Дифференцирование ритмических параметров движения («Чувство ритма»)

Типичной формой управления ритмическими параметрами движе­ния в практике АФК является использование музыки и других сигналов (звуковых, световых, тактильных, вибрационных); различающихся по высоте, громкости, продолжительности, тембру:

-ходьба, бег в заданном внешним сигналом темпе;

- шаги польки, галопа и др. под музыку;

- подскоки, прыжки на месте, с продвижением вперед, назад,
в сторону в заданном ритме;

- импровизации движений под музыку.

3. Развитие способности к пространственной ориентацииОриентация в пространстве - важная часть координационных спо­собностей. Недостаточность ее у инвалидов всех нозологических групп — результат не только патологических нарушений, но и следствие ги­подинамии. Поэтому одна из задач ориентации - вооружить человека, особенно слепого и слабовидящего, умениями и техникой безопасного и надежного передвижения в окружающей среде. При этом двигатель­ная способность и пространственная ориентация тесно взаимосвязаны. Е. XV. №11 (1986), исследовавший эту способность слепых, утверждает, что если субъект способен двигаться, но не ориентируется, движение


бесполезно и бессмысленно, и, наоборот, если субъект ориентирует­ся, но неподвижен, он не может оказаться там, где ему хочется.

Двигательная способность (мобильность) состоит из двух компонен­тов, один из которых — мыслительная ориентация, другой - физическое передвижение. Первый определяется как способность индивида распоз­навать окружение, временные и пространственные отношения относи­тельно самого себя, второй — как передвижение из одного места в другое посредством физической деятельности (К.Ф.Хусто с соавт., 1999).

Органы чувств играют ведущую роль в распознавании, истолкова­нии и использовании информации для ориентировки в пространстве:

-зрительная сенсорная система (для слабовидящих — остаточное зрение) осуществляет зрительное внимание, фиксацию, слежение, ак­комодацию;

- слуховая - слуховое внимание, локализацию, распознавание, раз­
личение звуков;

- тактильная - кинестетическое, температурное и осязательное рас­
познавание, различение;

-обонятельная — распознавание запахов.

Чувство самовосприятия, формирующееся в детстве и влияющее на развитие мышечного тонуса, существенно влияет на координацию дви­жений, в том числе и на пространственную ориентацию. Нарушения мышечного тонуса, особенно у детей с последствиями церебрального паралича, полиомиелита, искажают движения, позы, походку.

Методические приемы развития способности к пространственной ориентации направлены на формирование необходимых знаний и дви­гательных умений с помощью зрительных, слуховых, тактильных, ки­нестетических представлений, являющихся ориентировочной основой действий в замкнутом или открытом пространстве. Создание этих пред­ставлений особенно важно для детей с сенсорными нарушениями:

- знание о структуре пространства и внешних ориентирах (верхний
и нижний, правый и левый угол зала, окно, дверь, гимнастическая
стенка и т.п.);

- знания о положениях и позах тела в процессе выполнения упраж­
нений (правильная осанка, положение стоя, сидя, лежа на животе, на
спине, на боку, стоя не коленях);

-знания о видах размещения (в шеренге, колонне, круге, в парах) и перемещения (по прямой, по диагонали, «змейкой» и т.п.);

- знания о направлениях движения: вперед—назад, вправо-влево,
вниз — вверх;

- представление о величине (большой — маленький), весе (легкий —
тяжелый), форме (квадратный, круглый), фактуре (гладкий, шерша­
вый), материале (деревянный, металлический, резиновый), цвете (крас­
ный, синий, желтый);

- понимание пространственных различий в двигательных действиях
в зависимости от предлогов «перед», «за», «через», «по», «на», «меж­
ду», «под» (подпрыгнуть, спрыгнуть, пер_епрыгнуть);

-дифференцирование внешних сигналов (звуковых, световых, виб­рационных), предметных и символических ориентиров (хруст снега, шум


воды, шорох шагов), указывающих направление, амплитуду, траекто­рию, длину и количество шагов.

Указанные представления формируются на каждом занятии, но наиболее успешно реализуются в процессе игровой деятельности.