Задание:
План:
1. История развития товароведения.
2. Состояние и перспективы развития потребительского рынка России.
3. Источники насыщенности рынка.
Задание:
1. Изучить и законспектировать теоретический материал по теме «История и направления развития товароведения». Учебник:Николаева М. А. Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы. – М.: Норма, 1997. с. 8-20.
2. Подготовить ответы на следующие вопросы:
· Что являлось эквивалентом обмениваемых товаров?
· Сколько этапов имеет история развития товароведения?
· Какую направленность имел I этап и какой он носил характер?
· Перечислить основные работы I этапа.
· В какой книге впервые были изложены основы товароведения, как области научных знаний?
· Кто считается одним из основоположников товароведения?
· Где впервые и в каком году начали преподавать товароведение?
· Какую направленность имел II этап?
· Перечислить основные работы II этапа.
· Какие названия имело товароведение в других странах?
· Перечислить основные проблемы, стоящие перед товароведением?
· Перечислить критерии современного состояния потребительского рынка.
· Перечислить источники наполнения рынка товарами.
· Перечислить перспективы развития потребительского рынка.
· Перечислить состояние и перспективы развития отраслей пищевой промышленности. (Источники: журналы: Пищевая промышленность, Мясная индустрия, Рыбная промышленность, Молочная промышленность, Масложировая промышленность, Кондитерское производство, Хлебопечение в России, Российский продовольственный рынок)
3. Посетить библиотеку им. Герцена и перечислить источники по данной теме, с указанием: Автора, названия книги, издательства, года издания.
Преподаватель: Зонова Л.Н.
Самостоятельная работа к лекции № 2
по дисциплине «Теоретические основы товароведения и экспертизы»
Тема: СУБЪЕКТЫ ТОВАРОВЕДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цель работы: -Изучить субъектов товароведной деятельности, их функции. Знать НД, регламентирующие требования, предъявляемые к субъектам. Знать должностные обязанности товароведа. Перечислить права и обязанности субъектов товароведения.
- Привитие высоких моральных качеств работников торговли. Развитие умений искать ответы на вопросы с помощью учебника. Добиваться понимания и воспроизведения конкретного материала.
План:
1. Объекты товароведной деятельности
2. Субъекты товароведной деятельности
Задание:
1. Изучить теоретический материал по теме « Объекты и субъекты товароведной деятельности». Учебник:Николаева М. А. Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы. – М.: Норма, 1997. с. 21-29.
2. Подготовить ответы на следующие вопросы:
· Дать понятие «Характеристика».
· Перечислить характеристики товара.
· Назвать отличительные особенности товароведных характеристик.
· Взаимосвязь товароведных характеристик со стоимостью.
· Что должен знать товаровед в области товароведения?
· Перечислить товароведные навыки товароведа.
· Перечислить должностные обязанности товароведа.
· Перечислить органы, контролирующие торговые организации?
3. Посетить торговые организации (не менее 3 предприятий), рассмотреть уголок для покупателя и записать основные требования, предъявляемые к информации для покупателя и сделать сравнительный анализ.
4. Вам, товароведу, необходимо разработать памятку потребителю «Правила поведения покупателя в магазине».
Литература: Закон РФ «О защите прав потребителей»; Правила работы предприятий розничной торговли; Правила продажи отдельных видов продовольственных товаров.
Преподаватель: Зонова Л.Н.
Самостоятельная работа к лекции № 3
по дисциплине «Теоретические основы товароведения и экспертизы»
Тема: МЕТОДЫ ТОВАРОВЕДЕНИЯ. КЛАССИФИКАТОРЫ
Цель работы: - Изучить понятия, виды, разновидности методов, их характеристику. Знать методы практической товароведной деятельности. Изучить назначение, структуру, категории классификаторов, область применения.
-Обеспечить дифференцированный подход на стадии изучения материала
План.
1. Методы товароведения
2. Классификаторы
Задание:
1. Изучить теоретический материал по теме « Методы товароведения». Учебник:Николаева М. А. Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы. – М.: Норма, 1997. с. 30-46.
2. Подготовить ответы на следующие вопросы:
· Дать понятие «Метод».
· Перечислить группы методов, применяемые в товароведении.
· Дать классификацию методов, применяемых в товароведении.
· Перечислить методы научного познания.
· Дать характеристику эмпирическим и аналитическим методам научного познания. Ответ оформить в виде таблице.
Метод | Отличительные особенности |
· Дать понятие классификатор.
· Перечислить структуру классификатора.
· Дать характеристику категориям классификатора.
· Рассмотреть структуру и отличительные особенности ОКП.
Преподаватель: Зонова Л.Н.
Самостоятельная работа к лекции № 4
по дисциплине «Теоретические основы товароведения и экспертизы»
Тема: УПРАВЛЕНИЕ АССОРТИМЕНТОМ
Цель работы: - Изучить основные направления развития и совершенствования ассортиментом.
- Расширить перечень источников приобретения знаний.
План.
1. Цели и задачи ассортиментной политики
2. Направления в области формирования ассортиментом
3. Факторы формирования ассортиментом
4. Документы, регламентирующие ассортимент товаров
Задание:
1. Изучить теоретический материал по теме « Управление ассортиментом». Учебник:Николаева М. А. Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы. – М.: Норма, 1997. с. 64- 71.
2. Подготовить ответы на следующие вопросы:
· Рассмотреть основные понятия: «Управление ассортиментом», «Формирование ассортимента», «Ассортиментная политика»
· Перечислить цели и задачи в области ассортимента
· Раскрыть основные направления в области формирования ассортимента и дать краткую характеристику
· Перечислить факторы формирования ассортимента
· Изучить основные виды нормативных и технологических документов, регламентирующих ассортимент товаров
· Изучить порядок разработки и утверждения ассортиментного перечня
3. Решить торговые ситуации:
· Вам, товароведу, поручено пополнить товарные запасы в магазине «Продукты». Назовите источники закупки продовольственных товаров.
· Вам, товароведу, поручено закупить зеленый чай для пополнения товарных запасов в магазине. Ваши действия как товароведа.
· Вам, товароведу, поручено разработать мероприятия по ускорению оборачиваемости бакалейных товаров, накопленных на оптовой базе и в магазине.
4. Посетить торговое предприятие и проанализировать наличие ассортиментного перечня.
Преподаватель: Зонова Л.Н.
Самостоятельная работа № 5
по дисциплине «Теоретические основы товароведения и экспертизы»
Тема: ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ (ВОДА, МИНЕРАЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА)
Цель работы: - Закрепить знания в области химического состава пищевых продуктов: вода, минеральные вещества;
- Развитие умений искать ответы на вопросы с помощью учебника;
- Добиваться понимания и воспроизведения конкретного материала.
План.
1. Вода
2. Минеральные вещества
Задание:
1. Изучить теоретический материал по теме « Химический состав пищевых продуктов». Учебник:КолесникА.А.,Елизарова Л.Г. Теоретические основы товароведения продовольственных товаров. – М.: Экономика, 1985. с.18-43; Справочник по товароведению продовольственных товаров. – М.: КолосС, 2003. с. 12-19; Шевченко В.В. и др. Товароведение и экспертиза потребительских товаров. – М.: ИНФРА – М, 2001.
2. Заполните таблицу, характеризующую содержание влаги в различных пищевых продуктах:
Содержание влаги, % | Наименование продуктов (примеры) |
Менее 1 | |
От 1 до 10 | |
От 10 до 20 | |
От 20 до 50 | |
От 50 до 70 | |
Свыше 70 |
3. Дайте характеристику различных состояний воды в пищевых продуктах с помощью таблицы:
Виды состояний воды в продуктах | Характеристика | Прочность связи с продуктом | Содержание в продуктах, % |
4. Дайте характеристику основных минеральных веществ в виде таблицы:
Наименование минеральных веществ | Химический знак | Значение для организма | Суточная потребность в граммах | Содержание в продуктах, % |
5. Сделать раздаточный материал по минеральным веществам в виде каталога
6. Составьте по Вашему усмотрению перечень продуктов с указанием их количества, которые в целом удовлетворяет суточную потребность организма в кальции, фосфоре, железе.
7. Решить ситуации:
· Вес навески муки до высушивания 5 г, после высушивания – 4,3 г. Чему равна влажность муки?
· Вес навески крахмала 2 г. После сжигания навески крахмала вес уменьшился на 1,984 г. Чему равна зольность крахмала?
Преподаватель: Зонова Л.Н.
Самостоятельная работа № 6
по дисциплине «Теоретические основы товароведения и экспертизы»
Тема: ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ (ВИТАМИНЫ, ФЕРМЕНТЫ)
Цель работы: - Закрепить знания в области химического состава пищевых продуктов: витамины, ферменты;
- Развитие умений искать ответы на вопросы с помощью учебника;
- Добиваться понимания и воспроизведения конкретного материала.
План.
1. Витамины
2. Ферменты
Задание:
1. Изучить теоретический материал по теме « Химический состав пищевых продуктов». Учебник:КолесникА.А.,Елизарова Л.Г. Теоретические основы товароведения продовольственных товаров. – М.: Экономика, 1985. с.109-156; Справочник по товароведению продовольственных товаров. – М.: КолосС, 2003. с. 12-19; Шевченко В.В. и др. Товароведение и экспертиза потребительских товаров. – М.: ИНФРА – М, 2001.
2. Дайте характеристику основных витаминов в виде таблицы:
Название витамина | Обозначение | Значение для организма | Суточная потребность, мг | Содержание в продуктах, % |
3. Сделать раздаточный материал по витаминам в виде каталога
4. Заполните таблицу характеристики витаминов:
Название витамина | Стойкость | ||
К окислению | К нагреванию | К реакции среды | |
5. Дайте характеристику ферментов с помощью таблицы:
Группа ферментов | Характер действия | Виды ферментов данной группы | Специфический характер действия |
6. Дайте характеристику основных свойств ферментов с помощью таблицы:
Основные свойства | Характеристика |
7. Решить ситуацию: Какое количество картофеля, лимонов, молока, говяжьей печени потребуется для удовлетворения суточной потребности организма в витамине С?
Преподаватель: Зонова Л.Н.
Самостоятельная работа № 7
по дисциплине «Теоретические основы товароведения и экспертизы»
Тема: ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ (БЕЛКИ, ЖИРЫ, УГЛЕВОДЫ)
Цель работы: - Закрепить знания в области химического состава пищевых продуктов: белки, жиры, углеводы
- Развитие умений искать ответы на вопросы с помощью учебника;
- Добиваться понимания и воспроизведения конкретного материала.
План.
- Углеводы
- Жиры
- Белки
Задание:
- Изучить теоретический материал по теме «Химический состав пищевых продуктов». Учебник:КолесникА.А.,Елизарова Л.Г. Теоретические основы товароведения продовольственных товаров. – М.: Экономика, 1985. с.44-99; Справочник по товароведению продовольственных товаров. – М.: КолосС, 2003. с. 12-19; Шевченко В.В. и др. Товароведение и экспертиза потребительских товаров. – М.: ИНФРА – М, 2001.
- Дайте характеристику моносахаридов с помощью таблицы:
Виды моносахаридов | Где содержатся | Содержание, % | Характеристика (усвояемость, степень сладости, применение) |
- Дайте характеристику полисахаридов первого и второго порядка с помощью таблицы:
Виды полисахаридов | Где содержатся | Содержание, % | Продукты гидролиза | Характеристика |
- Заполните таблицу, характеризующую содержание жира в различных пищевых продуктах:
Содержание жира, % | Наименование продуктов |
Свыше 90 От 80 до 90 От 60 до 80 От 40 до 60 От 25 до 40 От 10 до 25 От 5 до 10 Менее 5 Не содержат |
- Охарактеризуйте изменения, происходящие в жирах: гидролиз, омыление, прогоркание и т.д., в виде таблицы:
Вид изменений | Сущность изменений | Факторы, вызывающие изменения | Продукты или вещества, получаемые в результате изменений | Влияние продуктов на вкус и использование жиров |
- Дать характеристику незаменимых аминокислот с помощью таблицы:
Название аминокислоты | Суточная потребность | Роль для организма человека |
- Укажите, какие из ниже перечисленных белков являются полноценными, какие неполноценными: альбумин молока, эдестин гороха, глиадин пшеницы, проламин ржи, фибриноген крови, зеин кукурузы. Объясните, почему Вы так решили?
- Провести исследовательскую работу: опытным путем проанализировать свойства белков, жиров, углеводов (например: сварить яйцо, взбить яйцо, сварить карамель). Написать отчет (что делали, что наблюдали, сделать выводы)
Преподаватель: Зонова Л.Н.
Самостоятельная работа № 8
по дисциплине «Теоретические основы товароведения и экспертизы»
Тема: МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ
Цель работы: - Изучить основные методы контроля: измерительные, органолептические, статистические. – Привитие навыков самостоятельной работы с книгой. – Развитие умений преодолевать трудности при решении ситуаций. - Развитие познавательного интереса