Всеобъемлющая фигура

Обучая изобразительному искусству, я заметила, насколько трудным является рисование крупного профиля и передача контраста между относительно строгой линией задней части головы и выразительной линией лба, носа, губ, подбородка и т. д..

Рисование деталей никогда не может быть автоматическим процессом, их изображение не должно быть более значимым, чем изображение целого объекта. Поэтому изображение черт лица должно случить передаче динамики всего рисунка. Лучше ограничиться всего несколькими скупыми, но взаимосвязанными линиями, чем создавать реалистическое изображение, нарушающее единство формы и пространства.

Руки и ноги всегда воспринимаются как наполненные смыслом. Чем больше мы знакомимся с разными частями тела, тем более смело мы их изображаем. Принимая решение не изображать лицо, пальцы или иные части тела, мы часто исходим из ощущения собственной силы, а не слабости. Иногда бывает интересно создать композицию, состоящую из изображения одних лишь рук или ног.

Упражнение 6

В парке

Почувствуйте атмосферу парка. Как прекрасны гуляющие здесь люди! Постарайтесь воспринять их как части единой группы. Обратите внимание на деревья. Мы здесь – в красивом зеленом парке, среди людей и деревьев. Через некоторое время между вами установятся интересные отношения. Деревья, люди и парк – все «погружено» в пространство. Если вы почувствуете, что между вами возникла некая связь, это будет очень важно для творческой активности. Хотя мы обычно рассматриваем людей как отдельные сущности, мы можем воспринять их как части единой группы, гуляющих по парку персонажей, а не как рассеянные в нем и независимые друг от друга единицы.

Почувствуйте, что значит находиться в этом парке – словно вы в действительности тоже в нем гуляете. Когда же мы воспринимаем все как связанное с общим пространством, между элементами реальности устанавливаются отношения равновесия. В процессе изображения для нас важно передать не столько реальный облик вещей, сколько качество наших ощущений – квинтессенцию опыта.

Упражнение 7