Классификация инноваций по критериальным основаниям.
Темы семинарских занятий
Семинар 1. Особенности педагогических инновационных процессов.Семинар 2.Инновационная деятельность педагога: структура, характеристика и содержание.
Семинар 3.Психологические барьеры и психологическая защита. Факторы, обусловленные психологическими барьерами. Виды психологической защиты.
Семинар 4. Развитие образовательного учреждения как инновационный процесс. Технологии разработки и освоения новшеств.
Семинар 5-6.Проектировочный семинар «Инновации как механизм развития образования».
Семинар 7-8.Сравнительно-педагогический анализ инновационных процессов в различных социально - образовательных сферах России и развитых странах. Оценка возможностей заимствования зарубежных инновационных идей.
Семинар 9-10. Экспертиза инновационных проектов в образовании.
Семинар11-12. Проектировочный семинар «Проектирование программ ОПЭР в ОУ»
Семинар13. Презентация проектов.
Семинар№1.
Особенности педагогических инновационных процессов.
План:
1. Педагогическая инноватика отрасль научного знания. Основные неологические понятия: новое, новшество, нововведение, инновация. Новое и традиционное.
1. Характер новизны (абсолютная и относительная, объективная и субъективная), уровни (усовершенствование, изобретение, открытие) и области действия новшеств (обучение, воспитание, организация жизнедеятельности и управление образовательным учреждением, совместная деятельность образовательного учреждения и внешней среды).
2. Инновационные процессы в сфере образования: сущность, структура, типология. Отличительные особенности педагогических инновационных процессов, жизненный цикл и динамика развития.
3. Системы классификаций нововведений в образовании. Классификация инноваций в образовании: Р.Н. Юсуфбековой, К. Ангеловски, В.И. Андреева, В.И. Загвязинского, Г.П. Щедровицкого, А.Н. Тубельского, О.Г. Прикота, О.Г. Хомерики, М.М. Паташника, А.В. Лоренсова.
4. Законы протекания инновационных процессов необратимой дестабилизации педагогического процесса; финальной реализации инновационного процесса; стереотипизации педагогических инноваций; цикловой повторяемости.
Вопросы и задания к семинару.
1. Выпишите в свою терминологическую карту понятия: педагогическая инноватика;нововведение, инновация, инновационный процесс; жизненный цикл инновации. Установите взаимосвязь между ними.
2.Заполните таблицу
Классификация инноваций по критериальным основаниям.
Критерии | Описание инновации | Конкретные примеры |
Сфера, в которой осуществляется инновация | ||
Широта и глубина распространения инновации | ||
Основа возникновения инновации | ||
Способ распространения инновации | ||
Масштаб инновации | ||
Инновационный потенциал | ||
Способ возникновения инновации | ||
Другое….. |
3.Задание «Поиск инновационных педагогических идей» (работа с авторефератами, защищенных по специальности 13.00.01 или 13.00.08).
Выберите один из авторефератов, изучите его содержание и ответьте на следующие вопросы:
- Что нового предлагает автор? К какому типу новизны относите вы данную идею? Обоснуйте свой ответ.
- Что бы вы предложили для решения данной проблемы? Приведите аргументы в пользу вашей идеи.
- В случае если идея приживется, какие последующие инновации можно ожидать в перспективе (например, через 10 лет)?
4. Заполните таблицу, установив соответствие этапов жизненного цикла инноваций законам их протекания.
Этапы жизненного цикла инноваций | Законы протекания инновационных процессов |
1. Этап рождения новой идеи или возникновения концепции новшества; условно его называют этапом открытия, которое является результатом, как правило, фундаментальных и прикладных научных исследований (или мгновенного «озарения»). | |
2. Этап изобретения, т.е. создания новшества, воплощенного в какой-либо объект, материальный или духовный продукт-образец. | |
3. Этап нововведения, на котором находит практическое применение полученное новшество, его доработка; завершается этот этап получением устойчивого эффекта от новшества. После этого начинается самостоятельное существование новшества, процесс нововведения вступает в следующую стадию, которая наступит лишь при условии восприимчивости к новшеству. | |
4. Этап распространения новшества, заключающийся в его широком внедрении, диффузии (распространении) новшества в новые сферы. | |
5. Этап господства новшества в конкретной области, когда собственно новшество перестает быть таковым, теряя свою новизну. Завершается этот этап появлением эффективной альтернативы или замены данного новшества более эффективным. | |
6. Этап сокращения масштабов применения новшества, связанный с заменой его новым продуктом. |
Источники и литература:
1. БеркалиевТ.Н., Заир-Бек Е.С., Тряпицына А.П.Инновации и качество образования:Научно- методическое пособие для педагогов инновационных школ.- Спб.: КАРО, 2007.
2. Епишева О.В. «Инновационные процессы в образовании». Тюмень, 2009.
3. Ковалева Т.М. Инновационная школа: аксиомы и гипотезы. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003.
4. Педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ В.А. Сластенин и др. – М., 2010.
5. Краевский, Хуторской Основы обучения. Дидактика и методика:учеб. пособиедля студ.высш.учеб.заведений- М.: Издательский центр «Академия», 20008.
6. Хомерики О.Г. Развитие школы как инновационный процесс : Метод. пособие для руководителей образоват. учреждений / О. Г. Хомерики, М. М. Поташник, А. В. Лоренсов ; Под ред. М. М. Поташника ; Рос. акад. образования, Ин-т управления образованием. - М. : Новая шк., 1994.
7. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. - М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. - 224 с
Семинар№2.