МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
1.ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ МЕТОДИКИ ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
Методика тактической подготовки – это учение о задачах, содержании, формах и методах обучения тактической подготовке солдат, курсантов, прапорщиков, офицеров и войск.
Из данного определения следует, что предметом методики является процесс обучения тактической подготовке.различных категорий обучаемых, а также штабов, войск и воспитание их в ходе этого процесса.
Методика тактической подготовки решает следующие задачи:
— определяет задачи обучения тактической подготовке, ее место и роль в системе боевой подготовки;
— научно обосновывает содержание программы тактической подготовки, намечает последовательность прохождения программы в комплексе с другими предметами;
— определяет пути реализации принципов обучения в ходе тактической подготовки, вырабатывает формы и методы обучения этому предмету;
— разрабатывает требования к учебно– материальной базе и ее подготовке;
— определяет требования к методической подготовке сержантов, прапорщиков и офицеров, непосредственно проводящих занятия по тактической подготовке;
— изучает историю методики тактической подготовки и обобщает ее опыт.
Таким образом, методика тактической подготовки является самостоятельной отраслью знаний, овладение которыми в значительной мере предопределяет методическое мастерство командиров и уровень подготовки обучаемых.
Задачи обучения по тактической подготовке солдата, отделения и взвода определяются исходя из требований приказов
Министра обороны СССР, Организационных указаний главнокомандующего Сухопутными войсками, боевых уставов, наставлений, курсов стрельб, программы боевой подготовки мотострелковых и танковых подразделений.
Основными задачами обучения являются:
— совершенствование теоретических знаний и практических навыков командира взвода в организации боя на местности, в принятии по сложившейся обстановке обоснованных решений, четкой постановке боевых задач, в организации взаимодействия между подразделениями, приданными огневыми средствами и соседями, в непрерывном управлении огнем и подразделениями в ходе боя, в настойчивом выполнении поставленной задачи;
— обучение командира отделения четкой постановке задач солдатам, умелому управлению огнем и действиями отделения в наступлении и обороне, в разведке и охранений, правильному использованию местности, оружия и боевой машины пехоты (бронетранспортера, танка) в бою;
— обучение солдат непрерывнохму наблюдению за полем боя и докладу командиру отделения об обнаруженных целях, умению по команде командира или самостоятельно уничтожать их огнем, сноровистому выполнению приемов и способов ведения боя в составе своих подразделений как в пешем порядке, так и при действиях на БМП (БТР);
— обучение подразделения (взвода, отделения) слаженным действиям на поле боя, скрытному выдвижению и умелому развертыванию в боевой порядок (скрытному занятию исходного положения для наступления), сноровистым действиям при преодолении инженерных заграждений, в атаке как на БМП (БТР), так и в пешем порядке, умелому осуществлению взаимодействия с соседями, танками, артиллерией по уничтожению огневых средств противника как в обороне, так и в наступлении, уничтожению контратакующего противника огнем и решительной атакой, неотступному преследованию противника, умелым действиям по инженерному оборудованию местности, быстрому переходу от обороны к наступлению, организованному совершению маршей, ведению разведки противника и местности, защите от ОМП противника, организованному ведению огня по низколетящим воздушным целям противника.
Кроме того, в ходе тактической подготовки личного состава отделения и взвода необходимо настойчиво и целеустремленно решать вопросы психологической закалки воинов, воспитывая в них высокий наступательный порыв, активность и инициативу, смелость и решительность, стойкость и мужество, смекалку и военную хитрость.
2. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИИ ПО ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ С ОТДЕЛЕНИЕМ (ЭКИПАЖЕМ), ВЗВОДОМ
Под формой организации занятия следует понимать прежде всего его структуру, а также специфику деятельности командира и обучаемых в ходе его проведения. Она отражает совокупность условий, в которых осуществляется обучение: состав, организационную структуру обучаемых, характер их деятельности, место проведения занятия, его продолжительность, наличие вооружения, техники и других средств материального обеспечения и специфику в их использовании.
Обучение по тактической пОдгбТОвке в войсках осуществляется в форме тактикО– строевых, тактических занятий, боевых стрельб, тактических учений.
Одиночная подготовка солдата осуществляется, как правило, на тактико– строевых занятиях. Она проводится в начале первого периода обучения продолжительностью до двух месяцев. За это время солдат должен приобрести навыки и умение самостоятельно действовать в бою.
Обучение по тактической подготовке отделения завершается в конце первого периода обучения проверкой слаженности на контрольной полосе тактического поля и тактическим занятием с боевой стрельбой. Боевое слаживание взвода осуществляется в каждом периоде обучения и завершается боевой стрельбой во втором и четвертом периодах.
Каждая форма организации занятий имеет свои методы обучения.
Метод обучения – это способ работы обучающего и обучаемых на занятии. В свою очередь, каждый метод состоит из множества приемов обучения, органически связанных между собой. Однако универсального метода обучения, овладение которым обеспечивало бы отработку любого вопроса по тактике отделения, взвода, как впрочем и в любой области знаний, нет и быть не может.
Сама сущность процесса обучения, его природа требуют применения самых разнообразных методов и их сочетания. Необходимость этого обусловливается различием категорий и состава обучаемых во взводе. Нельзя, например, одним и тем же методом обучать солдат, сержантов, а также отделение и взвод, невозможно одним и тем же методом и давать, и закреплять знания, а также вырабатывать умения и навыки.
В ходе тактической подготовки отделения и взвода применяются следующие методы обучения: рассказ (объяснение), показ, тренировка (упражнение), практическая работа в занимае» мой должности.
Подготовка к занятию включает в себя: определение (уточнение) исходных данных, разработку плана проведения занятия, личную подготовку командира взвода, подготовку сержантов и солдат, подготовку места (района) занятия и средств материального обеспечения.
Исходными данными для подготовки занятия являются: тема, учебные и воспитательные цели, учебные вопросы, продолжительность, место (район) проведения, расход имитационных средств.
Тема, учебные вопросы и продолжительность занятия определяются программой боевой подготовки и конкретизируются ротным расписанием.
Цели занятия, место (район) его проведения и расход' имитационных средств определяются командиром взвода, исходя из содержания занятия (выносимых учебных вопросов), а расход имитационных средств, кроме того, установленными нормами расхода.
Кроме учебных командир должен определить и воспитательные цели каждого занятия. Так, например, на занятии, где выносятся вопросы уничтожения противника в траншеях огнем на ходу в упор, гранатами и в рукопашном бою, командир должен поставить одной из целей – воспитывать у обучаемых смелость, решительность, высокий наступательный порыв.
На занятиях по оборонительной теме воспитательной целью может быть – воспитывать у обучаемых упорство, стойкость, способность переносить тяготы боевой обстановки.
Для более качественной отработки выносимых вопросов целесообразно на одно занятие выносить не более 2–3 учебных вопросов при продолжительности его 2–3 ч.
Важным вопросом при определении (уточнении) исходных данных является выбор места (района) проведения занятия и его рекогносцировка. Наибольшую поучительность занятия можно достичь при проведении его на тактическом учебном поле, оборудование которого в большей степени приближает обстановку к боевой действительности.
При отсутствии в части близлежащего тактического учебного поля необходимо выбрать такой участок местности, который обеспечил бы качественную отработку учебных вопросов.
Рекогносцировку места (района) занятия командир взвода проводит совместно с командирами отделений, где определяет маршрут выдвижения, вопросы, которые необходимо отработать в ходе следования к месту занятия, места отработки учебных
вопросов, как их оборудовать (какую создать мишенную обстановку), порядок и способы обозначения действий противника.
После определения (уточнения) исходных данных командир взвода составляет план проведения занятия, в котором должны найти отражение: наименование темы занятия, его вид и время проведения (днем, ночью); учебные и воспитательные цели; время (продолжительность) и место проведения занятия; руководства и пособия; материальное обеспечение; учебные вопросы и время на их отработку; содержание и методика работы командира взвода и командиров отделений; ожидаемые действия обучаемых и схема действий.
План должен быть составлен командиром взвода не позднее чем за 2–3 дня до начала занятия и утвержден командиром роты.
Готовясь к занятию, командир взвода должен изучить требования руководящих документов по теме занятия, положения уставов, наставлений и сборника нормативов, подобрать поучительные примеры из опыта Великой Отечественной войны, локальных войн и послевоенных учений.
Основной формой подготовки сержантов, являются инструк– торско– методические занятия и инструктажи.
Инструкторско– методическое занятие планируется в ротном расписании и проводится командиром роты перед отработкой темы сержантами со своими подчиненными.
За 1–2 дня до начала занятия командир взвода с сержантами проводит инструктаж, на котором дает конкретные указания по подготовке к занятию и методике отработки каждого учебного вопроса в соответствии со своим планом проведения занятия.
Если по данной теме не проводилось инструкторско– методическое занятие и сержанты не участвовали в рекогносцировке, то инструктаж с ними проводится на местности.
На основе указаний командира взвода сержанты разрабатывают свои планы проведения занятия и утверждают у командира взвода.
План проведения занятия командира отделения по своей форме отличается от плана, разработанного командиром взвода, тем, что в нем не найдут своего отражения действия командира взвода. В то же время действия командира отделения и обучаемых должны быть изложены более полно.
После утверждения своих планов командиры отделений изучают теоретические положения, относящиеся к теме предстоящего занятия.
Подготовка солдат к занятию заключается в том, что с ними изучаются статьи уставов, наставлений и руководств, доводятся меры безопасности. Большую помощь в подготовке к предстоящим занятиям может оказать демонстрация военно– учебного фильма или просмотр диапозитивов.
Проведение занятия. На занятие в поле личный состав выходит со штатным оружием и снаряжением.
Командир взвода перед началом занятия принимает доклады командиров отделений о наличии личного состава и готовности солдат к занятиям, после чего проверяет внешний вид личного состава, его экипировку, наличие средств материального обеспечения занятия. Затем он перед строем взвода или предварительно, вызвав командиров отделений, ставит задачу на выдвижение в район занятия и определяет время на выдвижение.
Получив задачу, командиры отделений выдвигают отделения в указанный район и в соответствии с утвержденным планом отрабатывают с обучаемыми ранее уже изученные тактические приемы, связанные с управлением на марше, действиями по сигналам оповещения и при внезапном нападении противника.
Командир взвода контролирует действия обучаемых и по прибытии в район занятия проводит краткий разбор с указанием недостатков и путей их устранения. Затем он объявляет тему, цели занятия и указывает места отработки первого учебного вопроса каждому из отделений.
По прибытии к месту занятия командир отделения строит отделение в одну шеренгу, объявляет учебные вопросы, создает тактическую обстановку и приступает к их отработке.
В целях максимального использования отводимого на отработку учебного времени не следует начинать ее с проверки знаний обучаемыми теоретических положений, которые уже изучались в часы самоподготовки, предшествующие данному занятию.
Отработку учебного вопроса командир отделения начинает с краткого объяснения содержания учебного вопроса (в течение не более 1–2 мин), а затем образцово показывает приемы или действия в целом. При этом в целях лучшего усвоения показываемых действий отделение может повторять их за командиром.
Закончив показ в целом, командир возвращается с отделением в исходное' положение и объявляет порядок отработки учебного вопроса. Обучение начинается с выполнения отдельных приемов по элементам. Приступая к отработке первого приема или действия, командир отделения может еще раз показать порядок его выполнения в целом, а затем, если в этом есть необходимость, то и по разделениям, сопровождая пояснением, после чего приступает к тренировке. Тренировка должна начинаться в медленном темпе, а иногда и по разделениям, а затем после усвоения обучаемыми порядка и техники выполнения темп постепенно увеличивается и доводится до нормативных требований.
Отделение отрабатывает прием в одношереножном разомкнутом строю. Командир отделения поочередно обучает каждо–
го солдата, устраняя обнаруженные недостатки, при необходимости показывая правильное выполнение приема. Если ошибка повторяется у некоторых солдат, то он останавливает отделение, обращая на нее внимание и добиваясь устранения, а затем продолжает отработку, переходя от одного военнослужащего к другому, при этом все остальные солдаты отделения выполняют данный прием. Таким образом, обучение идет по принципу «учу одного – делают все». Тренировка в зависимости от отрабатываемого приема может осуществляться так называемым челночным методом, т. е. на ограниченном участке местности туда и обратно.
Закончив обучение по первому элементу учебного вопроса, командир отделения приступает к отработке второго элемента в такой же последовательности, как и первого.
После отработки учебного вопроса по элементам командир отделения приступает к тренировке в целом по всему учебному вопросу, добиваясь его слитного выполнения в темпе, определяемом нормативом.
На этом этапе обязательно должен присутствовать дух соревновательности, стремление как можно лучше выполнить отрабатываемые приемы и в установленное время. В конце отработки учебного вопроса командир отделения должен подвести его краткий итог, где отметить действия лучших, указать на недостатки и порядок их устранения.
В такой же последовательности командир отделения отрабатывает и последующие учебные вопросы.
По окончании занятия командир отделения проводит общий разбор, на котором оценивает, действия каждого солдата, подводит итоги выполнения взятых обязательств, дает указания по устранению выявленных недостатков.
Роль командира взвода на занятиях должна быть активной. Он осуществляет контроль за соблюдением методической последовательности в отработке отдельных приемов, действий и учебного вопроса в целом, за правильным использованием оборудования тактического учебного поля, за соблюдением мер безопасности и выдерживанием установленного времени на отработку. В перерыве, а иногда и в ходе занятия командир может собрать сержантов, обратить их внимание на выявленные недостатки и дать указания по их устранению.
В процессе занятия командир взвода поочередно находится в каждом из отделений, выявляет наиболее слабых солдат, собирает их вместе и отрабатывает с ними трудноусвояемые приемы. Обучение технике выполнения отдельных приемов и действий он может осуществлять и со всем отделением.
В конце занятия командир взвода должен провести разбор. При разборе он должен напомнить тему, цели занятия, определить степень их достижения, отметить достоинства и недостатки в действиях обучаемых, назвать лучшее отделение и наиболее отличившихся военнослужащих, дать задание по устранению недостатков.
Возвращение в район расположения осуществляется в тактической обстановке с отработкой слабоусвоенных вопросов или же совершением марш– броска.
4. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИИ ПО ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ С ОТДЕЛЕНИЕМ (ЭКИПАЖЕМ) И ВЗВОДОМ
Обучение по тактической подготовке отделения (экипажа), взвода осуществляется на тактико– строевых, тактических занятиях и боевых стрельбах.
Каждая из названных форм занятий базируется на предыдущей, являясь очередной, более высшей ступенью боевого слаживания отделения (экипажа), взвода.
Если тактико– строевое занятие является основной формой тактической подготовки одиночного солдата, позволяющее выработать у него твердые практические навыки в выполнении приемов и способов действий в бою, то для отделения и взвода оно является лишь начальной формой их боевого слаживания. На нем отделение (экипаж), взвод приобретают первоначальные навыки в технике совместного выполнения приемов и способов действий при решении различных боевых задач. Дальнейшее, более тесное слаживание отделение (экипаж), взвод приобретают на тактических занятиях, где отработка всех вопросов осуществляется в единой тактической обстановке и в темпе, присущем современному общевойсковому бою.
На тактических занятиях с отделением каждый солдат, сержант, а со взводом и командир взвода получают практику в выполнении своих функциональных обязанностей в бою, определяемых Боевым уставом Сухопутных войск, часть III.
Командиры отделений и взвода, кроме того, на этих занятиях совершенствуют свои навыки в организации боя на местности и управлении подразделениями в ходе боя.
Высшей формой практического обучения отделения и взвода является тактическое занятие с боевой стрельбой. Оно позволяет совершенствовать приобретенные на тактико– строевых и тактических занятиях навыки в совместных действиях в условиях, максимально приближенных к боевой действительности. На этих занятиях личный состав отделения (экипажа) и взвода совершенствует свое огневое мастерство, командиры отделения и взвода получают практику в управлении не только подразделениями, но и огнем.
Руководителем тактического занятия с отделением выступает командир взвода, со взводом – командир роты.
Рассмотрим более подробно каждую из форм практического обучения отделения (экипажа) и взвода.
Подготовка и проведение тактико– строевого занятия с отделением (экипажем) и взводом. Сущность тактико– строевого занятия состоит в том, что с отделением и взводом практически отрабатываются приемы и способы действий до тех пор, пока личный состав отделения и взвода не добьется согласованных действий.
На тактико– строевом занятии с отделением и взводом, как правило, отрабатываются лишь вопросы, требующие согласованных практических действий личного состава в процессе выполнения боевой задачи.
Такими вопросами могут быть выдвижение, спешивание и развертывание отделения в цепь, преодоление минно– взрывных заграждений и атака, приемы ведения боя в траншее, действия в обороне при применении противником ядерного оружия и с началом огневой подготовки, действия подразделения при отражении атак противника с различных направлений и др.
Командиры на этих занятиях совершенствуют свои знания по управлению подразделениями путем подачи команд (сигналов) и отдачи коротких распоряжений.
Каждая тема по подготовке отделения (экипажа), взвода обычно включает лишь один вид боя и может отрабатываться на нескольких занятиях как днем, так и ночью. Так, например, тема «Отделение в наступлении» может отрабатываться на четырех– пяти занятиях, а тема «Взвод в обороне» – на десяти–двенадцати занятиях.
Тактико– строевые занятия могут проводиться «пеший по– машинному» и на боевой технике. На начальной стадии обучения отделения (экипажа), взвода их целесообразно проводить «пеший по– машинному».
Тактико– строевые занятия обычно организуют и проводят непосредственно командиры: с отделением – командир отделения; со взводом – командир взвода. В отдельных случаях, когда выводится материальная часть или отрабатываются вопросы взаимодействия с подразделениями других родов войск, например, мотострелкового взвода с танками или танкового взвода с мотострелковым отделением (взводом), занятие может проводить и командир па ступень выше: с отделением – командир взвода, со взводом – командир роты.
Подготовка тактико– строевого занятия с отделением (экипажем) и взводом, как и по одиночной подготовке, включает: определение (уточнение) исходных данных; разработку плана проведения занятия; личную подготовку командира взвода командиров отделений и обучаемых; подготовку района и средств материально– технического обеспечения.
Исходными данными для подготовки занятия являются: тема; учебные и воспитательные цели; учебные вопросы; состав обучаемых; время; продолжительность; район проведения занятия; выделяемый расход моторесурсов (на занятии с материальной частью), имитационных и других средств.
В начале своей работы по подготовке к занятию командир прежде всего должен уяснить тему занятия, т. с. раскрыть ее содержание. При этом он должен определить, на каком тактическом фоне и какие отработать действия или приемы, с чего начать и чем закончить занятие, а также уяснить, какие занятия по данной теме уже проведены. Правильному раскрытию содержания темы во многом способствует изучение руководящих документов, положений уставов, руководств и наставлений, периодической литературы по данной теме.
Учебные и воспитательные цели должны определяться руководителем для отделения (экипажа) в целом, а на занятии, проводимом командиром взвода, и для сержантов.
Количество учебных вопросов на занятии зависит от содержания темы, поставленных целей, степени подготовленности обучаемых и отводимого времени. Часто содержание занятия включает более широкий круг вопросов, чем позволяют возможности их качественной отработки, поэтому на занятие следует выносить наиболее важные из них, требующие выработки у обучаемых умений и навыков, активных слаженных действий обучаемых.
На одном тактико– строевом занятии с отделением (экипажем) и взводом рекомендуется выносить не более двух– трех вопросов.
На тактико– строевом занятии, проводимом ночью, следует выбирать такие учебные вопросы, которые позволяли бы выдерживать заданное направление наступления, ориентироваться в темноте, действовать в походном охранении и разведке при осмотре местных предметов и при внезапной встрече с противником. На этих занятиях со взводом ' командиры отделения должны научиться твердо управлять своими подразделениями в темноте и поддерживать непрерывное взаимодействие.
Как и при отработке вопросов одиночной подготовки, важное значение для поучительности занятия и качества его проведения имеет умелый выбор участка местности. Однако в отличие от занятий по одиночной подготовке он должен быть более емким, позволяющим успешно действовать на установленных уставами интервалах не только отделению, по и взводу. Кроме того, участок местности по возможности должен иметь разнообразные формы рельефа, которые бы способствовали поучительности отработки учебных вопросов. Например, для обучения взвода действиям в наступлении местность должна позволять скрытно выдвигаться на рубеж перехода в атаку, развертываться из походного в предбоевой и боевой порядок, стремительно атаковать на БМП (БТР, танках), осуществлять маневр подразделениями.
Для обучения отделения (взвода) действиям в разведке и походном охранении местность нужно выбирать с таким расчетом, чтобы на маршруте движения встречались участки леса, овраги, населенные пункты, труднопроходимые участки дорог, водные преграды, мосты, которые должно осматривать дозорное отделение (дозорные).
По темам оборонительного боя местность должна позволять производить отрывку окопов и способствовать скрытному размещению БМП (БТР, танков) и других огневых средств.
Проводя рекогносцировку местности, предназначенной для занятия, командир взвода должен определить порядок отработки учебных вопросов, какую создать для этого тактическую обстановку, а также необходимый объем дооборудования района занятий. Намечая порядок отработки того или иного учебного вопроса, он определяет на местности положение противника и обучаемых, средства, необходимые для обозначения противника, проходов в минно– взрывных заграждениях, участков заражения, разрушений, пожаров, борьбы с воздушными целями и танками противника и т. д.
После определения (уточнения) исходных данных и проведения рекогносцировки руководитель приступает к разработке плана проведения занятия с отделением, который обычно разрабатывается в письменном виде с графическим отображением схемы действий подразделения как при выдвижении к месту занятий и возвращении с него, так и при отработке каждого учебного вопроса. План проведения тактико– строевого занятия с отделением (экипажем) утверждает командир взвода за 1–2 дня, со взводом – командир роты за 2–3 дня до начала его проведения.
Подготовка района и материально– технического обеспечения тактико– строевого занятия во многом способствует качественному его проведению. Определяя мероприятия по подготовке района, командир взвода совместно с командирами отделений должен предусмотреть, что необходимо изготовить для обозначения противника, имитации огня огневых средств, дать конкретные указания по дооборудованию участков местности, выбранных для отработки учебных вопросов. Если занятие готовится на тактическом учебном поле, то командир взвода должен подать заявку начальнику (старшему оператору) тактического учебного поля, в которой обычно указываются места и порядок установки мишеней и средств имитации, сигналы вызова огня (показа мишеней), частоты и позывные радиосредств.
Проведение тактико– строевых занятий. Перед выходом в поле командир отделения (экипажа), взвода должен проверить готовность личного состава к занятию, исправность материальной части, наличие средств материально– технического обеспечения, знание обучаемыми мер безопасности.
Время на передвижение в район занятия используется для закрепления ранее уже отрабатываемых приемов и способов действий (например, действия по сигналам управления на марше, перестроение из походных порядков в предбоевой и боевой, действия по сигналам оповещения и т. д.).
По прибытии в исходное положение для начала занятия командир взвода кратко проводит разбор действий обучаемых при выдвижении к месту занятий, затем он объявляет тему, цели занятия и порядок его проведения.
Если занятие проводится по темам, изучающим действия отделения в бою, то командир взвода указывает места отделениям и приказывает командирам вывести отделения в исходное положение и приступить к занятиям. Командир взвода, осуществляя контроль за порядком отработки учебных вопросов, может взять одно из отделений и отработать с ним первый учебный вопрос, а затем, последовательно переходя от одного отделения к другому, с каждым из них отрабатывает очередной учебный вопрос или же один из его приемов (элементов).
Командир отделения, прибыв с отделением в исходное положение, объявляет первый учебный вопрос, кратко объясняет порядок действий отделения по всему вопросу, а затем по первому элементу, создает тактическую обстановку и приступает к отработке первого элемента вначале в медленном темпе с разъяснением действий, а затем увеличивает скорость его выполнения, постепенно доводя до требований норматива. В отличие от методики обучения одиночного солдата командир отделения не всегда имеет возможность показать согласованные действия отделения (например* порядок преодоления минно– взрывных заграждений или маневр частью сил для атаки противника во фланг)*, поэтому предварительное объяснение требуемых действий и выполнение приема вначале в медленном темпе с необходимыми пояснениями в значительной мере способствуют выработке у обучаемых технически правильных умений и навыков по отрабатываемым совместным действиям.
Если обучаемые действуют неправильно, командир отделения приостанавливает тренировку, указывает на допущенные ошибки, при необходимости вновь разъясняет (а если есть возможность, то и показывает), как– надо действовать в данной обстановке (ситуации), а затем возвращает отделение в исходное положение или поворачивает кругом (челночный метод тренировки) и вновь повторяет действия до полного усвоения всеми обучаемыми существа отрабатываемого приема или действия. После отработки учебного вопроса по элементам командир отделения переходит к выполнению действий по учебному вопросу в целом.
Тренировка в слитном исполнении осуществляется по времени и заканчивается выполнением норматива. Отработав учебный вопрос, командир отделения проводит частный разбор, в котором отмечает, как отработан вопрос, дает оценку действий обучаемых и указывает на недостатки. Обучение отделения по второму и последующим учебным вопросам осуществляется в такой же последовательности, как и первого.
Если позволяет время, в конце занятия командир взвода может проверить каждое из отделений по выполнению всех учебных вопросов в целом и определить лучшее отделение.
Тактико– строевые занятия со взводом проводятся непосредственно командиром взвода. На этих занятиях командиры отделений выступают уже как обучаемые и получают практику в управлении отделениями в ходе выполнения взводом определенных задач (тренируются в подаче команд, сигналов, в отдаче коротких боевых распоряжений).
Порядок подготовки и методика проведения тактико– строевого занятия со взводом в основном аналогичны организации и методике проведения занятия с отделением. Отличие их состоит лишь в том, что все вопросы занятия отрабатываются в масштабе взвода и на фоне тактической обстановки, создаваемой для взвода.
Командир взвода заканчивает тактико– строевое занятие разбором. Разбор является заключительной и важной частью тактико– строевого занятия. Подготовка к нему должна начинаться с разработки плана проведения занятия, продолжаться в процессе занятия и заканчиваться после его проведения.
В ходе разбора командир взвода анализирует действия отделений и отдельных военнослужащих при отработке каждого учебного вопроса, подкрепляя их требованиями уставов и наставлений, примерами из опыта войн и учений, отмечает наиболее поучительные действия отделений (солдат, сержант.ов), а также недостатки. В конце разбора командир дает оценку подготовленности каждого отделения (солдата), подводит итоги выполнения обязательств и указывает, что надо сделать для устранения выявленных недостатков.
5. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ТАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ С ОТДЕЛЕНИЕМ (ЭКИПАЖЕМ) И ВЗВОДОМ
Тактическое занятие является более высокой ступенью в обучении отделения (экипажа), взвода по отношению к тактико– строевому занятию. Оно в большей мере приближает подготовку отделения и взвода к боевым условиям.
Сущность тактического занятия состоит в том, что все учебные вопросы занятия отрабатываются в единой тактической обстановке и в строгой последовательности. В случае допущения ошибок или действий, не соответствующих сложившейся тактической обстановке (преодоление участков заражения без средств индивидуальной защиты или минно– взрывных заграждений вне проделанных проходов, отход с занимаемых позиций без разрешения старшего командира и т. д.), действия и приемы могут повторяться до их твердого усвоения, для чего делаются короткие перерывы (выключения из обстановки).
Тактические занятия проводятся, как правило, на материальной части. Тема такого занятия обычно охватывает один вид боя или боевого обеспечения.
Отработка учебных вопросов осуществляется с обозначением мишенями и макетами конкретного противника в соответствии с организационно– штатной структурой и тактикой действий его подразделений.
Для более полной отработки учебных вопросов со взводом предусматриваются суточные тактические занятия, которые проводятся непрерывно в течение 5–7 ч светлого и 3–4 ч ночного времени и наоборот, но с обязательным переходом от дневных (ночных) действий к ночным (дневным).
Организует и проводит тактическое занятие с отделением командир взвода, со взводом – командир роты.
Подготовка тактических занятий с отделением и взводом осуществляется в такой же последовательности, как и тактико– строевых занятий, но в содержании этой работы имеются некоторые особенности.
Уясняя исходные данные, командир взвода (роты) определяет учебные и воспитательные цели для всех категорий обучаемых.
Количество учебных вопросов, выносимое на занятие, будет зависеть от содержания темы, учебных и воспитательных целей и продолжительности занятия.
Расчет времени по учебным вопросам производится с учетом общей продолжительности занятия, их содержания и степени подготовленности обучаемых. На тактическом занятии фактор времени имеет важное значение, поэтому на организацию боя, проведение мероприятий по оборудованию позиций, их маскировке и подготовке к бою должно отводиться такое же количество времени, как в бою. Особенно это необходимо соблюдать при проведении суточных тактических занятий со взводом, когда имеющееся учебное время позволяет в полном объеме выполнить работы по подготовке мест расположения, позиций (опорных пунктов), рубежей, вооружения и техники к боевому применению.
Тактические занятия обычно проводятся на оборудованном тактическом поле. Если таким полем воинская часть не располагает, то выбирается участок местности такой, который бы в полной мере позволял качественно отработать все учебные вопросы. Рекогносцировка его проводится в целях уточнения возможностей по созданию поучительной тактической обстановки, выявления необходимого объема работ по его оборудованию и количества привлекаемого для этого личного состава. По этим вопросам командир взвода (роты) дает указания командирам отделений (взводов), которые участвуют в рекогносцировке.
Здесь же командир взвода (роты) инструктирует своего заместителя (старшину роты) о порядке обозначения противника, применения имитационных средств на занятии, обращая внимание на то, по какому сигналу, на каких рубежах и каким образом обозначить действия противника, где создать очаги пожаров, подготовить разрушения и препятствия, обозначить участки заражения и т. д.
После проведения рекогносцировки командир взвода (роты) составляет план проведения занятия и представляет его на утверждение непосредственному начальнику.
План проведения занятия командиром взвода обычно составляется в рабочей тетради, а командиром роты – на схеме или крупномасштабной карте.
В отличие от плана тактико– строевого занятия план проведения тактического занятия должен содержать единую тактическую обстановку, позволяющую в комплексе отработать все поставленные учебные вопросы. При этом тактическая обстановка должна быть сложной, быстроменяющейся и приближать занятие к условиям боевой действительности.
Тактическая обстановка должна отображать положение и боевые задачи взвода (роты), противника с показом каждого обнаруженного огневого средства, решение командира взвода (роты), боевые задачи обучаемого отделения (взвода) и соседей.
После утверждения плана занятия командир взвода (роты) дает указания о подготовке к занятию личного состава и материальной части. Подготовка личного состава осуществляется в такой же последовательности, как и при подготовке к тактико– строевому занятию.
Накануне занятия при проверке готовности взвода к суточному тактическому занятию командир роты кроме обычных вопросов проверяет наличие и состояние осветительных средств, исправность приборов ночного видения, компасов, умение личного состава ориентироваться в ночных условиях с использованием компаса.
Проведение занятия. В зависимости от темы, расположения части и ее тактического учебного поля, а также от созданной тактической обстановки тактическое занятие может начинаться непосредственно из мест постоянной дислокации или предварительного вывода в исходное положение. В этом случае выдвижение в район начала занятия отделение (взвод) осуществляет в дополнительно созданной тактической обстановке с отработкой уже ранее освоенных приемов и действий.
По прибытии в район занятия командир взвода (роты) вводит командира отделения (взвода) в тактическую обстановку и дает ему время на расположение подразделения (размещение в исходном районе, занятие исходного положения, позиций, опорного пункта и т. д.) в соответствии с созданной тактической обстановкой. В целях проверки качества организации охранения и наблюдения он может вызвать действия мелких групп противника, нападение его авиации, в том числе и с применением отравляющих веществ, или создать другую обстановку, позволяющую проверить бдительность подразделения и ее командиров, их умение быстро реагировать на резкие ее изменения.
После проверки правильности занятия отделением (взводом) исходного положения (позиции, опорного пункта, района) и размещения БМП (БТР, танков), приданных огневых средств, организации охранения, разведки и оповещения командир взвода (роты) вызывает командиров отделений (командира взвода) и на местности (на макете, по карте или схеме) отдает боевой приказ, указания по взаимодействию и обеспечению боевых действий.
Место, порядок и время постановки боевой задачи будут зависеть от темы и конкретных условий созданной тактической обстановки. Если отрабатывается тема «Наступление отделения (взвода) с ходу», то постановка боевой задачи командиром взвода будет осуществляться, как правило, на макете местности или по схеме. Командир роты в этом случае боевой приказ будет отдавать по карте или на местности, проводя с обучаемым командиром рекогносцировку.
По теме «Наступление отделения (взвода) из положения непосредственного соприкосновения с противником» или по теме «Отделение (взвод) в обороне» руководитель занятия боевой приказ, указания по взаимодействию и видам обеспечения отдает на местности.
Поставив боевую задачу обучаемому командиру и отдав необходимые указания по организации боя, руководитель занятия предоставляет время командиру отделения (экипажа), взвода на организацию боя, выполнение мероприятий по его обеспечению и подготовку подразделения к действиям.
В установленное время командир взвода (роты) заслушивает решение обучаемого командира, отдачу им боевого приказа и организацию взаимодействия, контролирует его работу по подготовке подразделения к выполнению боевой задачи. При обнаружении ошибок в работе сержантов (командира взвода) руководитель занятия постановкой отдельных вопросов, наращиванием обстановки путем подачи информации за соседей, разведорганов, имитацией действий противника подводит обучаемого командира к принятию более целесообразного решения и постановке боевых задач, отвечающих сложившейся обстановке.
Вырабатывая у обучаемых самостоятельность, инициативу, нешаблонность в принятии решения, постановке задачи и отдаче распоряжений и команд, руководитель не должен становиться на путь навязывания обучаемому своего запланированного решения.
В зависимости от темы занятия, созданной обстановки и указаний по подготовке подразделения к бою личный состав отделения (экипаж танка), взвода под руководством их командиров при участии старшего техника роты занимается подготовкой БМП (БТР, танков), вооружения и снаряжения к боевому использованию.
Кроме того, если позволяет время, личный состав выполняет необходимый объем работ по инженерному оборудованию занимаемого района (позиции, опорного пункта, исходного положения для наступления). При этом на суточном тактическом занятии эти работы выполняются в полном объеме, как это делалось бы в боевой обстановке за отводимое для этого время. На суточных занятиях в период подготовки к бою с личным составом могут проводиться тренировки по выполнению различных нормативов по тактической, огневой подготовке, защите от оружия массового поражения противника и другим вопросам, связанным с отрабатываемой темой.
В установленное время руководитель занятия заслушивает доклад командира отделения (танка, взвода) о готовности подразделения к выполнению поставленной задачи, после чего дает команду (сигнал) о начале практических действий в соответствии с решением командира отделения (танка, взвода).
Все действия подразделения по намеченным учебным вопросам отрабатываются последовательно в объеме и по времени, предусмотренными планом проведения занятия.
В ходе динамики боя руководитель своевременно наращивает обстановку, обозначает действия противника, уточняет или ставит новые задачи обучаемому подразделению, добиваясь от командира отделения (танка, взвода) быстрого реагирования на все ее изменения, принятия решения и четкой постановки боевых задач подчиненным, активных и решительных действии подразделения.
Наращивание обстановки в ходе динамики боя руководитель занятия осуществляет путем поднятия дополнительных мишеней, имитацией огня артиллерии и результатов воздействия ударов авиации, выводом из строя БМП (БТР, танков) и других огневых средств, предоставлением успеха группе солдат в отделении (одному– двум отделениям во взводе), соседним подразделениям, сообщением данных, поступивших от разведки, а также изучением документов убитых и показаний пленных.
Успешными действиями следует считать те, которые отвечают условиям обстановки и направлены на использование слабых мест противника и выгодных условий местности; когда командир непрерывно ведет разведку, принимает смелые и обоснованные решения, четко и умело отдает боевые распоряжения и команды, когда налажено и поддерживается тесное взаимодействие между отдельными солдатами, отделениями (танками), огневыми средствами, а также соседями; когда умело используются результаты огневого поражения противника; когда подразделения своевременно выполняют поставленные задачи, действуют слаженно, быстро осуществляют маневр, эффективно применяют оружие и боевую технику.
При грубых ошибках обучаемых, препятствующих дальнейшей отработке учебных вопросов, и нарушениях мер безопасности руководитель объявляет частный отбой, добивается устранения недостатков и только после этого возобновляет отработку учебного вопроса.
На суточных тактических занятиях со взводом для отработки вопросов перехода от дневных действий к ночным руководитель еще засветло наращивает обстановку и имитирует действия противника с таким расчетом, чтобы она побуждала командира взвода до наступления темноты принять решение на ведение боя ночью и уточнить задачи подчиненным.
Отрабатывая вопросы перехода от ночных действий к дневным, командир роты еще до рассвета уточняет задачу взвода, средствами имитации и активными действиями группы обозначения противника побуждает командира взвода принять решение на переход к дневным действиям, отдать указания на усиление разведки, уточнить задачи подчиненным и приданным средствам, а также принять меры к отражению внезапных атак (контратак) противника, по обеспечению флангов, усилению ПВО (закреплению захваченного рубежа), рассредоточению боевого порядка.
Закончив отработку всех намеченных учебных вопросов, командир взвода (роты) проводит разбор.
Цель разбора заключается в том, чтобы на основе всестороннего анализа действий обучаемых определить, в какой степени выполнены поставленные цели и задачи, а также уровень боевой слаженности отделения (взвода), умение командиров управлять подразделениями.
Разбор проводится со всем личным составом отделения (взвода), а затем с командиром отделения (танка, взвода).
Командир взвода (роты) напоминает тему, учебные и воспитательные цели занятия; указывает, какие учебные вопросы отрабатывались в ходе занятия; напоминает исходную тактическую обстановку, а также обстановку, создаваемую в ходе боя, и на ее фоне подробно разбирает действия обучаемых по каждому учебному вопросу; отмечает наиболее поучительные и смелые действия командиров, солдат и подразделений в целом, указывает на недостатки в действиях, их причины, к каким последствиям они могли бы привести в боевой обстановке; разъясняет, как следовало бы действовать, подтверждая свои пояснения уставными положениями и боевыми примерами из опыта Великой Отечественной войны, локальных конфликтов и передового опыта войск.
В заключение разбора командир взвода (роты) определяет, в какой степени выполнены поставленные цели, подводит итоги соревнования, объявляет оценки каждому солдату, отделению (экипажу, взводу) и дает указания по устранению недостатков.
Оценку отделению (взводу) руководитель выводит за действия командиров и слаженность подразделения в соответствии с оценочными показателями за тактические действия подразделения на учениях с боевой стрельбой (на боевой стрельбе), предусмотренными курсом стрельб.
6. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ БОЕВОР1 СТРЕЛЬБЫ
Боевая стрельба проводится обычно на завершающем этапе подготовки отделения (взвода). Сущность его заключается в том, что командиры и подразделения обучаются ведению боя с реальным ведением огня из всех видов штатных и приданных средств. Противник в ходе такого занятия и его действия обозначаются мишенями, имитационными и другими средствами.
Боевые стрельбы проводятся по одной из тем тактической подготовки, предусматривающей действия в наступлении (в походном охранении, в обороне) как днем, так и ночью. В отличие от обычных тактических занятий на боевых стрельбах огневые задачи решаются практически.
Основной метод обучения – практическая работа в занимае* мых должностях.
Подготовка боевой стрельбы осуществляется в такой же последовательности, как и обычного тактического занятия, но с имеющимися особенностями, обусловленными спецификой выполнения поставленной отделению (взводу) боевой задачи.
Определяя исходные данные, руководитель должен уточнить, какое количество боеприпасов, имитационных средств, моторесурсов отпускается на боевую стрельбу, а также возможности войскового стрельбища (директрисы стрельбы полигона) по оборудованию мишенного поля.
Район боевой стрельбы должен обеспечивать безопасность ведения огня из всех видов оружия, а также размещение мишенной обстановки на глубину: для отделения–1–2 км, для взвода – 2–3 км.
Проводя рекогносцировку района, командир взвода (роты) уточняет (определяет): тактическую обстановку; исходный район (пункт) для подразделений и их боевые задачи; места расположения целей (мишеней) обозначенного противника, порядок их показа и имитации; общие рубежи открытия и прекращения огня; места пунктов управления руководителя и операторов; порядок организации связи; меры безопасности; место проведения разбора; характер и объем работ по подготовке участка (района) боевой стрельбы, мишенной обстановки; силы и средства, потребные для этой цели.
Тактическую обстановку на занятие руководитель разрабатывает, исходя из ее темы, которую определяет для отделения командир роты, для взвода – командир батальона.
Уточняя тактическую обстановку, руководитель должен наметить, учитывая возможности стрельбища, где будет проходить передний край обороны противника, его опорные пункты на переднем крае и в ближайшей глубине, расположение огневых средств, на каком рубеже возможна его контратака, в обороне – возможные рубежи развертывания и перехода в атаку; боевые задачи взвода (роты), соседних подразделений, их рубежи развертывания во взводные колонны, перехода в атаку (исходное положение), а в обороне – позиции (опорные пункты) ; места проходов в заграждениях и переходов через препятствия. Определяя исходный район (пункт), руководитель должен учитывать нормы отпускаемых на стрельбу моторесурсов и отводимое на нее время. В целях экономии учебного времени и моторесурсов БМП (БТР, танков) исходный район (пункт) для начала занятий по теме «Наступление отделения (танка, взвода) с ходу» целесообразно брать на рубеже развертывания роты во взводные колонны, а для организации наступления в этом районе надо оборудовать макет местности.
Уточняя на рекогносцировке места расположения целей (мишеней) обозначенного противника, руководитель должен иметь с собой заранее разработанную схему мишенной обстановки, которую он привязывает к местности (сх. 16).
Мишенная обстановка представляет собой конкретный боевой порядок и действия противника, обозначенные мишенями, макетами и другими средствами. Поэтому она должна соответствовать замыслу боевой стрельбы, максимально отображать боевой порядок и характер действий подразделений вероятного противника и обеспечивать выработку у обучаемых командиров практических навыков в организации и ведении наблюдения, оценке целей, выборе вида оружия и способа ведения огня для их поражения, целеуказании, постановке огневых задач, подаче команд на открытие огня, в наблюдении за результатами и корректировании его огня.
Исходя из этого, а также из количества привлекаемых в отделении (взводе) огневых средств, руководитель боевой стрельбы определяет количество, расположение и порядок показа целей. При этом он должен выбрать участки для стрельбы по воздушным целям, рубежи метания ручных боевых гранат, ведения огня из орудия БМП (крупнокалиберного пулемета, установленного на БТР), а также ведения огня ночью с использованием ночных прицелов (если боевая стрельба планируется ночью). Дополнительно к установленному для отделения (взвода) количеству мишеней предусматривается выставление резервных групп целей, а также целей для подразделений усиления.
Фронт мишенной обстановки зависит прежде всего от ширины боевого порядка стреляющего подразделения и определяется по формуле
Шф = Ф + 0,5 (П1 + П2),
где Шф – ширина фронта мишенной обстановки, м;
Ф–фронт наступления (обороны) подразделения согласно Боевому уставу Сухопутных войск, м;
П1; П2 – ширина промежутков с соседями, м.
Так, например, мотострелковый взвод наступает на фронте до 300 м с промежутками между соседними подразделениями до 100 м. Нетрудно подсчитать, что ширина фронта мишенной обстановки должна быть в пределах 400 м.
Глубина мишенной обстановки зависит от глубины боевой задачи подразделения и характера его последующих действий. Так, взводу в наступлении указываются объект атаки на глубину построения обороняющего взвода противника и направление дальнейшего наступления, которое должно обеспечивать совместное с соседними подразделениями уничтожение обороняющегося противника в глубине его ротного опорного пункта (до 1100 м). В последующем взвод должен быть готовым в составе роты завершать уничтожение противника на позициях его батальонных резервов, которые, как правило, располагаются на удалении до 3 км от переднего края обороны. Следовательно, и глубина мишенного поля, подготовленного для боевой стрельбы участка местности, на котором создана мишенная обстановка, может составлять для взвода 2–3 км.
Аналогично можно определить и глубину мишенной обстановки для боевой стрельбы отделения.
В соответствии с замыслом определяется и количество рубежей, на которых планируется устанавливать цели (мишени), и количество самих мишеней. Так, отделение, наступая на фронте до 50 м, может встретить на переднем крае обороны до 4–5 стрелков, причем одного из них – пулеметчика (мпо противника в составе 8–10 человек обороняется на фронте до 100 м), а с учетом огневого воздействия по противнику в период огневой подготовки оно может встретить до 2–3 стрелков.
Как правило, отделение противника действует на БМП (БТР), которая занимает огневую позицию за первой траншеей на удалении до 200 м. Следовательно, командир отделения должен предусмотреть ее уничтожение огнем БМП.
С овладением передним краем обороны противник будет стремиться свои оставшиеся боеспособные силы отвести в глубину обороны, следовательно, атакующее отделение перед фронтом своего наступления может встретить до 1–2 отходящих солдат противника и 1–2 солдат, обеспечивающих отход огнем с выгодного рубежа.
С овладением наступающими взводными опорными пунктами и продвижением в глубину им может противостоять противник, обороняющийся во взводном опорном пункте, составляющем второй эшелон мотопехотной роты. В этом случае перед фронтом отделения может обороняться до 1–2 солдат противника, которых отделению предстоит уничтожить.
При бое за взводный опорный пункт второго эшелона роты или же с его овладением противник может предпринять контратаку своими резервами. В этом случае отделению придется совместно с соседями с выгодного рубежа уничтожать его танки и пехоту (один танк и до 2 солдат контратакующей пехоты).
После успешного отражения контратаки противника и с началом его отхода отделение должно произвести посадку в БМП (БТР) и осуществлять его преследование совместно с соседями. Встретив отдельные отходящие группы противника (1–2 солдата), оно на ходу уничтожает их.
Таким образом, нетрудно подсчитать, что в ходе выполнения своей задачи отделению может противостоять до 8–13 солдат пехоты противника, один танк и один БМП (БТР). Поэтому на боевую стрельбу отделения количество целей (мишеней) для стрельбы из стрелкового оружия и оружия БМП (БТР) может быть 10–15, которые будут располагаться на 3–4 рубежах.
При расчете количества рубежей и целей на боевую стрельбу взвода обоснование осуществляется таким же порядком, но
с учетом того, что до атаки средствами старших командиров противнику будут нанесены потери, поэтому взводу на переднем крае обороны будет противостоять не более одного отделения и 1–2 БМП (БТР), в промежутке между взводами, опорными пунктами первого и второго эшелонов роты – до 2–3 человек, в опорном пункте второго эшелона роты – до 3 человек, между ротными опорными пунктами первого и второго эшелонов мотопехотного батальона – до 2–3 человек, во взводном опорном пункте роты второго эшелона батальона – 2–3 человека, во взводном опорном пункте в глубине роты второго эшелона мотопехотного батальона 2–3 человека, в контратаке может участвовать до 3 танков (БМП, БТР) и до отделения пехоты.
Таким образом, основываясь на вероятных действиях подразделений противника и с учетом его возможных потерь, на боевую стрельбу взвода предусматривается для стрельбы из стрелкового оружия и БМП (БТР) 25–35 целей (мишеней). При этом руководитель должен учитывать, что из общего количества мишеней должно быть не менее 10% мишеней для стрельбы из орудий БМП, ручных противотанковых и станковых гранатометов, не менее 20% целей (мишеней) должны быть движущимися, остальные появляющимися. Если боевая стрельба проводится ночью, то не менее 30% мишеней оборудуются имитаторами «вспышек выстрелов» и инфракрасных прожекторов, а остальные цели освещаются.
Количество рубежей на боевую стрельбу взвода, как следует из примера, может быть 4–5.
Порядок показа целей руководитель намечает в соответствии с разработанным замыслом и в зависимости от характера целей, предполагаемых решений и действий обучаемых, дальностей стрельбы и времени суток. Общее время показа целей определяется временем, необходимым для прохождения стреляющими или целями расстояния от рубежа начала до рубежа окончания показа целей. При этом цели обычно показываются многократно. Промежуток между показами может составлять 10–30 с.
В период проведения рекогносцировки руководитель должен наметить также дальности открытия огня и рубежи прекращения огня по целям. Дальности открытия огня руководитель определяет с учетом боевых возможностей оружия, характера целей, времени, необходимого для их обнаружения и поражения, а также с учетом положения для стрельбы (способа стрельбы) и отпускаемого количества боеприпасов. Рубежи прекращения огня по каждой из групп целей выбираются по местным предметам и отмечаются для себя руководителем с таким расчетом, чтобы дальность между стреляющими (машинами) и целями не сократилась: при стрельбе из стрелкового оружия, пулеметов на БМП (БТР) и ручных противотанковых гранатометов днем – менее 150 м, ночью – менее 100 м; при стрельбе из орудия БМП по крупным целям днем – менее 600 м, ночью – менее 400 м, а при стрельбе по целям средних размеров (по танку и другим огневым средствам в окопе) днем – менее 400 м, ночью – менее 300 м.
После проведения рекогносцировки руководитель боевой стрельбы дает указания своему помощнику по мишенной обстановке и операторам о порядке подготовки мишенного поля к стрельбе, после чего приступает к разработке плана проведения боевой стрельбы, который разрабатывается в виде схемы. В нем обычно указываются: тема, учебные и воспитательные цели, время проведения занятия, нормы расхода моторесурсов, боеприпасов и имитационных средств, учебные вопросы и время на их отработку, тактическая обстановка, действия командира, проводящего занятие, сигналы управления и взаимодействия.
К плану боевой стрельбы разрабатывается схема мишенной обстановки, в которой указываются: расчеты потребного количества мишеней и боеприпасов; расположение и нумерация целей, порядок и продолжительность их показа и имитации; общие рубежи открытия и прекращения огня; способы и продолжительность освещения целей ночью; места пунктов управления и организации связи по управлению мишенной обстановкой.
Схема мишенной обстановки разрабатывается помощником руководителя по мишенной обстановке. Цели на схеме обозначаются мишенями с учетом их реального расположения.
Исходными данными для расчета потребного количества боеприпасов на боевую стрельбу являются: количество мишеней по наименованию для каждого вида оружия; положение для стрельбы (способ стрельбы), из которого в соответствии с созданной тактической обстановкой наиболее целесообразно выполнять огневые задачи; средние дальности стрельбы; средние нормы количества боеприпасов, необходимые для поражения одной цели на средних дальностях стрельбы. При этом следует иметь в виду, что средняя дальность стрельбы определяется как среднеарифметическая величина между дальностями открытия и прекращения огня. Например, при дальностях открытия огня 400 м и прекращения огня 200 м средняя дальность стрельбы будет составлять 300 м. Средние нормы количества боеприпасов, необходимые для поражения цели на средних дальностях стрельбы, определяются по таблицам, имеющимся в курсе стрельб.
При стрельбе ночью количество боеприпасов, указанное в таблицах, увеличивается в 1,3 раза.
Таким образом, при подсчете количества боеприпасов для поражения целей из каждого вида оружия необходимо определить положения для стрельбы и средние дальности стрельбы, а затем, руководствуясь указанными в таблицах курса стрельб средними нормами, подсчитать количество боеприпасов, необходимое для поражения целей на средних дальностях стрельбы, при этом патронов с трассирующими пулями должно быть не более 25% общего их количества. При неблагоприятных условиях (порывистый ветер, снегопад, дождь, туман и т. д.) руководитель боевой стрельбы может увеличить количество боеприпасов, но не более чем в 1,3 раза.
План проведения боевой стрельбы командир взвода утверждает у командира роты не позднее чем за 3 дня'до начала стрельбы.
Накануне боевой стрельбы руководитель проводит практический инструктаж лиц, привлекаемых к стрельбе. Инструктаж проводится в такой последовательности. Вначале руководитель, пользуясь схемой мишенной обстановки, сообщает тактический замысел занятия и показывает на местности рубеж перехода в атаку (исходное положение для наступления), рубеж открытия огня, места расположения целей, рубеж метания ручных боевых гранат, места посадки отделения (взвода) на БМП (БТР), рубеж прекращения огня. Затем он устанавливает последовательность показа целей, способы имитации действий противника, определяет рубежи начала и окончания показа целей,сигналы и порядок связи с оператором, определяет меры безопасности при проведении стрельбы.
Накануне боевой стрельбы с отделением (взводом) проводится тактико– строевое занятие, личный состав выполняет упражнение в метании учебно– имитационных гранат. В часы самоподготовки с ним изучаются меры безопасности при проведении стцельб. Личный состав, не усвоивший меры безопасности, к стрельбе не допускается.
Проведение боевой стрельбы. Выдвижение в район начала занятий, организация наступления (обороны, походного охранения) по теме боевой стрельбы осуществляются применительно к обычному тактическому занятию.
Руководитель занятия после отработки вопросов организации боя и доклада командира отделения (взвода) о готовности к выполнению боевой задачи дает разрешение на выдачу подразделению боеприпасов. Личный состав снаряжает магазины (ленты) и укладывает их в сумки (коробки). Наводчики– операторы (наводчики пулеметов) загружают боеприпасы в БМП (БТР).
Убедившись в готовности к боевой стрельбе, руководитель дает команду на подачу сигнала «Слушайте все», «Огонь» и имитирует начало огневой подготовки, после чего в зависимости от темы занятия дает сигнал на переход в атаку (на движе–