Основными источниками шума в городе являются автотранспорт, рельсовый и воздушный транспорт, промышленные предприятия.

Автотранспорт.Наибольшие уровни шума отмечаются на магист-

ральных улицах городов. Средняя интенсивность движения достигает 2000-3000 транспортных единиц в час и больше, а максимальные уровни шума – 90 – 95 дБ А.

Шумовые характеристики транспортных потоков в первую очередь определяются назначением улицы:

Уровень уличных шумов определяется интенсивностью, скоростью и характером (составом) транспортного потока. Кроме того, уровень уличных шумов зависит от планировочных решений (продольный и поперечный профиль улиц, высота и плотность застройки) и таких элементов благоустройства, как покрытие проезжей части и наличие зелёных насаждений. Каждый из этих факторов способен изменить уровень транспортного шума до 10 дБ.

В промышленном городе обычен высокий процент грузового транс-порта на магистралях. Увеличение, в общем потоке автотранспорта, грузовых

автомобилей, особенно большегрузных с дизельными двигателями, приводит к росту уровней шума. В целом грузовые и легковые автомобили создают на территории городов тяжёлый шумовой режим. Шум, возникающий на проезжей части магистрали, распространяется не только примагистральную территорию, но вглубь жилой застройки. Практикуется два метода ослабления шумового воздействия на среду обитания: 1) снижение скорости

движения транспортных средств, улучшение регулировки уличного потока,

запрещение движения для отдельных видов автомобилей по определённым трассам и в определённое время суток, улучшение звукоизоляции зданий и

сооружение противошумовых экранов вдоль скоростных автотрасс; 2) совер-

шенствование ходовой и моторной частей транспортных средств.

Рельсовый транспорт. Повышение скорости движения поездов также приводит к значительному росту уровня шума в жилых зонах, расположенных вдоль железнодорожных путей или близ сортировочных станций. Максимальный уровень звукового давления на расстоянии 7,5 м от движущегося электропоезда достигает 93 дБ, от пассажирского – 91, от товарного состава –92 дБ. При скорости 35 км/ч электропоезд создаёт шум в 82 дБ; 43 км/ч 84; при 55 км/ч уровень звука увеличивается до 89 дБ.

Максимальные уровни шума на границе жилой застройки при разрывах 50-100 м, допускаемых СНиП, составляют 62-72 дБ и вызывают жалобы населения в 70-80 % случаях.

Уровни шума при движении поездов на открытых линиях метрополитена при интенсивности 20-30 пар/ч достигают 70 дБ, при 40 пар/ч и более 75-80 дБ.

Шум, возникающий при прохождении электропоездов, легко распро-страняется на открытой территории. Наиболее значительно звуковая энергия

снижается на расстоянии первых 100 м от источника (в среднем на 10 дБ).

На расстоянии 100-200 снижение шума равно 8 дБ, а расстоянии от 200 до 300 всего на 2-3 дБ. При удалении на 300 м от железнодорожных путей уровень шума лишь приближается к фоновым. Основной источник железнодорожного шума – удары вагонов при движении на стыках и неровностях рельсов.

Из всех видов городского транспорта наиболее шумный трамвай. Стальные колёса трамвая при движении по рельсам создают уровень шума на 10 дБ выше, чем колёса автомобилей при соприкосновении с асфальтом. Трамвай создаёт шумовые нагрузки при работе двигателя, открывании дверей, подаче звуковых сигналов. Высокий уровень шума от движения трамвая – одна из основных причин сокращения трамвайных линий в городах. Однако трамвай обладает и целым рядом преимуществ, поэтому при снижении создаваемого им шума он может выиграть в соревновании с другими видами транспорта.

Усовершенствованный и модернизированный трамвай, судьба которого считалась предрешённой, вновь появляется на улицах городов разных стран. Большое значение имеет скоростной трамвай. Он может с успехом использоваться как основной вид транспорта в малых и средних городах, а в крупных – как городской, пригородный и даже как междугородный, для связи с новыми жилыми массивами, промышленными зонами, аэропортами,

зонами отдыха и др.

Воздушный транспорт. Значительный удельный вес в шумовом ре-

жиме многих городов занимает воздушный транспорт. Нередко аэропорты

гражданской авиации оказываются расположенными в непосредственной

близости от жилой застройки, а воздушные трассы проходят над многочисленными населёнными пунктами. Уровень шума зависит от направления взлётно-посадочных полос и трасс пролётов самолётов, интенсивности полётов в течение суток, сезонов года, от типов самолётов, базирующихся на данном аэродроме. При круглосуточной интенсивной эксплуатации аэропортов эквивалентные уровни звука на жилой территории достигают в дневное время 80 дБ А, в ночное – 78 дБ А, максимальные уровни шума колеблются от 92 до 108 дБ А.

Промышленные предприятия.Источником большого шума в жилых кварталов городов являются промышленные предприятия. Нарушение акустического режима отмечается в тех случаях, когда их территория непосредственно к жилым массивам. Изучение промышленного шума показало, что по характеру звучания он постоянный и широкополосной. Наиболее значительные уровни наблюдаются на частотах 500-1000 Гц, то есть в зоне наибольшей чувствительности органа слуха. Это свидетельствует о необходимости проведения мероприятий по нормализации акустического режима в районах размещения данных объектов.

В производственных цехах устанавливается большое количество разнотипного технологического оборудования. Так, ткацкие цехи могут быть охарактеризованы уровнем звука 90-95 дБ А, механические и инструментальные - 85-92, кузнечнопрессовые – 95-105, машинные залы компрессорных станций – 95-100 дБ А. Расчётные уровни звука промышленных предприятий приведены в таблице 4.

Создаваемый предприятиями шум в значительной мере зависит от эф-

фективности мероприятий по шумоглушению. Так, даже крупные вентиля-

ционные установки, компрессорные станции, различные мотороиспытатель-

ные стенды могут быть оборудованы шумоглушащими устройствами раз-

личной эффективности. Предприятия могут иметь наружные ограждения,

обладающие различной звукоизоляцией, что влияет на интенсивность шума,

распространяющегося на прилегающую территорию.

Градостроительные мероприятия.К ним относятся: увеличение расстояния между источником и защищаемым объектом; применение акустических непрозрачных экранов-откосов, стен и зданий-экранов; использование специальных шумозащитных полос озеленения; различные приёмы планировки, рациональное размещение шумных и защищаемых объектов микрорайонов и т.д.