Виды группировок

С помощью метода группировок решаются следующие задачи:

þ выделение типов социально-экономических явлений

þ изучение структуры социально-экономических явлений

þ выявление взаимосвязи между явлениями

В связи с этим различают 3 вида группировок:

1) типологические

Распределение численности занятого населения на предприятиях и организациях различных форм собственности (по типам занятости):

Показатели млн. чел.
  90г. 94г.
Всего занято в экономике 75,3 68,5
в том числе:    
На государственных и муниципальных предприятиях и организациях 62,2 30,6
В частном секторе 9,4 22,6
В общественных организациях и фондах 0,6 0,5
На совместных предприятиях 0,1 0,3
На предприятиях и организациях смешанной формы собственности 3,0 14,5

Пример группировки: группировка семей по социально-экономическим типам.

2) структурные

решают задачи по изучению строения (структуры) однородной в качественном отношении статистической совокупности.

Пример: структура денежных доходов/расходов населения.

Денежные расходы всего в том числе:   на покупку   продуктов питания
    непродовольственных товаров
  на оплату услуг:  

Сопоставление данных о структуре совокупности в динамике позволяет проанализировать структурные сдвиги, происшедшие в строении совокупности под воздействием социально-экономических факторов.

3) аналитические

позволяет выявить влияние одних признаков на другие, то есть установить взаимосвязь между ними. Взаимосвязанные признаки делятся на факторные и результативные. В статистике зависимые признаки называются результативными, а признаки, оказывающие влияние, - факторными. При проведении аналитической группировки совокупность разбивается на группы как правило по факторному признаку, а для каждой группы рассчитывается либо среднее значение результативного признака, либо относительная величина, если он качественный. Взаимосвязь при этом проявляется в систематическом изменении результативного признака в связи с изменением признака факторного.

Пример: Потребление фруктов и ягод в домохозяйствах в зависимости от уровня среднедушевого денежного дохода в 1994 г. (децильное распределение(10%)) кг на душу в месяц:

Децильная группа домохозяйств по уровню денежного дохода Потребление фруктов и ягод в кг
1. с наименьшим денежным доходом 1,4
2. 1,7
3. 2,0
4. 2,1
5. 2,3
6. 2,5
7. 2,7
8. 2,9
9. 3,1
10. с наивысшим денежным доходом 3,3