Методика психологической подготовки личного состава подразделений пожарной охраны
Психологическая подготовка—это довольно сложный вид профессиональной подготовки, требующий высокого уровня научно-психологической подготовленности руководителей занятий, методического мастерства и материально-технического обеспечения.
Методика психологической подготовки, обладая общими основами с методикой других направлений про-
положительные стороны и недостатки в подготовке подразделений, организации службы и тушения пожаров, разрабатываются мероприятия по повышению боеготовности частей и гарнизонов пожарной охраны, улучшению организации и культуры тушения пожаров. Все это должно находить отражение в текущих и перспективных планах работы.
Результаты анализа обсуждаются на служебных совещаниях, разборах пожаров, а также используются УПО, ОПО при разработке обзоров, указаний и других документов по вопросам службы, подготовки и пожаротушения.
Контрольные вопросы
1. Цель и задачи пожарно-тактической
подготовки личного состава пожарных под
разделений.
2. Основные принципы, формы и методы
пожарно-тактической подготовки личного сос
тава пожарной охраны.
3. Сходство и различие в методике
подготовки руководителя и личного состава
караула к классно-групповому и практичес
ким занятиям на объекте.
4. Разработка тактического замысла.
5. Деятельность руководителя занятий на
каждом этапе подготовки.
фессиональной подготовки, имеет свои особенности.
Немалую роль в ней играют вопросы вооружения личного состава специальными знаниями, решающее значение принадлежит все же вопросам практического обучения, воспроизведению как внешних условий боевых действий, так и внутренних, психологических — тех, что характерны для деятельности по тушению пожаров.
Приближение условий на занятиях к реальным боевым по внешним характеристикам (оказывающим и соот-
ветствующее психологическое воздействие) достигается выбором места, времени и условий их проведения, имитацией факторов пожара, фактическим использованием средств тушения.
Внутренние психологические условия по тушению пожаров могут дополнительно наполнять занятия элементами внезапности, высокой скорости, быстрого изменения обстановки, нешаблонности, высокой ответственности и самостоятельности, противодействия стресс-факторам, интенсивности наращивания, сложности отрабатываемых задач, длительности воздействия больших нагрузок и т. п.
Необходимо подчеркнуть роль уверенности каждого пожарного в себе, в своих товарищах, в надежности боевой техники, в РТП. Надежные предпосылки ее формируются при проведении политико-воспитательной работы, политических занятий, при сплочении коллектива боевого расчета и возникновении в нем подлинно коллективистских отношений. Уверенность крепнет и вместе с повышением профессионального мастерства, боевого опыта. Ознакомление с различными сложными случаями тушения пожаров у молодых пожарных может порождать и определенную неуверенность. Нужно постоянно помнить о том, что у личного состава должно быть сформировано правильное понимание трудностей тушения пожаров, уважительное отношение к ним и в то же время уверенность в возможности их успешного преодоления на основе высокого профессионального мастерства, сплоченности коллектива подразделения и личной психологической, подготовленности. Приходится считаться также с возможностью возникновения самоуверенности. Психологи различают первичную беспечность и вторичную. Пренебрежение опасностью обычно возникает у новичков в связи с незнанием и непониманием, ее, но оно может возникнуть и у опытных бойцов, не раз смотревших в глаза смерти, проявиться как вторичная, неоправданная беспечность, самоуверенность.
Из общей статистики травматизма известно, что наибольший процент несчастных случаев связан именно с вторичной беспечностью, и этому нужно уделять внимание.
Специального внимания требует формирование у личного состава правильных представлений о всех факторах и вариантах боевой обстановки. Каждому пожарному нужно отчетливо представлять, что ждет его в боевой обстановке, с какими трудностями он встретится, как их преодолеет. Психологическая роль этих представлений очень важна: трудности становятся ожидаемыми, предвиденными, а это создает определенную психологическую готовность к встрече с ними, повышает психологическую устойчивость. В боевой обстановке отсутствие этих представлений приводит к восприятию ее факторов как внезапных, неожиданных, к повышению психологического воздействия на личный состав.
Если пожарному что-то неизвестно, то в боевой обстановке это становится дополнительным источником повышенного психологического напряжения, испуга и страха. Примитивные представления о том, как все будет происходить в боевой обстановке, особенно в начальный период тушения сложных пожаров,— глубокий психологический источник упрощенчества в обучении.
Формирование представлений о сложности обстановки на пожарах у личного состава происходит на занятиях по пожарно-тактической подготовке и т. п. На новичков такие занятия могут произвести неблагоприятное, устрашающее действие, породить мнение о неизбежности гибели или невозможности решать боевые задачи. Поэтому на занятиях важно показать реальные трудности (ведь в реальной обстановке пожарный обязательно столкнется с большими трудностями), но не запугивать молодых, не допускать возникновения у них чувства обреченности и бессилия. Для этого ознакомление с возможной пожарной обстановкой следует делать
постепенно и тактично. Нельзя сразу обрушивать на новичков лавину страхов, обязательно нужно раскрывать возможности успешных действий, например, на личном опыте убедить каждого в надежности защитных средств» пожарных.
Помимо разъяснений, при проведении психологической подготовки большое значение приобретает непосредственное ознакомление пожарных с факторами боевой обстановки, реальный показ опасных факторов. Каждому надо привыкнуть к «жару» огня, треску разрушающихся конструкций, виду бушующей стихии, разъедающему глаза дыму, крику жертв пожара и др. Все то, что пожарный никогда не видел, не слышал или не чувствовал лично, скорее всего станет причиной серьезных психологических нагрузок, которые возможно приведут к ошибкам и промахам. Вот почему необходима правдоподобная имитация или воспроизводство всех опасных факторов пожара в учебных условиях либо демонстрация их с помощью наглядных и технических средств.
Важнейшее значение имеют изобретательность и умелое применение различных методов и приемов моделирования внутренних, психологических трудностей мотивационного, познавательного, эмоционально-волевого и психофизиологического характера.
Опасность, риск, высокая ответственность, воспроизводимые в учебных условиях путем имитации тушения пожара с огнем, высокой температурой, задымленностью и загазованностью, в стесненных помещениях, в подвалах, на большой высоте, при отработке действий в средствах индивидуальной защиты, призваны развивать у личного состава смелость, самообладание, стойкость к опасным факторам пожара, умение выполнять профессиональные действия при большом внутреннем напряжении.
Достигается это не только комплексной и крупномасштабной имитацией пожара, но и созданием обстановки,
когда пожар не удается потушить обычными средствами, не сразу, не с первой попытки, когда возникают значительные помехи, повреждаются технические средства тушения, исчерпываются запасы воды или пены, выходит из строя часть личного состава.
Обстановка, требующая проявления самостоятельности и инициативы и способствующая развитию соответствующих качеств у пожарных, может быть создана условным выводом из строя средств связи или РТП и его заместителей, умышленной подачей меньшего числа команд и указаний и отдачей распоряжений типа «Действовать самостоятельно», «Решать на месте, по обстановке». Действия в условиях задымления, в стесненных и изолированных друг от друга помещениях, в индивидуальных средствах защиты также побуждают к проявлению самостоятельности.
Насыщенность обстановки занятий элементами новизны, необычности, неопределенности формирует стойкость к новому и неожиданному, готовность к гибким, учитывающим изменения обстановки действиям, побуждает к активному поиску новых способов действий, будит творческую мысль, развивает находчивость, умение сохранять самообладание, готовность к боевым действиям в любой момент. Она создается переменой мест занятий, отказом от шаблонного повторения условий при их проведении, введением в обстановку таких изменений, которые не дают возможности бездумно использовать ранее отработанные способы действий. Может быть применен такой методический прием, как намеренно резкое изменение предварительно обучаемых плана занятия.
Этим же целям служит внезапное объявление тревог с переходом к учебным действиям в обстановке, приближенной к боевой, проведение занятий в высоком темпе, постоянная смена обстановки и внезапное введение в действие средств имитации, резкие усложнения обстановки.
Условия больших нагрузок нужны
для развития выносливости, умения сохранять самообладание, высокое качество действий при усталости и даже изнуренности, развитие волевых качеств. Они создаются не только имитацией сложной обстановки, но и длительностью напряженных действий, многократным повторением без перерыва даже простых действий, увеличением времени для проведения занятий после тушения пожара, когда пожарные уже устали, или ночью.
Эти и другие приемы психологического моделирования реальной боевой обстановки могут и должны применяться не только в ходе специальных занятий по психологической подготовке, но и на всех пожарно-строевых и пожарно-тактических занятиях. По существу каждое действие должно быть отработано в условиях максимально приближенных к реальным, «закалено» психологическими трудностями.
Следует учитывать, что индивидуальная психологическая подготовленность не может достигнуть высшего уровня в условиях строго индивидуальной подготовки. Реально действовать каждому пожарному придется в составе группы, а это требует умения согласовывать свои действия с действиями других. Кроме того, в условиях групповых действий создаются условия, более близкие к реальным, боевым. Поэтому, хотя начинать надо с индивидуальной психологической подготовки, переход к отработке действий в составе группы не следует слишком затягивать: если индивидуальные действия в целом будут выполняться правильно, то автоматизацию их можно осуществлять уже в процессе отработки групповых действий. Если отрабатываются очень важные индивидуальные действия, где ошибки совершенно нетерпимы, переход к групповым действиям лучше осуществлять при более высоком уровне индивидуальной подготовки.
При психологической подготовке боевого расчета к действиям в сложных условиях последовательно проходят три этапа: отработка организа-
ции, тактической тренировки и формирование боевой готовности. В соответствии с ними ставятся психологические цели, создаются условия, подбираются трудности, осуществляются приемы моделирования.
Первый этап предполагает решение проблем и трудностей взаимодействия. При проведении занятий достигается слаженность действий, взаимопонимание в простой обстановке. На втором этапе отрабатываются типовые действия боевого расчета в условиях постоянного наращивания сложности боевой обстановки. Это основной этап групповой психологической подготовки, требующий значительного числа практических занятий на местности. Показателем его освоения служат грамотные и безошибочные действия боевого расчета в типичных вариантах тушения пожаров. При этом формируются навыки взаимопонимания и совместных действий. Третий этап преследует цель закалить коллектив подразделений в преодолении трудностей наивысшей профессиональной и психологической сложности, сформировать умение действовать гибко при любых вариантах боевой обстановки. Даже при тушении пожаров в самых неожиданных условиях боевой расчет должен обладать умением быстро и правильно решать творческие задачи, совместно находить новые и не заготовленные заранее решения. На этом высшем этапе все трудности тушения пожаров воспроизводятся в комплексе, создаются почти безвыходные ситуации, условно выводится из строя часть личного состава, техники и т. п.
В психологической подготовке необходимо всегда придерживаться общих методических правил последовательности: от простого — к сложному, от известного — к неизвестному. Сначала личный состав отрабатывает то или иное действие в обычных условиях, затем они постепенно усложняются и доводятся до максимально приближенных к боевым.
Наконец, важный вопрос общей методики психологической подготовки —
вопрос о количестве и периодичности занятий. Если учитывать, что психологическая подготовка должна проводиться в ходе занятий по пожар-но-строевой, пожарно-тактической и физической подготовке, то фактически речь должна идти о непрерывном ее проведении. Когда есть хоть малейшая возможность внести вклад в повышение психологической подготовленности личного состава, ее необходимо использовать.
Предпочтение целесообразно отдавать формам занятий, условиям и приемам, имеющим наибольшую психологическую эффективность.
При таком непрерывном проведении результаты психологической подготовки окажутся наиболее высокими.
Если же говорить о специальных формах и методах психологической подготовки (занятиях на психологической полосе, на полигонах и др.), то вопрос о периодичности остается еще не выясненным, нуждающимся в исследовании. Известно, что знания, навыки и умения, не подкрепляемые* на практических занятиях, постоянно ослабевают, разрушаются. Поэтому в практике профессиональной подготовки проводятся повторные занятия с целью поддержать и повысить уровень подготовленности.
Для опытных специалистов интервал между занятиями может быть и большим. Эти общие данные в основном имеют отношение к психологической подготовке пожарных и могут быть использованы в качестве общего ориентира для определения интервала между занятиями по их психологической подготовке.