Основы организации тушения пожаров

Под организацией тушения пожа­ров в городах и населенных пунктах принято понимать комплекс организа­ционных мероприятий, связанных с подготовкой боевых действий пожар­ных подразделений.

Организация тушения пожаров включает в себя:

организацию гарнизонной и ка­раульной служб;

разработку оперативных докумен­тов (планов пожаротушения, привле­чения сил и средств, расписания выез­дов пожарных подразделений на по­жары и т. п.).

Организация тушения пожаров, как составная часть пожарной такти­ки, тесно связана с организационными мероприятиями, направленными на обеспечение условий для успешных боевых действий по тушению пожаров.

К таким мероприятиям можно от­нести:

создание подразделений пожарной охраны, оснащение их техникой и огнетушащими средствами и опреде­ление им конкретных задач;

организация связи и взаимодейст-


определить возможный объем боевых действий на пожаре и их реализацию.

Контрольные вопросы

1. Тактические возможности пожарных
подразделений.

2. Что понимается под силами и средствами
в пожарной охране?

3. Классификация пожарных автомобилей
и пожарных подразделений на них с точки
зрения пожарно-тактических возможностей.

4. Основные показатели, характеризующие
тактические возможности пожарных подраз­
делений.

Тактические возможности первичного и ос­новного пожарного подразделения.

вия между пожарными подразделе­ниями, а также с другими службами города (объекта);

разработка документов службы, подготовки и пожаротушения;

материально-техническое обеспече­ние пожарных подразделений;

поддержание высокой боевой го­товности пожарных подразделений.

Боевым уставом пожарной охраны определено, что тушение пожаров является составной частью системы противопожарной защиты и основным видом боевых действий, направлен­ных на ликвидацию пожаров и сниже­ние последствий от них.

Успех тушения пожара может быть достигнут не только благодаря активным и умелым боевым действиям при ликвидации пожара, но и в ре­зультате осуществления мероприятий, предусмотренных системой организа­ции.

Все мероприятия по организации тушения пожаров в городах и насе­ленных пунктах направлены на свое­временное прибытие пожарных под­разделений к месту пожара и введе­ние в действие огнетушащих средств. Пожары в современных зданиях и сооружениях подтверждают, что влия-


ние фактора времени все больше воз­растает.

При организации подразделений учитывают размеры города, числен­ность населения, пожарную опасность объектов, особенности застройки и планировки города, населенного пунк­та.

ГЛАВА 4. Организация тушения пожаров

Пожарно-профилактические меро­приятия, способствующие успешной ликвидации возможных пожаров (обе­спечение водой, средствами связи и сигнализации, дорогами и проездами, устройство противопожарных зон, преград и разрывов и т. п.), выпол­няются в процессе строительства и эксплуатации гражданских и промыш­ленных зданий и сооружений в соот­ветствии с действующими СНиПами, а также правилами пожарной без­опасности.

При организации тушения пожа­ров очень важно создать условия, поз­воляющие первому пожарному под­разделению прибыть на место и ввести средства тушения в начальной стадии пожара, когда для ликвидации горе­ния требуются минимальные силы и средства.

Время с момента обнаружения до начала тушения, т. е. время свобод­ного развития пожара, мин, можно определить по формуле

Все временные значения имеют прямую связь с организацией туше­ния пожаров, борьба за уменьшение каждого из них — повседневная зада­ча подразделений пожарной охраны.

Согласно требованиям СНиП «Планировка и застройка городов, поселков и сельских населенных пунк­тов» и Устава службы пожарной охраны, число пожарных частей в го­роде определяется с учетом того, что­бы путь следования пожарной части в своем районе выезда не превышал 5 км, при таком размещении пожарная


часть может прибыть на пожар за 8—10 мин с момента вызова.

Радиус обслуживания одной по­жарной части может определяться и по времени прибытия к месту пожара на самом удаленном расстоя­нии от пожарной части.

Это особенно важно в крупных городах, где средняя скорость движе­ния автотранспорта из года в год снижается, стало быть при одном и том же радиусе обслуживания время прибытия к месту пожара будет воз­растать.

Уже в 1986—1987 гг. средняя скорость движения пожарных автомо­билей составляет: в городах 30 км/ч, в сельской местности до 40 км/ч, тенденция снижения средней скорости будет иметь место и дальше, стало быть радиус обслуживания целесооб­разно определять исходя из времени прибытия, которое должно составлять 8—10 мин для первого подразделе­ния пожарной охраны.

Если учесть, что какой-то проме­жуток времени будет затрачен на бое­вое развертывание, то силы и средства будут введены на тушение только через 10—15 мин в самых идеальных случаях, а в остальных — больше, т. е. более целесообразно нормировать время прибытия на пожар, нежели радиус обслуживания.

Количество основных и специаль­ных пожарных автомобилей в де­журном карауле пожарной части за­висит от особенностей охраняемого района.

В настоящее время в боевом расчете пожарной охраны в основном находятся автоцистерны и лишь незначительную часть (10—15 %) составляют автонасосы, т. е. в боевом расчете караула одновременно нахо­дится в основном два отделения на автоцистернах. Такой подход экономи­чески оправдан, так как большинство пожаров тушат от автоцистерн и только около 10 % с участием азто-насосов или установкой автоцистерны на водоисточники.

Есть районы выезда, куда пожар­ная часть не может своевременно


 

прибыть, в этом случае создаются отдельные посты (караулы) на рас­стоянии более 5 км от пожарной части.

В боевом расчете отдельных постов в одну смену дежурит отделение на автоцистерне.

В пожарной части в боевой готов­ности содержится 100 %-ный резерв основных пожарных автомобилей.

Особенности города или объектов в районе выезда регламентируют количество и вид специальных автомо­билей. Например, пожарными авто­лестницами и коленчатыми подъемни­ками снабжают части, в районе выез­да которых имеются здания в 5 этажей и более, из расчета примерно одна автолестница в районе на 50 тысяч человек населения, две, три — при населении 50—100 тыс. человек (или одна автолестница на две пожарные части).

Передвижные насосные станции с рукавными автомобилями, автомобили пенного тушения, связи и освещения, технические вводят в боевой расчет, как правило, на опорных пунктах в городах, областных или республи­канских центрах, или пожароопасных объектах народного хозяйства.

Пожарные подразделения по охра­не объектов народного хозяйства орга­низуются исходя из народнохозяйст­венного значения объекта. Радиус обслуживания пожарных частей нор­мируется от 2 до 4 км в зависи­мости от категорий зданий и поме­щений объекта.