МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

1.ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ МЕТОДИКИ ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Методика тактической подготовки – это учение о за­дачах, содержании, формах и методах обучения тактиче­ской подготовке солдат, курсантов, прапорщиков, офицеров и войск.

Из данного определения следует, что предметом методики является процесс обучения тактической подготовке.различных категорий обучаемых, а также штабов, войск и воспитание их в ходе этого процесса.

Методика тактической подготовки решает следующие за­дачи:

— определяет задачи обучения тактической подготовке, ее место и роль в системе боевой подготовки;

— научно обосновывает содержание программы тактичес­кой подготовки, намечает последовательность прохождения программы в комплексе с другими предметами;

— определяет пути реализации принципов обучения в ходе тактической подготовки, вырабатывает формы и методы обу­чения этому предмету;

— разрабатывает требования к учебно– материальной базе и ее подготовке;

— определяет требования к методической подготовке сер­жантов, прапорщиков и офицеров, непосредственно проводя­щих занятия по тактической подготовке;

— изучает историю методики тактической подготовки и обобщает ее опыт.

Таким образом, методика тактической подготовки является самостоятельной отраслью знаний, овладение которыми в зна­чительной мере предопределяет методическое мастерство коман­диров и уровень подготовки обучаемых.

Задачи обучения по тактической подготовке солдата, отде­ления и взвода определяются исходя из требований приказов

Министра обороны СССР, Организационных указаний главно­командующего Сухопутными войсками, боевых уставов, настав­лений, курсов стрельб, программы боевой подготовки мотострел­ковых и танковых подразделений.

Основными задачами обучения являются:

— совершенствование теоретических знаний и практических навыков командира взвода в организации боя на местности, в принятии по сложившейся обстановке обоснованных решений, четкой постановке боевых задач, в организации взаимодейст­вия между подразделениями, приданными огневыми средства­ми и соседями, в непрерывном управлении огнем и подразде­лениями в ходе боя, в настойчивом выполнении поставленной задачи;

— обучение командира отделения четкой постановке задач солдатам, умелому управлению огнем и действиями отделения в наступлении и обороне, в разведке и охранений, правильному использованию местности, оружия и боевой машины пехоты (бронетранспортера, танка) в бою;

— обучение солдат непрерывнохму наблюдению за полем боя и докладу командиру отделения об обнаруженных целях, умению по команде командира или самостоятельно уничтожать их огнем, сноровистому выполнению приемов и способов веде­ния боя в составе своих подразделений как в пешем порядке, так и при действиях на БМП (БТР);

— обучение подразделения (взвода, отделения) слаженным действиям на поле боя, скрытному выдвижению и умелому развертыванию в боевой порядок (скрытному занятию исход­ного положения для наступления), сноровистым действиям при преодолении инженерных заграждений, в атаке как на БМП (БТР), так и в пешем порядке, умелому осуществлению взаи­модействия с соседями, танками, артиллерией по уничто­жению огневых средств противника как в обороне, так и в наступлении, уничтожению контратакующего противника ог­нем и решительной атакой, неотступному преследованию противника, умелым действиям по инженерному оборудова­нию местности, быстрому переходу от обороны к наступлению, организованному совершению маршей, ведению разведки про­тивника и местности, защите от ОМП противника, организо­ванному ведению огня по низколетящим воздушным целям про­тивника.

Кроме того, в ходе тактической подготовки личного состава отделения и взвода необходимо настойчиво и целеустремленно решать вопросы психологической закалки воинов, воспиты­вая в них высокий наступательный порыв, активность и ини­циативу, смелость и решительность, стойкость и мужество, сме­калку и военную хитрость.

2. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИИ ПО ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ С ОТДЕЛЕНИЕМ (ЭКИПАЖЕМ), ВЗВОДОМ

Под формой организации занятия следует понимать преж­де всего его структуру, а также специфику деятельности коман­дира и обучаемых в ходе его проведения. Она отражает сово­купность условий, в которых осуществляется обучение: состав, организационную структуру обучаемых, характер их деятель­ности, место проведения занятия, его продолжительность, на­личие вооружения, техники и других средств материального обеспечения и специфику в их использовании.

Обучение по тактической пОдгбТОвке в войсках осуществля­ется в форме тактикО– строевых, тактических занятий, боевых стрельб, тактических учений.

Одиночная подготовка солдата осуществляется, как прави­ло, на тактико– строевых занятиях. Она проводится в начале пер­вого периода обучения продолжительностью до двух месяцев. За это время солдат должен приобрести навыки и умение са­мостоятельно действовать в бою.

Обучение по тактической подготовке отделения завершает­ся в конце первого периода обучения проверкой слаженности на контрольной полосе тактического поля и тактическим заня­тием с боевой стрельбой. Боевое слаживание взвода осуществ­ляется в каждом периоде обучения и завершается боевой стрель­бой во втором и четвертом периодах.

Каждая форма организации занятий имеет свои методы обу­чения.

Метод обучения – это способ работы обучающего и обучае­мых на занятии. В свою очередь, каждый метод состоит из множества приемов обучения, органически связанных между собой. Однако универсального метода обучения, овладение ко­торым обеспечивало бы отработку любого вопроса по тактике отделения, взвода, как впрочем и в любой области знаний, нет и быть не может.

Сама сущность процесса обучения, его природа требуют применения самых разнообразных методов и их сочетания. Не­обходимость этого обусловливается различием категорий и со­става обучаемых во взводе. Нельзя, например, одним и тем же методом обучать солдат, сержантов, а также отделение и взвод, невозможно одним и тем же методом и давать, и закреплять знания, а также вырабатывать умения и навыки.

В ходе тактической подготовки отделения и взвода приме­няются следующие методы обучения: рассказ (объяснение), по­каз, тренировка (упражнение), практическая работа в занимае» мой должности.

Подготовка к занятию включает в себя: определение (уточ­нение) исходных данных, разработку плана проведения заня­тия, личную подготовку командира взвода, подготовку сержан­тов и солдат, подготовку места (района) занятия и средств ма­териального обеспечения.

Исходными данными для подготовки занятия являются: те­ма, учебные и воспитательные цели, учебные вопросы, продол­жительность, место (район) проведения, расход имитационных средств.

Тема, учебные вопросы и продолжительность занятия опре­деляются программой боевой подготовки и конкретизируются ротным расписанием.

Цели занятия, место (район) его проведения и расход' ими­тационных средств определяются командиром взвода, исходя из содержания занятия (выносимых учебных вопросов), а рас­ход имитационных средств, кроме того, установленными нор­мами расхода.

Кроме учебных командир должен определить и воспитатель­ные цели каждого занятия. Так, например, на занятии, где вы­носятся вопросы уничтожения противника в траншеях огнем на ходу в упор, гранатами и в рукопашном бою, командир дол­жен поставить одной из целей – воспитывать у обучаемых сме­лость, решительность, высокий наступательный порыв.

На занятиях по оборонительной теме воспитательной целью может быть – воспитывать у обучаемых упорство, стойкость, способность переносить тяготы боевой обстановки.

Для более качественной отработки выносимых вопросов це­лесообразно на одно занятие выносить не более 2–3 учебных вопросов при продолжительности его 2–3 ч.

Важным вопросом при определении (уточнении) исходных данных является выбор места (района) проведения занятия и его рекогносцировка. Наибольшую поучительность занятия можно достичь при проведении его на тактическом учебном по­ле, оборудование которого в большей степени приближает об­становку к боевой действительности.

При отсутствии в части близлежащего тактического учебно­го поля необходимо выбрать такой участок местности, который обеспечил бы качественную отработку учебных вопросов.

Рекогносцировку места (района) занятия командир взвода проводит совместно с командирами отделений, где определяет маршрут выдвижения, вопросы, которые необходимо отработать в ходе следования к месту занятия, места отработки учебных
вопросов, как их оборудовать (какую создать мишенную об­становку), порядок и способы обозначения действий против­ника.

После определения (уточнения) исходных данных командир взвода составляет план проведения занятия, в котором должны найти отражение: наименование темы занятия, его вид и время проведения (днем, ночью); учебные и воспитательные цели; время (продолжительность) и место проведения занятия; руководства и пособия; материальное обеспечение; учебные во­просы и время на их отработку; содержание и методика рабо­ты командира взвода и командиров отделений; ожидаемые дей­ствия обучаемых и схема действий.

План должен быть составлен командиром взвода не позд­нее чем за 2–3 дня до начала занятия и утвержден команди­ром роты.

Готовясь к занятию, командир взвода должен изучить тре­бования руководящих документов по теме занятия, положе­ния уставов, наставлений и сборника нормативов, подобрать поучительные примеры из опыта Великой Отечественной вой­ны, локальных войн и послевоенных учений.

Основной формой подготовки сержантов, являются инструк– торско– методические занятия и инструктажи.

Инструкторско– методическое занятие планируется в ротном расписании и проводится командиром роты перед отработкой темы сержантами со своими подчиненными.

За 1–2 дня до начала занятия командир взвода с сержан­тами проводит инструктаж, на котором дает конкретные ука­зания по подготовке к занятию и методике отработки каждого учебного вопроса в соответствии со своим планом проведения занятия.

Если по данной теме не проводилось инструкторско– методи­ческое занятие и сержанты не участвовали в рекогносцировке, то инструктаж с ними проводится на местности.

На основе указаний командира взвода сержанты разраба­тывают свои планы проведения занятия и утверждают у коман­дира взвода.

План проведения занятия командира отделения по своей форме отличается от плана, разработанного командиром взво­да, тем, что в нем не найдут своего отражения действия коман­дира взвода. В то же время действия командира отделения и обучаемых должны быть изложены более полно.

После утверждения своих планов командиры отделений изу­чают теоретические положения, относящиеся к теме предстоя­щего занятия.

Подготовка солдат к занятию заключается в том, что с ни­ми изучаются статьи уставов, наставлений и руководств, дово­дятся меры безопасности. Большую помощь в подготовке к предстоящим занятиям может оказать демонстрация военно– учебного фильма или просмотр диапозитивов.

Проведение занятия. На занятие в поле личный состав вы­ходит со штатным оружием и снаряжением.

Командир взвода перед началом занятия принимает докла­ды командиров отделений о наличии личного состава и готов­ности солдат к занятиям, после чего проверяет внешний вид личного состава, его экипировку, наличие средств материаль­ного обеспечения занятия. Затем он перед строем взвода или предварительно, вызвав командиров отделений, ставит задачу на выдвижение в район занятия и определяет время на выдви­жение.

Получив задачу, командиры отделений выдвигают отделе­ния в указанный район и в соответствии с утвержденным пла­ном отрабатывают с обучаемыми ранее уже изученные такти­ческие приемы, связанные с управлением на марше, действия­ми по сигналам оповещения и при внезапном нападении про­тивника.

Командир взвода контролирует действия обучаемых и по прибытии в район занятия проводит краткий разбор с указа­нием недостатков и путей их устранения. Затем он объявля­ет тему, цели занятия и указывает места отработки первого учебного вопроса каждому из отделений.

По прибытии к месту занятия командир отделения строит отделение в одну шеренгу, объявляет учебные вопросы, соз­дает тактическую обстановку и приступает к их отработке.

В целях максимального использования отводимого на от­работку учебного времени не следует начинать ее с проверки знаний обучаемыми теоретических положений, которые уже изучались в часы самоподготовки, предшествующие данному занятию.

Отработку учебного вопроса командир отделения начинает с краткого объяснения содержания учебного вопроса (в тече­ние не более 1–2 мин), а затем образцово показывает приемы или действия в целом. При этом в целях лучшего усвоения по­казываемых действий отделение может повторять их за коман­диром.

Закончив показ в целом, командир возвращается с отделе­нием в исходное' положение и объявляет порядок отработки учебного вопроса. Обучение начинается с выполнения отдель­ных приемов по элементам. Приступая к отработке первого приема или действия, командир отделения может еще раз по­казать порядок его выполнения в целом, а затем, если в этом есть необходимость, то и по разделениям, сопровождая пояс­нением, после чего приступает к тренировке. Тренировка долж­на начинаться в медленном темпе, а иногда и по разделениям, а затем после усвоения обучаемыми порядка и техники выпол­нения темп постепенно увеличивается и доводится до норматив­ных требований.

Отделение отрабатывает прием в одношереножном разомк­нутом строю. Командир отделения поочередно обучает каждо–

го солдата, устраняя обнаруженные недостатки, при необходи­мости показывая правильное выполнение приема. Если ошиб­ка повторяется у некоторых солдат, то он останавливает отде­ление, обращая на нее внимание и добиваясь устранения, а затем продолжает отработку, переходя от одного военнослужа­щего к другому, при этом все остальные солдаты отделения выполняют данный прием. Таким образом, обучение идет по принципу «учу одного – делают все». Тренировка в зависимости от отрабатываемого приема может осуществляться так назы­ваемым челночным методом, т. е. на ограниченном участке ме­стности туда и обратно.

Закончив обучение по первому элементу учебного вопроса, командир отделения приступает к отработке второго элемента в такой же последовательности, как и первого.

После отработки учебного вопроса по элементам командир отделения приступает к тренировке в целом по всему учебному вопросу, добиваясь его слитного выполнения в темпе, опреде­ляемом нормативом.

На этом этапе обязательно должен присутствовать дух со­ревновательности, стремление как можно лучше выполнить от­рабатываемые приемы и в установленное время. В конце отра­ботки учебного вопроса командир отделения должен подвести его краткий итог, где отметить действия лучших, указать на не­достатки и порядок их устранения.

В такой же последовательности командир отделения отраба­тывает и последующие учебные вопросы.

По окончании занятия командир отделения проводит об­щий разбор, на котором оценивает, действия каждого солдата, подводит итоги выполнения взятых обязательств, дает указания по устранению выявленных недостатков.

Роль командира взвода на занятиях должна быть активной. Он осуществляет контроль за соблюдением методической по­следовательности в отработке отдельных приемов, действий и учебного вопроса в целом, за правильным использованием обо­рудования тактического учебного поля, за соблюдением мер безопасности и выдерживанием установленного времени на от­работку. В перерыве, а иногда и в ходе занятия командир мо­жет собрать сержантов, обратить их внимание на выявленные недостатки и дать указания по их устранению.

В процессе занятия командир взвода поочередно находится в каждом из отделений, выявляет наиболее слабых солдат, со­бирает их вместе и отрабатывает с ними трудноусвояемые при­емы. Обучение технике выполнения отдельных приемов и дей­ствий он может осуществлять и со всем отделением.

В конце занятия командир взвода должен провести разбор. При разборе он должен напомнить тему, цели занятия, опреде­лить степень их достижения, отметить достоинства и недостатки в действиях обучаемых, назвать лучшее отделение и наи­более отличившихся военнослужащих, дать задание по устра­нению недостатков.

Возвращение в район расположения осуществляется в так­тической обстановке с отработкой слабоусвоенных вопросов или же совершением марш– броска.

4. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИИ ПО ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ С ОТДЕЛЕНИЕМ (ЭКИПАЖЕМ) И ВЗВОДОМ

Обучение по тактической подготовке отделения (экипажа), взвода осуществляется на тактико– строевых, тактических заня­тиях и боевых стрельбах.

Каждая из названных форм занятий базируется на преды­дущей, являясь очередной, более высшей ступенью боевого слаживания отделения (экипажа), взвода.

Если тактико– строевое занятие является основной формой тактической подготовки одиночного солдата, позволяющее вы­работать у него твердые практические навыки в выполнении приемов и способов действий в бою, то для отделения и взвода оно является лишь начальной формой их боевого слаживания. На нем отделение (экипаж), взвод приобретают первоначаль­ные навыки в технике совместного выполнения приемов и спо­собов действий при решении различных боевых задач. Даль­нейшее, более тесное слаживание отделение (экипаж), взвод приобретают на тактических занятиях, где отработка всех во­просов осуществляется в единой тактической обстановке и в темпе, присущем современному общевойсковому бою.

На тактических занятиях с отделением каждый солдат, сер­жант, а со взводом и командир взвода получают практику в выполнении своих функциональных обязанностей в бою, опре­деляемых Боевым уставом Сухопутных войск, часть III.

Командиры отделений и взвода, кроме того, на этих заня­тиях совершенствуют свои навыки в организации боя на мест­ности и управлении подразделениями в ходе боя.

Высшей формой практического обучения отделения и взвода является тактическое занятие с боевой стрельбой. Оно позво­ляет совершенствовать приобретенные на тактико– строевых и тактических занятиях навыки в совместных действиях в усло­виях, максимально приближенных к боевой действительности. На этих занятиях личный состав отделения (экипажа) и взвода совершенствует свое огневое мастерство, командиры отделения и взвода получают практику в управлении не только подраз­делениями, но и огнем.

Руководителем тактического занятия с отделением выступа­ет командир взвода, со взводом – командир роты.

Рассмотрим более подробно каждую из форм практического обучения отделения (экипажа) и взвода.

Подготовка и проведение тактико– строевого занятия с отде­лением (экипажем) и взводом. Сущность тактико– строевого занятия состоит в том, что с отделением и взводом практичес­ки отрабатываются приемы и способы действий до тех пор, пока личный состав отделения и взвода не добьется согласо­ванных действий.

На тактико– строевом занятии с отделением и взводом, как правило, отрабатываются лишь вопросы, требующие согласо­ванных практических действий личного состава в процессе вы­полнения боевой задачи.

Такими вопросами могут быть выдвижение, спешивание и развертывание отделения в цепь, преодоление минно– взрывных заграждений и атака, приемы ведения боя в траншее, дейст­вия в обороне при применении противником ядерного оружия и с началом огневой подготовки, действия подразделения при отражении атак противника с различных направлений и др.

Командиры на этих занятиях совершенствуют свои знания по управлению подразделениями путем подачи команд (сиг­налов) и отдачи коротких распоряжений.

Каждая тема по подготовке отделения (экипажа), взвода обычно включает лишь один вид боя и может отрабатываться на нескольких занятиях как днем, так и ночью. Так, напри­мер, тема «Отделение в наступлении» может отрабатываться на четырех– пяти занятиях, а тема «Взвод в обороне» – на де­сяти–двенадцати занятиях.

Тактико– строевые занятия могут проводиться «пеший по– машинному» и на боевой технике. На начальной стадии обу­чения отделения (экипажа), взвода их целесообразно прово­дить «пеший по– машинному».

Тактико– строевые занятия обычно организуют и проводят непосредственно командиры: с отделением – командир отделе­ния; со взводом – командир взвода. В отдельных случаях, ко­гда выводится материальная часть или отрабатываются вопро­сы взаимодействия с подразделениями других родов войск, на­пример, мотострелкового взвода с танками или танкового взво­да с мотострелковым отделением (взводом), занятие может проводить и командир па ступень выше: с отделением – коман­дир взвода, со взводом – командир роты.

Подготовка тактико– строевого занятия с отделением (эки­пажем) и взводом, как и по одиночной подготовке, включает: определение (уточнение) исходных данных; разработку плана проведения занятия; личную подготовку командира взвода командиров отделений и обучаемых; подготовку района и средств материально– технического обеспечения.

Исходными данными для подготовки занятия являются: те­ма; учебные и воспитательные цели; учебные вопросы; состав обучаемых; время; продолжительность; район проведения за­нятия; выделяемый расход моторесурсов (на занятии с мате­риальной частью), имитационных и других средств.

В начале своей работы по подготовке к занятию командир прежде всего должен уяснить тему занятия, т. с. раскрыть ее содержание. При этом он должен определить, на каком такти­ческом фоне и какие отработать действия или приемы, с чего начать и чем закончить занятие, а также уяснить, какие заня­тия по данной теме уже проведены. Правильному раскрытию содержания темы во многом способствует изучение руководя­щих документов, положений уставов, руководств и наставле­ний, периодической литературы по данной теме.

Учебные и воспитательные цели должны определяться ру­ководителем для отделения (экипажа) в целом, а на занятии, проводимом командиром взвода, и для сержантов.

Количество учебных вопросов на занятии зависит от содер­жания темы, поставленных целей, степени подготовленности обучаемых и отводимого времени. Часто содержание занятия включает более широкий круг вопросов, чем позволяют воз­можности их качественной отработки, поэтому на занятие сле­дует выносить наиболее важные из них, требующие выработки у обучаемых умений и навыков, активных слаженных дейст­вий обучаемых.

На одном тактико– строевом занятии с отделением (экипа­жем) и взводом рекомендуется выносить не более двух– трех вопросов.

На тактико– строевом занятии, проводимом ночью, следует выбирать такие учебные вопросы, которые позволяли бы вы­держивать заданное направление наступления, ориентировать­ся в темноте, действовать в походном охранении и разведке при осмотре местных предметов и при внезапной встрече с против­ником. На этих занятиях со взводом ' командиры отделения должны научиться твердо управлять своими подразделениями в темноте и поддерживать непрерывное взаимодействие.

Как и при отработке вопросов одиночной подготовки, важ­ное значение для поучительности занятия и качества его про­ведения имеет умелый выбор участка местности. Однако в от­личие от занятий по одиночной подготовке он должен быть бо­лее емким, позволяющим успешно действовать на установлен­ных уставами интервалах не только отделению, по и взводу. Кроме того, участок местности по возможности должен иметь разнообразные формы рельефа, которые бы способствовали по­учительности отработки учебных вопросов. Например, для обучения взвода действиям в наступлении местность должна позво­лять скрытно выдвигаться на рубеж перехода в атаку, развер­тываться из походного в предбоевой и боевой порядок, стреми­тельно атаковать на БМП (БТР, танках), осуществлять маневр подразделениями.

Для обучения отделения (взвода) действиям в разведке и походном охранении местность нужно выбирать с таким рас­четом, чтобы на маршруте движения встречались участки ле­са, овраги, населенные пункты, труднопроходимые участки до­рог, водные преграды, мосты, которые должно осматривать до­зорное отделение (дозорные).

По темам оборонительного боя местность должна позволять производить отрывку окопов и способствовать скрытному раз­мещению БМП (БТР, танков) и других огневых средств.

Проводя рекогносцировку местности, предназначенной для занятия, командир взвода должен определить порядок отработ­ки учебных вопросов, какую создать для этого тактическую об­становку, а также необходимый объем дооборудования района занятий. Намечая порядок отработки того или иного учебного вопроса, он определяет на местности положение противника и обучаемых, средства, необходимые для обозначения противника, проходов в минно– взрывных заграждениях, участков зараже­ния, разрушений, пожаров, борьбы с воздушными целями и танками противника и т. д.

После определения (уточнения) исходных данных и прове­дения рекогносцировки руководитель приступает к разработ­ке плана проведения занятия с отделением, который обычно разрабатывается в письменном виде с графическим отображе­нием схемы действий подразделения как при выдвижении к месту занятий и возвращении с него, так и при отработке каж­дого учебного вопроса. План проведения тактико– строевого за­нятия с отделением (экипажем) утверждает командир взвода за 1–2 дня, со взводом – командир роты за 2–3 дня до нача­ла его проведения.

Подготовка района и материально– технического обеспечения тактико– строевого занятия во многом способствует качествен­ному его проведению. Определяя мероприятия по подготовке района, командир взвода совместно с командирами отделений должен предусмотреть, что необходимо изготовить для обозна­чения противника, имитации огня огневых средств, дать кон­кретные указания по дооборудованию участков местности, выб­ранных для отработки учебных вопросов. Если занятие гото­вится на тактическом учебном поле, то командир взвода должен подать заявку начальнику (старшему оператору) тактического учебного поля, в которой обычно указываются места и поря­док установки мишеней и средств имитации, сигналы вызова огня (показа мишеней), частоты и позывные радиосредств.

Проведение тактико– строевых занятий. Перед выходом в поле командир отделения (экипажа), взвода должен проверить готовность личного состава к занятию, исправность материаль­ной части, наличие средств материально– технического обеспе­чения, знание обучаемыми мер безопасности.

Время на передвижение в район занятия используется для закрепления ранее уже отрабатываемых приемов и способов действий (например, действия по сигналам управления на мар­ше, перестроение из походных порядков в предбоевой и боевой, действия по сигналам оповещения и т. д.).

По прибытии в исходное положение для начала занятия командир взвода кратко проводит разбор действий обучаемых при выдвижении к месту занятий, затем он объявляет тему, цели занятия и порядок его проведения.

Если занятие проводится по темам, изучающим действия от­деления в бою, то командир взвода указывает места отделе­ниям и приказывает командирам вывести отделения в исход­ное положение и приступить к занятиям. Командир взвода, осуществляя контроль за порядком отработки учебных вопро­сов, может взять одно из отделений и отработать с ним первый учебный вопрос, а затем, последовательно переходя от одного отделения к другому, с каждым из них отрабатывает оче­редной учебный вопрос или же один из его приемов (элемен­тов).

Командир отделения, прибыв с отделением в исходное поло­жение, объявляет первый учебный вопрос, кратко объясняет порядок действий отделения по всему вопросу, а затем по пер­вому элементу, создает тактическую обстановку и приступает к отработке первого элемента вначале в медленном темпе с разъяснением действий, а затем увеличивает скорость его вы­полнения, постепенно доводя до требований норматива. В от­личие от методики обучения одиночного солдата командир от­деления не всегда имеет возможность показать согласованные действия отделения (например* порядок преодоления минно– взрывных заграждений или маневр частью сил для атаки про­тивника во фланг)*, поэтому предварительное объяснение тре­буемых действий и выполнение приема вначале в медленном темпе с необходимыми пояснениями в значительной мере спо­собствуют выработке у обучаемых технически правильных уме­ний и навыков по отрабатываемым совместным действиям.

Если обучаемые действуют неправильно, командир отделе­ния приостанавливает тренировку, указывает на допущенные ошибки, при необходимости вновь разъясняет (а если есть воз­можность, то и показывает), как– надо действовать в данной обстановке (ситуации), а затем возвращает отделение в ис­ходное положение или поворачивает кругом (челночный метод тренировки) и вновь повторяет действия до полного усвоения всеми обучаемыми существа отрабатываемого приема или дей­ствия. После отработки учебного вопроса по элементам коман­дир отделения переходит к выполнению действий по учебному вопросу в целом.

Тренировка в слитном исполнении осуществляется по вре­мени и заканчивается выполнением норматива. Отработав учеб­ный вопрос, командир отделения проводит частный разбор, в котором отмечает, как отработан вопрос, дает оценку действий обучаемых и указывает на недостатки. Обучение отделения по второму и последующим учебным вопросам осуществляется в такой же последовательности, как и первого.

Если позволяет время, в конце занятия командир взвода может проверить каждое из отделений по выполнению всех учебных вопросов в целом и определить лучшее отделение.

Тактико– строевые занятия со взводом проводятся непосред­ственно командиром взвода. На этих занятиях командиры от­делений выступают уже как обучаемые и получают практику в управлении отделениями в ходе выполнения взводом опреде­ленных задач (тренируются в подаче команд, сигналов, в от­даче коротких боевых распоряжений).

Порядок подготовки и методика проведения тактико– строе­вого занятия со взводом в основном аналогичны организации и методике проведения занятия с отделением. Отличие их со­стоит лишь в том, что все вопросы занятия отрабатываются в масштабе взвода и на фоне тактической обстановки, создавае­мой для взвода.

Командир взвода заканчивает тактико– строевое занятие раз­бором. Разбор является заключительной и важной частью так­тико– строевого занятия. Подготовка к нему должна начинаться с разработки плана проведения занятия, продолжаться в процес­се занятия и заканчиваться после его проведения.

В ходе разбора командир взвода анализирует действия от­делений и отдельных военнослужащих при отработке каждого учебного вопроса, подкрепляя их требованиями уставов и на­ставлений, примерами из опыта войн и учений, отмечает наи­более поучительные действия отделений (солдат, сержант.ов), а также недостатки. В конце разбора командир дает оценку подготовленности каждого отделения (солдата), подводит ито­ги выполнения обязательств и указывает, что надо сделать для устранения выявленных недостатков.

5. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ТАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ С ОТДЕЛЕНИЕМ (ЭКИПАЖЕМ) И ВЗВОДОМ

Тактическое занятие является более высокой ступенью в обучении отделения (экипажа), взвода по отношению к тактико– строевому занятию. Оно в большей мере приближает под­готовку отделения и взвода к боевым условиям.

Сущность тактического занятия состоит в том, что все учеб­ные вопросы занятия отрабатываются в единой тактической обстановке и в строгой последовательности. В случае допуще­ния ошибок или действий, не соответствующих сложившейся тактической обстановке (преодоление участков заражения без средств индивидуальной защиты или минно– взрывных заграж­дений вне проделанных проходов, отход с занимаемых позиций без разрешения старшего командира и т. д.), действия и при­емы могут повторяться до их твердого усвоения, для чего де­лаются короткие перерывы (выключения из обстановки).

Тактические занятия проводятся, как правило, на матери­альной части. Тема такого занятия обычно охватывает один вид боя или боевого обеспечения.

Отработка учебных вопросов осуществляется с обозначени­ем мишенями и макетами конкретного противника в соответст­вии с организационно– штатной структурой и тактикой действий его подразделений.

Для более полной отработки учебных вопросов со взводом предусматриваются суточные тактические занятия, которые про­водятся непрерывно в течение 5–7 ч светлого и 3–4 ч ночно­го времени и наоборот, но с обязательным переходом от днев­ных (ночных) действий к ночным (дневным).

Организует и проводит тактическое занятие с отделением командир взвода, со взводом – командир роты.

Подготовка тактических занятий с отделением и взводом осуществляется в такой же последовательности, как и тактико– строевых занятий, но в содержании этой работы имеются не­которые особенности.

Уясняя исходные данные, командир взвода (роты) опреде­ляет учебные и воспитательные цели для всех категорий обу­чаемых.

Количество учебных вопросов, выносимое на занятие, будет зависеть от содержания темы, учебных и воспитательных целей и продолжительности занятия.

Расчет времени по учебным вопросам производится с уче­том общей продолжительности занятия, их содержания и сте­пени подготовленности обучаемых. На тактическом занятии фактор времени имеет важное значение, поэтому на организа­цию боя, проведение мероприятий по оборудованию позиций, их маскировке и подготовке к бою должно отводиться такое же количество времени, как в бою. Особенно это необходимо соб­людать при проведении суточных тактических занятий со взво­дом, когда имеющееся учебное время позволяет в полном объ­еме выполнить работы по подготовке мест расположения, позиций (опорных пунктов), рубежей, вооружения и техники к боевому применению.

Тактические занятия обычно проводятся на оборудованном тактическом поле. Если таким полем воинская часть не распо­лагает, то выбирается участок местности такой, который бы в полной мере позволял качественно отработать все учебные во­просы. Рекогносцировка его проводится в целях уточнения воз­можностей по созданию поучительной тактической обстановки, выявления необходимого объема работ по его оборудованию и количества привлекаемого для этого личного состава. По этим вопросам командир взвода (роты) дает указания командирам отделений (взводов), которые участвуют в рекогносцировке.

Здесь же командир взвода (роты) инструктирует своего за­местителя (старшину роты) о порядке обозначения противни­ка, применения имитационных средств на занятии, обращая внимание на то, по какому сигналу, на каких рубежах и каким образом обозначить действия противника, где создать очаги пожаров, подготовить разрушения и препятствия, обозначить участки заражения и т. д.

После проведения рекогносцировки командир взвода (ро­ты) составляет план проведения занятия и представляет его на утверждение непосредственному начальнику.

План проведения занятия командиром взвода обычно со­ставляется в рабочей тетради, а командиром роты – на схеме или крупномасштабной карте.

В отличие от плана тактико– строевого занятия план прове­дения тактического занятия должен содержать единую такти­ческую обстановку, позволяющую в комплексе отработать все поставленные учебные вопросы. При этом тактическая обста­новка должна быть сложной, быстроменяющейся и приближать занятие к условиям боевой действительности.

Тактическая обстановка должна отображать положение и боевые задачи взвода (роты), противника с показом каждого обнаруженного огневого средства, решение командира взвода (роты), боевые задачи обучаемого отделения (взвода) и сосе­дей.

После утверждения плана занятия командир взвода (роты) дает указания о подготовке к занятию личного состава и ма­териальной части. Подготовка личного состава осуществляется в такой же последовательности, как и при подготовке к такти­ко– строевому занятию.

Накануне занятия при проверке готовности взвода к суточ­ному тактическому занятию командир роты кроме обычных во­просов проверяет наличие и состояние осветительных средств, исправность приборов ночного видения, компасов, умение лич­ного состава ориентироваться в ночных условиях с использова­нием компаса.

Проведение занятия. В зависимости от темы, расположения части и ее тактического учебного поля, а также от созданной тактической обстановки тактическое занятие может начинать­ся непосредственно из мест постоянной дислокации или пред­варительного вывода в исходное положение. В этом случае вы­движение в район начала занятия отделение (взвод) осущест­вляет в дополнительно созданной тактической обстановке с от­работкой уже ранее освоенных приемов и действий.

По прибытии в район занятия командир взвода (роты) вво­дит командира отделения (взвода) в тактическую обстановку и дает ему время на расположение подразделения (размещение в исходном районе, занятие исходного положения, позиций, опорного пункта и т. д.) в соответствии с созданной тактичес­кой обстановкой. В целях проверки качества организации ох­ранения и наблюдения он может вызвать действия мелких групп противника, нападение его авиации, в том числе и с при­менением отравляющих веществ, или создать другую обстанов­ку, позволяющую проверить бдительность подразделения и ее командиров, их умение быстро реагировать на резкие ее изме­нения.

После проверки правильности занятия отделением (взводом) исходного положения (позиции, опорного пункта, района) и размещения БМП (БТР, танков), приданных огневых средств, организации охранения, разведки и оповещения командир взво­да (роты) вызывает командиров отделений (командира взвода) и на местности (на макете, по карте или схеме) отдает боевой приказ, указания по взаимодействию и обеспечению боевых действий.

Место, порядок и время постановки боевой задачи будут зависеть от темы и конкретных условий созданной тактичес­кой обстановки. Если отрабатывается тема «Наступление от­деления (взвода) с ходу», то постановка боевой задачи коман­диром взвода будет осуществляться, как правило, на макете местности или по схеме. Командир роты в этом случае боевой приказ будет отдавать по карте или на местности, проводя с обучаемым командиром рекогносцировку.

По теме «Наступление отделения (взвода) из положения непосредственного соприкосновения с противником» или по те­ме «Отделение (взвод) в обороне» руководитель занятия бое­вой приказ, указания по взаимодействию и видам обеспечения отдает на местности.

Поставив боевую задачу обучаемому командиру и отдав необходимые указания по организации боя, руководитель за­нятия предоставляет время командиру отделения (экипажа), взвода на организацию боя, выполнение мероприятий по его обеспечению и подготовку подразделения к действиям.

В установленное время командир взвода (роты) заслушивает решение обучаемого командира, отдачу им боевого при­каза и организацию взаимодействия, контролирует его работу по подготовке подразделения к выполнению боевой задачи. При обнаружении ошибок в работе сержантов (командира взвода) руководитель занятия постановкой отдельных вопросов, нара­щиванием обстановки путем подачи информации за соседей, разведорганов, имитацией действий противника подводит обу­чаемого командира к принятию более целесообразного решения и постановке боевых задач, отвечающих сложившейся обста­новке.

Вырабатывая у обучаемых самостоятельность, инициативу, нешаблонность в принятии решения, постановке задачи и от­даче распоряжений и команд, руководитель не должен стано­виться на путь навязывания обучаемому своего запланирован­ного решения.

В зависимости от темы занятия, созданной обстановки и указаний по подготовке подразделения к бою личный состав отделения (экипаж танка), взвода под руководством их коман­диров при участии старшего техника роты занимается подго­товкой БМП (БТР, танков), вооружения и снаряжения к бое­вому использованию.

Кроме того, если позволяет время, личный состав выполня­ет необходимый объем работ по инженерному оборудованию занимаемого района (позиции, опорного пункта, исходного по­ложения для наступления). При этом на суточном тактическом занятии эти работы выполняются в полном объеме, как это де­лалось бы в боевой обстановке за отводимое для этого время. На суточных занятиях в период подготовки к бою с личным со­ставом могут проводиться тренировки по выполнению различ­ных нормативов по тактической, огневой подготовке, защите от оружия массового поражения противника и другим вопро­сам, связанным с отрабатываемой темой.

В установленное время руководитель занятия заслушивает доклад командира отделения (танка, взвода) о готовности под­разделения к выполнению поставленной задачи, после чего да­ет команду (сигнал) о начале практических действий в соот­ветствии с решением командира отделения (танка, взвода).

Все действия подразделения по намеченным учебным во­просам отрабатываются последовательно в объеме и по време­ни, предусмотренными планом проведения занятия.

В ходе динамики боя руководитель своевременно наращива­ет обстановку, обозначает действия противника, уточняет или ставит новые задачи обучаемому подразделению, добиваясь от командира отделения (танка, взвода) быстрого реагирования на все ее изменения, принятия решения и четкой постановки боевых задач подчиненным, активных и решительных действии подразделения.

Наращивание обстановки в ходе динамики боя руководи­тель занятия осуществляет путем поднятия дополнительных мишеней, имитацией огня артиллерии и результатов воздейст­вия ударов авиации, выводом из строя БМП (БТР, танков) и других огневых средств, предоставлением успеха группе солдат в отделении (одному– двум отделениям во взводе), соседним подразделениям, сообщением данных, поступивших от развед­ки, а также изучением документов убитых и показаний плен­ных.

Успешными действиями следует считать те, которые отве­чают условиям обстановки и направлены на использование слабых мест противника и выгодных условий местности; когда командир непрерывно ведет разведку, принимает смелые и обоснованные решения, четко и умело отдает боевые распоря­жения и команды, когда налажено и поддерживается тесное взаимодействие между отдельными солдатами, отделениями (танками), огневыми средствами, а также соседями; когда умело используются результаты огневого поражения противни­ка; когда подразделения своевременно выполняют поставлен­ные задачи, действуют слаженно, быстро осуществляют маневр, эффективно применяют оружие и боевую технику.

При грубых ошибках обучаемых, препятствующих дальней­шей отработке учебных вопросов, и нарушениях мер безопасно­сти руководитель объявляет частный отбой, добивается устра­нения недостатков и только после этого возобновляет отработ­ку учебного вопроса.

На суточных тактических занятиях со взводом для отработ­ки вопросов перехода от дневных действий к ночным руководи­тель еще засветло наращивает обстановку и имитирует дейст­вия противника с таким расчетом, чтобы она побуждала коман­дира взвода до наступления темноты принять решение на ве­дение боя ночью и уточнить задачи подчиненным.

Отрабатывая вопросы перехода от ночных действий к днев­ным, командир роты еще до рассвета уточняет задачу взвода, средствами имитации и активными действиями группы обозна­чения противника побуждает командира взвода принять реше­ние на переход к дневным действиям, отдать указания на уси­ление разведки, уточнить задачи подчиненным и приданным средствам, а также принять меры к отражению внезапных атак (контратак) противника, по обеспечению флангов, усилению ПВО (закреплению захваченного рубежа), рассредоточению боевого порядка.

Закончив отработку всех намеченных учебных вопросов, командир взвода (роты) проводит разбор.

Цель разбора заключается в том, чтобы на основе всесторон­него анализа действий обучаемых определить, в какой степени выполнены поставленные цели и задачи, а также уровень боевой слаженности отделения (взвода), умение командиров уп­равлять подразделениями.

Разбор проводится со всем личным составом отделения (взвода), а затем с командиром отделения (танка, взвода).

Командир взвода (роты) напоминает тему, учебные и вос­питательные цели занятия; указывает, какие учебные вопросы отрабатывались в ходе занятия; напоминает исходную такти­ческую обстановку, а также обстановку, создаваемую в ходе боя, и на ее фоне подробно разбирает действия обучаемых по каждому учебному вопросу; отмечает наиболее поучительные и смелые действия командиров, солдат и подразделений в целом, указывает на недостатки в действиях, их причины, к каким по­следствиям они могли бы привести в боевой обстановке; разъ­ясняет, как следовало бы действовать, подтверждая свои пояс­нения уставными положениями и боевыми примерами из опы­та Великой Отечественной войны, локальных конфликтов и пе­редового опыта войск.

В заключение разбора командир взвода (роты) определяет, в какой степени выполнены поставленные цели, подводит ито­ги соревнования, объявляет оценки каждому солдату, отделе­нию (экипажу, взводу) и дает указания по устранению недо­статков.

Оценку отделению (взводу) руководитель выводит за дей­ствия командиров и слаженность подразделения в соответствии с оценочными показателями за тактические действия подразде­ления на учениях с боевой стрельбой (на боевой стрельбе), предусмотренными курсом стрельб.

6. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ БОЕВОР1 СТРЕЛЬБЫ

Боевая стрельба проводится обычно на завершающем эта­пе подготовки отделения (взвода). Сущность его заключается в том, что командиры и подразделения обучаются ведению боя с реальным ведением огня из всех видов штатных и приданных средств. Противник в ходе такого занятия и его действия обо­значаются мишенями, имитационными и другими средствами.

Боевые стрельбы проводятся по одной из тем тактической подготовки, предусматривающей действия в наступлении (в походном охранении, в обороне) как днем, так и ночью. В от­личие от обычных тактических занятий на боевых стрельбах огневые задачи решаются практически.

Основной метод обучения – практическая работа в занимае* мых должностях.

Подготовка боевой стрельбы осуществляется в такой же по­следовательности, как и обычного тактического занятия, но с имеющимися особенностями, обусловленными спецификой вы­полнения поставленной отделению (взводу) боевой задачи.

Определяя исходные данные, руководитель должен уточнить, какое количество боеприпасов, имитационных средств, моторе­сурсов отпускается на боевую стрельбу, а также возможности войскового стрельбища (директрисы стрельбы полигона) по оборудованию мишенного поля.

Район боевой стрельбы должен обеспечивать безопасность ведения огня из всех видов оружия, а также размещение ми­шенной обстановки на глубину: для отделения–1–2 км, для взвода – 2–3 км.

Проводя рекогносцировку района, командир взвода (роты) уточняет (определяет): тактическую обстановку; исходный район (пункт) для подразделений и их боевые задачи; места расположения целей (мишеней) обозначенного противника, по­рядок их показа и имитации; общие рубежи открытия и пре­кращения огня; места пунктов управления руководителя и опе­раторов; порядок организации связи; меры безопасности; мес­то проведения разбора; характер и объем работ по подготовке участка (района) боевой стрельбы, мишенной обстановки; силы и средства, потребные для этой цели.

Тактическую обстановку на занятие руководитель разраба­тывает, исходя из ее темы, которую определяет для отделения командир роты, для взвода – командир батальона.

Уточняя тактическую обстановку, руководитель должен на­метить, учитывая возможности стрельбища, где будет прохо­дить передний край обороны противника, его опорные пункты на переднем крае и в ближайшей глубине, расположение ог­невых средств, на каком рубеже возможна его контратака, в обороне – возможные рубежи развертывания и перехода в ата­ку; боевые задачи взвода (роты), соседних подразделений, их рубежи развертывания во взводные колонны, перехода в атаку (исходное положение), а в обороне – позиции (опорные пунк­ты) ; места проходов в заграждениях и переходов через пре­пятствия. Определяя исходный район (пункт), руководитель должен учитывать нормы отпускаемых на стрельбу моторесур­сов и отводимое на нее время. В целях экономии учебного вре­мени и моторесурсов БМП (БТР, танков) исходный район (пункт) для начала занятий по теме «Наступление отделения (танка, взвода) с ходу» целесообразно брать на рубеже раз­вертывания роты во взводные колонны, а для организации на­ступления в этом районе надо оборудовать макет местности.

Уточняя на рекогносцировке места расположения целей (ми­шеней) обозначенного противника, руководитель должен иметь с собой заранее разработанную схему мишенной обстановки, которую он привязывает к местности (сх. 16).

Мишенная обстановка представляет собой конкретный боевой порядок и действия противника, обозначенные мишенями, макетами и другими средствами. Поэтому она должна соответ­ствовать замыслу боевой стрельбы, максимально отображать боевой порядок и характер действий подразделений вероятного противника и обеспечивать выработку у обучаемых команди­ров практических навыков в организации и ведении наблю­дения, оценке целей, выборе вида оружия и способа ведения огня для их поражения, целеуказании, постановке огневых за­дач, подаче команд на открытие огня, в наблюдении за резуль­татами и корректировании его огня.

Исходя из этого, а также из количества привлекаемых в отделении (взводе) огневых средств, руководитель боевой стрельбы определяет количество, расположение и порядок по­каза целей. При этом он должен выбрать участки для стрель­бы по воздушным целям, рубежи метания ручных боевых гра­нат, ведения огня из орудия БМП (крупнокалиберного пуле­мета, установленного на БТР), а также ведения огня ночью с использованием ночных прицелов (если боевая стрельба пла­нируется ночью). Дополнительно к установленному для отде­ления (взвода) количеству мишеней предусматривается вы­ставление резервных групп целей, а также целей для подраз­делений усиления.

Фронт мишенной обстановки зависит прежде всего от ши­рины боевого порядка стреляющего подразделения и опреде­ляется по формуле

Шф = Ф + 0,5 (П1 + П2),

где Шф – ширина фронта мишенной обстановки, м;

Ф–фронт наступления (обороны) подразделения сог­ласно Боевому уставу Сухопутных войск, м;

П1; П2 – ширина промежутков с соседями, м.

Так, например, мотострелковый взвод наступает на фронте до 300 м с промежутками между соседними подразделениями до 100 м. Нетрудно подсчитать, что ширина фронта мишенной обстановки должна быть в пределах 400 м.

Глубина мишенной обстановки зависит от глубины боевой задачи подразделения и характера его последующих действий. Так, взводу в наступлении указываются объект атаки на глу­бину построения обороняющего взвода противника и направ­ление дальнейшего наступления, которое должно обеспечивать совместное с соседними подразделениями уничтожение оборо­няющегося противника в глубине его ротного опорного пункта (до 1100 м). В последующем взвод должен быть готовым в составе роты завершать уничтожение противника на позициях его батальонных резервов, которые, как правило, располага­ются на удалении до 3 км от переднего края обороны. Следо­вательно, и глубина мишенного поля, подготовленного для боевой стрельбы участка местности, на котором создана мишенная обстановка, может составлять для взвода 2–3 км.

Аналогично можно определить и глубину мишенной обста­новки для боевой стрельбы отделения.

В соответствии с замыслом определяется и количество рубе­жей, на которых планируется устанавливать цели (мишени), и количество самих мишеней. Так, отделение, наступая на фронте до 50 м, может встретить на переднем крае обороны до 4–5 стрелков, причем одного из них – пулеметчика (мпо противни­ка в составе 8–10 человек обороняется на фронте до 100 м), а с учетом огневого воздействия по противнику в период огневой подготовки оно может встретить до 2–3 стрелков.

Как правило, отделение противника действует на БМП (БТР), которая занимает огневую позицию за первой транше­ей на удалении до 200 м. Следовательно, командир отделения должен предусмотреть ее уничтожение огнем БМП.

С овладением передним краем обороны противник будет стремиться свои оставшиеся боеспособные силы отвести в глу­бину обороны, следовательно, атакующее отделение перед фрон­том своего наступления может встретить до 1–2 отходящих солдат противника и 1–2 солдат, обеспечивающих отход огнем с выгодного рубежа.

С овладением наступающими взводными опорными пункта­ми и продвижением в глубину им может противостоять против­ник, обороняющийся во взводном опорном пункте, составляю­щем второй эшелон мотопехотной роты. В этом случае перед фронтом отделения может обороняться до 1–2 солдат против­ника, которых отделению предстоит уничтожить.

При бое за взводный опорный пункт второго эшелона роты или же с его овладением противник может предпринять контр­атаку своими резервами. В этом случае отделению придется совместно с соседями с выгодного рубежа уничтожать его тан­ки и пехоту (один танк и до 2 солдат контратакующей пехо­ты).

После успешного отражения контратаки противника и с на­чалом его отхода отделение должно произвести посадку в БМП (БТР) и осуществлять его преследование совместно с соседями. Встретив отдельные отходящие группы противника (1–2 солдата), оно на ходу уничтожает их.

Таким образом, нетрудно подсчитать, что в ходе выполнения своей задачи отделению может противостоять до 8–13 солдат пехоты противника, один танк и один БМП (БТР). Поэтому на боевую стрельбу отделения количество целей (мишеней) для стрельбы из стрелкового оружия и оружия БМП (БТР) может быть 10–15, которые будут располагаться на 3–4 рубежах.

При расчете количества рубежей и целей на боевую стрель­бу взвода обоснование осуществляется таким же порядком, но

с учетом того, что до атаки средствами старших командиров противнику будут нанесены потери, поэтому взводу на перед­нем крае обороны будет противостоять не более одного отделе­ния и 1–2 БМП (БТР), в промежутке между взводами, опор­ными пунктами первого и второго эшелонов роты – до 2–3 че­ловек, в опорном пункте второго эшелона роты – до 3 человек, между ротными опорными пунктами первого и второго эшело­нов мотопехотного батальона – до 2–3 человек, во взводном опорном пункте роты второго эшелона батальона – 2–3 чело­века, во взводном опорном пункте в глубине роты второго эше­лона мотопехотного батальона 2–3 человека, в контратаке мо­жет участвовать до 3 танков (БМП, БТР) и до отделения пе­хоты.

Таким образом, основываясь на вероятных действиях подраз­делений противника и с учетом его возможных потерь, на бое­вую стрельбу взвода предусматривается для стрельбы из стрел­кового оружия и БМП (БТР) 25–35 целей (мишеней). При этом руководитель должен учитывать, что из общего количества ми­шеней должно быть не менее 10% мишеней для стрельбы из орудий БМП, ручных противотанковых и станковых гранато­метов, не менее 20% целей (мишеней) должны быть движущи­мися, остальные появляющимися. Если боевая стрельба про­водится ночью, то не менее 30% мишеней оборудуются имита­торами «вспышек выстрелов» и инфракрасных прожекторов, а остальные цели освещаются.

Количество рубежей на боевую стрельбу взвода, как сле­дует из примера, может быть 4–5.

Порядок показа целей руководитель намечает в соответст­вии с разработанным замыслом и в зависимости от характера целей, предполагаемых решений и действий обучаемых, даль­ностей стрельбы и времени суток. Общее время показа целей определяется временем, необходимым для прохождения стре­ляющими или целями расстояния от рубежа начала до рубе­жа окончания показа целей. При этом цели обычно показыва­ются многократно. Промежуток между показами может состав­лять 10–30 с.

В период проведения рекогносцировки руководитель должен наметить также дальности открытия огня и рубежи прекраще­ния огня по целям. Дальности открытия огня руководитель оп­ределяет с учетом боевых возможностей оружия, характера це­лей, времени, необходимого для их обнаружения и поражения, а также с учетом положения для стрельбы (способа стрельбы) и отпускаемого количества боеприпасов. Рубежи прекращения огня по каждой из групп целей выбираются по местным пред­метам и отмечаются для себя руководителем с таким расче­том, чтобы дальность между стреляющими (машинами) и це­лями не сократилась: при стрельбе из стрелкового оружия, пулеметов на БМП (БТР) и ручных противотанковых гранато­метов днем – менее 150 м, ночью – менее 100 м; при стрельбе из орудия БМП по крупным целям днем – менее 600 м, ночью – менее 400 м, а при стрельбе по целям средних разме­ров (по танку и другим огневым средствам в окопе) днем – менее 400 м, ночью – менее 300 м.

После проведения рекогносцировки руководитель боевой стрельбы дает указания своему помощнику по мишенной об­становке и операторам о порядке подготовки мишенного поля к стрельбе, после чего приступает к разработке плана проведе­ния боевой стрельбы, который разрабатывается в виде схемы. В нем обычно указываются: тема, учебные и воспитательные цели, время проведения занятия, нормы расхода моторесурсов, боеприпасов и имитационных средств, учебные вопросы и вре­мя на их отработку, тактическая обстановка, действия коман­дира, проводящего занятие, сигналы управления и взаимодей­ствия.

К плану боевой стрельбы разрабатывается схема мишенной обстановки, в которой указываются: расчеты потребного коли­чества мишеней и боеприпасов; расположение и нумерация це­лей, порядок и продолжительность их показа и имитации; об­щие рубежи открытия и прекращения огня; способы и продол­жительность освещения целей ночью; места пунктов управле­ния и организации связи по управлению мишенной обстанов­кой.

Схема мишенной обстановки разрабатывается помощником руководителя по мишенной обстановке. Цели на схеме обозна­чаются мишенями с учетом их реального расположения.

Исходными данными для расчета потребного количества боеприпасов на боевую стрельбу являются: количество мише­ней по наименованию для каждого вида оружия; положение для стрельбы (способ стрельбы), из которого в соответствии с созданной тактической обстановкой наиболее целесообразно вы­полнять огневые задачи; средние дальности стрельбы; средние нормы количества боеприпасов, необходимые для поражения одной цели на средних дальностях стрельбы. При этом следует иметь в виду, что средняя дальность стрельбы определяется как среднеарифметическая величина между дальностями открытия и прекращения огня. Например, при дальностях открытия огня 400 м и прекращения огня 200 м средняя дальность стрельбы будет составлять 300 м. Средние нормы количества боеприпа­сов, необходимые для поражения цели на средних дальностях стрельбы, определяются по таблицам, имеющимся в курсе стрельб.

При стрельбе ночью количество боеприпасов, указанное в таблицах, увеличивается в 1,3 раза.

Таким образом, при подсчете количества боеприпасов для поражения целей из каждого вида оружия необходимо опреде­лить положения для стрельбы и средние дальности стрельбы, а затем, руководствуясь указанными в таблицах курса стрельб средними нормами, подсчитать количество боеприпасов, необ­ходимое для поражения целей на средних дальностях стрельбы, при этом патронов с трассирующими пулями должно быть не более 25% общего их количества. При неблагоприятных усло­виях (порывистый ветер, снегопад, дождь, туман и т. д.) руко­водитель боевой стрельбы может увеличить количество боепри­пасов, но не более чем в 1,3 раза.

План проведения боевой стрельбы командир взвода утверж­дает у командира роты не позднее чем за 3 дня'до начала стрельбы.

Накануне боевой стрельбы руководитель проводит практи­ческий инструктаж лиц, привлекаемых к стрельбе. Инструктаж проводится в такой последовательности. Вначале руководитель, пользуясь схемой мишенной обстановки, сообщает тактический замысел занятия и показывает на местности рубеж перехода в атаку (исходное положение для наступления), рубеж открытия огня, места расположения целей, рубеж метания ручных бое­вых гранат, места посадки отделения (взвода) на БМП (БТР), рубеж прекращения огня. Затем он устанавливает последова­тельность показа целей, способы имитации действий противни­ка, определяет рубежи начала и окончания показа целей,сигна­лы и порядок связи с оператором, определяет меры безопасности при проведении стрельбы.

Накануне боевой стрельбы с отделением (взводом) прово­дится тактико– строевое занятие, личный состав выполняет уп­ражнение в метании учебно– имитационных гранат. В часы са­моподготовки с ним изучаются меры безопасности при прове­дении стцельб. Личный состав, не усвоивший меры безопаснос­ти, к стрельбе не допускается.

Проведение боевой стрельбы. Выдвижение в район начала занятий, организация наступления (обороны, походного охране­ния) по теме боевой стрельбы осуществляются применительно к обычному тактическому занятию.

Руководитель занятия после отработки вопросов организа­ции боя и доклада командира отделения (взвода) о готовно­сти к выполнению боевой задачи дает разрешение на выдачу подразделению боеприпасов. Личный состав снаряжает мага­зины (ленты) и укладывает их в сумки (коробки). Наводчики– операторы (наводчики пулеметов) загружают боеприпасы в БМП (БТР).

Убедившись в готовности к боевой стрельбе, руководитель дает команду на подачу сигнала «Слушайте все», «Огонь» и имитирует начало огневой подготовки, после чего в зависимос­ти от темы занятия дает сигнал на переход в атаку (на движе–