Тактической, армейской авиацией

 

Стратегическая авиация является одним из компонентов стратегических наступательных сил и предназначена для уничтожения важнейших объектов на территории противника. Ударную мощь стратегической авиации составляют тяжелые бомбардировщики.

По опыту учений, на стратегическую авиацию в ядерной войне возлагается решение следующих задач:

· завоевание ядерного превосходства и превосходства в воздухе путем нанесения ударов по складам ядерного оружия, аэродромам базирования носителей ядерного оружия, средствам ПВО;

· уничтожения административно-политических центров и крупных военно-промышленных объектов в тылу противника;

· нарушения управления государством и вооруженными силами путем уничтожения узлов связи, крупных подземных командных пунктов;

· нарушения важнейших коммуникаций;

· ведения стратегической воздушной разведки.

В обычной войне стратегическая авиация может решать следующие задачи:

· непосредственной авиационной поддержки сухопутных войск;

· изоляции района боевых действий;

· нанесения ударов по объектам в глубине территории противника;

· постановки минных заграждений;

· радиоэлектронного подавления средств ПВО в интересах тактической авиации;

· поддержания сил флота и борьбы с надводными кораблями противника.

Тактическая авиация ВВС иностранных государств предназначена для боевого использования во всех видах войн и операциях на всех театрах военного действий как самостоятельно, так и совместно с другими видами вооруженных сил. Командование США и НАТО рассматривают тактическую авиацию как основную ударную силу на ТВД, способную решать следующие задачи:

1) боевые:

· ведение тактической воздушной разведки;

· завоевание ядерного превосходства и превосходства в воздухе;

· непосредственная авиационная поддержка сухопутных войск и ВМС;

· изоляция районов боевых действий.

2) общие:

· проводит скоротечные и длительные операции по уничтожению авиации противника, нарушению его линий коммуникаций, подавлению или уничтожению наземных сил непосредственно противостоящего противника и одновременному огневому (ядерному) поражению его вторых (последующих) эшелонов;

· осуществляет взаимодействие с другими видами ВС при организации ПВО, проведении морских и воздушных десантных операций, проведении рейдов мобильных сил, а также войск специального назначения в тыл противника.

3) дополнительные:

· проведение совместно с ВМС по уничтожению противника на море;

· ведение противолодочной борьбы и охраны морских коммуникаций;

· выполнение задач по постановке мин с воздуха.

Армейская авиация – это особый вид авиации, объединяющий в своем составе вертолеты и легкие самолеты. По взглядам военного руководства США и других стран, применение армейской авиации в значительной степени повышает боевые возможности и мобильность сухопутных войск. Основными задачами, решаемыми армейской авиацией, являются:

· ведение разведки;

· непосредственная огневая поддержка войск с воздуха;

· высадка тактических воздушных десантов, разведывательных и диверсионных групп в тыл противника;

· переброска частей и подразделений в районы боевых действий в ходе аэромобильных операций, обеспечение управления и связи;

· эвакуация с поля боя раненных и больных.

Опыт локальных конфликтов последних лет показал, что наряду с пилотируемыми средствами в них широко использовались беспилотные летательные аппараты (БЛА). В общем плане БЛА могут решать следующие задачи:

· вести радиотехническую, радио-фоторазведку;

· осуществлять подсветку наземных целей лазерным лучом при ведении по ним огня средствами, имеющими головки самонаведения;

· поражать наземные объекты, сильно защищенные средствами ПВО, ЗРК и РЛС системы ПВО авиационными бомбами, ракетами класса «воздух–земля», размещенными на ударных БЛА, и ударными БЛА одноразового применения;

· усложнять воздушную обстановку посредством использования БЛА «беспокоящего» действия в качестве ложных целей;

· осуществлять радиоэлектронное подавление РЭС ПВО с помощью размещенной на БЛА аппаратуры РЭП и с использованием забрасываемых передатчиков помех.

 

1.1.3. Классификация высокоточного оружия (ВТО).

Формы и способы его применения

 

Опыт локальных войн и военных конфликтов последних десятилетий свидетельствует о том, что наибольшие потери в них несли войска, наименее защищенные от воздействия высокоточных средств поражения (ВТСП) противника. Все большая часть задач боя (операции) решалась противоборствующими сторонами с применением высокоточного оружия. Они превратились в главное средство достижения целей в войнах и военных конфликтах. Так, в операции «Союзническая сила» до 95 % ударов по позициям сил противовоздушной обороны Югославии было нанесено с применением ВТО (при результативности нанесения ударов не менее 70 %). Этот показатель заставляет рассматривать проблему снижения эффективности ракетных и авиационных ударов противника по своим войскам и, соответственно, обеспечения их живучести, в качестве ключевой при подготовке и ведении боевых действий соединениями, воинскими частями и подразделений ВВС и войск ПВО и обратить более пристальное внимание на защиту от ВТО.

Для обеспечения высокой живучести сил и средств ВВС и войск ПВО в условиях применения по ним ВТСП и снижения эффективности его применения требуется использование специальных способов и средств защиты, которые включают целый ряд организационных мероприятий по комплексному применению всех средств активной борьбы и пассивной защиты, созданию системы разведки с единым информационным полем на земле и в воздухе, средств своевременного оповещения войск и объектов об угрозе ударов. Системная защита предусматривает также единое управление всеми силами и средствами в период подготовки и в ходе отражения ударов, организацию взаимодействия по уничтожению ВТО противника, быстрое восстановление боеспособности войск.

Мероприятия по огневому и радиоэлектронному подавлению ВТСП, их носителей и обеспечивающих средств обязательно должны сочетаться с организационными и техническими мероприятиями по обеспечению временной и энергетической скрытности радиоизлучающих средств, отвлечению средств поражения радиолокационных станций и зенитных ракетных комплексов от объектов удара и смещению точки наведения, инженерному оборудованию и защите позиций, использованию естественных укрытий, применению специальных средств маскировки.

Высокоточные средства поражения предназначены для самонаведения на цель и поражения ее боевой частью. К высокоточным средствам поражения относятся: крылатые ракеты, противорадиолокационные ракеты, авиационные управляемые ракеты, управляемые авиационные бомбы, ударные БЛА, суббоеприпасы индивидуального наведения, оперативно-тактические баллистические ракеты, тактические баллистические ракеты, обеспечивающие условную вероятность поражения цели одним боеприпасом не ниже 0,7.

ВТСП можно классифицировать по следующим признакам:

1. По тактическому предназначению, уровню радиолокационной и оптической заметности – классификация аналогична классификации средств разведки, управления и наведения.

2. По месту базирования: космические, стратосферные, воздушные, наземные, морские (надводные, подводные).

3. По диапазону используемых электромагнитных волн:

· радиолокационные;

· оптические (телевизионные, тепловизионные, инфракрасные, лазерные);

· комплексные.

4. По типу системы самонаведения:

· с активной следящей системой наведения (ССН);

· с полуактивной ССН;

· с пассивной ССН;

· с комбинированной ССН, включающей ССН и инерциальную навигационную систему, корректируемую радионавигационной системой NAVSTAR через приемник GPS.

5. По типу боевой части (БЧ):

· с неядерной (обычной) БЧ – кассетной, унитарной;

· с БЧ на новых физических принципах (направленной и ненаправленной энергии).

6. По целевому предназначению:

· для поражения стационарных объектов (командных пунктов, объектов экономики, мостов, взлетно-посадочных полос, шахт межконтинентальных БР, заглубленных и незаглубленных объектов);

· для поражения радиоэлектронных средств (РЛС, ЗРК, систем радиотехнической разведки, узлов связи, телецентров);

· для поражения бронетехники (танков, боевых машин пехоты);

· для поражения автомобильной техники;

· для поражения живой силы.

На вооружении армий США и стран НАТО в настоящее время находятся следующие ВТСП:

· стратегические КР типа ALCM-B (AGM-86B), CALCM (AGM-86C), ACM (AGM-129А), GLCM (BGM-109G), SLCM (BGM-109A) (США);

· тактические КР типа Tomahawk (BGM-109B, C, D), Tomahawk-2 (AGM-109A), SLAM-ER (AGM-84H), JASSM (Joint Aiг-Surface Stand-off Missile) (AGM-158) (США), SCALP, SCALP-EG, Storm Shadow (Франция, Великобритания);

· ПРР типа HARM (AGM-88 В, С, D, Е) (США), Martel (АS-37) (Франция), ARMAT (Франция, Великобритания), ALARM (Великобритания), Х-25МП(У), Х-58У (Э), Х-31П, Х-31 ПД (РФ);

· АУР типа Maverick (AGM-65 A, B, D, Е, F, G, G2, H, K, L), Martel (Missile Anti-Radar Television) (AJ-168), SLAM (Stand-off Land Attack Missile) (AGM-84);

· УАБ типа GBU-10, 12, 15, 16, 24, 27, 28, GBU-29, 30, 31, 32, 35, 38 (JDAM), GBU-36, 37 (GAM), AGM-130A, C, АGM-154 A, B, C (JSOW) (США), BARB (ЮАР), BLG1000 (Франция), MW-1 (ФРГ), RBS15G (Швеция), Griffin, Guillotine, Lizard, Lizard-3, GAL, OPHER, SPICE (Израиль);

· суббоеприпасы индивидуального наведения типа LOCAAS, BLU-97, 108, Bat, Skeet, SADARM (США);

· управляемые кассеты типа CBU-78, 87, 89, 94, 97, 103, 104, 105, 107 (США), BLG66 (Франция), BL755 (Великобритания), MSOV (Израиль).

По физическому принципу функционирования систем обнаружения, целеуказания или наведения ВТСП подразделяют на инерциальные, радионавигационные, тепловизионные, инфракрасные, телевизионные, лазерные, оптические, радиолокационные, радиотехнические или комбинированные. Существуют как автономные боеприпасы, оснащенные системой самонаведения, так и боеприпасы с внешним наведением или коррекцией траектории полета.

Несколько условно эти группы можно объединить в три: инерциально-радионавигационные, оптоэлектронные и радиолокационные. Кроме того, широко распространены комплексы ВТО с комбинированными системами, в которых применяются несколько систем наведения на различных участках полета исполнительной системы, например, на начальном – инерциальная или радионавигационная, на среднем – корреляционная или радиокомандная, на конечном – оптоэлектронная.

Интеллектуальные системы наведения призваны обеспечить:

· универсальность по поражаемым целям;

· программное обеспечение гибкой тактики полета к цели;

· оптимизацию управления полетом, включающую идентификацию цели, оценку причиненного ущерба, переориентацию ВТО в полете на другую цель, работу по внезапно обнаруженным целям, возможность барражирования.

Крылатые ракеты представляют собой беспилотные летательные аппараты самолетного типа и предназначены для надежного преодоления системы ПВО противника и высокоточного поражения ядерными или обычными боевыми частями его точечных и площадных объектов и группировок войск на глубину от 500 до 5000 км. Запуск КР может осуществляться с земли, самолетов-носителей, надводных кораблей и подводных лодок. Такие свойства КР, как большая дальность полета на предельно малых высотах, малая ЭПР, малая уязвимость, возможность массированного применения, возможность перенацеливания в полете и сравнительно низкая стоимость сделали КР одним из важнейших средств воздушного нападения.

Применение КР значительно облегчает решение проблемы преодоления и прорыва сильной системы ПВО противника ввиду их пуска вне зоны огня группировки ПВО и возможности обеспечения плотности налета до 20 КР в минуту, что значительно превышает огневую производительность даже современных ЗРК (до 6 целей в минуту). В результате этого 70…80 % КР преодолевают зону наиболее плотного зенитного огня и наносят удары по объектам обороны в глубоком тылу противника. КР воздушного базирования облегчают действия носителей – стратегических бомбардировщиков при преодолении и прорыве сильной ПВО противника. КР морского базирования значительно увеличивают боевые возможности ВМС. Кроме того, они являются неуязвимым резервом обычных или ядерных вооружений. КР наземного (мобильного) базирования являются наиболее массовым высокоточным оружием, обладающим высокой живучестью.

По месту базирования КР подразделяются на ракеты воздушного (ALCM-В, CALCM, ACM, SLАM-ER), морского (SLCM (BGM-109A), Tomahawk, Tomahawk-2) и наземного (GLCM (BGM-109G) базирования.

По тактическому предназначению КР подразделяются на стратегические и тактические.

Стратегические крылатые ракеты ALCM (AGM-86B), ACM (AGM-129A), SLCM (BGM-109A), Tomahawk (RGM-109C, D), GLCM (BGM-109G) предназначены для поражения наиболее важных площадных наземных целей. Они оснащаются обычной или ядерной боевой частью, с максимальной дальностью действия до 5000 км. Особенностями СКР являются малая их заметность, предельно малая высота применения (до 100 м), высокая точность наведения на цель (КВО менее 35 м).

Тактические крылатые ракеты (ТКР) CALCM (AGM-86C), Tomahawk (BGM-109B,C,D), Tomahawk-2 (AGM-109A), SLАM-ER (AGM-84H), JASSM (AGM-158) Apache (Франция) SСАLР-EG/Storm Shadow/Black Shaheen (Франция-Великобритания), КЕРD 350 (Германия-Швеция) предназначены для поражения неподвижных или мало подвижных наземных целей с известными или определяемыми с помощью воздушно-космической разведки координатами. Они имеют обычную боевую часть и используются для решения оперативно-тактических задач. Дальность полета ТКР составляет 500…2600 км. Высота полета может меняться от предельно малых высот (5…20 м над поверхностью моря и до 50 м над поверхностью земли) до средних высот (5…6 км) в зависимости от решаемой боевой задачи и заданной программы полета. На конечном участке полета ТКР могут использоваться телевизионные, тепловизионные или радиолокационные ГСН.

Крылатые ракеты морского базирования SLCM (Sea-Launched Cruise Missile), получившие впоследствии название Tomahawk (Томагавк, Томахок), делятся на два класса:

1) стратегические крылатые ракеты RGM-109А, C, D, запускаемые с надводных кораблей;

стратегические крылатые ракеты, запускаемые с подводных лодок, получившие наименование UGM-109А, C, D;

2) тактические крылатые ракеты RGM-109B, E и UGM-109B, E, запускаемые с надводных кораблей;

тактические крылатые ракеты UGM-109B, E, запускаемые с подводных лодок.

Крылатые ракеты Tomahawk предназначены для нанесения ударов по надводным кораблям, военно-морским базам, объектам ПВО, аэродромам, командным пунктам и другим объектам на приморских направлениях. Они применялись во всех локальных конфликтах 1991–2003 гг.

Тактика применения современных КР основывается на высокой плотности налета с различных направлений (в результате чего происходит перенасыщение пропускной способности системы ПВО противоборствующей стороны), использовании боевых свойств ракет и осуществлении различных мероприятий, дезинформирующих систему ПВО.

По опыту локальных войн складывается следующая картина массированного удара КР (рис. 2): перед началом удара крылатых ракет подводные лодки и надводные корабли-носители КРМБ скрытно выходят на рубежи пусков, а самолеты-носители – к намеченным рубежам выполнения боевой задачи в установленных боевых порядках. Полетные задания в КРВБ закладываются обычно за 3 суток, а в КРМБ – за 2 суток. Однако это время может быть и менее суток при повторных ударах по объектам (зависит от выбранного режима управления полетом КР). Чтобы затруднить противнику прогнозирование ракетоопасных направлений, рубежи пуска КР назначаются на обширных территориях, в акваториях морей и за пределами зон обнаружения РЛС системы ПВО.

 

 

Рис. 2. Схема применения крылатых ракет

 

Для достижения высокой плотности налета КР их пуск производится одновременно с различных носителей (самолетов, кораблей и подводных лодок) или через короткие интервалы времени. В зависимости от важности и степени защищенности цели удар наносится одной или несколькими (до 5–6) КР.

Подготовка к пуску КР, например, типа Tomahawk осуществляется следующим образом. С получением приказа на применение КР командир объявляет тревогу и переводит корабль в повышенную техническую готовность. Начинается предстартовая подготовка ракетного комплекса, на что затрачивается около 20 минут. После этого осуществляется запуск КР. Через 4…6 с после старта с окончанием работы стартового двигателя пиротехническими зарядами сбрасывается хвостовой термообтекатель и раскрывается стабилизатор ракеты. В течение этого времени КР выходит на высоту 300…400 м.

Затем на нисходящей ветви стартового участка длиной около 4 км раскрываются консоли крыла, выдвигается воздухозаборник, отстреливается за счет пироболтов стартовый двигатель, включается маршевый двигатель, к которому начинает поступать топливо из баков, и через 50…60 с после старта КР выходит на заданную траекторию полета. Высота полета КР составляет от 5…10 м (над морем) до 60…100 м (над сушей с огибанием рельефа местности), а скорость до 300 м/с.