Классификация военной авиации.
Военная авиация (ВА) – это, во-первых, ЛА военного назначения, использующие для полета в околоземном воздушном пространстве принципы аэродинамики; во-вторых, это воинские формирования, командования ВВС, имеющие на вооружении различные классы ЛА, а также аэродромы и различные технические средства для обеспечения их полетов.
В общем случае ВА может включать 6 видов (рис. 1):
Рис. 1. Классификация военной авиации по видам
1. Стратегическая (дальняя) авиация
2. Тактическая (фронтовая) авиация
3. Армейская авиация (авиация сухопутных войск)
4. Авиация военно-морского флота
Авиация ВМФ может подразделяться на: палубную (авианосную), базовую, а в США еще и морской пехоты.
5. Военно-транспортная авиация (ВТА)
Под классом ЛА понимают его основное тактическое предназначение, определяемое комплектом вооружения, технического оснащения, а, следовательно, присущими ему боевыми свойствами и ТТХ.
В ВА различают следующие классы ЛА:
· боевые;
· боевого обеспечения;
· специального обеспечения;
· вспомогательного назначения.
В составе комплекта вооружений ЛА боевых классов обязательно имеются такие, которые позволяют применять их в воздушном бою или наносить удары по различным объектам.
Боевые классы ВА включают: стратегические бомбардировщики, тактические истребители, истребители-перехватчики ПВО (ИА ПВО), вертолеты огневой поддержки (ВОП), самолеты и вертолеты противолодочной обороны (ПЛО) и др.
В зависимости от соотношения огневых возможностей вооружения видов «воздух – воздух» («В–В») и «воздух – земля» («В–З») и подразделяются на:
· многоцелевые;
· бомбардировщики;
· штурмовики.
Предназначением ЛА боевого обеспечения является создание необходимых условий своим ударным силам различных видов и родов для эффективного ведения боев.
В настоящее время в развитых странах имеются ЛА для решения следующих задач боевого обеспечения:
· воздушной разведки;
· дальнего радиолокационного обнаружения и управления (наведения);
· целеуказания различными огневыми средствами;
· радиоэлектронного подавления радиоэлектронных систем (РЭС);
· связи и ретрансляции;
· тактические транспортно-десантные и многоцелевые.
К ЛА специального обеспечения можно отнести:
· самолеты-заправщики всех видов ВА;
· транспортные самолеты ВТА;
· ЛА для ведения метеорологической разведки;
· ЛА для спасения экипажей, потерпевших аварии или сделавших
вынужденные посадки и др.
К ЛА вспомогательного назначения относятся: учебные, учебно-тренировочные, учебно-боевые и другие.
Одним из перспективных направлений развития СВН в настоящее время считаются дистанционно-пилотируемые ЛА (ДПЛА) и беспилотные ЛА (БПЛА) различного назначения. Они при значительно меньшей стоимости производства и боевого применения способны эффективно выполнять значительную часть задач, присущих пилотируемым ЛА. Благодаря этому, широкое применение ДПЛА в войне позволяет не только избежать больших потерь экипажей ВВС, но и значительно снизить материальные затраты на ведение боевых действий. Кроме указанного, преимуществами ДПЛА перед самолетами ВА аналогичного назначения могут быть: меньшие геометрические размеры, а, следовательно, и уязвимость.
В США и во многих европейских странах на вооружении и в разработке находятся ДПЛА в основном для ведения различных видов воздушной разведки.
Значительно возросшая в локальных войнах эффективность огневых средств ПВО привела к интенсивной разработке и другого вида беспилотных СВН – крылатых ракет (КР).
Крылатыми называются ракеты, управляемый полет которых осуществляется в воздушном пространстве с использованием принципов аэродинамики.
Основным тактическим предназначением современных КР является нанесение ударов по различным объектам, ядерными боеприпасами. Кроме типа боевого снаряжения КР подразделяются про масштабу решаемых боевых задач (стратегические и тактические), а также виду базирования, т. е., месту расположения транспортно-пусковых контейнеров на наземные, авиационные и морские.