Информационное общество и его признаки.

Глобализация – процесс стремительного формирования единого экономического, политического и информационного пространства обусловлен бурным развитием информационных и коммуникативных технологий.

Информация (лат. разъяснение, изложение) – любые сведения, данные, сообщения, передаваемые посредством знаков. По определению основателя современной теории информации К.Шеннона, «информация – то, что остаётся инвариантным при любой перекодировке или переводе сообщения». Одно из центральных понятий современной философии и науки, широко вошедшее в научный обиход с середины ХХ века. «Третий компонент бытия, наряду с веществом и энергией»[108]. До середины ХХ века понятие относилось только к сведениям и сообщениям, передаваемым человеком. Способность к передаче информации рассматривалась как отличительная характеристика человека. Однако с развитием науки и техники понятие стало применяться для характеристики процессов обмена сигналами в живой природе (сигнальное поведение у животных и растений), а также в среде автоматизированных средств. Появляется новая наука – информатика. В рамках семиотики информация изучается в её семантическом аспекте как пространство смыслов и значений.

Различными носителями информации являются письменность, книгопечатание, компьютер. Увеличение объёмов передачи информации и развитие технических средств её передачи ведут к рождению в середине ХХ века информационного общества. Признаками его являются развитие средств массовой информации (СМИ) – телеграф, телефон, радиосвязь, телевидение, рождение массовой культуры и глобальной информационной сети – Интернета. Важнейшим признаком информационного общества является бурное развитие информационных технологий (лидер – США). Всё больше людей связаны с обработкой информации, организацией коммуникации, всё больше ценятся инновации и знание.

Информация может оцениваться с точки зрения её актуальности (актуальная и устаревшая информация), полезности и ценности (позитивная и негативная, достаточная и избыточная информация), адекватности (правдивая и ложная информация). В кибернетике информация – не любые сведения, а сведения, ведущие к уменьшению неопределённости в ситуации общения. Информативность сообщения обратно пропорциональна его очевидности и предсказуемости.

Информация может усваиваться сознательно и бессознательно. Все мы пребываем в сложном энерго-информационном поле, воздействующем на нас.

Примеры: американские психологи утверждают, что действенным средством повышения настроения у человека является запах свежего хлеба. Он оказывает интенсивное подсознательное воздействие, создавая ощущение тепла и уюта. Поэтому продавцы жилья в США активно используют специальные аэрозоли с запахом свежего хлеба, распыляя их в помещениях перед самым приходом клиентов. А находчивые продавцы старых автомобилей наполняют салоны запахом натуральной кожи. И потенциальный покупатель чувствует себя внутри «авторазвалины» как за рулём новенького роскошного лимузина. (Ив.газ. 8.11.2003).

На подсознание действуют не только запахи, но и тембр голоса говорящего. Отечественные физиологи и психологи нашли ещё одну причину старения организма. Это заражённые вирусами голоса, атакующие человека с телеэкранов и концертных площадок. Современные микрофонные записи не воспроизводят живой голос полностью. Они не способны передать живую энергию звука, его информационно-энергетическую составляющую. И радио, и телевидение доносят записи «мёртвых» голосов. Потому микрофонная «фанера» утомляет слушателя гораздо быстрее, чем музыка «вживую». Лечит и омолаживает только правильный голос. Красивый и правильный голос располагает слушателя к говорящему, настраивает на общение. Если голос учителя визгливый, с надрывом, школьники бессознательно отключаются от предмета. (Ив.газ. 16.06.2004).

В критических ситуациях мужчины, оказывается, быстрее реагируют на совет, поданный красивым женским голосом. К такому выводу пришли британские специалисты, исследующие возможности программы «советник экипажа», применяемой в авиации. В ходе экспериментов выяснилось, что в экстремальной ситуации пилоты реагируют на женский голос более адекватно. Теперь в бортовых компьютерах самолётов заложена своеобразная программа: обычные рекомендации даются мужским баритоном, но если что не так, моментально звучит приятный женский голос. (Ив. газ. 03. 2001).

Мы живём в эпоху становления «новой модели мироздания, в которой информация играет первостепенную роль». Можно говорить о становлении «информационного миропонимания»[109]. Диалог является ключевым словом к этому новому миропониманию, ибо работа с информацией немыслима без этой составляющей. Сейчас много говорится об информационной агрессии СМИ (для которых «хорошая новость – не новость – слишком пресно»), о перезагруженной всякого рода патологией информационной среде, разрушительно воздействующей на психику, особенно подростков, о целенаправленном информационном воздействии, способном эффективно перепрограммировать человека. Лишь диалог может противостоять негативному информационному воздействию на человека. Сегодня СМИ ориентированы на факты, которые несут сенсацию. Информация об экстремальных событиях – голоде, войнах, преступлениях – доминирует над освещением событий повседневной жизни. Картина реальности исказилась в потоке отрицательной информации.

В последнее время во всех крупных городах увеличилось число психических заболеваний. Специалисты назвали это заболевание «синдромом большого города», который нередко проявляется в агрессивности человека. В современном городе человека окружает гомогенная и противоестественная визуальная среда, которая не учитывает законы зрительного восприятия, как считает биолог В.Филин[110]. Глаз сканирует окружающую среду. Он постоянно, помимо нашей воли совершает быстрые движения – саккады. После саккады глазу непременно нужно остановиться на каком-то элементе, за что-то «зацепиться». Как только это происходит, глаз успокаивается, амплитуда саккад уменьшается. Горожанина окружает агрессивное видимое поле, на котором рассредоточено большое количество одних и тех же элементов – прямые углы и линии, многоэтажные здания-коробки с большим количеством окон, панели домов, кирпичная кладка, стены, обитые вагонкой, решётки, сетки и т.п. Так что декор зданий – это не архитектурные излишества, а основа нормальной визуальной среды. Без них невозможна полноценная работа глаз и комфортная визуальная среда.

«Одна из особенностей современной цивилизации – переизбыток необязательной дискурсивности, слов, болтовни.., пусто и многословия.., избыточной информации»[111]. В последние десятилетия отмечается резкое увеличение количества научной печатной продукции, чему способствует не только процесс реального приращения нового знания, но и появление всё более совершенных способов и новых возможностей тиражирования, комбинирования, компилирования, заимствования уже готовых результатов. Увеличение потока информации ведёт к информационному загрязнению, когда новые и интересные идеи оказываются затерянными в море малозначительной, а то и просто бессодержательной информации.

Итак, в настоящее время идёт интенсивное становление глобального информационного общества, которое несёт в себе величайшие возможности и опасности. Политика в новых условиях строится на распределении информационных потоков и получает большие возможности для манипулирования общественным сознанием. Противоборство различных политических сил или экономических конкурентов нередко выливается в «информационные войны», вторжение в частную жизнь становится обычным явлением. Новейшие технологии могут использоваться в преступных целях: хакерские атаки, компьютерный терроризм, финансовые махинации, банковские ограбления с помощью проникновения в информационные базы данных, взламывания серверов и т.п.

 

5.2. Коммуникация(лат. сообщение, передача) – тип взаимодействия между людьми в информационном обмене; различные способы передачи информации посредством принятых в данной культуре знаковых систем; технический процесс обмена информацией между двумя и более индивидами, технико-информационный аспект общения.

Структура коммуникативного процесса (по Р.Якобсону):

1. Адресант – кто передаёт.

2. Информация – что передаётся, сообщение, сведения.

3. Код – как передаётся, совокупность правил, обеспечивающих функционирование какой-либо знаковой системы. Код должен быть понятен для всех участников коммукативного процесса.

4. Канал передачи информации – способ передачи.

5. Адресат – кому предназначена информация.

6. Декодирование – расшифровка, понимание сообщения.

Коммуникативный процесс предполагает адекватную передачу информации от адресанта к адресату. Адресант кодирует передаваемую информацию знаковыми средствами той знаковой системы, которая используется в данной форме коммуникации. Для усвоения содержания информации требуется обратная процедура декодирования.

Коммуникативный акт диалогичен. Как подчёркивал М.М.Бахтин, любое высказывание – это ответ, реакция на какое-либо предшествующее высказывание. Согласно Бахтину, человеческое бытие есть со-бытие. «Жизнь по своей природе диалогична. Жить – значит участвовать в диалоге: вопрошать, внимать, ответствовать, соглашаться и т.п. В этом диалоге человек участвует весь и всею жизнью: глазами, губами, руками, душой, всем телом, поступками. Он вкладывает всего себя в слово, и это слово входит в диалогическую ткань человеческой жизни, в мировой симпосиум»[112]. Другое сознание требует диалогических – равноправных отношений. Диалог в обосновании Бахтина – это равноправные отношения автора и его героя, интерпретатора и текста, в педагогике – учителя и ученика. В работах Л.С.Выготского содержится психологическое обоснование диалогической природы сознания, проблема внутреннего диалогизма, собеседника. Одна из важных экзистенциальных проблем философии ХХ века – проблема новой диалогической антропологии. Жажда собеседника – фундаментальная потребность человеческого существования, вытекающая из открытости человеческой природы. Христианская антропология диалогична. Как писал П.Флоренский, «любящему даётся…снятие граней я, выхождение из себя и обретение своего я в я другого»[113] - друга, ученика. Культура, как и человек, имеет диалогическую природу. Диалогическое общение с другим, синергийными смыслами культуры утончает и повышает энергетику человека. Семиосфера культуры – это энерго-информационное поле культуры, взаимодействие с которым совершенствует энергетику человека. Это одна из важных идей «живой этики» Рерихов. С мировым семантическим полем связаны энергический потенциал человека и окружающей среды. Информационные факторы противостоят накоплению энтропии и хаоса. Всё происходящее продолжает существовать в информационной форме. «Идея динамического и вечно совершенствующегося информационного поля может быть отнесена к числу самых серьёзных и основополагающих научных гипотез»[114]. Интеллектуальная деятельность человека, его диалогическая активность связывает нас с мировым информационным полем, как источником энергии и меняющихся смыслов.