Техника безопасности при тушении пожаров
Охрана труда в пожарной охране регламентируется системой стандартов безопасности труда, санитарными нормами и соответствующими ведомственными документами «Правилами по технике безопасности в пожарной охране МВД СССР».
Руководство и ответственность за правильную постановку работы по технике безопасности, за соблюдение действующего законодательства, выполнение решений вышестоящих организаций и требований правил техники безопасности возлагается:
в пожарных частях — на начальников частей;
в дежурных караулах — на начальников караулов;
в отделениях — на командиров отделений;
при проведении занятий, учений, соревнований и при работе на пожаре — на руководителей занятий, учений, соревнований, руководителей тушения пожаров и лиц начальствующего состава, обеспечивающих выполнение работ на порученном участке.
В период боевых действий каждому его участнику может угрожать опасность.
Рассмотрим основные меры безопасности на отдельных этапах боевой работы пожарных подразделений.
При выезде и следовании на пожар.При сборе по тревоге пожарные не должны останавливаться в потоке, избегать толкотни. При спуске по столбу немедленно освободить место, т. е. быстро отойти от столба. Очередному пожарному можно спускаться только тогда, когда предшествующий отошел от столба.
Посадка в пожарные автомобили, как правило, производится в гараже. Если размеры гаража не позволяют, то посадку могут производить за воротами.
Из ворот автомобиль выезжает только после того, как боевой расчет занял свои места в автомобиле и двери кабины закрыты.
Для предупреждения городского транспорта и населения о выезде пожарных автомобилей из гаража зажигают специально устроенные светофоры. Если их нет, постовой у фасада обязан обеспечить безопасный выезд караула, используя специальные световые сигналы или флажки. Водители при выезде обязаны подавать предупредительные сигналы, в пути следования использовать правила движения для специальных автомобилей, оборудованных звуковым сигналом типа «сирена».
Во время движения пожарных автомобилей личный состав обязан находиться на местах боевого расчета, на ходу не открывать двери и не становиться на подножки.
По прибытии к месту вызова автомобиль останавливается у обочины проезжей части, личный состав выходит из автомобиля только по распоряжению командира отделения.
Запрещается устанавливать автомобиль поперек проезжей части дороги. Для обеспечения безопасности стоянки пожарный автомобиль в ночное время должен быть освещен габаритными огнями или другим способом.
При боевом развертываниипожарные автомобили устанавливаются на безопасном расстоянии и, как правило, с наветренной от пожара стороны с целью уменьшения воздействия дыма, газов, искр и теплового излучения. В случае необходимости принимаются меры к защите автомобилей с применением водяных или пенных струй, экранов или покрывал. Крышку пожарного гидранта открывают специальным крюком или ломом, следят за тем, чтобы крышка не попала на ноги.
Открытое пламя для освещения колодца гидранта применять нельзя, спускаться в колодец можно со спасательной веревкой и в средствах индивидуальной защиты органов дыхания только при необходимости.
Руководитель подразделения выбирает наиболее короткие, удобные и безопасные пути прокладки рукавных линий, освещая их в ночное время, и указывает их личному составу.
Ствольщику при подъеме с рукавной линией на высоту нельзя надевать на себя лямку, присоединенную к стволу, а также поднимать на высоту рукавную линию, заполненную водой.
Вертикальные рукавные линии закрепляют рукавными задержками из расчета одна задержка на рукав.
Воду в рукавную линию подают после того, как ствольщик занял боевую позицию и закрепил рукавную линию.
При проведении разведки и спасаниилюдей рассмотрены вопросы техники безопасности в работе газодымо-защитной службы на пожаре.
Глава 7. Управление силами и средствами на пожаре |
Спуск людей по наружным лестницам, начиная с третьего этажа и выше, проводят со страховкой спасательной веревкой, притом спуск людей по спасательным веревкам можно осуществлять лишь тогда, когда другие способы применить невозможно.
Спасание или самоспасание можно начинать, убедившись, что длина веревки обеспечивает спуск на землю (стилобат, балкон и т. п), спасательная петля на спасаемом надежно закреплена, а спасательная веревка правильно намотана на карабин.
Не допускается использование для спасания и самоспасания мокрых и не испытанных веревок.
При тушении пожаранеобходимо помнить, что соблюдение правил техники безопасности при тушении пожара является залогом успешного выполнения боевой задачи. При тушении пожаров в зданиях безопасность личного состава прежде всего зависит от прочности строительных конструкций, поэтому знание личным составом особенностей поведения конструкций в условиях пожара является обязательным.
На пожарах необходимо постоянно принимать меры к снижению воздействия на конструкции тепла. Не допускать увеличения нагрузки за счет излишне проливаемой воды, своевременно эвакуировать имущество и оборудование, снижать плотность дыма в помещении за счет подачи тонкораспыленной воды или установки дымососов.
На личный состав, особенно на ствольщиков, воздействует тепловое излучение, которое пожарный в боевой одежде может переносить только в течение определенного времени (табл. 6.1).
При интенсивности облучения 500—1000 Вт/м2 наступает граница возможности пребывания человека в этой зоне. Например, при горении штабелей лесоматериалов такая интенсивность наблюдается на расстоянии 10—15 м, интенсивность излучения достигает 4000—4500 Вт/м2, в этой зоне ствольщик должен работать в теплоотражательном костюме. При определении позиции ствольщиков необходимо определять пути отхода.
При работе пожарных на крыше и вообще на высоте необходимо страховаться веревками,использовать тросы, пожарные лестницы и т. п. Передвигаться по крыше следует осторожно, придерживаясь за конек. В зимнее время следует быть предельно внимательным. В опасных местах нельзя допускать скопления людей.
Пожарные лестницы применяют таким образом, чтобы обеспечить безопасный подъем, т. е. если пламя выбивается из окна, лестницу устанавливают в простенке, при перестановке лестницы обязательно предупреждают личный состав, поднявшийся по лестнице, и указывают место, куда переставлена лестница.
При вскрытии и разборке конструкций не рекомендуется сбрасывать конструктивные элементы и обломки, при возникновении такой необходимости место, куда сбрасывают конструкции, охраняют. Разборка конструкций не должна мешать боевой работе других подразделений. Вскрывать конструкции при наличии в них признаков скрытого горения необходимо после подачи стволов.
Если при разборке конструкций имеются газовые, теплофикационные, электрические или другие коммуникации и установки, нарушение которых
может привести к угрозе жизни и здоровью работающих, а также при работе в пожаро- и взрывоопасных помещениях, прежде всего принимают меры по их отключению или ограничению от повреждения.
При тушении пожара в условиях низких температур необходимо организовать своевременную подмену личного состава. На месте пожара должны быть пункты для обогрева и оказания медицинской помощи.
При сильном ветре необходимо следить за окружающей обстановкой, принимая своевременные меры по предупреждению новых очагов пожара, а также защите работающих от окружения огнем, падающих конструкций, предусматривать пути передислокации.
При горении нефтепродуктов в резервуарах расстановку техники и личного состава необходимо производить с учетом направления возможного разлива ЛВЖ и ГЖ в случае вскипания или выброса. Весь личный состав подразделений, не занятый в тушении, необходимо вывести из опасной зоны, а также оповестить весь личный состав о сигнале опасности и направлениях выхода из опасной зоны. При тушении таких пожаров всегда назначается ответственный за технику безопасности из числа начальствую-