Опорные пункты тушения крупных пожаров
Практика показывает, что в ряде случаев при тушении пожаров в зданиях повышенной этажности с массовым пребыванием людей, на объектах энергетики, добычи, хранения и переработки горючих жидкостей и газов, сельскохозяйственных промышленных комплексов требуется привлечение большого количества сил и средств, возникает необходимость использования мобильных средств тушения, т. е. опорных пунктов тушения крупных пожаров.
Опорные пункты создаются во всех республиках, краях и областях, что позволяет рационально разместить специальную пожарную технику и в кратчайшие сроки привлечь ее на крупные пожары.
В зависимости от особенностей обслуживаемой зоны создают опорные пункты трех разрядов. Опорные пункты первого разряда организуют в областных, краевых и республиканских центрах, а также в районах размещения особо важных и пожароопасных объектов нефтяной, нефтеперерабатывающей, химической отраслей промышленности.
Опорные пункты второго разряда организуют в городах областного, краевого и республиканского подчинения, а также в районах размещения крупных объектов народного хозяйства других отраслей промышленности.
Опорные пункты третьего разряда создаются в районах размещения остальных городов и населенных пунктов.
Опорные пункты оснащаются передвижными насосными станциями ПНС-110, автомобилями воздушно-пенного тушения, связи и освещения, автолестницами, дымососами, а также запасом напорных пожарных рукавов и пенообразователя, количество которых определяется разрядом опорного пункта.
Например, опорные пункты, расположенные в районах добычи нефти и газа, оснащаются автомобилями газоводяного тушения, в районах, где имеются аэропорты, дополнительно предусматриваются автомобили аэродромной службы и порошкового тушения и т. п.
Главное управление пожарной охраны планирует на пятилетку создание опорных пунктов и строительство гаражных стоянок и хранилищ для огнетушащих средств и пожарного оборудования.
Опыт показывает, что в районах сельской местности могут создаваться межхозяйственные опорные пункты пожарной охраны, которые создаются на базе колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных объединений и организаций путем совместного финансирования на их содержание. Радиус обслуживания таких опорных пунктов составляет 15—20 км, по это-
му же принципу создаются такие межхозяйственные добровольные пожарные команды.
Опорному пункту выделяется зона обслуживания, на территории области или края дальность обслуживания опорным пунктом может составлять до 100 км.
В качестве документов службы на опорном пункте кроме расписания выезда рекомендуется иметь перечень пожарных частей и пожарной техники, список пожароопасной и сложной планировки объектов, журнал учета выездов и расходования огнетушащих средств и эксплуатации рукавного хозяйства.
Силы и средства опорного пункта направляются на пожар единой колонной во главе с оперативным дежурным по гарнизону или начальником (заместителем начальника) пожарной части. Лицо начальствующего состава, возглавляющее опорный пункт на пожаре, включают в состав оперативного штаба для руководства им. Опорные пункты, как правило, размещают на базе пожарных частей.
Схема размещения опорных пунктов области приведена на форзаце в начале книги.
4.5.Особенности организации тушения пожаров в сельской местности
Организация тушения пожаров в сельской местности осуществляется в соответствии с «Указаниями по организации и тушению пожаров в сельской местности пожарными и добровольными формированиями», утвержденными ГУПО МВД СССР .
Статистика пожаров в сельской местности показывает, что основное внимание при организации тушения пожаров необходимо уделять подготовке сельского гарнизона к тушению пожаров на животноводческих комплексах, элеваторах, базах и складах, в машинотракторных мастерских, гаражах. Много еще пожаров в жилых
поселках и при уборке урожая. Эти обстоятельства формируют требования по дислокации добровольных пожарных формирований и пожарных команд с круглосуточным дежурством водителей на пожарных автомобилях, а также на приспособленной технике для тушения пожаров.
Анализ пожаров в сельской местности показывает, что пожары развиваются до крупных (от 20 до 35%) вследствие удаленности пожарных частей. Значительный процент крупных пожаров происходит из-за позднего обнаружения и сообщений, слабого водоснабжения, ошибок РТП, неправильного использования пожарной техники. Отсюда еще велика продолжительность тушения пожаров в сельской местности, которая составляет в среднем 2,5—3 ч. Средняя численность боевых расчетов составляет 2—3 чел. на основном пожарном автомобиле.
Статистические данные по тушению пожаров в сельской местности позволяют начальнику гарнизона выявить и обосновать направления совершенствования организации тушения пожаров.
Организация тушения пожаров в сельской местности возлагается на отделы (отделения) службы и подготовки, дежурные службы пожаротушения, отделения и инспекции гос-пожнадзора сельских районов.
Начальники отделений, инспекций госпожнадзора сельских районов являются начальниками гарнизонов пожарной охраны, которые располагаются на территории сельского административно-территориального района. Основные обязанности начальника сельского гарнизона пожарной охраны определены Уставом службы пожарной охраны, там же определены назначение и порядок организации гарнизонной и караульной служб. В сельском гарнизоне создание профессиональной и добровольной пожарной охраны осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
, ОПО совместно с начальником сельского гарнизона на основе социально-экономической характеристики района готовят обоснования и разрабатывают вид пожарной охраны и ее вооружение.
Вся работа по подготовке к тушению пожаров в сельском гарнизоне проводится на базе профессиональных пожарных частей, другие же виды пожарной охраны, т. е. добровольные пожарные команды, дружины колхозов, пожарно-сторожевая охрана совхозов, межхозяйственные добровольные пожарные команды (опорные пункты), являются вспомогательными.
За последние годы наиболее эффективно работают в направлении совершенствования организации тушения пожаров в сельской местности УПО Украины, Белоруссии, Латвии, Литвы, Эстонии, Башкирии, Ленинградской, Ростовской и других областей.
Постановлениями правительств республик утверждены положения о пожарной охране сельской местности, определен порядок ее содержания и структуры. Например, за одним межхозяйственным опорным пунктом закрепляется зона обслуживания в 400—500 км2, в том числе 200— 300 км2 сельхозугодий; радиус выезда составляет 12—15 км, что позволяет прибыть на пожар в течение 30— 40 мин.
Одним из важных мероприятий по совершенствованию организации тушения пожаров в сельской местности является развитие средств связи. В сельских гарнизонах пожарной охраны сообщение о пожаре в основном поступает на пункт связи части или дежурному по району, отделу внутренних дел.
При извещении о пожаре диспетчер (радиотелефонист) пункта связи части или дежурный по району, отделу внутренних дел направляет подразделения согласно районному плану привлечения сил и средств и ставит в известность об этом старшего начальника пожарной охраны, ЦППС рес-
публики (края, области), все действия диспетчера и дежурного по району, отделу излагаются в должностной инструкции, которая разрабатывается начальником сельского гарнизона пожарной охраны. В инструкции предусматривается внеочередное представление связи абонентам, передающим сообщение о пожаре.
Кроме того, разрабатываются инструкции, определяющие действия в случае пожара для дежурных сельсоветов, диспетчеров колхозов, совхозов и других объектов.
Необходимо также предусмотреть порядок организации связи, когда промежуточные телефонные коммутаторы
сведения сельских Советов, колхозов, совхозов, организаций и объектов района порядок организации тушения пожаров в районе (городе) и изучает его с начальниками частей, караулов ПСО, ДПД, диспетчерами. Регулярно проводит пожарно-тактические учения по проверке планов привлечения сил и средств, а также при обследовании объектов.
Для тушения пожаров используют приспособленную технику, количество которой определяет дирекция или правление сельхозпредприятия по согласованию с местными органами гос-пожнадзора из расчета одна машина на каждое отделение (бригаду совхоза, колхоза).
Техническое обслуживание приспособленной техники (табл. 4.2) обеспечивается инженерной службой хозяйства, а контроль за ее боеготовностью осуществляется начальником, ДПД и ПСО.
Схемы использования приспособленной техники приведены на рис. 4.3.
не работают, для этого обеспечивается круглосуточное дежурство членов ПСО и ДПД.
Начальник гарнизона доводит до