Задание:

План:

1. История развития товароведения.

2. Состояние и перспективы развития потребительского рынка России.

3. Источники насыщенности рынка.

Задание:

1. Изучить и законспектировать теоретический материал по теме «История и направления развития товароведения». Учебник:Николаева М. А. Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы. – М.: Норма, 1997. с. 8-20.

2. Подготовить ответы на следующие вопросы:

· Что являлось эквивалентом обмениваемых товаров?

· Сколько этапов имеет история развития товароведения?

· Какую направленность имел I этап и какой он носил характер?

· Перечислить основные работы I этапа.

· В какой книге впервые были изложены основы товароведения, как области научных знаний?

· Кто считается одним из основоположников товароведения?

· Где впервые и в каком году начали преподавать товароведение?

· Какую направленность имел II этап?

· Перечислить основные работы II этапа.

· Какие названия имело товароведение в других странах?

· Перечислить основные проблемы, стоящие перед товароведением?

· Перечислить критерии современного состояния потребительского рынка.

· Перечислить источники наполнения рынка товарами.

· Перечислить перспективы развития потребительского рынка.

· Перечислить состояние и перспективы развития отраслей пищевой промышленности. (Источники: журналы: Пищевая промышленность, Мясная индустрия, Рыбная промышленность, Молочная промышленность, Масложировая промышленность, Кондитерское производство, Хлебопечение в России, Российский продовольственный рынок)

3. Посетить библиотеку им. Герцена и перечислить источники по данной теме, с указанием: Автора, названия книги, издательства, года издания.

 

Преподаватель: Зонова Л.Н.


Самостоятельная работа к лекции № 2

по дисциплине «Теоретические основы товароведения и экспертизы»

 

Тема: СУБЪЕКТЫ ТОВАРОВЕДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Цель работы: -Изучить субъектов товароведной деятельности, их функции. Знать НД, регламентирующие требования, предъявляемые к субъектам. Знать должностные обязанности товароведа. Перечислить права и обязанности субъектов товароведения.

- Привитие высоких моральных качеств работников торговли. Развитие умений искать ответы на вопросы с помощью учебника. Добиваться понимания и воспроизведения конкретного материала.

План:

1. Объекты товароведной деятельности

2. Субъекты товароведной деятельности

 

Задание:

1. Изучить теоретический материал по теме « Объекты и субъекты товароведной деятельности». Учебник:Николаева М. А. Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы. – М.: Норма, 1997. с. 21-29.

2. Подготовить ответы на следующие вопросы:

· Дать понятие «Характеристика».

· Перечислить характеристики товара.

· Назвать отличительные особенности товароведных характеристик.

· Взаимосвязь товароведных характеристик со стоимостью.

· Что должен знать товаровед в области товароведения?

· Перечислить товароведные навыки товароведа.

· Перечислить должностные обязанности товароведа.

· Перечислить органы, контролирующие торговые организации?

3. Посетить торговые организации (не менее 3 предприятий), рассмотреть уголок для покупателя и записать основные требования, предъявляемые к информации для покупателя и сделать сравнительный анализ.

4. Вам, товароведу, необходимо разработать памятку потребителю «Правила поведения покупателя в магазине».

Литература: Закон РФ «О защите прав потребителей»; Правила работы предприятий розничной торговли; Правила продажи отдельных видов продовольственных товаров.

 

Преподаватель: Зонова Л.Н.


Самостоятельная работа к лекции № 3

по дисциплине «Теоретические основы товароведения и экспертизы»

 

Тема: МЕТОДЫ ТОВАРОВЕДЕНИЯ. КЛАССИФИКАТОРЫ

Цель работы: - Изучить понятия, виды, разновидности методов, их характеристику. Знать методы практической товароведной деятельности. Изучить назначение, структуру, категории классификаторов, область применения.

-Обеспечить дифференцированный подход на стадии изучения материала

План.

1. Методы товароведения

2. Классификаторы

Задание:

1. Изучить теоретический материал по теме « Методы товароведения». Учебник:Николаева М. А. Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы. – М.: Норма, 1997. с. 30-46.

2. Подготовить ответы на следующие вопросы:

· Дать понятие «Метод».

· Перечислить группы методов, применяемые в товароведении.

· Дать классификацию методов, применяемых в товароведении.

· Перечислить методы научного познания.

· Дать характеристику эмпирическим и аналитическим методам научного познания. Ответ оформить в виде таблице.

Метод Отличительные особенности
   

· Дать понятие классификатор.

· Перечислить структуру классификатора.

· Дать характеристику категориям классификатора.

· Рассмотреть структуру и отличительные особенности ОКП.

 

Преподаватель: Зонова Л.Н.


Самостоятельная работа к лекции № 4

по дисциплине «Теоретические основы товароведения и экспертизы»

 

Тема: УПРАВЛЕНИЕ АССОРТИМЕНТОМ

Цель работы: - Изучить основные направления развития и совершенствования ассортиментом.

- Расширить перечень источников приобретения знаний.

План.

1. Цели и задачи ассортиментной политики

2. Направления в области формирования ассортиментом

3. Факторы формирования ассортиментом

4. Документы, регламентирующие ассортимент товаров

 

Задание:

1. Изучить теоретический материал по теме « Управление ассортиментом». Учебник:Николаева М. А. Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы. – М.: Норма, 1997. с. 64- 71.

2. Подготовить ответы на следующие вопросы:

· Рассмотреть основные понятия: «Управление ассортиментом», «Формирование ассортимента», «Ассортиментная политика»

· Перечислить цели и задачи в области ассортимента

· Раскрыть основные направления в области формирования ассортимента и дать краткую характеристику

· Перечислить факторы формирования ассортимента

· Изучить основные виды нормативных и технологических документов, регламентирующих ассортимент товаров

· Изучить порядок разработки и утверждения ассортиментного перечня

3. Решить торговые ситуации:

· Вам, товароведу, поручено пополнить товарные запасы в магазине «Продукты». Назовите источники закупки продовольственных товаров.

 

· Вам, товароведу, поручено закупить зеленый чай для пополнения товарных запасов в магазине. Ваши действия как товароведа.

 

· Вам, товароведу, поручено разработать мероприятия по ускорению оборачиваемости бакалейных товаров, накопленных на оптовой базе и в магазине.

 

4. Посетить торговое предприятие и проанализировать наличие ассортиментного перечня.

 

Преподаватель: Зонова Л.Н.

 

 


Самостоятельная работа № 5

по дисциплине «Теоретические основы товароведения и экспертизы»

 

Тема: ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ (ВОДА, МИНЕРАЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА)

Цель работы: - Закрепить знания в области химического состава пищевых продуктов: вода, минеральные вещества;

- Развитие умений искать ответы на вопросы с помощью учебника;

- Добиваться понимания и воспроизведения конкретного материала.

План.

1. Вода

2. Минеральные вещества

Задание:

1. Изучить теоретический материал по теме « Химический состав пищевых продуктов». Учебник:КолесникА.А.,Елизарова Л.Г. Теоретические основы товароведения продовольственных товаров. – М.: Экономика, 1985. с.18-43; Справочник по товароведению продовольственных товаров. – М.: КолосС, 2003. с. 12-19; Шевченко В.В. и др. Товароведение и экспертиза потребительских товаров. – М.: ИНФРА – М, 2001.

2. Заполните таблицу, характеризующую содержание влаги в различных пищевых продуктах:

Содержание влаги, % Наименование продуктов (примеры)
Менее 1  
От 1 до 10  
От 10 до 20  
От 20 до 50  
От 50 до 70  
Свыше 70  

3. Дайте характеристику различных состояний воды в пищевых продуктах с помощью таблицы:

Виды состояний воды в продуктах Характеристика Прочность связи с продуктом Содержание в продуктах, %
       

4. Дайте характеристику основных минеральных веществ в виде таблицы:

Наименование минеральных веществ Химический знак Значение для организма Суточная потребность в граммах Содержание в продуктах, %
         

5. Сделать раздаточный материал по минеральным веществам в виде каталога

6. Составьте по Вашему усмотрению перечень продуктов с указанием их количества, которые в целом удовлетворяет суточную потребность организма в кальции, фосфоре, железе.

7. Решить ситуации:

· Вес навески муки до высушивания 5 г, после высушивания – 4,3 г. Чему равна влажность муки?

· Вес навески крахмала 2 г. После сжигания навески крахмала вес уменьшился на 1,984 г. Чему равна зольность крахмала?

Преподаватель: Зонова Л.Н.


Самостоятельная работа № 6

по дисциплине «Теоретические основы товароведения и экспертизы»

 

Тема: ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ (ВИТАМИНЫ, ФЕРМЕНТЫ)

Цель работы: - Закрепить знания в области химического состава пищевых продуктов: витамины, ферменты;

- Развитие умений искать ответы на вопросы с помощью учебника;

- Добиваться понимания и воспроизведения конкретного материала.

План.

1. Витамины

2. Ферменты

Задание:

1. Изучить теоретический материал по теме « Химический состав пищевых продуктов». Учебник:КолесникА.А.,Елизарова Л.Г. Теоретические основы товароведения продовольственных товаров. – М.: Экономика, 1985. с.109-156; Справочник по товароведению продовольственных товаров. – М.: КолосС, 2003. с. 12-19; Шевченко В.В. и др. Товароведение и экспертиза потребительских товаров. – М.: ИНФРА – М, 2001.

 

2. Дайте характеристику основных витаминов в виде таблицы:

Название витамина Обозначение Значение для организма Суточная потребность, мг Содержание в продуктах, %
         

 

3. Сделать раздаточный материал по витаминам в виде каталога

 

4. Заполните таблицу характеристики витаминов:

Название витамина Стойкость
К окислению К нагреванию К реакции среды
       

 

5. Дайте характеристику ферментов с помощью таблицы:

Группа ферментов Характер действия Виды ферментов данной группы Специфический характер действия
       

 

6. Дайте характеристику основных свойств ферментов с помощью таблицы:

Основные свойства Характеристика
   

 

7. Решить ситуацию: Какое количество картофеля, лимонов, молока, говяжьей печени потребуется для удовлетворения суточной потребности организма в витамине С?

 

Преподаватель: Зонова Л.Н.


Самостоятельная работа № 7

по дисциплине «Теоретические основы товароведения и экспертизы»

Тема: ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ (БЕЛКИ, ЖИРЫ, УГЛЕВОДЫ)

Цель работы: - Закрепить знания в области химического состава пищевых продуктов: белки, жиры, углеводы

- Развитие умений искать ответы на вопросы с помощью учебника;

- Добиваться понимания и воспроизведения конкретного материала.

План.

  1. Углеводы
  2. Жиры
  3. Белки

Задание:

  1. Изучить теоретический материал по теме «Химический состав пищевых продуктов». Учебник:КолесникА.А.,Елизарова Л.Г. Теоретические основы товароведения продовольственных товаров. – М.: Экономика, 1985. с.44-99; Справочник по товароведению продовольственных товаров. – М.: КолосС, 2003. с. 12-19; Шевченко В.В. и др. Товароведение и экспертиза потребительских товаров. – М.: ИНФРА – М, 2001.
  2. Дайте характеристику моносахаридов с помощью таблицы:
Виды моносахаридов Где содержатся Содержание, % Характеристика (усвояемость, степень сладости, применение)
       
  1. Дайте характеристику полисахаридов первого и второго порядка с помощью таблицы:
Виды полисахаридов Где содержатся Содержание, % Продукты гидролиза Характеристика
         
  1. Заполните таблицу, характеризующую содержание жира в различных пищевых продуктах:
Содержание жира, % Наименование продуктов
Свыше 90 От 80 до 90 От 60 до 80 От 40 до 60 От 25 до 40 От 10 до 25 От 5 до 10 Менее 5 Не содержат  
  1. Охарактеризуйте изменения, происходящие в жирах: гидролиз, омыление, прогоркание и т.д., в виде таблицы:
Вид изменений Сущность изменений Факторы, вызывающие изменения Продукты или вещества, получаемые в результате изменений Влияние продуктов на вкус и использование жиров
         
  1. Дать характеристику незаменимых аминокислот с помощью таблицы:
Название аминокислоты Суточная потребность Роль для организма человека
     
  1. Укажите, какие из ниже перечисленных белков являются полноценными, какие неполноценными: альбумин молока, эдестин гороха, глиадин пшеницы, проламин ржи, фибриноген крови, зеин кукурузы. Объясните, почему Вы так решили?
  2. Провести исследовательскую работу: опытным путем проанализировать свойства белков, жиров, углеводов (например: сварить яйцо, взбить яйцо, сварить карамель). Написать отчет (что делали, что наблюдали, сделать выводы)

Преподаватель: Зонова Л.Н.

 


Самостоятельная работа № 8

по дисциплине «Теоретические основы товароведения и экспертизы»

Тема: МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ

Цель работы: - Изучить основные методы контроля: измерительные, органолептические, статистические. – Привитие навыков самостоятельной работы с книгой. – Развитие умений преодолевать трудности при решении ситуаций. - Развитие познавательного интереса