Билет Силы и средства пожарной охраны. Назначение и боевое использование отделений на основных и специальных пожарных машинах.

Чтобы оценить, какие силы и средства необходимо привлечь для тушения данного пожара,руководитель тушения пожара должен знать тактические

возможности подразделений. Тактические возможности пожарных подразделений - это способность личного состава, оснащенного техническими сред ствами, эффективно выполнить задачу за определенное время. Каждый, даже простой, пожар, своеобразен и требует творческого использования тактических возможностей подразделения. Как распорядиться техникой и людьми с учетом особенностей данного пожара- решает руководитель тушения.

На тактические возможности подразделений влияет большое количество

различных факторов, таких, как технические характеристики пожарной техники, огнетушащие вещества, опасные факторы пожара (высокая температура, тепловое излучение, шум, неадекватное поведение людей), качества личного состава (физические данные, его опыт), знания руководителя, а также время года и суток, условия выполнения работ (на местности, в этажах зданий и т. д.). Учесть все эти факторы для определения тактических возможностей подразделения чрезвычайно сложно, если вообще возможно. Среди факторов, влияющих на тактические возможности подразделения, определяющими являются тактические возможности техники. В целом тактические возможности отделения (или другого подразделения) предусматривают различные варианты использования сил и средств.

 

Два и более отделения на основных пожарных автомобилях составляют караул - основное тактическое подразделение пожарной охраны, способное решать боевые задачи.

К пожарным подразделениям относятся пожарная часть и отряд. Пожарное подразделение любого уровня имеет соответствующие тактические возможности. Коренным образом меняются тактические возможности отделения при тушении пожара с установкой автомобилей на водоисточники и без установки. Поэтому это обстоятельство положено в основу определения тактических возможностей подразделений.

Пожарные отделения на основных пожарных машинах, если позволяет обстановка, ведут боевые действия по тушению пожара без установки машины на водоисточник. Так тушить могут отделения на пожарных автоцистернах, автомобилях пожарной аэродромной службы, пожарных поездах, дрезинах, катерах, т.е. если имеется запас огнетушащих веществ, которым можно ликвидировать пожар, или когда требуется немедленная подача его для обеспечения работ по спасанию людей, ограничению развития пожара на решающем направлении до прибытия дополнительных сил и средств, или предотвращению других последствий (аварий, взрывов и т. д.).

Для правильного использования пожарных машин без установки на водоисточник необходимо знать тактические возможности, которые в основном зависят от запаса огнетушащих веществ, имеющихся на данной машине, числа и типа стволов и др.

Тактические возможности отделений при тушении без установки машин на водоисточник определяются временем работы стволов от емкости пожарной

машины и получаемым количеством пенных средств.

Отделение на автоцистерне без установки ее на водоисточник может обеспечить непрерывную работу одного-двух стволов РС-50 в течение 10-15 мин, одного ствола РС-70 течение 5 мин (без учета потерь воды в рукавных линиях) или стационарного лафетного ствола. Одновременно с подачей стволов отделение может выполнить работы по спасанию людей и эвакуации имущества, установке ручных пожарных лестниц, вскрытию конструкций на позиции ствола. При наличии пенообразователя в бачке автоцистерны отделение может обеспечить работу одного пенного ствола, время работы которого будет зависеть от запаса воды и пенообразователя, имеющегося на данной пожарной машине, длины и диаметра рукавной линии.

Тактические возможности отделения, особенно без установки на водоисточники, существенно зависят от марки пожарной машины. Так, отделение на автоцистернах тяжелого типа имеет большой запас огнетушащих веществ, может обеспечить более длительную работу стволов.

Отделение на пожарных поездах может обеспечить работу одного-двух

стволов РС-70 или одного ствола РС-70 и двух стволов РС-50, или трех-четырех

стволов РС-50, или одного-двух воздушно-пенных стволов.

Отделение на пожарном автомобиле порошкового тушения может обеспечить работу одного стационарного лафетного ствола с подачей 20 или 40 кг/с порошка или с подачей 1-2 ручных стволов. Отделение на пожарном автомобиле газового тушения обеспечивает работу одного-двух стволов-раструбов или одного-двух стволов-распылителей.

При установке пожарных машин на водоисточники возможности отделений на основныхпожарных машинах по подаче огнетушащих веществ (воды, раствора, пены) значительно увеличиваются. Увеличивается и возможная площадь тушения одним отделением. На водоисточники устанавливаются пожарные автоцистерны, мотопомпы, пожарные автонасосы, пожарные насосно-рукавные автомобили, автомобили аэродромной службы,пожарные насосные станции. В этом случае тактические возможности отделений во многом зависят от численности личного состава боевого расчета, запаса вывозимогопенообразователя, количества напорных пожарных рукавов, их диаметра, пожарных стволов и условий выполнения боевых задач.

Тактические возможности отделений с установкой пожарных машин на водоисточники определяются предельным расстоянием подачи огнетушащих веществ и возможностью подачи огнетушащих веществ. При определении предельного расстояния подачи огнетушащих веществ исходят из наличия напорных пожарных рукавов для прокладки магистральных линий, имеющихся на пожарном автомобиле. Необходимо учитывать, что при прокладке двух параллельных магистральных рукавных линий увеличивается подача огнетушащих веществ.

Так как пожарных рукавов, используемых для прокладки магистральных линий, вывозится напожарном насосно-рукавном автомобиле больше, чем на пожарной автоцистерне, то и тактические возможности этих автомобилей больше.

Самые большие тактические возможности по подаче значительного количества огнетушащих веществ на значительное расстояние имеют пожарные насосные станции при прокладке от них рукавной линии рукавным автомобилем

При прокладке рукавных линий необходимо учитывать неровность местности, для чего принимается коэффициент неровности местности, равный 1,2.

Билет. Понятие о тактических возможностях пожарных подразделений. Тактические возможности отделений на автоцистерне, автонасосе (автомобиле насосно-рукавном) при установке и без установки автомобиля на водоисточник.

По назначению пожарные машины подразделяются на основные, специальные и вспомогательные. К основным пожарным машинам относятся машины, которые предназначены для подачи огнетушащих средств (воды, пены, углекислоты, порошком, газоводяных и других составов) на пожар. Эта группа включает пожарные автоцистерны, автонасосы, насосно-рукавные автомобили, пожарные насосные стан­ции, пожарные аэродромные автомобили,пожарные автомобили воз­душно-пенного тушения, порошкового, углекислотного, комбиниро­ванного и газозодяного тушения, пожарные самолеты и вертолеты, суда, поезда, дрезины и мотопомпы.

Специальные пожарные машины предназначены для выполнения специальных работ при тушении пожаров. Они служат для доставки к месту пожара боевого расчета, специального пожарно-технического вооружения и аппаратов, необходимых для обеспечения работ по тушению пожаров в различных условиях. К ним относятся автолестницы и коленчатые автоподъемники, автопеноподъемники, автомобили связи и освещения, технические и рукавные автомобили, пожар­ные газодымозащитные и водозащитные автомобили, автомобили-дымососы, штабные и оперативные автомобили, оборудованные сигналом сирены и радиостанцией. Пожарные подразделения, вооруженные специальными пожарными машинами, работают на пожарах во взаимодействии с основными пожарными подразделениями.

Вспомогательные пожарные машины используют для выполнения второстепенных работ на пожаре. К таким машинам относятся: пе­редвижные авторемонтные мастерские, автотопливозаправщики, гру­зовые, легковые и агитационные автомобили, автобусы, тракторы и другая автотехника. На каждую пожарную машину назначают бое­вой расчет, состоящий из командира, водителя и пожарных. Боевые расчеты на основных и специальных пожарных машинах называют Отделениями.

Отделение, вооруженное автоцистерной, автонасосом или насосно-рукавным автомобилем, является Первичным тактическим под­разделением пожарной охраны. Последнее способно самостоятельно вып9лнять отдельные задачи по тушению пожара, спасанию людей, защите и эвакуации материальных ценностей.

Основным тактическим подразделением пожарной охраны явля­ется караул, состоящий из двух или более отделений на основных пожарных автомобилях. В зависимости от специфики охраняемого района или объекта караулы могут быть усилены одним или несколькими отделениями на специальных или вспомогательных пожарных машинах.

Для того чтобы правильно использовать пожарные подразделе­ния на пожарах, каждый командир должен твердо знать их такти­ческие возможности.

Тактические возможности пожарного подразделения - это спо­собность его выполнить максимальный объем (количество) работ на пожаре по спасанию людей, эвакуации имущества и тушению по­жара за определенный промежуток времени. Эти возможности зависят от тактико-технической характеристики, укомплектованности техническим вооружением и характеристики пожарной машины, численности и тактической подготовки боевого расчета, от взаимодействия между подразделениями, оперативно-тактических особенностей объекта (района выезда) и других факторов. Тактико-технические возможности пожарных машин во пожарных частях можно повышать и расширять за счет их совершенствования, внедрения рационализаторских предложений, укомплектования дополнительным пожарно-техническим вооружен нем.

В системе боевой и политической подготовки личный состав бо­евых расчетов отделений совершенствует свои знания и навыки в работе с пожарно-техническим вооружением, отрабатывает и совер­шенствует взаимодействие между номерами боевого расчета. Это позволяет повышать тактические возможности пожарных подразде­лений, дает возможность быстро и эффективно использовать их при тушении любых пожаров.

Отделения на автоцистернах, имея запас воды и пенообразова­теля, не устанавливая автоцистерну на водоисточник, могут подъ­ехать непосредственно к месту пожара и ввести водяные или пенные стволы для тушения, а также принять меры по обеспечению спа­сательных работ, предотвращению взрывов или обрушений конст­рукций и аппаратов или сдерживать распространение огня на ре­шающем направлении до введения сил и средств других подразделений. Время, в течение которого отделение обеспечит подачу огнетушащих средств, зависит от объема воды и пенообразователя в заправочных емкостях автоцистерны, а также от числа и типа по­даваемых водяных и пенных стволов и пеногенераторов.

При установке автоцистерн на водоисточники тактические воз­можности отделений увеличиваются. Тактические возможности отделений на автоцистернах возрастают при наличии кислородно-изолирующих противогазов для работы в задымленной и отравленной среде.

Отделения, вооруженные автонасосами или насосно-рукавными автомобилями, в основном выполняют на пожарах те же боевые действия, что и отделения на автоцистернах. Однако объем работ, выполняемых отделением на автонасосе или насосно-рукавном автомобиле, значительно больше. Это обусловлено тем, что численность боевого расчета на автонасосе или насосно-рукавном автомобиле выше, чем на автоцистерне, у них больше пенообразователя, пожарных рукавов и другого пожарно-технического вооружения, необходимого для выполнения работ на пожарах.

Объем работ, выполняемых караулом, складывается из тактических возможностей отделений, входящих в его состав. При этом каждое отделение решает свою задачу, которая является частью общей задачи, стоящей перед караулом. Основные схемы взаимодействия отделений в карауле приподаче огнетушащих средств для тушения пожаров приведены на рис.

При тушении пожаров в безводных районах возникает необходимость подавать воду на большие расстояния по рукавным системам. Потери напора рукавных систем в этом случае часто превышают энергетические возможности двигателя и пожарного насоса автоцистерны или насосно-рукавного автомобиля. В этих случаях они используются как насосные станции.

Перекачка воды может осуществляться двумя способами: непосредственно из насоса в насос (последовательная работа насосов) и через бак автоцистерны, используемый как промежуточная емкость.

В первом случае необходимо согласовать работу головного и последующих насосов и поддерживать избыточное давление перед последующим насосом не менее 1,0 ати. Это создает трудность при регулировании работы насосами и не исключает возможности срыва работы насосно-рукавных систем.

Второй способ более простой, он не требует точного согласования работы насосов. Контроль за работой осуществляется по уровню воды в цистерне (промежуточной емкости). Кроме того, второй способ более экономичен, так как не требуется поддерживать избыточное давление перед насосом. Поэтому во втором случае расстояние между пожарными насосами может быть больше чем в первом.

2.1. При работе вперекачку по первому способу существует следующая последовательность операции.

1. Проложить напорные рукава между пожарными автомобилями. Для этого используют прорезиненные рукава возможно большего диаметра. Это позволяет уменьшить гидравлические потери но длине рукавной линии. Прокладку рукавов можно осуществлять по одной или по двум параллельным линиям. Расстояние между соседними пожарными автомобилями в случае перекачки по двум параллельным рукавным линиям может быть в четыре раза большим, чем при прокладке рукавов в одну линию.

2. Напорные пожарные рукава от пожарного автомобиля, установленного на водоисточнике, присоединяют к всасывающему патрубку второго пожарного автомобиля через водосборник, используемый для работы от пожарной колонки.

3. От напорных патрубков второго пожарного автомобиля прокладывают напорные рукава к месту пожара или к следующему пожарному автомобилю, если в перекачке участвуют более двух пожарных автомобилей.

Выполнив эту работу, следует:

- включить пожарный насос пожарного автомобиля, стоящего у водоисточника, и дать воду во второй пожарный насос; второй пожарный насос должен быть подготовлен к работе, но сцепление включено, все вентили и задвижки водопенных коммуникаций в нем должны быть закрыты;

- при поступлении воды в пожарный насос второго пожарного автомобиля включить пожарный насос сцеплением и плавно открыть задвижки напорных патрубков.

В процессе работы насоса по перекачке воды необходимо следить за напором и регулировать давление у второго насоса 10 ати.

2.2. При перекачке воды по второму способу напорные пожарные рукава от первого насоса присоединяют не ко всасывающему патрубку второго насоса, а прокладывают в цистерну второго пожарного автомобиля. После заполнения цистерны второго автомобиля водой включают в работу его насос и подают воду к месту пожара из цистерны.

Во время работы в этом случае необходимо следить за уровнем воды в цистерне, если уровень воды в цистерне начнет падать, необходимо увеличить подачу первого насоса или убавить подачу второго насоса, что легко осуществляется изменением частоты вращения вала насоса.

Билет. Определения ЧС природного и техногенного характера. Причина возникновения чрезвычайной ситуации. Сущность процессов и явлений, лежащих в основе ЧС, особенности протекания. Охват территории, географические координаты.

При проведении мероприятий по ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, а также при выполнении расчетов, разработке планов нормативных документов по действиям в чрезвычайных ситуациях необходим единый подход в области знаний о происхождении, развитии чрезвычайных ситуаций (ЧС) и их основных характеристик и способов защиты и прежде всего необходимо сформулировать понятие ЧС.

В Федеральном законе РФ № 68 дано следующее определение: «Чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей».

В приведенном определении ЧС использован ряд понятий, необходимо конкретизировать их содержание.

Авария (ГОСТ Р 22.0.05 – 94) – это опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а так же к нанесению ущерба окружающей природной среде.

Крупная авария, повлекшая за собой человеческий жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия является катастрофой.

Опасное природное явление – стихийное событие природного происхождения, которое по своей интенсивность, масштабу распространения и продолжительности может вызвать отрицательные последствия для жизнедеятельности людей, экономики и природной среды.

Стихийное бедствие – катастрофическое природное явление, которое может вызвать многочисленные человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия.

Экологическое бедствие – (экологическая катастрофа) чрезвычайное событие особо крупных масштабов, чрезвычайное изменение состояния суши, атмосферы и биосферы и отрицательно повлиявшее на здоровье людей, их духовную сферу, среду обитания, экономику и генофонд.

Приведенное в Федеральном законе РФ № 68 определение ЧС служит базовым при решении вопросов классификации ЧС природного и техногенного характера и является важной составной частью научно-методических основ обеспечения противодействия чрезвычайным ситуациям.

Успешное решение задач защиты населения и территорий в ЧС немыслимо без знания самой природы этих явлений.

Каждая ЧС имеет свою физическую сущность, свои только ей присущие источники возникновения, движущие силы, характер и стадии развития, свои особенности воздействия на человека и среду его обитания.

Знание, прежде всего, причины возникновения ЧС, позволяет принять соответствующие меры защиты и предотвратить, или хотя бы ослабить силу их разрушительного воздействия, более действенно провести мероприятия по ликвидации последствий, определить правильное поведение населения в конкретной обстановке.

Наиболее часто ЧС возникают в результате аварий.

Поэтому для эффективного противодействия авариям необходимо учитывать, что в своем развитии они проходят пять фаз:

§ первая – накопление отклонений от нормального процесса (зарождение ЧС);

§ вторая – инициирование аварии (повод, нарушающий устойчивое состояние источника ЧС);

§ третья – развитие аварии (процесс чрезвычайного события, во время которого происходит высвобождение факторов риска);

§ четвертая – проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, локализации аварии;

§ пятая – восстановление жизнедеятельности людей после ликвидации последствий аварии.

Необходимо рассмотреть еще несколько понятий, касающихся ЧС.

Пострадавший в ЧС – человек, пораженный либо понесший материальные убытки в результате ЧС.

Пораженный в ЧС – человек заболевший, травмированный или раненый в результате воздействия источника ЧС.

Под безопасностью в ЧС понимается состояние защищенности населения, объектов экономики и окружающей природной среды от опасностей в ЧС.

Различают безопасность

по видам:

· промышленная;

· радиационная;

· химическая;

· сейсмическая;

· пожарная;

· биологическая;

· экологическая.

по объектам:

· население;

· объект экономики;

· окружающая природная среда.

Всю совокупность возможных ЧС можно разделить на две группы:

· конфликтные

· бесконфликтные.

К конфликтным ЧС могут быть отнесены военные столкновения, экономические кризисы, экстремальная политическая борьба, социальные взрывы, национальные и религиозные конфликты, противостояние разведок, терроризм, разгул уголовной преступности, широкомасштабная коррупция и др.

Бесконфликтные ЧС могут быть классифицированы по значительному числу признаков.

Целесообразно более детально пояснить классификацию ЧС по масштабам распространения и тяжести последствий.

В постановлении правительства РФ № 1094 от 13.09.1996 г. даны следующие критерии отнесения к тому или иному виду ЧС (приложение таблица № 1).

В первом и втором учебных вопросах мы более детально рассмотрим чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.