Упражнение 14

Больше форм – больше озер

Сегодняшнее упражнение напоминает предыдущее – мы вновь будем рисовать озера. Однако на сей раз мы будем использовать разные оттенки синего цвета, включая сине-зеленый, индиго и кобальт. Создавая формы, старайтесь фокусироваться на своих ощущениях. При изображении любых предметов в живописи обычно можно пользоваться несколькими оттенками, однако в данном случае лучше, если каждая фигура будет какого-то одного оттенка. Придайте им ту форму, какую захотите, стараясь почувствовать, как всякая новая фигура влияет на уже созданные.

Подберите оттенки, исходя из потребностей пространства и отдельных фигур. Создав множество фигур, вы почувствуете, когда вам следует остановиться. Закончив, сравните опыт выполнения этого упражнения с опытом предыдущего. Каждое имеет свою собственную ценность и способствует развитию ваших способностей.

Упражнение 15

Натюрморт – изображение пространства

Пространство – это не пустота. Оно дышит и живет, а находящиеся в нем предметы взаимодействуют. Расположенные перед нами в определенном порядке предметы для создания натюрморта можно перемещать для того, чтобы усилить ощущение жизни и наполнить ею пространство. Постарайтесь почувствовать, как вся композиция с ним связана, и как пространство, в свою очередь, связано с каждым из элементов композиции. Благодаря этому вам удастся уловить многообразие заключенных в ней отношений и привести ее в движение в самых разных направлениях.

Обычно мы больше внимания обращаем на предметы, чем на пространство, но сегодня мы постараемся в большей мере фокусироваться на пространстве и его формах. Они исполнены величия, жизни и движения. Предметы же, хотя и отличны друг от друга, отразят те качества, которые присущи формам пространства.

Когда вы вначале фокусируетесь на пространстве, в том, что вы видите, начинает проявляться все больше и больше жизни. Чем лучше вы чувствуете пространство, тем проще вам организовать предметы в композицию. В этом заключены основы искусства и, занимаясь им, вы опираетесь на сои интуицию и разум.

Постепенно вы начнете все лучше ощущать движение и «пульсацию» пространства. Вы заметите, что используете цвета не столько для изображения внешних особенностей предметов, сколько для передачи пространственных эффектов, и это сделает вас более свободными в своем творчестве.

Упражнение 16