Группа – стандарты по отношению педагога к своим ученикам.
1. Педагог никогда не должен терять чувства меры и самообладания.
2. При оценке поведения и достижений своих воспитанников педагог стремится укреплять их самоуважение и веру в свои силы, повышать мотивацию обучения.
3. Педагог является беспристрастным, одинаково доброжелательным и благосклонным ко всем своим ученикам.
3 группа – стандарты по отношению к родителям и опекунам:
1. Педагог не разглашает высказанное детьми мнение о своих родителях или опекунах или мнение родителей или опекунов - о детях.
2. Отношения педагогов с родителями не должны оказывать влияния на оценку личности и достижений детей.
4 группа – нормы по отношению к коллегам по профессиональному «цеху» («по горизонтали»):
1. Педагог защищает не только свой авторитет, но и авторитет своих коллег, не принижает своих коллег в присутствии воспитанников или других лиц.
2. Педагоги избегают необоснованных и скандальных конфликтов во взаимоотношениях. В случае возникновения разногласий они стремятся к их конструктивному решению.
3. Педагогов объединяют взаимовыручка, поддержка, открытость и доверие.
5 группа – нормы по отношению к администрации («по вертикали»):
1. Администрация не может дискриминировать, игнорировать или преследовать педагогов за их убеждения или на основании личных симпатий или антипатий.
2. Оценки и решения директора школы должны быть беспристрастными, основываться на фактах и реальных заслугах педагогов.
6 группа – нормы по отношению к профессии:
1. Своим поведением педагог поддерживает и защищает исторически сложившуюся профессиональную честь педагога.
2. Педагог имеет право на неприкосновенность личной жизни, однако выбранный им образ жизни не должен ронять престиж профессии, извращать его отношения с воспитанниками и коллегами или мешать исполнению профессиональных обязанностей.
7 группа – нормы, определяющие отношение педагога к самому себе:
1. Авторитет педагога основывается на профессиональной компетентности, справедливости, такте, умении заботиться о своих воспитанниках.
2. Педагог воспитывает на своем положительном примере. Он избегает морализаторства, не спешит осуждать и не требует от других того, что сам соблюдать не в силах.
3. Педагог дорожит своей репутацией.
Перечень конкретных стандартов не исчерпывает всех представлений профессионального педагогического сознания, касающихся возможностей оптимизировать педагогическое взаимодействие. Стандарт -- это инвариантный компонент педагогической этики, но главное для специалиста все же не алгоритм. Родовая сущность человека – это его творческая активность. Поэтому решающее противоречие, требующее разрешения, это противоречие «стандарт – творчество», которое предполагает минимизацию стандартов и максимизацию вариативности.