ВЗВОД НА МАРШЕ И В ПОХОДНОМ ОХРАНЕНИИ

1. ОСНОВЫ МАРША И ПОХОДНОГО ОХРАНЕНИЯ ВЗВОДА

В современных условиях марш стал основным способом пе­редвижения и является составной частью высокоманевренных боевых действий войск. В связи с этим резко возрастает зна­чение марша как одного из решающих факторов достижения победы.

Мотострелковые и танковые подразделения всегда должны быть готовы к маршу (передвижению своим ходом) и перевоз­кам различными видами транспорта. При совершении марша гусеничная техника, а также техника, имеющая малый запас хода, могут перевозиться на тяжелых автопоездах в составе маршевых колонн.

Основные цели марша сводятся к своевременному сосредо­точению войск в указанный район или на указанный рубеж для выполнения боевой задачи путем наступления на противника, отражение его ударов для усиления уже действующих в бою войск либо для замены войск, потерявших боеспособность. Марши могут совершаться также в целях выхода в новый район для доукомплектования, формирования, проведения различ­ных работ и отдыха. В условиях современного боя, учитывая большое количество авиации в войсках, широкое применение воздушных десантов и диверсионных групп, а также возмож­ный очаговый характер ведения боевых действий, войска на марше должны постоянно поддерживать высокую степень бое­вой готовности, способность к немедленному ведению непредви­денных боевых действий. Во всех случаях марш должен совер­шаться скрытно, в условиях ограниченной видимости. В любых условиях обстановки войска, совершающие марш, должные при­быть в указанный район или на рубеж своевременно и в пол­ной готовности к выполнению боевой задачи.

При совершении марша в предвидении вступления в бой вся его организация подчинена предстоящему бою. Построение по­ходного порядка в этом случае должно полностью отвечать за­мыслу предстоящего боя, обеспечивать возможность нанесения

противнику упреждающего огневого поражения, быстрое раз­вертывание в боевой порядок и осуществление мощного удара по противнику с ходу. Такой марш характеризуется высокими темпами передвижения в условиях сильного воздействия авиа­ции, артиллерии и других огневых средств противника. В этом случае взвод может быть назначен в головную (боковую, тыль­ную) походную заставу, а иногда и в неподвижную боковую заставу или головной (тыльный) дозор с задачей не допустить внезапного нападения противника на охраняемую колонну, ис­ключить проникновение его наземной разведки и обеспечить вы­годные условия для вступления в бой главных сил.

При совершении марша вне угрозы столкновения с против­ником походный порядок строится с учетом удобства движения, достижения высоких маршевых скоростей, наименьшего напря­жения сил личного состава и сохранения боевой техники.

Мотострелковый (танковый) взвод совершает марш в колон­не роты либо самостоятельно–в походном охранении. Дистан­ции между машинами и взводами в колонне могут быть 25– 50 м.

При движении в условиях ограниченной видимости, в голо­лед, на крутых подъемах, спусках и поворотах, а также при движении с повышенной скоростью дистанции увеличиваются.

Под маршевыми возможностями взвода следует понимать его способность преодолевать своим ходом в течение одних и более суток максимально возможное расстояние при сохране­нии высокой боеспособности и полной готовности к выполне­нию поставленной боевой задачи.

Основными показателями маршевых возможностей взвода являются: средняя скорость движения; величина суточного пе­рехода.

Определяющим показателем маршевых возможностей явля­ется средняя скорость движения колонны – реальная скорость движения взвода на марше без учета времени на привалы.

Средняя скорость передвижения мотострелковых и танковых подразделений зависит прежде всего от средней технической ско­рости гусеничных и колесных машин, находящихся в походной колонне.

Средняя скорость движения одиночной современной боевой машины (БМП, БТР, танка) достигает по грунтовой дороге 35–45 км/ч, а по шоссе ■– 45–60 км/ч. Однако опыт марше­вой подготовки войск показывает, что средняя скорость движе­ния колонны подразделения на 25–30% ниже среднетехничес­кой скорости одиночной машины.

Одним из условий совершения марша компактной колонной является умение большинства механиков– водителей (водите­лей) двигаться с одной и той же высокой скоростью в одинако­вых дорожных условиях. Поэтому, чтобы не допустить разрыва колонны, скорость движения головной машины должна быть доступной остальным экипажам.

Существуют определенные закономерности между средней скоростью движения машин и дистанциями между ними, кото­рые могут определяться требованиями безопасности или усло­виями обстановки.

Командир взвода на основе изучения маршрута по карте И личного наблюдения за дорожной обстановкой должен своевре­менно подавать подчиненным команды (сигналы) об измене­нии скорости и дистанции для соблюдения расчетного графика движения и дисциплины марша.

Итак, скорость марша будет наибольшей, если дистанции между машинами меняются во столько же раз, во сколько ме­няется скорость движения. Из сказанного следует, что средняя скорость движения взвода на БМП (бронетранспортерах, тан­ках) без учета времени на привалы может быть 25–30 км/ч. При совершении марша в горах, пустынях, лесисто– болотистой местности, в северных районах, в распутицу, туман и в других неблагоприятных условиях средняя скорость движения может уменьшаться до 20 км/ч. Во всех случаях марш должен совер­шаться с максимально возможной для данных условий ско­ростью.

На величину суточного перехода влияет не только средняя скорость движения, но и время непосредственного движения ко­лонны в течение суток. Опытом Великой Отечественной войны и послевоенных учений установлено, что механики– водители (во­дители) сохраняют высокую работоспособность при движении 10–12 ч в течение суток. С учетом средней скорости движения (25–30 км/ч), а также времени непосредственного движения и определяется величина суточного перехода.

Командир взвода на марше должен постоянно следить за исправным состоянием боевой техники и принимать необходи­мые меры, с тем чтобы с подходом к району (рубежу) выпол­нения боевой задачи она была технически исправной и заправ­ленной.

Походный порядок взвода на марше – колонна. Он должен обеспечивать высокую скорость движения и быстрое разверты­вание в предбоевой и боевой порядок. Конкретное построение походного порядка взвода на марше зависит от задачи, места по отношению к другим взводам, условий обстановки, наличия средств усиления, а также от состояния дорог и уровня подго­товки механиков– водителей (водителей).

В целях поддержания высокого уровня управления, дисцип­лины и организованности при проведении марша назначаются исходный пункт, пункты регулирования, привалы и районы (район) отдыха. Исходный пункт и пункты регулирования назначаются для своевременного начала марша и регулирова–

ния скорости движения. Исходный пункт выбирается вблизи хорошо видимого днем и ночью ориентира на удалении, обес­печивающем вытягивание колонны подразделения. Пункты ре­гулирования обычно назначаются через 3–4 ч движения. Их не следует назначать непосредственно у заметных для– против­ника местных предметов или объектов.

Привалы назначаются через 3–4 ч движения продолжи­тельностью до 1 ч и один привал продолжительностью до 2 ч во второй половине суточного перехода. При совершении марша на большое расстояние, кроме того, назначается дневной (ночной) отдых в конце каждого суточного перехода. На при­валах, во время дневного (ночного) отдыха проверяется состоя­ние и производится техническое обслуживание вооружения и боевой техники, дозаправка машин горючим и смазочными ма­териалами, организуется прием пищи и отдых личного состава. Места для привалов и районов отдыха выбираются в районах, благоприятных для маскировки, защиты от ядерного оружия и авиации противника, имеющих необходимое количество источ­ников воды. Обычно районы привалов назначаются перед ру­бежами регулирования на маршрутах движения, а район дневного (ночного) отдыха – в стороне от них. На этих при­валах (в районах отдыха) взвод останавливается в составе ко­лонны роты на правой обочине дороги с дистанциями между машинами не ближе Юм или установленными старшим коман­диром. Выход из машин разрешается только по команде коман­дира роты, взвода вправо от машины. Для наблюдения за сиг­налами командира роты и воздушным противником назнача­ются наблюдатели. При необходимости организуется дежурство на радиосредствах. Дежурные огневые средства находятся в готовности к ведению огня. Разворот башни влево, в том числе и при обслуживании машин, запрещается.

Управление взводом на марше командир взвода осуществ­ляет из боевой машины, находясь в голове колонны. Основу управления составляют решение на марш и указания, получен­ные от старшего командира. Для обеспечения управления командир взвода использует установленные сигналы оповеще­ния, управления и взаимодействия в соответствии с разрабо­танной таблицей сигналов. Радиосредства на марше работают на прием. При встрече с противником, с завязкой боя, коман­дир взвода управляет путем подачи команд по радио открытым текстом. При этом наименования подразделений и должности командиров указываются позывными, а пункты местности – от ориентиров и условными (кодированными) наименования­ми. При создании противником радиопомех командир взвода подает команду (сигнал) перехода на запасную частоту. При неисправности радиостанции командир взвода управляет сиг­нальными средствами. При подготовке и в ходе совершения марша на основе принятого решения и указаний старшего командира командир взвода организует обеспечение марша,включающее боевое, а также решает ряд вопросов техническо­го и тылового обеспечения. Боевое обеспечение во взводе орга­низуется и осуществляется в целях поддержания высокой бое­вой готовности, сохранения боеспособности и создания необхо­димых условий для успешного и своевременного выполнения поставленной задачи. Оно включает: разведку, охранение, за­щиту от оружия массового поражения, маскировку, инженер­ное и химическое обеспечение.

Разведка на марше ведется в целях своевременного до­бывания необходимых разведывательных сведений о противни­ке и местности. Основной способ ведения разведки на марше – наблюдение. Главным источником получения данных о мест­ности и противнике на марше является информация, получае­мая от командира и от органов разведки. Данные о местности и о противнике в непосредственной близости на марше могут быть получены наблюдением, а при действиях в походном ох­ранении– и от дозорного отделения (танка). Командир взвода обязан организовать непрерывное круговое наблюдение за воз­душным, наземным противником, а также за местностью и сиг­налами командира роты. Наблюдение ведется лично команди­ром взвода; из каждой боевой машины (танка) –командиром отделения (танка). Командир взвода определяет отделению (экипажу) сектор (направление) наблюдения, кроме того, на­значает наблюдателя за сигналами командира роты, а при дей­ствиях в походном охранении – дополнительно наблюдателя для приема сигналов от дозорного отделения (танка).

Охранение во взводе организуется с целью не допустить проникновения разведки противника, исключить его внезап­ное нападение на охраняемые подразделения и обеспечить им выгодные условия для организованного вступления в бой.

При совершении марша в колонне главных сил охранение во взводе организуется по приказу старшего командира, а при следовании отдельной колонной, при действиях в походном ох­ранении– решением командира взвода. В этом случае для не­посредственного охранения и осмотра местности от походной заставы (головного дозора) в направлении движения (в сто­рону угрожаемого фланга или на угрожаемое направление) мо­жет высылаться дозорное отделение (танк) на удаление, обес­печивающее наблюдение за его действиями и поддержку огнем. Для обеспечения немедленного отражения нападения против­ника или его разведки оружие должно находиться всегда в боеготовности, а экипажи – в готовности к его немедленному применению.

Защита от оружия массового поражения и химическое обеспечение взвода на марше способст­вуют успешному выполнению поставленной задачи. С этой целью командир взвода определяет порядок испособы ведения радиационной, химической и бактериологической (биологичес­кой) разведки с учетом организации ее старшим командиром. Обычно эту разведку ведет специально подготовленное и ос­нащенное необходимыми приборами отделение (экипаж). При действиях в походном охранении взвод может усиливаться хи­миками– разведчиками. Оповещение личного состава взвода о воздушном противнике, о непосредственной угрозе и начале применения противником ядерного, химического и бактериоло­гического (биологического) оружия, а также о радиоактивном, химическом и бактериологическом (биологическом) заражении осуществляется едиными и постоянно действующими сигнала­ми. Эти сигналы, а также порядок действий по ним командир взвода обязан довести до всего личного состава перед началом марша. При необходимости преодоления зон с высокими уров­нями радиации используются имеющиеся на машинах системы защиты от оружия массового поражения и средства индиви­дуальной защиты. После преодоления зоны заражения частич­ная специальная обработка проводится по команде командира взвода (старшего командира), а при заражении личного соста­ва отравляющими веществами – немедленно. Полная специ­альная обработка в этом случае проводится, как правило, в районе отдыха или по прибытии в назначенный район. При применении противником зажигательного оружия и при вынуж­денном преодолении района пожаров командир взвода прини­мает меры к сохранению личного состава и боевой техники, а при выходе из этих районов организует тушение очагов огня на машинах, оказание необходимой помощи пострадавшим и до­ставку их в медицинокий пункт батальона. Взвод должен быть всегда готов к действиям по ликвидации последствий примене­ния противником оружия массового поражения.

Маскировка в обеспечении скрытности совершения мар­ша является одним из важных путей уменьшения потерь от ударов воздушного и наземного противника. Она организуется командиром взвода в соответствии с полученной задачей и. сло­жившейся обстановкой в целях скрытия своих подразделений от всех видов и средств разведки противника как в районах рас­положения, так и присовершении марша. Командир взвода при организации маскировки на марше учитывает мероприятия, проводимые старшим командиром, и в соответствии с обстанов­кой намечает и осуществляет дополнительные меры. Для оп­ределения мер маскировки командиру необходимо хорошо знать и довести до всего личного состава демаскирующие признаки, а также своевременно применять меры к их устранению или ослаблению.

Вытягивание колонны необходимо проводить быстро, ис­пользуя укрытые от наблюдения дороги. Запрещается работа радиостанций на передачу. Не следует пользоваться светом фар и приборами ночного видения при движении на открытых уча­стках местности. Надежным средством маскировки света фар является использование светомаскировочных устройств и под– кузовной подсветки. От радиолокационной разведки противника хорошо скрывает движение колонны вдоль окраин населенных пунктов и шоссе с посадками деревьев, вдоль обочины, а так­же непосредственно рядом с железной дорогой. Следы от ма­шин в районах отдыха и сосредоточения к рассвету должны уничтожаться. Разведение костров не допускается.

Маскировка во взводе проводится своими силами постоянно и во всех условиях обстановки. Боевая техника и машины мас­кируются под фон окружающей местности. Устранение демас­кирующих признаков и восстановление нарушенной маскиров­ки осуществляются немедленно.

Инженерное обеспечение организуется и прово­дится в целях создания взводу необходимых условий для ус­пешного совершения марша и повышения защиты личного со­става и боевой техники от всех средств поражения.

При действиях в походном охранении взвод может усили­ваться инженерно– саперным подразделением, а иногда и ин­женерными средствами. Своими силами взвод может оборудо­вать и замаскировать свою технику в районе сосредоточения и готовить пути вытягивания колонны, на марше – проложить путь обхода разрушенного участка дороги или устранить пре­пятствия на маршруте. Для выполнения задач инженерного обеспечения марша взвод использует навесное оборудование, минные тралы, табельные средства маскировки, местные мате­риалы и шанцевый инструмент.

При совершении марша в голове колонны или при действи­ях в походном охранении взвод ведет инженерную разведку маршрута своими силами (дозорными отделениями, танками) и силами приданного инженерно– саперного подразделения.

Техническое и тыловое обеспечение марша командир взвода организует на основе решения командира ро­ты и указаний старшего командира. При этом командир взвода уточняет: объем технического обслуживания, место и время его проведения; сроки, места и порядок пополнения горючим, ох­лаждающей жидкостью, продовольствием и другим имущест­вом и нормы их расхода; места следования подразделений тех­нического обеспечения и тыла в ходе марша; порядок эвакуа­ции (ремонта) неисправной боевой техники и организации пи­тания личного состава.

При подготовке к маршу командир взвода проверяет исправ­ность вооружения и боевой техники, приборов ночного видения

и средств связи, заправку горючим и смазочными материалами и охлаждающей жидкостью, наличие и правильность укладки боеприпасов, средств специальной обработки и другого иму­щества.

Командир взвода должен проследить за обеспечением лич­ного состава горячей пищей, а также продумать порядок орга­низации его отдыха, особенно механиков– водителей (водите­лей), несущих на марше наибольшую нагрузку. Целесообразно иметь во взводе подготовленный заранее разборный каркас (под брезент) и металлическую печь, облегчающие организацию от­дыха в ненастную погоду и в зимних условиях.

2. ВЗВОД НА МАРШЕ

Организация марша начинается с получением командиром взвода боевого приказа или боевого распоряжения. Порядок и содержание работы командира взвода по организации марша определяются полученной задачей, наличием времени и создав­шейся конкретной обстановкой. Получив задачу, командир взво­да уясняет ее, определяет порядок подготовки к маршу, оцени­вает обстановку, намечает наблюдателей и дежурные огневые средства, отдает боевой приказ и организует взаимодействие. Затем он руководит подготовкой личного состава, вооружения и боевой техники взвода к маршу и решает вопросы техничес­кого и тылового обеспечения.

Уяснив полученную задачу, командир взвода определяет пос­ледовательность и сроки выполнения работ по подготовке к маршу и отдает указания командирам отделений (танков) о порядке и времени их выполнения.