Опорные пункты тушения крупных пожаров

Практика показывает, что в ряде случаев при тушении пожаров в зда­ниях повышенной этажности с массо­вым пребыванием людей, на объектах энергетики, добычи, хранения и пере­работки горючих жидкостей и газов, сельскохозяйственных промышленных комплексов требуется привлечение большого количества сил и средств, возникает необходимость использова­ния мобильных средств тушения, т. е. опорных пунктов тушения крупных по­жаров.

Опорные пункты создаются во всех республиках, краях и областях, что позволяет рационально разместить специальную пожарную технику и в кратчайшие сроки привлечь ее на крупные пожары.


В зависимости от особенностей обслуживаемой зоны создают опорные пункты трех разрядов. Опорные пунк­ты первого разряда организуют в об­ластных, краевых и республиканских центрах, а также в районах раз­мещения особо важных и пожаро­опасных объектов нефтяной, нефтепе­рерабатывающей, химической отрас­лей промышленности.

Опорные пункты второго разряда организуют в городах областного, краевого и республиканского подчи­нения, а также в районах разме­щения крупных объектов народного хозяйства других отраслей промыш­ленности.

Опорные пункты третьего разряда создаются в районах размещения ос­тальных городов и населенных пунк­тов.

Опорные пункты оснащаются пе­редвижными насосными станциями ПНС-110, автомобилями воздушно-пенного тушения, связи и освещения, автолестницами, дымососами, а также запасом напорных пожарных рука­вов и пенообразователя, количество которых определяется разрядом опор­ного пункта.

Например, опорные пункты, распо­ложенные в районах добычи нефти и газа, оснащаются автомобилями газоводяного тушения, в районах, где имеются аэропорты, дополнитель­но предусматриваются автомобили аэродромной службы и порошкового тушения и т. п.

Главное управление пожарной ох­раны планирует на пятилетку созда­ние опорных пунктов и строитель­ство гаражных стоянок и хранилищ для огнетушащих средств и пожар­ного оборудования.

Опыт показывает, что в районах сельской местности могут создаваться межхозяйственные опорные пункты пожарной охраны, которые создаются на базе колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных объединений и организаций путем совместного фи­нансирования на их содержание. Ра­диус обслуживания таких опорных пунктов составляет 15—20 км, по это-


му же принципу создаются такие межхозяйственные добровольные по­жарные команды.

Опорному пункту выделяется зона обслуживания, на территории облас­ти или края дальность обслужива­ния опорным пунктом может состав­лять до 100 км.

В качестве документов службы на опорном пункте кроме расписания выезда рекомендуется иметь перечень пожарных частей и пожарной техни­ки, список пожароопасной и слож­ной планировки объектов, журнал уче­та выездов и расходования огнету­шащих средств и эксплуатации ру­кавного хозяйства.

Силы и средства опорного пунк­та направляются на пожар единой колонной во главе с оперативным дежурным по гарнизону или на­чальником (заместителем начальни­ка) пожарной части. Лицо начальст­вующего состава, возглавляющее опорный пункт на пожаре, включают в состав оперативного штаба для ру­ководства им. Опорные пункты, как правило, размещают на базе пожар­ных частей.

Схема размещения опорных пунк­тов области приведена на форзаце в начале книги.

4.5.Особенности организации тушения пожаров в сельской местности

Организация тушения пожаров в сельской местности осуществляется в соответствии с «Указаниями по орга­низации и тушению пожаров в сель­ской местности пожарными и до­бровольными формированиями», ут­вержденными ГУПО МВД СССР .

Статистика пожаров в сельской местности показывает, что основное внимание при организации тушения пожаров необходимо уделять подго­товке сельского гарнизона к тушению пожаров на животноводческих комп­лексах, элеваторах, базах и складах, в машинотракторных мастерских, га­ражах. Много еще пожаров в жилых


поселках и при уборке урожая. Эти обстоятельства формируют требова­ния по дислокации добровольных пожарных формирований и пожарных команд с круглосуточным дежурством водителей на пожарных автомобилях, а также на приспособленной технике для тушения пожаров.

Анализ пожаров в сельской мест­ности показывает, что пожары разви­ваются до крупных (от 20 до 35%) вследствие удаленности пожарных частей. Значительный процент круп­ных пожаров происходит из-за позд­него обнаружения и сообщений, сла­бого водоснабжения, ошибок РТП, неправильного использования пожар­ной техники. Отсюда еще велика про­должительность тушения пожаров в сельской местности, которая состав­ляет в среднем 2,5—3 ч. Средняя численность боевых расчетов состав­ляет 2—3 чел. на основном пожар­ном автомобиле.

Статистические данные по туше­нию пожаров в сельской местности позволяют начальнику гарнизона выя­вить и обосновать направления совер­шенствования организации тушения пожаров.

Организация тушения пожаров в сельской местности возлагается на отделы (отделения) службы и под­готовки, дежурные службы пожароту­шения, отделения и инспекции гос-пожнадзора сельских районов.

Начальники отделений, инспекций госпожнадзора сельских районов яв­ляются начальниками гарнизонов по­жарной охраны, которые располага­ются на территории сельского админи­стративно-территориального района. Основные обязанности начальника сельского гарнизона пожарной охра­ны определены Уставом службы по­жарной охраны, там же определены назначение и порядок организации гарнизонной и караульной служб. В сельском гарнизоне создание про­фессиональной и добровольной по­жарной охраны осуществляется в со­ответствии с действующим законода­тельством.


, ОПО совместно с началь­ником сельского гарнизона на основе социально-экономической характерис­тики района готовят обоснования и разрабатывают вид пожарной охраны и ее вооружение.

Вся работа по подготовке к туше­нию пожаров в сельском гарнизоне проводится на базе профессиональ­ных пожарных частей, другие же виды пожарной охраны, т. е. добро­вольные пожарные команды, дружи­ны колхозов, пожарно-сторожевая ох­рана совхозов, межхозяйственные до­бровольные пожарные команды (опор­ные пункты), являются вспомогатель­ными.

За последние годы наиболее эффек­тивно работают в направлении со­вершенствования организации туше­ния пожаров в сельской местности УПО Украины, Белоруссии, Латвии, Литвы, Эстонии, Башкирии, Ленин­градской, Ростовской и других об­ластей.

Постановлениями правительств республик утверждены положения о пожарной охране сельской местности, определен порядок ее содержания и структуры. Например, за одним меж­хозяйственным опорным пунктом за­крепляется зона обслуживания в 400—500 км2, в том числе 200— 300 км2 сельхозугодий; радиус выезда составляет 12—15 км, что позволяет прибыть на пожар в течение 30— 40 мин.

Одним из важных мероприятий по совершенствованию организации ту­шения пожаров в сельской мест­ности является развитие средств свя­зи. В сельских гарнизонах пожарной охраны сообщение о пожаре в ос­новном поступает на пункт связи час­ти или дежурному по району, отделу внутренних дел.

При извещении о пожаре диспетчер (радиотелефонист) пункта связи части или дежурный по району, отделу внутренних дел направляет подразде­ления согласно районному плану при­влечения сил и средств и ставит в известность об этом старшего началь­ника пожарной охраны, ЦППС рес-


публики (края, области), все действия диспетчера и дежурного по району, отделу излагаются в должностной инструкции, которая разрабатывается начальником сельского гарнизона по­жарной охраны. В инструкции пред­усматривается внеочередное представ­ление связи абонентам, передающим сообщение о пожаре.

Кроме того, разрабатываются ин­струкции, определяющие действия в случае пожара для дежурных сельсо­ветов, диспетчеров колхозов, совхозов и других объектов.

Необходимо также предусмотреть порядок организации связи, когда про­межуточные телефонные коммутаторы


сведения сельских Советов, колхозов, совхозов, организаций и объектов рай­она порядок организации тушения по­жаров в районе (городе) и изучает его с начальниками частей, караулов ПСО, ДПД, диспетчерами. Регулярно проводит пожарно-тактические учения по проверке планов привлечения сил и средств, а также при обследова­нии объектов.

Для тушения пожаров используют приспособленную технику, количество которой определяет дирекция или правление сельхозпредприятия по со­гласованию с местными органами гос-пожнадзора из расчета одна машина на каждое отделение (бригаду сов­хоза, колхоза).

Техническое обслуживание при­способленной техники (табл. 4.2) обеспечивается инженерной службой хозяйства, а контроль за ее боего­товностью осуществляется начальни­ком, ДПД и ПСО.

Схемы использования приспособ­ленной техники приведены на рис. 4.3.

не работают, для этого обеспечи­вается круглосуточное дежурство членов ПСО и ДПД.

Начальник гарнизона доводит до