Назначение классов авиации.

Стратегические бомбардировщики (СБ) предназначены для нанесения ракетных и бомбовых ударов по стратегическим объектам в глубоком тылу противника.

СБ обладают боевым радиусом действия до 8 тыс. км и действовать на больших, средних и малых высотах, они имеют максимальную бомбовую нагрузку до 50 тонн и различное вооружение для поражения объектов и элементов системы ПВО, средства разведки, а также аппаратуру РЭБ для подавления РЭС различного назначения. СБ на ближайшие годы будут оставаться одним из основных стратегических средств нападения. Дальнейшая модернизация их будет направлена на повышение боевой эффективности путем вооружения их ракетами СРЭМ, АЛКМ-В, АЛКМ-С, АСАЛМ и др.; увеличение возможности средств РЭБ и уменьшение ЭПР планера самолета до 0,3–1 кв. м. СБ в основном будут использоваться в ядерной войне, однако при ведении боевых действий в локальных войнах и конфликтах они использовались в первую очередь как носители КР.

К таким самолетам относятся B-52G (Н), В-1В, В-2 (АТВ).

Тактический истребитель (ТИ) – боевой самолет, предназначенный для воздушного боя и ударов по различным объектам.

Современные тактические истребители обладают дальностью полета от 2700 до 6100 км, скоростями от 1000 до 2500 км/ч, высотами полета от 60 до 18 000 м и могут нести бомбовую нагрузку от 2 до 9 т.

В настоящее время ТИ наиболее распространенный класс боевых самолетов, включаемых в ВВС любых стран.

Многоцелевые тактические истребители имеют летно-тактические характеристики, прицельно-навигационное оборудование, вооружение, обеспечивающее их применение для поражения как наземных (морских), так и воздушных целей.

Тактические истребители-бомбардировщики служат в основном для нанесения ударов по наземным целям, а их упрощенное вооружение вида «В–В» предназначено для самообороны.

Штурмовики предназначены в основном для непосредственной авиационной поддержки сухопутных войск. Они имеют невысокие скоростные и маневренные характеристики, Их прицельное оборудование и вооружение оптимизировано для поражения наземных малоразмерных бронированных целей. Задачи по непосредственной авиационной поддержки сухопутных войск на этих самолетах можно выполнять в основном днем при визуальной видимости цели. Однако их вооружение обеспечивает ведение оборонительных воздушных боев с использованием управляемых ракет с ИК головкой самонаведения и пушек. Предусматривается их использование для ведения наступательных действий против вертолетов в воздухе. Новые группы штурмовиков способны базироваться на аэродромах с грунтовыми взлетно-посадочными полосами (ВПП) ограниченных размеров.

Истребители (ПВО и палубные) предназначены для решения задач ПВО на сухопутных и морских театрах военных действий (ТВД). Они также могут применяться для прикрытия ударных групп своей авиации от истребителей противника. ИА ПВО – это одно из основных активных средств ПВО, которое должно быть способно вести эффективную борьбу с СВН различных типов. Выполнение этого требования реализуется путем повышения летно-технических характеристик (ЛТХ) самолетов, оснащения истребителей эффективными средствами огневого поражения, а также совершенствованием бортовых прицельно-навигационных систем и систем управления оружием.

Вертолет огневой поддержки предназначен для поражения огневых средств, открыто расположенной живой силы и военной техники противника.

Важными боевыми свойствами военных самолетов являются их возможные скорости и высоты полета, так как от них зависят не только тактические дальности боевого применения, но и, как показывает опыт локальных войн, их живучесть.

Основными критериями оценки способностей самолетов осуществлять полеты, часто называемыми летно-техническими характеристиками, являются:

· максимальная, крейсерская и эволютивная скорости полета;

· практический, боевой и динамический потолки, минимальная высота боевого применения;

· маневренные характеристики;

· дальность перегоночная и тактические радиусы.

Максимальная скорость (Vmax) – это скорость прямолинейного горизонтального полета при максимальной тяге двигателей.

Крейсерская скорость (Vкр) – это скорость полета для достижения максимальной дальности. Обычно Vкр = 0,7–0,8 Vmax.

Эволютивная скорость (Vэ) – это минимальная скорость для совершения маневра типа барражирования без потери высоты.

Потолок ЛА военной авиации – это максимальная высота полета в заданных условиях.

Практический потолок – это наибольшая высота полета самолета, на которой он еще сохраняет скороподъемность не менее 5 м/с.

Боевой потолок – это максимальная высота полета самолета со всем штатным вооружением, на которой он способен выполнять боевой разворот, т.е. горизонтальный маневр с креном до 15–20 градусов без потери высоты.

Динамический потолок – максимальная высота полета за счет запаса кинетической энергии, приобретаемой ЛА в процессе восходящего маневра. Установившийся полет на динамическом потолке невозможен.

Маневренность – это способность ЛА изменять с определенной скоростью параметры полета: высоту, направление движения.

Скороподъемность определяется максимально возможной скоростью набора высоты или временем подъема ЛА на заданную высоту.

Предельная интенсивность маневрирования в горизонтальной плоскости, характеризуется максимально допустимыми располагаемыми перегрузками, т.е. отношением располагаемых ускорений для маневра к ускорению силы тяжести.

Дальность полета самолетов относительно аэродрома вылета принято характеризовать дальностями полета перегоночной и тактической, а также боевой радиус действия.

Дальность полета перегоночная (Дп) – это максимальное расстояние, пролетаемое ЛА без вооружения с максимальной заправкой горючим, а также с дополнительными (подвесными) топливными баками (ДТБ).

Дальность полета тактическая(Дт) – это максимальное расстояние, пролетаемое ЛА с одной заправкой горючего при полном штатном вооружении.

При полете самолетов с крейсерской скоростью на наивыгоднейшей высоте Дт = 0,7–0,8 Дп. Одна дозаправка горючим в воздухе увеличивает Дп на 40 %, а две дозаправки – на 70 %.

При ведении боевых действий использование самолетов на полную дальность (Дт) может осуществляться лишь при «челночных» полетах, когда они после выполнения боевого задания, перелетают через оставшуюся территорию противника и производят посадку на аэродромы союзных государств. В общем случае ВВС ведут боевые действия с возвращением на аэродромы вылета, от которых могут удаляться на величину боевого радиуса действия.

Боевой радиус действия(Rб) – это наибольшее расстояние, на которое может удалиться самолет для выполнения боевого задания при полном штатном вооружении и возвратиться без промежуточной посадки и дозаправки на аэродром вылета. В среднем Rб на больших высотах составляет 0,4Дт для одиночных самолетов и 0,3–0,35 – для групп, в зависимости от их состава. Величина Rб на малых высотах уменьшается примерно в 2–2,5 раза вследствие увеличения расхода топлива, вызванного возросшей силой сопротивления воздуха.

Важнейшей характеристикой любых СВН является эффективная поверхность (площадь) рассеивания (ЭПР), иногда называемая и эффективной отражающей поверхностью (ЭОП). Указанное значение ЭПР придается вследствие того, что от ее величины зависит дальность радиолокационного обнаружения СВН, а, следовательно, и их тактическая внезапность и живучесть боевого применения.

Под ЭПР цели понимают площадь ненаправленного вторичного излучения, которая создает в месте приема такой же поток энергии, как и от реальной цели.

Величина ЭПР в общем случае зависит от частоты и ракурса высокочастотного облучения объектов (целей), а также от ряда конструктивных особенностей корпусов (планеров). К этим особенностям относят:

· геометрические размеры;

· конфигурация;

· характер сочленения элементов;

· электрические свойства материала конструкции;

· толщина и электрические свойства покрытия;

· тип двигательной установки и др.

Для оценки боевых самолетов каждого из видов вооружений используют определенные совокупности критериев этих свойств – тактико-технические характеристики (ТТХ). Числовые значения этих критериев, соответствующие тому или иному конкретному типу (образцу) вооружения называют его ТТД.


Основные ТТХ некоторых СВН иностранных государств: