Педагогические системы И.Ф. Гербарта и А.В. Дистервега

Посещение лекций

Написание контрольной работы в процессе обучения

Участие в семинаре (выступление с докладом)

Ответ на вопросы билета

При отсутствии данных по пунктам 1,2,3 студент обязан представить к экзамену реферат или проект

Семинары 1-2. Основные авторские педагогические системы прошлого

Вопросы для обсуждения

1. Педагогическая система Я.А. Коменского.

2. Теория элементарного образования И.Г. Песталоцци.

3. Педагогические системы И.Ф. Гербарта и А.В. Дистервега.

4. Система воспитания личности в коллективе А.С. Макаренко.

5. Педагогическая система В.А. Сухомлинского.

Учебная дискуссия.

Практические задания:

1. Изучив педагогический труд Я.А. Коменского «Великая дидактика», обозначьте и содержательно раскройте основные структурные элементы педагогической системы Я.А. Коменского (задачи, принципы, типы образовательных учреждений, методы и формы работы, образовательные программы).

2. Изучив произведение Ж.-Ж. Руссо «Эмиль, или о воспитании», выделите особенности воспитания и обучения Эмиля в различные возрастные периоды. Сравните предлагаемую Руссо возрастную периодизацию с периодизацией Коменского, Песталоцци.

3. Выполните следующие задания:

1) Докажите, что педагогическая система И.Ф. Гербарта преимущественно относится к авторитарным педагогическим системам, возникшим в историко-педагогическом процессе.

2) Выделите в педагогической системе С.А.Рачинского элементы гуманистической направленности и охарактеризуйте их. К какому типу педагогических теорий вы бы отнесли педагогические взгляды С.А.Рачинского?

3) Докажите актуальность педагогической системы Дьюи на современном этапе развития образования и ее востребованность при организации профессионально-педагогического (высшего) образования, а также практической педагогической деятельности.

 

Для самостоятельной и индивидуальной работы:

Подготовьте сообщение (реферат) на одну из тем:

1. Основные идеи и педагогическая теория Дж. Локка.

2. Теория К.Станиславского как педагогическая система.

3. Теория и практика воспитания участников детского театра.

 

Вопрос дискуссионного характера

Существует мнение, что на развитие мировой педагогики более всего повлияли педагогические идеи Я.А. Коменского и А.С. Макаренко. Выскажите и обоснуйте свою точку зрения.

 

 

Примерный перечень вопросов к экзамену

 

Педагогика как наука. Взаимосвязь педагогики с другими науками.

Педагогическая система Я.А. Коменского. «Школа-игра»

Теория элементарного образования И.Г. Песталоцци.

Педагогические системы И.Ф. Гербарта и А.В. Дистервега