АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

В ходе ознакомления с моделями динамики популяций необходимо получить данные и результаты, которые должны войти в отчет.

В отчете привести:

-все три таблицы (изменения численности в зависимости от времени) и соответствующие им графики;

- математические выражения, описывающие данные модели;

- правильные ответы на вопросы, предлагаемые программой.

В качестве выводов к данной лабораторной работе ответить на контрольные вопросы.

 

Контрольные вопросы

1. Что такое популяция? Чем это понятие отличается от понятия биоценоз?

 

2. От какого или каких параметров в экспоненциальной модели роста популяции зависит изменение численности особей в популяции?

 

3. Обоснуйте, какой параметр в логистической модели роста популяции отличает её от экспоненциальной модели.

 

4. Может ли в логистической модели роста показатель r иметь
отрицательное значение? Ответ обоснуйте с точки зрения биологических процессов,
происходящих в популяции.

 

5. Как изменяется форма логистической кривой роста при следующих
условиях: N0<0,5К; 0,5K<N0<K; N0>K; N0=K? В ответе привести рисунки всех возможных вариантов графиковотносительно постоянной К.

 

6. Может ли логистическая кривая роста численности ("S"-образная кривая) при определенных параметрах модели превращаться в прямую линию? Если да, то при каких условиях. Изобразите все возможные варианты графически.

 

7. Обоснуйте, проанализировав математические выражения, почему влогистической модели динамики численности популяции количество особей не может превышать установленного максимального числа? В реальных условиях максимально допустимая численность особей в популяциях также не может быть больше (ответ сопроводите аргументами и примерами)?

 

8. Почему дискретная модель роста получила такое название?

 

9. Какая из трех исследованных в настоящей лабораторной работе моделей более объективно описывает процессы в реальных популяциях? Приведите виды, для которых могут быть адекватными каждая из трех моделей.

 

10. Проанализируйте и укажите недостатки (с точки зрения адекватности
реальным условиям) всех трех исследованных моделей.

 

11. Что такое коллапс популяции? Перечислите возможные причины коллапса, изобразите графически изменение численности популяции при коллапсе.