Основы организации тушения пожаров
Под организацией тушения пожаров в городах и населенных пунктах принято понимать комплекс организационных мероприятий, связанных с подготовкой боевых действий пожарных подразделений.
Организация тушения пожаров включает в себя:
организацию гарнизонной и караульной служб;
разработку оперативных документов (планов пожаротушения, привлечения сил и средств, расписания выездов пожарных подразделений на пожары и т. п.).
Организация тушения пожаров, как составная часть пожарной тактики, тесно связана с организационными мероприятиями, направленными на обеспечение условий для успешных боевых действий по тушению пожаров.
К таким мероприятиям можно отнести:
создание подразделений пожарной охраны, оснащение их техникой и огнетушащими средствами и определение им конкретных задач;
организация связи и взаимодейст-
определить возможный объем боевых действий на пожаре и их реализацию.
Контрольные вопросы
1. Тактические возможности пожарных
подразделений.
2. Что понимается под силами и средствами
в пожарной охране?
3. Классификация пожарных автомобилей
и пожарных подразделений на них с точки
зрения пожарно-тактических возможностей.
4. Основные показатели, характеризующие
тактические возможности пожарных подраз
делений.
Тактические возможности первичного и основного пожарного подразделения.
вия между пожарными подразделениями, а также с другими службами города (объекта);
разработка документов службы, подготовки и пожаротушения;
материально-техническое обеспечение пожарных подразделений;
поддержание высокой боевой готовности пожарных подразделений.
Боевым уставом пожарной охраны определено, что тушение пожаров является составной частью системы противопожарной защиты и основным видом боевых действий, направленных на ликвидацию пожаров и снижение последствий от них.
Успех тушения пожара может быть достигнут не только благодаря активным и умелым боевым действиям при ликвидации пожара, но и в результате осуществления мероприятий, предусмотренных системой организации.
Все мероприятия по организации тушения пожаров в городах и населенных пунктах направлены на своевременное прибытие пожарных подразделений к месту пожара и введение в действие огнетушащих средств. Пожары в современных зданиях и сооружениях подтверждают, что влия-
ние фактора времени все больше возрастает.
При организации подразделений учитывают размеры города, численность населения, пожарную опасность объектов, особенности застройки и планировки города, населенного пункта.
ГЛАВА 4. Организация тушения пожаров |
Пожарно-профилактические мероприятия, способствующие успешной ликвидации возможных пожаров (обеспечение водой, средствами связи и сигнализации, дорогами и проездами, устройство противопожарных зон, преград и разрывов и т. п.), выполняются в процессе строительства и эксплуатации гражданских и промышленных зданий и сооружений в соответствии с действующими СНиПами, а также правилами пожарной безопасности.
При организации тушения пожаров очень важно создать условия, позволяющие первому пожарному подразделению прибыть на место и ввести средства тушения в начальной стадии пожара, когда для ликвидации горения требуются минимальные силы и средства.
Время с момента обнаружения до начала тушения, т. е. время свободного развития пожара, мин, можно определить по формуле
Все временные значения имеют прямую связь с организацией тушения пожаров, борьба за уменьшение каждого из них — повседневная задача подразделений пожарной охраны.
Согласно требованиям СНиП «Планировка и застройка городов, поселков и сельских населенных пунктов» и Устава службы пожарной охраны, число пожарных частей в городе определяется с учетом того, чтобы путь следования пожарной части в своем районе выезда не превышал 5 км, при таком размещении пожарная
часть может прибыть на пожар за 8—10 мин с момента вызова.
Радиус обслуживания одной пожарной части может определяться и по времени прибытия к месту пожара на самом удаленном расстоянии от пожарной части.
Это особенно важно в крупных городах, где средняя скорость движения автотранспорта из года в год снижается, стало быть при одном и том же радиусе обслуживания время прибытия к месту пожара будет возрастать.
Уже в 1986—1987 гг. средняя скорость движения пожарных автомобилей составляет: в городах 30 км/ч, в сельской местности до 40 км/ч, тенденция снижения средней скорости будет иметь место и дальше, стало быть радиус обслуживания целесообразно определять исходя из времени прибытия, которое должно составлять 8—10 мин для первого подразделения пожарной охраны.
Если учесть, что какой-то промежуток времени будет затрачен на боевое развертывание, то силы и средства будут введены на тушение только через 10—15 мин в самых идеальных случаях, а в остальных — больше, т. е. более целесообразно нормировать время прибытия на пожар, нежели радиус обслуживания.
Количество основных и специальных пожарных автомобилей в дежурном карауле пожарной части зависит от особенностей охраняемого района.
В настоящее время в боевом расчете пожарной охраны в основном находятся автоцистерны и лишь незначительную часть (10—15 %) составляют автонасосы, т. е. в боевом расчете караула одновременно находится в основном два отделения на автоцистернах. Такой подход экономически оправдан, так как большинство пожаров тушат от автоцистерн и только около 10 % с участием азто-насосов или установкой автоцистерны на водоисточники.
Есть районы выезда, куда пожарная часть не может своевременно
прибыть, в этом случае создаются отдельные посты (караулы) на расстоянии более 5 км от пожарной части.
В боевом расчете отдельных постов в одну смену дежурит отделение на автоцистерне.
В пожарной части в боевой готовности содержится 100 %-ный резерв основных пожарных автомобилей.
Особенности города или объектов в районе выезда регламентируют количество и вид специальных автомобилей. Например, пожарными автолестницами и коленчатыми подъемниками снабжают части, в районе выезда которых имеются здания в 5 этажей и более, из расчета примерно одна автолестница в районе на 50 тысяч человек населения, две, три — при населении 50—100 тыс. человек (или одна автолестница на две пожарные части).
Передвижные насосные станции с рукавными автомобилями, автомобили пенного тушения, связи и освещения, технические вводят в боевой расчет, как правило, на опорных пунктах в городах, областных или республиканских центрах, или пожароопасных объектах народного хозяйства.
Пожарные подразделения по охране объектов народного хозяйства организуются исходя из народнохозяйственного значения объекта. Радиус обслуживания пожарных частей нормируется от 2 до 4 км в зависимости от категорий зданий и помещений объекта.