Продуктивная парадигма: что делать?
Существует ли выход из сложившейся ситуации? Что делать школьным психологам, чья профессиональная деятельность была и будет связана с необходимостью психологического обследования детей с целью выявления их интеллектуальных возможностей? Психологами-практиками накоплен богатый опыт использования психологических методик в рамках парадигмы развития личности, которая меняет требования к целям психологического тестирования и определяет новые формы психологической работы с детьми. Перечислим некоторые элементы такого опыта.
1. Многократность обследования
на достаточно длительном отрезке
времени с использованием множества
психологических методик в зависи
мости от особенностей интеллекту
ального развития ребенка и его ин
дивидуальности в целом.
2. Использование отдельных пси
хометрических тестов интеллекта
в рамках процедуры психолого-педа
гогического мониторинга, т. е. отсле
живания динамики интеллектуаль
ного развития каждого конкретного
ученика (или учеников с учебными
либо личностными проблемами) с
целью индивидуализации учебной и
внешкольной деятельности. Таким
образом, результатом психологичес
кого тестирования должна стать вну
тренняя дифференциация обучения с
разработкой для каждого ученика индивидуальной траектории его психического развития за счет оказания ему необходимой психолого-педагогической помощи.
3. Включение психологического
тестирования в учебный процесс
и его проведение в связи с учебной де
ятельностью ребенка.
4. Проведение тестирования для
оценки действительных интеллекту
альных возможностей ребенка в той
предметной области, которая соот
ветствует склонностям и интересам
ученика. Такое тестирование предо
ставляет испытуемому самостоятель
ность в выборе линии интеллекту
ального поведения в ситуации психо
логического обследования.
5. Использование в качестве
средств получения информации
об ученике не только стандартизи
рованных методик (психометричес
ких тестов интеллекта, личностных
опросников), но и качественных ме
тодов, в том числе наблюдения, бе
седы, анкетирования, анализа про
дуктов деятельности, самоописания
(методики незаконченных предло
жений, словесного портрета, напи
сания сочинения на определенную
тему), игровых и тренинговых ме
тодов.
Таким образом, использование психометрических тестов интеллекта изменяет свой вектор: они оказываются ориентированными на создание условий для развития интеллектуальных ресурсов личности, способствуя тем самым выстраиванию индивидуальной интеллектуальной биографии.
В заключение хотелось бы сказать следующее. Психология — это не только наука об общих закономер-
тестирование и право личности на собственный вариант развития 75
ностях человеческой психики, но и наука о принципах защиты прав личности. Психологическое тестирова-
ние, как область психологического знания, в полной мере должно отвечать этим критериям.
Литература
Анастази А. Психологическое тестирование. Кн. 1.2. М.: Педагогика, 1982.
Дружинин В.Н. Интеллект и продуктивность деятельности: модель интеллектуального диапазона // Психол. журн. 1998. Т. 19. №2. С. 61-70.
Поддьнков А.Н. Тест творчества — «синяя птица» психологии // Знание - сила. 2003. № 5. С. 101-104.
Равен Дж. Педагогическое тестирование: Проблемы, заблуждения, перспективы. М.: Когито-Центр, 1999.
Траст Г. Возможность предсказания выдающихся успехов в школе, универси-
тете, на работе // Иностр. психол. 1999. № 11. С. 19-27.
Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. СПб.: Питер, 2002.
Herrnstein R.J., Murrey Ch. The bell curve: Intelligence and class structure in American life. N. Y.: Free Press, 1994.
Schneider W. Acquiring expertise: Determinants of exceptional performance // International handbook of research and development of giftedness and talent / Heller K.A. (Ed.) Oxford: Pergamon, 1993. P. 311-324.