Устройство акустических систем
Звуковая гамма: от 2.0 до 7.1
Психологи различают у человека шесть сенсорных систем: визуальную, аудиальную, кинестетическую (телесные ощущения), обонятельную, вкусовую и осязательную. Все люди разные, но для среднестатистического индивидуума аудиальное восприятие по информативности стоит на втором месте после визуального. Компьютеры с каждым годом становятся доступны все большему числу покупателей и, благодаря улучшающимся характеристикам, обеспечивают все более глубокое погружение в виртуальную действительность. И здесь немалую роль играют акустические системы (АС).
В этой статье мы поговорим об активных акустических системах, снабженных собственным усилителем мощности, который обычно встроен внутрь одной из колонок, но иногда бывает и выполнен в виде отдельного блока. Существует несколько видов классификации компьютерных АС.
Во-первых, их различают по числу и типу компонентов, говоря о конфигурациях 2.0, 2.1, 4.0, 4.1, 5.1 и 7.1. Во-вторых, по числу полос, на которые разбивается воспроизводимый частотный диапазон. В-третьих, учитывают такие характеристики, как число и размеры динамиков, вариант исполнения (навесные на монитор, настольные, полочные, напольные, настенные и т. д.), средства дистанционного управления (с проводным и беспроводным пультом), встроенные регуляторы и материал корпуса (дерево, металл, фибролит, пластик). И, конечно же, колонки подразделяют по цено-вым категориям как одному из основных критериев для покупателей.
Классификация акустических систем по уровню качества (классности, или группам сложности, согласно терминологии ГОСТов, действующих и поныне), созданная для бытовой, любительской и профессиональной^, аудиоаппаратуры, в компьютерном мире не прижилась.
Устройство акустических систем
Типовая блок-схема двухполосных двухкомпонент-ных акустических систем показана на рис. 1. Для упрощения на ней изображен только один звуковой канал, второй выглядит аналогично (сетевой трансформатор и стабилизатор питания для обоих каналов общие). В акустических системах не используют импульсных блоков питания, создающих сильные помехи, а применяют традиционные силовые трансформаторы, выпрямители и компенсационные стабилизаторы. Если учесть КПД такого стабилизатора и усилителя мощности, можно смело сказать, что выходная мощность активных акустических систем не может превышать 50% мощности, потребляемой от сети.
Входной звуковой сигнал с переключателя поступает на предварительный усилитель, где происходит подстройка тембра и иногда вносятся эффекты псевдостереофонического звучания, например SRS WOW! Далее сигнал поступает на усилитель мощности (обычно на микросхемах компании STMicroelectronics), после чего на разделительный фильтр (который выделяет частотные составляющие для ВЧ- и НЧ-динамиков) и на сами динамики. Динамики преобразуют электрические колебания в звуковые волны.
На низких частотах длина звуковой волны превышает размеры уха, поэтому человек с трудом определяет направление на источник басовых колебаний. На этом эффекте основаны сабвуферные акустические системы. Сабвуфер — это низкочастотная колонка (одна на весь акустический комплект), которая обслуживает все звуковые каналы. Если каналов два, тогда говорят о конфигурации 2.1, если больше, получаются схемы 4.1, 5.1 и т.д. Для комплектов без сабвуфера используют обозначения 2.0, 4.0 и т. д.
В сабвуферных системах разделительный фильтр устанавливается до, а не после усилителя мощности (рис. 2). Выходные разделительные фильтры здесь тоже используются — в случае, если сателлиты двухполосные.
Некоторые изготовители применяют нетрадиционные схемы bi-amping с разделением ВЧ- и НЧ-усилите-лей в каждом канале. В качестве примера назовем модель Defender SPK-750 Volcano-1. Несмотря на то что в этих акустических системах всего две колонки (схема 2.0), в них имеются четыре усилителя мощности — по одному для каждого динамика.
Многокомпонентные акустические системы для домашнего кинотеатра, выполненные по схеме 5.1 или 7.1, требуют особого расположения в помещении вокруг слушателя (рис. 3), иначе потеряется ощущение пространственного звучания и ухудшится локализация источников звука в пространстве.