Введение

Тактика в Кэндо. Часть 1

Сотаро Хонда
Тренер британской команды университета Глосестершира

Перевод Владимира Карлова

Введение

В этой и последующих статьях я хотел бы обсудить тактику в кэндо. Хотелось бы с самого начала отметить, что это не значит описание того, как победить в соревнованиях, действуя на грани правил. Слов «тактика» часто многими понимается как способ победы любым способом в «сиай кэндо». Японцы, практикующие кэндо часто имеют такое отношение к тактике и не любят ее преподавать. Однако, тактика не ограничивается тем, как нанести удар оппоненту и выиграть сиай, мы можем изучить множество технических аспектов кэндо и развить свое понимание кэндо в процессе обдумывания, изучения, практики и создания тактики. В этой статье сначала будут рассмотрены некоторые негативные моменты, связанные с тактикой, затем последует описание моего опыта кэндо и тактики в Педагогическом (?) университете Фукуока и рассмотрение эффективности изучения тактики.

1. Тактика и кэндо
Тактика является важным элементом в спорте и боевм искусстве, так же как и физическая форма, техника и психологическая подготовка. Однако в Японии среди практикующих кэндо существует негативное отношение к тактике. Связано это по видимому с идеологией подхода к кэндо как к будо. Например опрос преподающих кэндо учителей физического воспитания из японских школ показал, что 53 из 55 учителей имели негативное отношение к тактике. Их негативное отношение было непосредственно связано с идеологией подхода к кэндо как к будо, традиционным методом преподавания кэндо как будо, стойкой и передвижением в кэндо как будо, отношением к победе и поражению в кэндо как в будо (Хонда, 2003). Точнее, по мнению некоторых учителей идеология кэндо как будо заключается в том, что только кэндо, которым занимаются для формирования характера является «правильным кэндо». В их понимании тактика используется исключительно для того, чтобы выиграть поединок, и поэтому не совместима с настоящим кэндо. Некоторые учителя считают, что при традиционном обучении кэндо правильная стойка и хороший контроль синая достигаются в результате традиционного следования сюгё (Syugyo), подразумевающее постоянную отработку кихона. Также они считают само собой разумеющимся, что правильного кэндо можно добиться следуя этим путем продолжительное время. Тактика отвергается, так как она не входит в традиционное сюгё, обеспечивающее правильное кэндо. Планирование и использование тактики означает нацеленность на победу свою или команды даже если стойка и перемещения неправильны, поэтому тактика отвергается. Наконец, некоторые учителя считают, что поединки, победы и поражения а кэндо, как будо, должны прежде всего отражать уровень и прогресс занимающегося, давать возможность выявить его проблемы и пересмотреть процесс личного сюгё. Поединки в кэндо таким образом направлены на то, чтобы превзойти своим Ки Ки оппонента. Даже если внешне движения минимальны, активная борьба ведется в сознании оппонентов. Они считают, что настоящее кэндо в том, чтобы подавив Ки оппонента своим Ки нанести удар. Для них использование тактики означает привнесение бессмысленных дополнительных движений синая и перемещений в поединок, что не совместимо с правильным кэндо как будо.

Британцы, особенно занимающиеся западными видами спорта, могут подумать, что такой подход японских учителей кэндо несколько странен. Нет необходимости упоминать, что кэндо представляет собой поединок один на один где атака и защита проводится с помощью синая. По словам Керна (1998) поединок один на один требует значительно большего тактического расчета, чем неконтактные виды спорта, такие, как волейбол или теннис, виды спорта, где спортсмены соревнуются друг с другом одновременно (плавание, гребля) или отдельно, улучшая показатели времени, расстояния, оценки судей и т.п. (гимнастика, тяжелая атлетика). На самом деле в дзигейко или сиае атакуя и защищаясь мы сознательно или бессознательно используем тактику. Учителя кэндо, принимавшие участие в опросах отмечали, что в поединке ожидается не полагаться на физическую силу, а на подавление оппонента своим Ки и нанесение удара. Это своего рода тактическое действие довольно высокого уровня. Атаковать оппонента пребывая в состоянии Мусин (Mushin) – высшая степень мастерства в кэндо, но она достигается только по обретении опыта и хорошей техники. Таким образом получается, что слово «тактика» само по себе не вызывает положительных эмоций у японских учителей кэндо, а создает впечатление, что использование тактики означает позволение ученикам сосредоточиться на победе любой ценой, как главной цели. Как бы то ни было, вне зависимости от причин их отказа уделять внимание тактике и подхода к кэндо как к будо, я считаю, что главным является их любовь к кэндо и желание передать «правильное кэндо» следующим поколениям, как путь самосовершенствования и японскую культурную традицию.

2. Мой опыт в Педагогическом университете Фукуока
Хотя будучи школьником и студентом я прове множество тренировочных и реальных сиаев, я практически никогда не получал от своих учителей прямых советов как победить или как сражаться в конкретной ситуации. Было ли это связано с негативным отношением к тактике (или к самому слову «тактика») в японском кэндо сообществе? Этот вопрос оставлялся для самостоятельного изучения студентами и я научился наблюдая за сиаями и участвуя в них сам.

Я начал задумываться о тактике в кэндо когда стал тренировать женскую группу в клубе кэндо Педагогического университета Фукуока. Мои ученики претендовали на победу во всеяпонском университетском турнире среди женщин и поэтому тренировались по 2 часа 5 дней в неделю. Такой режим тренировок не является особо напряженным а кэндо клубах японских университетов. После занятий они всегда собирались и смотрели записи своих кейко и сиаев и обсуждали свое кэндо. Идея записывать тренировки на видео принадлежала мне, но решения о том, что смотреть и над чем работать, как индивидуально, так и командой, принимали они. После семи месяцев они начали понимать что каждый член команды должен делать в каждой позиции, как сражаться в определенных ситуациях. Они достигли своей цели в ноябре 1995 года. Они одержали победу не используя примитивную тактику, как например убегать от соперника, который сильнее их, убегать от соперника получив первый иппон, использовать только неожиданные и хитрые атаки или сражаться в плохой стойке. Они всегда возвращались к тому, что делали в кейко и сиае, обсуждали над чем надо работать, как поступить в сиае в разных ситуациях с разными оппонентами, пытались использовать в кейко и сиае что-то новое, развивая свое кэндо. Три года спустя трое из них были выбраны членами японской сборной для 11 чемпионата мира по кэндо и одна из них выиграла личное первенство.

Основываясь на своем опыте тренерской работе в Педагогическом университете Фукуока я стал серьезно размышлять о тактике в кэндо. Это имело отношение и к негативным моментам. В преподавании кэндо очень мало внимания уделялось тактике. Хотя существовали несколько пособий и исследований, касающихся тактики в кэндо, содержание их часто было слишком абстрактным, трудным для понимания и использования на практике. Поэтому в 1997 году я приехал в Великобританию, чтобы найти место, где я смог бы изучать теорию и практику тактики в спорте. Здесь я изучал теорию, практику и образовательный эффект преподавания тактики в спорте в рамках курса «Преподавание игр(спорта) для понимания», разработанного а Англии и пытался применить полученные знания к кэндо. Изучая тактику в Англии я понял, что это может быть полезно не только для победы в сиае, но и для понимания различных аспектов кэндо. Ниже описываются мои идеи относительно тактики в кэндо.

3. Пересмотр тактики в кэндо
Росль тактики заключается в обеспечении связи кихон-гейко с дзи-гейко и сиаем. Мы применяем техники, наработанные в кихон-гейко, в дзигейко и сиай тактически мысля какую технику, когда и где применять. Как правило традиционная тренировка начинается с разминки и субури, затем идут кирикеэси, кихон вадза-гейко и дзи-гейко, при этом вопросы тактики, как обучения тому, какую технику когда и где использовать, остаются в рамках самостоятельного развития тренирующегося по мере приобретения опыта. Разумеется, в дзи-гейко и сиае, где атака и защита непрерывно сменяются, и невозможно предсказать развитие событий, решение о том что делать зависит только от самого практикующего. Однако, для того чтобы в каждой ситуации сознательно или бессознательно делать правильную оценку и выполнять соответствующие действия, необходимо изучать тактику в кейко. Многие люди, особенно опытные кэндоки, считают, что необходимости в изучении тактики нет и лучший подход к дзи-гейко и сиаю – это сражаться в состоянии мусин. В этом состоянии тело будет бессознательно действовать наилучшим образом, автоматически выбирая лучшую технику и перемещения. Однако этого невозможно будет достигнуть, если не отрабатывать выбор техник и перемещений в различных ситуациях в кейко. Выбор и исполнение вадза в состоянии Мусин – бессознательное тактическое действие, выработанное в результате осознанного изучения тактики. Некоторые люди настаивают: «Мне не нужна тактика. Я просто исполняю свое кэндо, кто бы ни был мой оппонент». Я не совсем уверен, что именно они имеют ввиду под словосочетанием «исполняю свое кэндо».Следует понимать, что «свое кэндо» не означает постоянное использование одних и тех же атак, такминга и вадза против любого оппонента. Чтобы выступать наилучшим образом против различных оппонентов необходимо встретиться с ними, меняя сэме (когда резко, когда мягко), тайминг и вадза в зависимости от оппонента. Чтобы быть способным на это необходимо иметь отработанный набор вадза и иметь широкое видение своего кэндо. Это не значит, что необходимо только выучить много различных вадза, необходимо практиковаться в различных способах их использования. Суми-сэнсей сказал мне: «В моем мозгу сотни и тысячи схем Сэме, ударов, комбинаций и контратак. Я могу их правильно использовать в конкретной ситуации против конкретного оппонента.» К тому же кэндо Суми-сэнсея таколво, что у нас остается мало вариантов и нам приходится атаковать так, как этого хотел Суми-сэнсей. Очень сложно (почти невозможно?) достичь уровня Суми-сэнсея, но этого точно не произойдет, если мы не будем пытаться совершенствовать свое кэндо.

4. Эффективность изучения тактики
Когда вы начнете думать о тактике – когда и как применять вадза в дзи-гейко и сиае, вы начнете задумываться, какие вадза необходимо отработать, что вы можете сделать на данный момент, а что нет. Размышляя таким образом вы сможете понять техническую и физиологическую структуру и механизм основных движений, каждой вадза и их взаимодействие с движениями и вадза оппонента. К тому же это дает мотивацию при отработке вадза и вы будете считать, что теряете время на вадза-гейко, ката-гейко, дзи-гейко, какари-гейко, утикоми-гейко и на тренировке в целом. Более того, вы начнете задумываться, готовы ли вы к достижению поставленных задач, какая часть тела требует дополнительной тренировки, достаточно ли вы сильны духом для исполнения выбранной тактики.

Традиционно тренировка в кэндо основывается на повторении и я это не отрицаю. Уделяя внимание тактике вы поймете значение и важность такого повторения, осознаете суть тренировки кэндо а не будете бездумно копировать и автоматически исполнять указания инструктора. В следующей статье я хотел бы коснуться процесса изучения тактики в зависимости от уровня занимающегося.