Боевая работа специальных служб на пожаре

Работа газодымозащитной службы (ГДЗС). Для обеспечения работы лич­ного состава в непригодной для ды­хания среде во всех частях пожар­ной охраны МВД СССР личный со­став, выезжающий на тушение пожа­ров, а также весь начальствующий состав, привлекаемый к руководству тушением пожаров, включая руково­дителей УПО (ОПО), обеспечивается изолирующими противогазами.

Основные задачи ГДЗС на пожаре (при ликвидации аварий):


спасание людей и эвакуация иму­щества;

разведка по заданию РТП;

выполнение отдельных боевых за­дач по тушению пожара (работа со стволом, вскрытие конструкций);

создание условий для ликвидации пожара (выпуск дыма, удаление со­судов, веществ, из которых выделяют­ся отравляющие пары и газы).

РТП при постановке задач звеньям и отделениям ГДЗС должен иметь в виду, что обстановка может потребо­вать выполнения тяжелой работы в те­чение длительного времени в непри­годной для дыхания среде. Поэтому для наиболее экономного расходова­ния сил не следует использовать лич­ный состав ГДЗС для прокладки ру­кавных линий, вскрытия, разборки различных конструкций и выполне­ния других трудоемких работ в обычной атмосфере.

Если предстоит сложная и дли­тельная работа, РТП с самого начала предусматривает резерв личного со­става для подмены работающих газо­дымозащитников. Резерв должен быть готов в любое время оказать помощь работающему звену (отделению) ГДЗС или начать боевые действия по спасанию людей и тушению пожара при осложнении обстановки.

При массовом спасании людей или при необходимости работ в небольших по объему и площади помещениях, расположенных недалеко от выхода на чистый воздух, допускается на­правлять в непригодную для дыхания зону одновременно весь личный состав ГДЗС.

Работу звеньев газодымозащитной службы на пожарах возглавляют:

при работе одного караула — начальник дежурного караула или по его распоряжению командир отде­ления, в составе которого есть звено ГДЗС;

при работе на пожаре одновремен­но нескольких караулов — начальст­вующий состав пожарной охраны, назначенный РТП (начальником бое­вого участка);

при работе специального отделе-


ния ГДЗС — его командир или нач­состав пожарной охраны, назначен­ный РТП (начальником боевого уча­стка).

Если со звеном (отделением) в непригодную для дыхания среду идет старший начальник, то он включает­ся в состав звена (отделения) и руководит его работой.

Момент включения личного со­става в противогазы определяет ко­мандир, возглавляющий звено (отде­ление) ГДЗС, причем во всех слу­чаях включаться в них следует на чистом воздухе, возможно ближе к зо­не с непригодной для дыхания сре­дой. Для возвращения от места рабо­ты на чистый воздух необходимо оставить давление кислорода (сжато­го воздуха) в баллоне противогаза, равное падению давления при дви­жении к месту работ, плюс половина этого количества на непредвиденные случайности и плюс остаточное давле­ние в баллоне 2—3 МПа (20—30 ат), необходимое для нормальной работы редуктора противогаза. Пример.Перед входом в непригодную для дыхания среду давление кислорода (сжато­го воздуха) в баллоне противогаза равня­лось 20 МПа (200 ат). За время движения к месту работы оно упало до 18 МПа (180 ат), т. е. израсходовано 2 МПа (20 ат). Контрольное давление, при котором надо вы­ходить на чистый воздух, 20+10 + 30 = 60 ат (6 МПа). Следовательно, на боевую работу можно израсходовать 12 МПа (120 ат).

При возвращении газодымозащит-ников от места работы по лестни­цам из метро, многоэтажных подва­лов, трюмов кораблей запас кисло­рода (сжатого воздуха) на обратный путь должен быть увеличен. В этих случаях на непредвиденные обстоя­тельства резервируют давление в бал­лоне противогаза, равное падению давления при движении к месту ра­боты .

Минимальное давление кислорода (сжатого воздуха) для возвраще­ния звена (отделения) на чистый воз­дух устанавливает командир по пока­занию манометра противогаза газо-дымозащитника, у которого при вклю­чении в противогаз было наимень­шее давление в баллоне, а расход


кислорода (сжатого воздуха) при сле­довании к месту пожара работы и во время работы был максимальным.

При работе звеньев ГДЗС во всех случаях выставляются посты безопасности на чистом воздухе перед входом в непригодную для дыха­ния среду. Постовым назначают опыт­ного работника пожарной охраны.

Постовой поддерживает постоян­ную связь со звеном, работающим в непригодной среде для дыхания по переговорному устройству, радио или по другим средствам связи. Он проверяет число газодымозащит-ников, вошедших в задымленную (за­газованную) зону и вышедших из нее, фиксирует время ухода и возвраще­ния звена, давление кислорода (сжа­того воздуха) в баллонах противо­газов, рассчитывает контрольное вре­мя возвращения, поддерживает связь с РТП (начальником боевого участ­ка) , передавая ему по радио, телефо­ну или через связного информацию, полученную от командира звена. О нарушении связи со звеном или сооб­щении о несчастном случае он не­медленно докладывает РТП (началь­нику боевого участка) и действует в соответствии с его указаниями.

При сложных и затяжных пожа­рах (авариях) и работе на них не­скольких звеньев и отделений ГДЗС РТП организует контрольно-пропуск­ной пункт в специально отведенном месте (помещении). Начальником контрольно-пропускного пункта на­значают наиболее подготовленного и опытного командира. Ему в помощь для бесперебойной работы звеньев и отделений ГДЗС РТП выделяет необ­ходимое число личного состава. На контрольно-пропускном пункте сосре­доточивается необходимое число ре­зервных противогазов, баллонов с кислородом (сжатым воздухом), реге­неративных патронов, а также конт­рольные приборы для проверки про­тивогазов, дЪкументация, оборудова­ние, медикаменты и резервные звенья (отделения) газодымозащитников.

Зимой, чтобы предохранить газо­дымозащитников от простуды после


выхода из непригодной для дыхания среды, подготовляют помещение или автобус с отоплением.

Заменяют звенья, как правило, на чистом воздухе. При необходи­мости по решению РТП (начальника боевого участка) замену производят в непригодной для дыхания среде на боевых позициях. Сменившиеся звенья поступают в резерв.

В крупных гарнизонах пожарной охраны, охраняющих важные объек­ты химической, металлургической, де­ревообрабатывающей промышленнос­ти, судоремонтные и судостроитель­ные заводы, порты, организуют отде­ления газодымозащитной службы, снабженные специальными автомоби­лями ГДЗС и другой техникой, обес­печивающей эффективную борьбу с дымом и газами.

Отечественная промышленность в настоящее время выпускает автомоби­ли ГДЗС. Автомобиль оборудован ге­нератором переменного тока для при­вода электрифицированного инстру­мента.

Кроме генератора имеются асин­хронные преобразователи частоты то­ка для генерирования тока высокой частоты.

Автомобиль ГДЗС укомплектован дымососами, электробетоноломами, электродолбежниками, электропилами (консольной и дисковой), запасом электрического кабеля на катушках, приборами освещения.

Кроме того, на автомобиле выво­зят запасные противогазы, кисло­родные баллоны, регенеративные пат­роны, бензопилы, брезентовые полотна (перемычки) для борьбы с дымом, переговорные устройства, теплоотра-жательные костюмы и другое снаря­жение.

Выбор варианта боевого разверты­вания с подачей от автомобиля ГДЗС различного электрифицированного инструмента зависит от суммарной мощности инструментов и соответст­вующей ей мощности автомобиль­ного генератора переменного тока. Если аэрацией удалить дым невоз­можно, используют механическое пе-


ремещение газовых потоков дымососа ми: отсосом воздуха из помещени и нагнетания в него свежего (на ружного воздуха). Чаще всего эт приемы используют для повышени: нейтральной зоны в помещениях где очень трудно проделать дополни тельное отверстие (например, в под валах, холодильниках и т. д.).

Использовать дымососы для нагне тания рекомендуется в помещения: высотой до 6 м. В этом случае пр} работе дымососа дым как бы отжи мается подаваемым потоком свежеп воздуха и освобождает путь пожар ным.

Чтобы использовать дымосос дл? удаления продуктов горения, его уста­навливают в вытяжное отверстие и закрывают оставшуюся часть пере­мычкой из брезента. При этом умень­шают площадь приточных отверстий. Дымососы значительно облегчают работу личного состава, особенно если в сочетании с ними применяют брезентовые полотнища — перемыч­ки — для перекрывания путей рас­пространения дыма. Если позволяет обстановка на пожаре, одновременно устанавливают два дымососа: на вса­сывание дыма и на нагнетание све­жего воздуха.

Для управления газовыми пото­ками в помещениях (особенно на этажах зданий) в некоторых случаях можно использовать вентиляционные установки, а также системы кондицио­нирования воздуха, если их можно переключать только для работы на вытяжку. Возможность использования вентиляционных установок определя­ют работники пожарной охраны сов­местно с представителями объекта при его оперативно-тактическом изу­чении, разработке планов тушения, а в отдельных случаях во время раз­ведки. Обычно борьба с дымом эффек­тивна при подаче вентиляционных установок производительностью более 5000 м3/ч, если конструкции их вы­полнены из негорючих материалов. Вентиляционные системы, предназна­ченные для удаления и улавливания горючих твердых частиц или паров


жидкостей, нельзя использовать для борьбы с дымом, так как они обычно связаны воздухопроводами со всеми помещениями здания.

Работа отделений службы связи и освещения. Пожарные подразделения работают в различное время суток, причем нередко в помещениях с недостаточным освещением и плохой видимостью из-за плотного задымле­ния. При тушении любого пожара требуются четкое управление подраз­делениями, своевременная информа­ция ЦППС или пожарных частей об обстановке, организация взаимодейст­вий подразделений. Основные задачи службы связи и освещения на пожаре: организация и поддержание связи между оперативным штабом на пожа­ре, боевыми участками и тылом, между ЦППС и службами города; передача приказаний и распоряже­ний РТП исполнителям и т. п.; осве­щение затемненных помещений при разведке, в процессе спасания людей и тушения пожара;

освещение территории пожара ночью, а также помещений, не имею­щих освещения, где работают под­разделения пожарной охраны (мест разборки или вскрытия конструкций, водозащитных работ и др.);

питание электроэнергией электро­инструмента и работа с ним.

Устройство и техническое освеще­ние автомобилей связи и освещения (АСО) позволяют использовать их на пожаре одновременно для освеще­ния и связи.

Автомобиль связи и освещения, оборудованный электросиловой уста­новкой, радиостанцией, телефонным коммутатором и звукоусилительной установкой, может одновременно вы­полнять роль передвижных электро­станций для обеспечения электро­энергией аппаратуры освещения и пункта связи. Кроме того, эти автомо­били являются местом дисклокации оперативного штаба на пожаре. Рабо­той отделения службы связи и освеще­ния руководит командир отделения специальной службы.

Радиосвязь включается с момента


выезда АСО. В пути следования и после прибытия к месту вызова от­деление АСО поддерживает постоян­ную радиосвязь с ЦППС (рис. 6.6). Для организации связи используются автомобильные и носимые радиостан­ции, которыми оснащены АСО, пожар­ные подразделения, штабы пожароту­шения и руководящий состав пожар­ной охраны.

Наиболее удобным видом связи РТП с начальником штаба, а также с начальником боевых участков и тыла является носимая радиостанция.

В настоящее время применяют радиостанцию, радиус действия кото­рой для связи с аналогичной радио­станцией 2...2,5 км, а с радиостан­цией, установленной на автомобиле, 4...5 км. Радиостанции, работающие в одном диапазоне частот, обеспечи­вают двустороннюю связь в городах, сельской местности, на промышленных предприятиях в любое время суток. Кроме того, с помощью радиостан­ции можно установить связь внутри крупных промышленных цехов и в подвалах, хотя в этих условиях радио­связь работает неустойчиво.

Телефонную связь устанавливают на месте пожара по распоряжению


РТП (начальника оперативного шта­ба). Для связи с ЦППС, специаль­ными службами города, а также с другими абонентами городской теле­фонной станции (ГТС) коммутатор АСО соединяют с городской телефон­ной сетью одной или двумя линиями (одну — в коммутатор, другую — в штаб пожаротушения) путем подклю­чения к боксам, распределительным коробкам или абонентским розеткам (по договоренности с абонентом). Для линии используют двухпровод-ный телефонный кабель.

Телефонные линии от коммутатора АСО к боевым участкам, отдельно работающим подразделениям и в тыл прокладывают по указанию РТП (начальника оперативного штаба). В наиболее важных направлениях раз­вертывают по разным трассам две ли­нии (одну рабочую, вторую резерв­ную). Всего могут быть проложены шесть линий к боевым участкам и две линии к коммутаторным установкам.

На пожаре также используют звукоусилительную установку, вынос­ной микрофон, громкоговорители, ус­тановленные на крыше АСО, а также выносные громкоговорители, которые могут быть удалены от АСО на расстояние до 100 м (в радиусе длины кабеля). Звукоусилительной установ­кой передают команды и распоря­жения из штаба пожаротушения через выносной микрофон, а также с любо­го телефона, установленного от комму­татора АСО на месте пожара. Для этого звукоусилительную установку соединяют с телефонным коммутато­ром. При необходимости через уста­новку транслируют все распоряжения и команды РТП, передаваемые по радио. На пожарах начальствующий состав может использовать для отдачи распоряжений электромегафоны.

Средства освещения, имеющиеся на АСО, используют либо все одно­временно, либо часть из них .(во вто­ром случае запас мощности генерато­ра расходуют для работы электрифи­цированного инструмента). Для осве­щения мест пожара ночью или внутри помещений автомобиль связи и осве-


щения оснащен генератором, стацио­нарными и переносными прожекто­рами, системой проводов, объединяю­щих отдельные элементы силового оборудования, контрольно-измери­тельными приборами с другим обо­рудованием.

Для выяснения условий предстоя­щей работы со средствами освещения организуют разведку, которая уста­навливает необходимое число и мощ­ность прожекторов, места их установ­ки, пути прокладки кабельных линий. Кроме того, разведка выясняет, можно ли включить прожекторы и электро­инструмент в электрическую сеть вбли­зи места пожара.

После разведки проводят боевое развертывание отделения, которое включает доставку прожекторов к месту установки (работы) и проклад­ку к ним кабеля от автомобиля связи и освещения. В первую очередь ос­вещают пути, по которым эвакуируют людей. Прожекторы устанавливают на боевых позициях в безопасных местах. Нельзя прокладывать кабель там, где он может быть поврежден огнем, разбираемыми конструкциями или помешает эвакуации людей и бое­вому развертыванию.

Включают прожекторы в сеть перед входом в помещение. Взрывоопас­ные помещения освещают снаружи через окна. Ввод прожекторов в эти помещения допускается, если в них происходит горение. Луч света про­жектора направляют так, чтобы он не ослеплял людей.

В задымленных помещениях про­жекторы устанавливает личный состав отделения службы связи и освещения, если отделение имеет КИПы. Если их нет, личный состав подготавливает прожекторы к работе, а работает с ними в помещениях личный состав ГДЗС.

В случае неисправности генера­тора электросиловой установки или появления признаков, указывающих на выход его из строя, подключают распределительный щит автомобиля к внешней электросети. Расстояние от места подключения до автомобиля не


должно превышать 50 м. Параметры электросети должны соответствовать параметрам токоприемника: напряже­ние 220 В, частота тока 50 Гц.

Работа отделений технической службы. Для успешной борьбы с по­жарами часто требуется вскрыть и разобрать конструкции, пробить от­верстия в стенах и перекрытиях, создать нормальные условия для рабо­ты личного состава в задымленных помещениях и т. д. Кроме того, при­ходится выполнять аварийно-спаса­тельные работы, разбирать отдель­ные элементы зданий и сооружений после ликвидации пожара, удалять во-

ДУ-

Для проведения указанных работ

подразделения пожарной охраны имеют разнообразные технические средства и специальные автомобили технической службы. Автомобили тех­нической службы оборудуются ком­прессорами для снабжения сжатым воздухом пневмоинструмента и газо­струйного дымососа, генератором мощностью до 20 кВт для питания электроэнергией прожекторов и меха­низма подъемного крана грузоподъ­емностью до 3 т. Кроме того, авто­мобиль оборудован механической ле­бедкой (тяговое усилие 45 кН), тросом 70 м, двумя пневматичес­кими бетоноломами, тремя отбойными молотками, автогенорезательным ран­цевым аппаратом, бензомоторной пи­лой «Дружба», двумя переносными прожекторами мощностью по 300 Вт, комплектом диэлектрического снаря­жения, а также кабелем на катуш­ках и др.

В небольших гарнизонах пожарной охраны целесообразно иметь комби­нированный автомобиль технической службы, связи и освещения. Этот автомобиль оснащен средствами связи и освещения, дымососами, механизи­рованным инструментом и другим обо­рудованием.

Механизированный инструмент по виду питающей энергии и регулирую­щей части подразделяется на четыре группы (рис. 6.7). Им выполняют трудоемкие работы по вскрытию кон-


струкций, разборке частей зданий и завалов, пробивке отверстий в стенах и перекрытиях, резке деревянных и металлических конструкций и т. п. Применение того или иного механи­зированного инструмента определяет­ся обстановкой, сложившейся на по­жаре. Так, при тушении пожаров в пустотных деревянных конструкциях используются элекродолбежники, электрические и бензомоторные пилы, а также другие инструменты, при­меняемые для вскрытия и разборки конструкций.

Для пробивки отверстий в кир­пичных, железобетонных и других конструкциях на автомобилях техни­ческой службы имеются отбойные мо­лотки и бетоноломы.

Работа водозащитной службы. Во­да — наиболее распространенное ог-нетушащее средство. Вместе с тем она является причиной значительного ущерба, если при тушении пожара подают необоснованно большое число стволов, применяют внутри помещения стволы без перекрывных кранов или оставляют без присмотра действую­щие стволы и т. д. При пожарах на чердаках или верхних этажах зданий вода может промочить рас­положенные ниже перекрытия и пере­городки, задерживаясь на водоне­проницаемых участках, создает до­полнительную нагрузку на конструк­ции перекрытия, что иногда оказы­вается причиной их обрушения.

Для борьбы с водой пожарные подразделения оснащают специальны­ми средствами (брезентовыми полот­нищами, полиэтиленовой пленкой, мешками с древесными опилками, водоуборочными эжекторами и гид­роэлеваторами, совками, ведрами и т. д.), которые вывозят на основ­ных пожарных автомобилях, автомо­билях связи и освещения, техни­ческой службы и др. В крупных гарнизонах пожарной охраны имеются автомобили водозащитной службы. В первую очередь защищают от воды ценное имущество, материалы, обору­дование, производственные установки, накрывая их брезентом, полиэтиле-



новыми накидками или эвакуируя из помещений.

Если невозможно эвакуировать имущество и оборудование, его раз­мещают в центре помещения, а затем накрывают брезентом (полиэ­тиленовыми накидками). Одновремен­но принимают меры против промока­ния имущества снизу (укладывают его на стеллажи, настил, подмостки), создают ограждение из древесных опи­лок и различных подручных мате­риалов (доски, тряпки и т. п.).

Способ удаления воды из помеще­ний зависит от количества, скорости поступления, конструкции перекрытия, места расположения помещения в зда­нии и имеющихся средств. Наибо­лее удобно удалять воду гидроэле­ватором Г-600 (скорость откачки воды каждые 600 л/мин) или водоубороч-ным эжектором ЭВ-200 (скорость от­качки воды 200 л/мин). Для этого гидроэлеватор (эжектор) устанавли-


вают в самой низкой точке поме­щения. Для более эффективной их работы при небольшом уровне воды метлами, совками, лопатами и т. п. сгоняют воду к месту установки гидроэлеватора (эжектора). Наиболь­ший эффект достигается при давле­нии в напорной линии не менее 0,8 МПа (8 ат).

Рукавная водоотводящая линия не должна иметь перегибов (при про­кладке через оконный проем на подоконнике обязательно устанавли­вают «рукавное седло»). Периодичес­ки очищают водозаборную сетку гидроэлеватора (эжектора), так как при недостаточном напоре воды, пере­гибах водоотводящей рукавной ли­нии вода вместо удаления будет нагнетаться в помещение.

Значительное количество воды мо­жно отвести через проемы, выходя­щие наружу, в шахты лифтов, кана­лизационные трубы. В шахту лифта


воду спускают только в том случае, если машинное отделение располо­жено в верхней части здания. Если необходимо удалить большое коли­чество воды по лестнице здания, используют брезентовый рукав для слива воды или лестничные марши предварительно покрывают брезенто­выми (полиэтиленовыми) накидками и, поднимая кверху их боковые кромки, образуют своего рода желоб. Из помещения воду удаляют метлами, совками, ведрами, бачками.

Тонкий слой воды, разлитой в по­мещении, засыпают опилками, а затем выметают вместе с впитавшейся в них водой.

Через отверстия в перекрытиях воду спускают только в крайних случаях, если невозможно отвести ее другими способами. При этом при­нимаются меры для защиты от воды помещений нижних этажей.

Особое внимание при водоубороч-ных работах обращают на безопас­ность личного состава от поражения электрическим током. При тушении пожара не всегда удается отключить электропитание во всем здании, по­этому вода может проникнуть через перекрытия, перегородки и попасть на электрические распределительные щитки, токоприемники и т. д.