Взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления. Грантовые конкурсы.

ТЕМА 2 Источники финансирования молодежной организации и молодежных проектов

Взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления. Грантовые конкурсы.

 

С т.зр. молодежных общественных организаций и движений, возможности получения ими государственной поддержки значительно шире, чем у других НКО, — естественно, при условии, что уставная деятельность направлена на поддержку и развитие гражданской активности молодежи, нравственное и патриотическое воспитание, создание условий для гармоничного развития личности. Это связано с прямым совпадением целей и задач молодежн. организаций с приоритетами ГМП.

В 2006 году утверждена Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации. Сейчас рассматривается, активно публично обсуждается проект Стратегии развития молодежи в РФ до 2025 года. Эти документы неизменно рассматривают в качестве инструмента грантовые и др. конкурсы проектов для молодежи. Более того, распоряжением Председателя Правительства РФ Министерству образования и науки России поручено разработать с участием молодежных общественных объединений комплекс мероприятий по реализации Стратегии и обеспечить контроль их исполнения, а федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовать учитывать положения Стратегии при принятии мер по реализации государственной молодежной политики.

Стратегия ГМП разработана на период до 2016 года, определяет совокупность приоритетных направлений, ориентированных на молодежь, включая задачи, связанные с участием молодежи в реализации приоритетных нац. проектов.

Целью ГМП является развитие и реализация потенциала молодежи в интересах России.

Государственная молодежная политика разрабатывается и реализуется в Российской Федерации с учетом социально-экономического развития страны на основе следующих принципов:

· выделение приоритетных направлений;

· учет интересов и потребностей различных групп молодежи;

· участие молодых граждан в разработке и реализации приоритетных направлений государственной молодежной политики;

· взаимодействие государства, институтов гражданского общества и представителей бизнеса;

· информационная открытость;

· независимость оценки результатов Стратегии.

Стратегия рассматривает приоритетные направления в качестве системообразующих государственной молодежной политики в России.

Проекты, разработанные для реализации приоритетных направлений, будут обращены ко всей молодежи России, откроют возможности для равного участия в них всех молодых людей независимо от пола, национальности, профессии, места жительства и социального статуса, предоставят молодежи возможности деятельности, которые более всего соответствуют ее интересам.

Приоритетные направления государственной молодежной политики (СРС):

Учитывая масштаб задач, стоящих перед страной, и объективную ограниченность ресурсов развития, приоритетными должны стать такие направления, работа по которым обеспечит создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, а также возможности для самостоятельного и эффективного решения молодыми людьми возникающих проблем. Такой подход будет способствовать взаимосвязанному улучшению качества жизни молодого поколения и развитию страны в целом.

Учитывая тенденции социально-экономического и общественно-политического развития России на среднесрочную перспективу, государственная молодежная политика в Российской Федерации будет реализована по следующим приоритетным направлениям:

· вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития;

· развитие созидательной активности молодежи;

· интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества.

ГМП призвана объединить государственные и негосударственные ресурсы, что предполагает межведомственный характер взаимодействия в целях:

· системного вовлечения молодежи в общественную жизнь и развития навыков самостоятельной жизнедеятельности молодых жителей страны, информирования всех молодых людей о возможностях их развития в России и в мировом сообществе, а также культуры применения созданных в стране возможностей личностного и общественного развития, что позволит молодому человеку полнее реализовать свой потенциал, укрепит его уверенность в своих силах и своем будущем;

· выявления, продвижения, поддержки активности молодежи и ее достижений в социально-экономической, общественно-политической, творческой и спортивной сферах, что даст возможность молодым людям проявить себя, реализовать свой потенциал и получить заслуженное признание в России;

· вовлечения в полноценную жизнь молодых людей, которые испытывают проблемы с интеграцией в обществе, — инвалидов, выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии и специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, жертв насилия, военных действий и катастроф, переселенцев и мигрантов, лиц, освободившихся из мест лишения свободы, представителей коренных и малочисленных народов, а также молодых людей и семей, оказавшихся в социально опасном положении, безработных, ВИЧ-инфицированных и молодых людей, зависимых от употребления психоактивных веществ.

Для реализации приоритетного направления, включающего вовлечение молодежи в общественную жизнь и ее информирование о потенциальных возможностях развития в России, предусмотрены фед. Проекты (см.курс ЭОРМ Ч.1)

Основными целями проекта «Российская молодежная информационная сеть "Новый взгляд"» являются:

· вовлечение молодежи в процессы поиска, создания, применения, распространения и популяризации актуальной информации и ценностей, необходимых для эффективной жизни в российском обществе;

· развитие механизмов и форм трансляции информации, актуальной для жизни молодежи, в молодежные аудитории;

· развитие положительного отношения молодежи к позитивным ценностям российского общества;

· формирование и продвижение образа успешного молодого россиянина.

Указанный проект адресован молодым гражданам Российской Федерации, их родителям и сотрудникам учреждений, работающим с молодежью.

Основными видами работ в рамках данного проекта являются:

· развитие системы информирования и программ социального просвещения по всему спектру вопросов жизни молодежи в обществе (здоровье, спорт, образование, жилье, досуг, труд, карьера, общественная и личная жизнь, семья, международные отношения и жизнь молодежи в других странах и др.);

· развитие информационно-консалтинговой помощи молодежи;

· развитие молодежных информационных проектов и программ;

· популяризация ценностей российского общества (здоровье, труд, семья, толерантность, права человека, Родина, патриотизм, служение Отечеству, активная жизненная и гражданская позиция и ответственность) средствами социальной рекламы;

· разработка и распространение информационных ресурсов и социальной рекламы силами молодых граждан;

· разработка специальных проектов, предоставляющих равные возможности молодежи, проживающей в сельских и удаленных районах, в поиске, применении и распространении актуальной информации;

· участие в международных информационных молодежных проектах, направленных на взаимное проникновение ценностей российской и мировой культуры.

 

Основными целями проекта «Доброволец России» являются:

· мотивация молодых людей к оказанию помощи, проявлению действенной инициативы в решении проблем людей, нуждающихся в помощи и поддержке;

· формирование механизмов вовлечения молодых людей в многообразную общественную деятельность, направленную на улучшение качества жизни молодых россиян;

· развитие и поддержка молодежных инициатив, направленных на организацию добровольческого труда молодежи.

· Основными видами работы по реализации указанного направления являются:

· развитие и поддержка общественных организаций и молодежных объединений;

· формирование информационных банков данных о потребностях и возможностях организации добровольческого труда молодежи в регионах России и за рубежом;

· привлечение молодежи к добровольческому труду в регионах России и за рубежом в сферах массового молодежного спорта, туризма и досуга молодежи.

Указанный проект адресован каждому молодому человеку в возрасте от 14 до 25 лет, живущему в Российской Федерации.

В результате этой работы формируется открытая и доступная для молодых людей система поддержки инициатив молодежи, направленных на решение задач улучшения качества жизни в России. Кроме того, молодые люди получают возможность проявить себя и осознать свою востребованность в обществе.

Основными целями проекта «Карьера» являются:

· самоопределение молодежи на рынке труда;

· развитие моделей и форм вовлечения молодежи в трудовую и экономическую деятельность, направленную на решение вопросов самообеспечения молодежи.

Для достижения этих целей будут реализованы разработанные мероприятия, направленные:

· на вовлечение молодежи в деятельность трудовых объединений, студенческих отрядов, молодежных бирж труда и других форм занятости молодежи;

· на внедрение форм и технологий профессионального и социально-правового просвещения и ориентирования молодежи, помощи в планировании и развитии эффективной карьеры молодежи на рынке труда;

· на внедрение эффективных программ развития социальной компетентности молодежи, необходимой для продвижения на рынке труда;

· на развитие взаимодействия субъектов рынка труда в решении вопросов трудоустройства молодых людей;

· на создание условий для максимально гибкого включения молодого человека в новые для себя виды деятельности и на обеспечение его законных прав и интересов;

· на поддержку и популяризацию инициатив и начинаний молодежи в социально-экономической сфере, сфере технологий и научно-промышленных разработок.

Указанный проект адресован молодым людям от 14 до 30 лет, участникам рынка труда.

По видам и сложности работ, которые может выполнять молодой человек в соответствии с российским законодательством, аудитория этого проекта может быть условно разделена на следующие группы:

от 14 до 18 лет – несовершеннолетние участники, выполняющие временные работы на основе частичной занятости и ответственности;

от 18 до 30 лет – совершеннолетние участники, в основном обучающиеся, и студенты, занятые на сезонных и временных работах, а также участники, частично занятые во время учебы;

молодые люди, получившие профессиональное образование и осуществляющие поиск 1-го рабочего места.

 

По отношению к 1-й группе предусматривается оказание содействия в организации трудовой практики и приобщение молодых людей к труду и решению задач самообеспечения.

В отношении 2-й группы молодежи будут поддержаны мероприятия, направленные на построение эффективных самостоятельных взаимоотношений с участниками рынка труда, стимулирование развития творческой активности молодежи и ее ответственности за свое будущее.

Применительно к 3-й группе внедряются эффективные формы и механизмы взаимодействия субъектов рынков труда в решении вопросов трудоустройства молодежи.

Основными целями проекта «Молодая семья России» являются:

· укрепление института молодой семьи;

· увеличение количества благополучных семей в России;

· пропаганда ответственного родительства.

К задачам, решаемым в рамках проекта, относятся:

· пропаганда семейных ценностей среди молодежи;

· формирование механизмов поддержки молодой семьи, в том числе создание стартовых возможностей для становления молодой семьи;

· подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к созданию благополучной семьи;

· содействие в обеспечении жильем молодых семей.

Указанный проект адресован молодым жителям России и молодым семьям.

В целях реализации этого проекта планируется проведение и широкое освещение в средствах массовой информации мероприятий, демонстрирующих и пропагандирующих ценности семейной жизни для молодых людей, а также создание условий для стимулирования частичной занятости молодых родителей, воспитывающих малолетних детей.

Для реализации приоритетного направления, включающего развитие созидательной активности молодежи, предусмотрены проекты «Команда» и «Успех в твоих руках».

Основными целями проекта "Команда" являются:

· обеспечение участия молодежи в процессе коллективного управления общественной жизнедеятельностью и в процессе самоуправления - собственной жизнедеятельностью;

· развитие у молодых людей положительных навыков индивидуального и коллективного управления общественной жизнью;

· вовлечение молодежи в общественно-политическую жизнь общества.

· К задачам, решаемым в рамках этого проекта, относятся:

· распространение эффективных моделей и форм участия молодежи в управлении общественной жизнью;

· развитие моделей и программ подготовки лидеров молодежи;

· привлечение молодежи к участию в общественной и общественно-политической жизни, вовлечение молодых людей в деятельность органов самоуправления в различных сферах жизни общества;

· привлечение молодых людей к работе в исполнительных и представительных органах власти;

· привлечение молодежи к участию в проектной, управленческой, исследовательской деятельности;

· популяризация идей участия молодежи в общественной и общественно-политической жизни;

· привлечение молодежи к участию в выборах законодательных органов власти;

· поддержка молодежных общественных организаций и объединений;

· включение молодых людей в международные проекты по подготовке лидеров молодежных общественных объединений и работу международных молодежных органов.

Указанный проект адресован российской молодежи в возрасте до 25 лет.

Основной целью проекта «Успех в твоих руках» является выявление и продвижение талантливой молодежи и использование продуктов ее инновационной деятельности.

Для достижения этой цели планируется осуществить:

· поддержку способной, инициативной и талантливой молодежи;

· развитие молодежного предпринимательства и деловой активности молодежи;

· поощрение молодежи за ее разработки и исследования проблем, имеющих значение для развития страны;

· привлечение молодежи в творческие, научные и спортивные объединения;

· внедрение системы развивающих, ролевых, спортивных игр, конкурсов и фестивалей по профилям деятельности и интересам молодежи;

· вовлечение российской молодежи в инновационные международные проекты в сфере образования, науки, культуры, технологий;

· популяризацию и пропаганду успехов российской молодежи в мировом сообществе.

Указанный проект рассматривает в качестве адресата всех молодых граждан Российской Федерации, обладающих мотивацией к деятельности в общественно-политической, социально-экономической и социокультурной жизни.

Для реализации приоритетного направления, включающего интеграцию молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества, предусмотрен проект «Шаг навстречу».

Основными целями проекта «Шаг навстречу» являются:

· оказание помощи молодым людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в интеграции в общество;

· вовлечение молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в общественную, социально-экономическую и культурную жизнь общества;

· развитие и популяризация в молодежной среде идей толерантности и содействия людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

· Основными видами работ по реализации указанного направления являются следующие:

· выявление типичных и вновь складывающихся групп молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации;

· развитие моделей и направлений адресной мобильной социальной помощи молодым людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

· развитие групп самопомощи и взаимной поддержки молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

· распространение для молодых людей, испытывающих трудности в интеграции, программ развития навыков и умений самостоятельной жизни;

· поддержка молодежных проектов, направленных на вовлечение молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в общественную, социально-экономическую и культурную жизнь и улучшение их положения в обществе.

Указанный проект адресован молодым людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, участниками же должна стать российская молодежь в возрасте до 30 лет.

Для достижения целей Стратегии требуется внедрение механизмов прямого взаимодействия с молодежью, обеспечивающих высокую результативность и оперативность в управлении процессами, проистекающими в молодежной среде. В этой связи приоритетными направлениями Стратегии предусмотрены проекты, которые будут реализованы на федеральном и региональном уровнях.

В рамках проектов на федеральном уровне поддерживаются мероприятия, ориентированные на всю молодежь страны, в том числе массовые кампании, программы, конкурсы, всероссийские молодежные акции. В рамках проекта на региональном уровне будут созданы условия для решения задач, определяемых настоящей Стратегией и среднесрочной программой социально-экономического развития Российской Федерации.

Для каждого проекта Министерством образования и науки Российской Федерации с участием уполномоченных органов по работе с молодежью субъектов Российской Федерации разрабатывается технико-экономическое обоснование, которое будет содержать цели соответствующего приоритетного направления Стратегии, основные федеральные и региональные приоритеты и значения индикаторов государственной молодежной политики. К этой работе будут привлечены научные и молодежные общественные организации.

Для привлечения исполнителейприоритетного направления, прежде всего из числа уполномоченных органов по работе с молодежью субъектов Российской Федерации и общественных организаций, работающих в молодежной сфере, будут проведены конкурсы. Предметом конкурсного отбора станут проекты и мероприятия, направленные на решение одной или нескольких задач, определяемых Стратегией и соответствующими приоритетными направлениями. К организации и проведению конкурсного отбора будут привлечены ведущие эксперты из числа государственных, общественных, научных организаций, имеющих большой опыт работы в области молодежной политики.

Информация о поддержанных проектах, об организациях победителях, ожидаемых результатах и о сроках их реализации будет доведена до сведения широкой общественности, в том числе в рамках работы создаваемой российской информационной молодежной сети.

На федеральном уровне за реализацию приоритетных направлений Стратегии отвечает Министерство образования и науки Российской Федерации во взаимодействии с институтами гражданского общества и научной общественностью. На региональном уровне — уполномоченный орган по работе с молодежью субъекта Российской Федерации.

Главным результатом реализации Стратегии должны стать улучшение положения молодежи в обществе и, как следствие, увеличение вклада молодых людей в развитие страны.

К ожидаемым результатам улучшения положения молодежи относятся повышение уровня здоровья и качества образовательных услуг, доходов молодых людей в сравнении с предыдущим периодом и доходами взрослого населения.

Результатом вклада молодежив социально-экономическое, общественно-политическое и социокультурное развитие страны являются:

· повышение числа молодых людей, получивших образование (не ниже среднего профессионального);

· сокращение числа молодых людей, имеющих крайне низкий уровень доходов и живущих ниже прожиточного минимума;

· сокращение уровня безработицы в молодежной среде;

· снижение уровня правонарушений среди молодежи;

· повышение деловой, предпринимательской, творческой, спортивной активности молодежи;

· повышение уровня самоорганизации и самоуправления молодежи в жизни общества;

· увеличение числа молодых людей, участвующих в выборах органов власти всех уровней.

В числе первоочередных мер по реализации Стратегии рассматривается разработка российской системы оценки эффективности государственной молодежной политики и положения молодежи в России, число критериев которой с учетом включенных в них индикаторов будет уточнено в результате ее формирования. В качестве основного критерия оценки эффективности ГМП будет рассматриваться влияние предпринимаемых мер на улучшение положения молодежи в российском обществе, на динамику и качество ее общественной и социально-экономической активности.

Поскольку Стратегия носит комплексный характер, предполагается разработка системы измерителей, позволяющих сопоставить качественное улучшение положения молодежи с общими показателями развития ситуации в стране.

Источником исходной информации станут данные мониторингов положения молодежи в России, качественных оценок роли и места государственной молодежной политики в улучшении этого положения, предоставляемых всеми ее адресатами и участниками. Формируемая система измерения и измерителей обеспечит возможность осуществления оперативного анализа мер Стратегии, прогнозирования положения молодежи и выявления актуальных задач государственной молодежной политики на краткосрочную и среднесрочную перспективу.

Задачи ГМП такого масштаба могут быть решены только посредством применения проектного подхода, формирования системы российских молодежных проектов, основанных на приоритетных направлениях Стратегии, понятных и востребованных в молодежной среде и обществе.

Все это в конечном итоге сформирует устойчивые условия для самоорганизации молодежи и всего населения, развития инициатив, отвечающих масштабам задач, стоящих перед Россией, роста благосостояния граждан и совершенствования общественных отношений».

В последнее время конкурсный подход получил широкое распространение и в сфере распределения бюджетных средств, выделенных на поддержку некоммерческих организаций, а точнее — наиболее социально значимых проектов НКО. Механизм государственного и муниципального заказа тоже подразумевает наличие конкурентной среды между претендентами на бюджетные деньги и опирается на основные принципы социального проектирования — актуальность, связность, эффективность, визуализация результатов, оптимизация затрат и т.д.

Несмотря на то, что представители органов власти, в первую очередь, тоже люди, со свойственными им рациональными, эмоциональными и нравственными мотивациями, их возможности ограничиваются существующей нормативно-правовой базой.

Если коммерческая компания может позволить себе роскошь выделить в качестве целевого благотворительного пожертвования ту сумму, которую пожелает, и той организации, которая ей придется по душе, то бюджетные деньги, как говорят специалисты, трудно получить, но еще труднее — отдать. Ну, и отчитаться, конечно, не просто. Если в регионе не существует четко прописанный и законодательно закрепленный механизм финансирования проектной деятельности НКО со стороны бюджета, получить бюджетные деньги не представляется возможным, кроме как по договору закупки услуги способом запроса котировки цен. Но и это практически невозможно, если не существует региональной или местной практики включения НКО в реализацию целевых социальных программ.

Таким образом, чтобы получить финансирование из бюджета, НКО должны:

· Знать местное, региональное и федеральное законодательство в части, предусматривающей бюджетную поддержку деятельности общественных организаций.

· Осуществлять мониторинг изменений законодательства.

· Предпринимать необходимые меры по обеспечению доступа к информации о возможностях использования бюджета по всем каналам, как официальным, так и неофициальным.

· Иметь наготове собственные проектные предложения.