огнестойкости будет зависеть от толщины защитного слоя штукатурки. Практика показывает, что защитный эффект штукатурки примерно равен 15—20 мин, после чего деревянные конструкции загора­ются, а металлические интенсивно прогреваются. Предел огнестойкости перекрытий по деревянным несущим балкам приблизительно равен 30— 35 мин. Здания IV и V степени огне­стойкости выполняют, как правило, из конструкций из горючих материа­лов. Предел огнестойкости бревенча­тых и брусчатых стен зависит от их толщины. Так, при толщине стен 10— 25 см предел их огнестойкости—20— 25 мин. Каркасные стены при пожарах могут прогорать за 5—10 мин. Пре­дел огнестойкости таких стен при за­полнении каркаса трудногорючим ма­териалом составляет около 30 мин. Предел огнестойкости деревянных конструкций, незащищенных от возго­рания, зависит от их толщины и ско­рости прогорания вглубь, которая находится в пределах 1 —1,5 мм/мин.

В гражданских зданиях по всем этажам проходят инженерные ком­муникации: системы отопления и вен­тиляции, электрические и газовые сети, мусоропроводы и др. В местах их прохода в стенах и перекрытиях устраивают отверстия или желобы. Пассажирские лифты в жилых и об­щественных зданиях строят тогда,


когда отметка пола верхнего этажа над уровнем тротуара равна 15 м и более, а в больницах, торговых уч­реждениях и других зданиях могут устраиваться и при меньшей высоте.

В жилых зданиях высотой 12 эта­жей и более, в общежитиях, гостини­цах высотой 4 этажа и более, объе­мом до 25 000 м3 включительно, ле­чебно-профилактических учреждени­ях, детских яслях-садах, учебных за­ведениях, магазинах, вокзалах, Домах пионеров, Домах ребенка, предприяти­ях общественного питания и бытового обслуживания, школах-интернатах и других гражданских зданиях в зави­симости от их объема и высоты устраиваются внутренние пожарные водопроводы. В зависимости от на­значения и этажности в зданиях устраивают системы извещения и опо­вещения о пожарах, а также систе­мы дымоудаления и подпора воз­духа.

В настоящее время в жилищном строительстве преобладает крупно­панельное домостроение с примене­нием бескаркасных конструктивных схем с несущими продольными и по­перечными стенами. При строитель­стве административных, лечебных, об­щественных и других зданий ис­пользуют каркасные конструктивные схемы. Характер конструктивных ре­шений гражданских зданий определя­ет научно-технический уровень, раз­витие экономики и технический про­гресс в строительной индустрии.