Виды группировок
С помощью метода группировок решаются следующие задачи:
þ выделение типов социально-экономических явлений
þ изучение структуры социально-экономических явлений
þ выявление взаимосвязи между явлениями
В связи с этим различают 3 вида группировок:
1) типологические
Распределение численности занятого населения на предприятиях и организациях различных форм собственности (по типам занятости):
Показатели | млн. | чел. |
90г. | 94г. | |
Всего занято в экономике | 75,3 | 68,5 |
в том числе: | ||
На государственных и муниципальных предприятиях и организациях | 62,2 | 30,6 |
В частном секторе | 9,4 | 22,6 |
В общественных организациях и фондах | 0,6 | 0,5 |
На совместных предприятиях | 0,1 | 0,3 |
На предприятиях и организациях смешанной формы собственности | 3,0 | 14,5 |
Пример группировки: группировка семей по социально-экономическим типам.
2) структурные
решают задачи по изучению строения (структуры) однородной в качественном отношении статистической совокупности.
Пример: структура денежных доходов/расходов населения.
Денежные расходы всего в том числе: | на покупку | продуктов питания |
непродовольственных товаров | ||
на оплату услуг: |
Сопоставление данных о структуре совокупности в динамике позволяет проанализировать структурные сдвиги, происшедшие в строении совокупности под воздействием социально-экономических факторов.
3) аналитические
позволяет выявить влияние одних признаков на другие, то есть установить взаимосвязь между ними. Взаимосвязанные признаки делятся на факторные и результативные. В статистике зависимые признаки называются результативными, а признаки, оказывающие влияние, - факторными. При проведении аналитической группировки совокупность разбивается на группы как правило по факторному признаку, а для каждой группы рассчитывается либо среднее значение результативного признака, либо относительная величина, если он качественный. Взаимосвязь при этом проявляется в систематическом изменении результативного признака в связи с изменением признака факторного.
Пример: Потребление фруктов и ягод в домохозяйствах в зависимости от уровня среднедушевого денежного дохода в 1994 г. (децильное распределение(10%)) кг на душу в месяц:
Децильная группа домохозяйств по уровню денежного дохода | Потребление фруктов и ягод в кг |
1. с наименьшим денежным доходом | 1,4 |
2. | 1,7 |
3. | 2,0 |
4. | 2,1 |
5. | 2,3 |
6. | 2,5 |
7. | 2,7 |
8. | 2,9 |
9. | 3,1 |
10. с наивысшим денежным доходом | 3,3 |