Основные отклонения полей допусков валов и отверстий при циркуляционном нагружении

Диаметр подшипника, мм  
Внутренний Основные отклонения вала
свыше до js k m n
до 300 св. 300 до 1400 св. 1400 до 1600 св. 1600 до 3000
−∕∕− 600 −∕∕− 600 −∕∕− 2000 −∕∕− 2000 −∕∕− 2500 −∕∕− 2500 −∕∕− 4000
−∕∕− 700 −∕∕− 700 −∕∕− 3000 −∕∕− 3000 −∕∕− 3500 −∕∕− 3500 −∕∕− 6000
−∕∕− 900 −∕∕− 900 −∕∕− 3500 −∕∕− 3500 −∕∕− 4500 −∕∕− 4500 −∕∕− 8000
наружный Основные отклонения отверстия
K M N P
−∕∕− 800 −∕∕− 800 −∕∕− 1000 −∕∕− 1000 −∕∕− 1300 −∕∕− 1300 −∕∕− 2500
−∕∕− 1000 −∕∕− 1000 −∕∕− 1500 −∕∕− 1500 −∕∕− 2000 −∕∕− 2000 −∕∕− 3300
−∕∕− 1200 −∕∕− 1200 −∕∕− 2000 −∕∕− 2000 −∕∕− 2600 −∕∕− 2600 −∕∕− 4000
−∕∕− 1600 −∕∕− 1600 −∕∕− 2500 −∕∕− 2500 −∕∕− 3500 −∕∕− 3500 −∕∕− 5500

 

Интенсивность нагрузки определяется по формуле

, (3.1)

где – радиальная нагрузка, Н; b – рабочая ширина кольца подшипника, мм; – динамический коэффициент посадки (табл. 3.6); – коэффициент, учитывающий степень ослабления натяга при полом вале или тонкостенном корпусе ( опору. Значения зависят от величины , где – угол контакта тел качения с дорожкой качения наружного кольца, зависящий от конструкции подшипника (табл. 3.8, для однорядных подшипников = 1).

Таблица 3.6

Зависимость k1 от характера нагрузки

Характер нагрузки k1
Умеренные толчки. Перегрузки до 150% Сильные удары. Перегрузки до 300% 1,0 1,8

 

Таблица 3.7

Выбор коэффициента k2

или k2
для вала для отверстия
свыше до <1,5 > (1,5÷2,0) < (2÷3) для всех подшипников
- 0,4 0,7 0,8 0,4 0,7 0,8 - 1,2 1,5 1,4 1,7 2,3 1,6 1,4 1,8

 

Таблица 3.8

Выбор коэффициента k3

k3
свыше до
-- 0,2
0,2 0,4 1,2
0,4 0,6 1,4
0,6 1,6
--

 

При циркуляционном нагружении кольца подшипника, когда динамический коэффициент выбрать затруднительно, минимально допустимый натяг определяется по формуле

, (3.2)

где – коэффициент (для подшипников легкой серии ; средней – ; тяжелой – ); – ширина подшипника; – координата монтажной фаски внутреннего или наружного кольца подшипника, мм.

По найденному выбирают ближайшую стандартную посадку по условию, что > .

Требования к посадочным поверхностям валов и отверстий корпусов под посадки подшипников качения регламентированы ГОСТ 3325-85. В соответствии с ГОСТ 3325-85 рекомендуется применять при назначении допусков на отверстия и валы квалитеты, указанные в табл. 3.9.

Требования предъявляются к форме посадочных поверхностей отверстий и валов (табл. 3.10), торцевым биениям заплечиков отверстий (табл. 3.11) и валов (табл. 3.12), высотным параметрам шероховатости (табл. 3.13).

Таблица 3.9