ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

 

В середине прошлого века швейцарский психолог Ж. Пиаже продемонстрировал, что мы учимся, осмысляя мир в терминах тех понятий, которыми мы уже обладаем. А в процессе осмысления мира мы изменяем наши старые представления и, таким образом, еще более обогащаем нашу способность осмыслять наши соприкосновения с миром в будущем. Например, прежде чем наши ученики смогут воспринимать урок, посвященный открытию Нового Света в 1492 г., необходимо, чтобы у них были какие-то знания о географии мира, о важности торговли и о культуре Европы конца XV века. Позже, после изучения открытия Нового Света, у них появится более глубокое представление о географии мира, о важности торговли и об изменениях в европейской культуре, к которым привело открытие Нового Света. Эти их более углубленные представления подготовят учеников к тому, что им будет легче изучать темы, связанные со Старым и Новым Светом.

 

В 1970-е и 1980-е годы когнитивные психологи распространили идеи Пиаже и на методику преподавания (Neisser, 1976; Pearson and Anderson, 1985). Поскольку ученики узнают что-то, пользуясь знаниями, которыми они уже обладают (даже хотя некоторые их понятия могут быть не вполне верными – они могут быть неполными или отражать предрассудки), педагогам следует начинать урок, выясняя, какими понятиями обладают их ученики, и подготавливать их к обучению, задавая вопросы и добавляя новое к имеющимся у них представлениям.

 

Поскольку ученики учатся, осмысляя – т.е. исследуя и ставя вопросы – педагогам следует поощрять учеников задавать вопросы. А поскольку умению задавать вопросы можно учиться, то учителям необходимо показывать учащимся, как задавать вопросы, подвергать сомнению информацию, искать и изучать ее.

 

Наконец, поскольку акт изучения меняет наши старые представления и расширяет нашу способность узнавать новое, то педагогам следует побуждать учащихся размышлять о том, что они узнали, изучать, какие это имеет следствия, с пользой применять это и изменять свои представления по этой теме.

 

Вы заметите определенную закономерность, в тех базовых уроках, которые будут приведены в этом пособии. В каждом уроке имеется три фазы, соответствующие тем компонентам обучения, которые выделяли Пиаже и его последователи[1]. Каждый урок начинается с фазы актуализации (предвосхищения), во время которой педагог направляет учеников к тому, чтобы они думали и задавали вопросы по теме, которую они начинают изучать.