Методика психологической подготовки личного состава подразделений пожарной охраны

Психологическая подготовка—это довольно сложный вид профессио­нальной подготовки, требующий высо­кого уровня научно-психологической подготовленности руководителей заня­тий, методического мастерства и ма­териально-технического обеспечения.

Методика психологической подго­товки, обладая общими основами с методикой других направлений про-


положительные стороны и недостатки в подготовке подразделений, органи­зации службы и тушения пожаров, разрабатываются мероприятия по по­вышению боеготовности частей и гар­низонов пожарной охраны, улучшению организации и культуры тушения по­жаров. Все это должно находить отра­жение в текущих и перспективных планах работы.

Результаты анализа обсуждаются на служебных совещаниях, разборах пожаров, а также используются УПО, ОПО при разработке обзоров, указа­ний и других документов по вопросам службы, подготовки и пожаротуше­ния.

Контрольные вопросы

1. Цель и задачи пожарно-тактической
подготовки личного состава пожарных под­
разделений.

2. Основные принципы, формы и методы
пожарно-тактической подготовки личного сос­
тава пожарной охраны.

3. Сходство и различие в методике
подготовки руководителя и личного состава
караула к классно-групповому и практичес­
ким занятиям на объекте.

4. Разработка тактического замысла.

5. Деятельность руководителя занятий на
каждом этапе подготовки.

фессиональной подготовки, имеет свои особенности.

Немалую роль в ней играют вопро­сы вооружения личного состава спе­циальными знаниями, решающее зна­чение принадлежит все же вопросам практического обучения, воспроизве­дению как внешних условий боевых действий, так и внутренних, психоло­гических — тех, что характерны для деятельности по тушению пожаров.

Приближение условий на занятиях к реальным боевым по внешним ха­рактеристикам (оказывающим и соот-


ветствующее психологическое воздей­ствие) достигается выбором места, времени и условий их проведения, имитацией факторов пожара, факти­ческим использованием средств туше­ния.

Внутренние психологические усло­вия по тушению пожаров могут до­полнительно наполнять занятия эле­ментами внезапности, высокой ско­рости, быстрого изменения обстанов­ки, нешаблонности, высокой ответ­ственности и самостоятельности, про­тиводействия стресс-факторам, интен­сивности наращивания, сложности от­рабатываемых задач, длительности воздействия больших нагрузок и т. п.

Необходимо подчеркнуть роль уве­ренности каждого пожарного в себе, в своих товарищах, в надежности бое­вой техники, в РТП. Надежные пред­посылки ее формируются при проведе­нии политико-воспитательной работы, политических занятий, при сплочении коллектива боевого расчета и возник­новении в нем подлинно коллекти­вистских отношений. Уверенность крепнет и вместе с повышением про­фессионального мастерства, боевого опыта. Ознакомление с различными сложными случаями тушения пожаров у молодых пожарных может порож­дать и определенную неуверенность. Нужно постоянно помнить о том, что у личного состава должно быть сфор­мировано правильное понимание труд­ностей тушения пожаров, уважитель­ное отношение к ним и в то же время уверенность в возможности их успеш­ного преодоления на основе высокого профессионального мастерства, спло­ченности коллектива подразделения и личной психологической, подготовлен­ности. Приходится считаться также с возможностью возникновения само­уверенности. Психологи различают первичную беспечность и вторичную. Пренебрежение опасностью обычно возникает у новичков в связи с незна­нием и непониманием, ее, но оно может возникнуть и у опытных бойцов, не раз смотревших в глаза смерти, проявиться как вторичная, неоправ­данная беспечность, самоуверенность.


Из общей статистики травматизма известно, что наибольший процент несчастных случаев связан именно с вторичной беспечностью, и этому нужно уделять внимание.

Специального внимания требует формирование у личного состава пра­вильных представлений о всех факто­рах и вариантах боевой обстановки. Каждому пожарному нужно отчетливо представлять, что ждет его в боевой обстановке, с какими трудностями он встретится, как их преодолеет. Пси­хологическая роль этих представле­ний очень важна: трудности становят­ся ожидаемыми, предвиденными, а это создает определенную психологичес­кую готовность к встрече с ними, повышает психологическую устойчи­вость. В боевой обстановке отсут­ствие этих представлений приводит к восприятию ее факторов как внезап­ных, неожиданных, к повышению пси­хологического воздействия на личный состав.

Если пожарному что-то неизвестно, то в боевой обстановке это становит­ся дополнительным источником повы­шенного психологического напряже­ния, испуга и страха. Примитивные представления о том, как все будет происходить в боевой обстановке, особенно в начальный период тушения сложных пожаров,— глубокий психо­логический источник упрощенчества в обучении.

Формирование представлений о сложности обстановки на пожарах у личного состава происходит на заня­тиях по пожарно-тактической подго­товке и т. п. На новичков такие занятия могут произвести неблаго­приятное, устрашающее действие, по­родить мнение о неизбежности гибели или невозможности решать боевые за­дачи. Поэтому на занятиях важно показать реальные трудности (ведь в реальной обстановке пожарный обяза­тельно столкнется с большими труд­ностями), но не запугивать молодых, не допускать возникновения у них чувства обреченности и бессилия. Для этого ознакомление с возможной по­жарной обстановкой следует делать


постепенно и тактично. Нельзя сразу обрушивать на новичков лавину стра­хов, обязательно нужно раскрывать возможности успешных действий, на­пример, на личном опыте убедить каж­дого в надежности защитных средств» пожарных.

Помимо разъяснений, при прове­дении психологической подготовки большое значение приобретает непо­средственное ознакомление пожарных с факторами боевой обстановки, реальный показ опасных факторов. Каждому надо привыкнуть к «жару» огня, треску разрушающихся кон­струкций, виду бушующей стихии, разъедающему глаза дыму, крику жертв пожара и др. Все то, что пожар­ный никогда не видел, не слышал или не чувствовал лично, скорее всего ста­нет причиной серьезных психологи­ческих нагрузок, которые возможно приведут к ошибкам и промахам. Вот почему необходима правдопо­добная имитация или воспроизводство всех опасных факторов пожара в учебных условиях либо демонстрация их с помощью наглядных и техни­ческих средств.

Важнейшее значение имеют изоб­ретательность и умелое применение различных методов и приемов моде­лирования внутренних, психологичес­ких трудностей мотивационного, поз­навательного, эмоционально-волево­го и психофизиологического характе­ра.

Опасность, риск, высокая ответст­венность, воспроизводимые в учебных условиях путем имитации тушения пожара с огнем, высокой температу­рой, задымленностью и загазован­ностью, в стесненных помещениях, в подвалах, на большой высоте, при от­работке действий в средствах инди­видуальной защиты, призваны разви­вать у личного состава смелость, самообладание, стойкость к опасным факторам пожара, умение выполнять профессиональные действия при боль­шом внутреннем напряжении.

Достигается это не только комплек­сной и крупномасштабной имитацией пожара, но и созданием обстановки,


когда пожар не удается потушить обычными средствами, не сразу, не с первой попытки, когда возникают значительные помехи, повреждаются технические средства тушения, исчер­пываются запасы воды или пены, вы­ходит из строя часть личного состава.

Обстановка, требующая проявле­ния самостоятельности и инициативы и способствующая развитию соответ­ствующих качеств у пожарных, может быть создана условным выводом из строя средств связи или РТП и его заместителей, умышленной подачей меньшего числа команд и указаний и отдачей распоряжений типа «Действо­вать самостоятельно», «Решать на месте, по обстановке». Действия в ус­ловиях задымления, в стесненных и изолированных друг от друга помеще­ниях, в индивидуальных средствах защиты также побуждают к проявле­нию самостоятельности.

Насыщенность обстановки занятий элементами новизны, необычности, неопределенности формирует стой­кость к новому и неожиданному, готовность к гибким, учитывающим изменения обстановки действиям, побуждает к активному поиску новых способов действий, будит творческую мысль, развивает находчивость, уме­ние сохранять самообладание, готов­ность к боевым действиям в любой момент. Она создается переменой мест занятий, отказом от шаблонного пов­торения условий при их проведении, введением в обстановку таких изме­нений, которые не дают возможности бездумно использовать ранее отрабо­танные способы действий. Может быть применен такой методический прием, как намеренно резкое изменение предварительно обучаемых плана занятия.

Этим же целям служит внезапное объявление тревог с переходом к учеб­ным действиям в обстановке, приб­лиженной к боевой, проведение заня­тий в высоком темпе, постоянная смена обстановки и внезапное вве­дение в действие средств имитации, резкие усложнения обстановки.

Условия больших нагрузок нужны


для развития выносливости, умения сохранять самообладание, высокое качество действий при усталости и даже изнуренности, развитие волевых качеств. Они создаются не только имитацией сложной обстановки, но и длительностью напряженных дейст­вий, многократным повторением без перерыва даже простых действий, уве­личением времени для проведения занятий после тушения пожара, когда пожарные уже устали, или ночью.

Эти и другие приемы психологи­ческого моделирования реальной бое­вой обстановки могут и должны при­меняться не только в ходе специаль­ных занятий по психологической под­готовке, но и на всех пожарно-строевых и пожарно-тактических заня­тиях. По существу каждое действие должно быть отработано в условиях максимально приближенных к реаль­ным, «закалено» психологическими трудностями.

Следует учитывать, что индиви­дуальная психологическая подготов­ленность не может достигнуть высше­го уровня в условиях строго инди­видуальной подготовки. Реально дей­ствовать каждому пожарному придет­ся в составе группы, а это требует умения согласовывать свои действия с действиями других. Кроме того, в условиях групповых действий созда­ются условия, более близкие к реаль­ным, боевым. Поэтому, хотя начинать надо с индивидуальной психологичес­кой подготовки, переход к отработке действий в составе группы не следует слишком затягивать: если индиви­дуальные действия в целом будут выполняться правильно, то автомати­зацию их можно осуществлять уже в процессе отработки групповых действий. Если отрабатываются очень важные индивидуальные действия, где ошибки совершенно нетерпимы, пере­ход к групповым действиям лучше осуществлять при более высоком уров­не индивидуальной подготовки.

При психологической подготовке боевого расчета к действиям в слож­ных условиях последовательно про­ходят три этапа: отработка организа-


ции, тактической тренировки и форми­рование боевой готовности. В соот­ветствии с ними ставятся психологи­ческие цели, создаются условия, подбираются трудности, осуществля­ются приемы моделирования.

Первый этап предполагает реше­ние проблем и трудностей взаимодей­ствия. При проведении занятий дости­гается слаженность действий, взаимо­понимание в простой обстановке. На втором этапе отрабатываются типо­вые действия боевого расчета в усло­виях постоянного наращивания слож­ности боевой обстановки. Это основ­ной этап групповой психологической подготовки, требующий значительно­го числа практических занятий на местности. Показателем его освоения служат грамотные и безошибочные действия боевого расчета в типичных вариантах тушения пожаров. При этом формируются навыки взаимопо­нимания и совместных действий. Тре­тий этап преследует цель закалить коллектив подразделений в преодоле­нии трудностей наивысшей профес­сиональной и психологической слож­ности, сформировать умение действо­вать гибко при любых вариантах бое­вой обстановки. Даже при тушении пожаров в самых неожиданных усло­виях боевой расчет должен обладать умением быстро и правильно решать творческие задачи, совместно нахо­дить новые и не заготовленные зара­нее решения. На этом высшем этапе все трудности тушения пожаров вос­производятся в комплексе, создаются почти безвыходные ситуации, условно выводится из строя часть личного состава, техники и т. п.

В психологической подготовке не­обходимо всегда придерживаться об­щих методических правил последова­тельности: от простого — к сложному, от известного — к неизвестному. Сначала личный состав отрабатывает то или иное действие в обычных ус­ловиях, затем они постепенно услож­няются и доводятся до максимально приближенных к боевым.

Наконец, важный вопрос общей ме­тодики психологической подготовки —


вопрос о количестве и периодич­ности занятий. Если учитывать, что психологическая подготовка должна проводиться в ходе занятий по пожар-но-строевой, пожарно-тактической и физической подготовке, то фактически речь должна идти о непрерывном ее проведении. Когда есть хоть малейшая возможность внести вклад в повыше­ние психологической подготовленно­сти личного состава, ее необходимо использовать.

Предпочтение целесообразно отда­вать формам занятий, условиям и приемам, имеющим наибольшую пси­хологическую эффективность.

При таком непрерывном проведе­нии результаты психологической под­готовки окажутся наиболее высоки­ми.

Если же говорить о специальных формах и методах психологической подготовки (занятиях на психологи­ческой полосе, на полигонах и др.), то вопрос о периодичности остается еще не выясненным, нуждающимся в исследовании. Известно, что знания, навыки и умения, не подкрепляемые* на практических занятиях, постоянно ослабевают, разрушаются. Поэтому в практике профессиональной подго­товки проводятся повторные занятия с целью поддержать и повысить уро­вень подготовленности.

Для опытных специалистов интер­вал между занятиями может быть и большим. Эти общие данные в основном имеют отношение к психо­логической подготовке пожарных и могут быть использованы в качестве общего ориентира для определения интервала между занятиями по их психологической подготовке.