Жанр приключений и фантастики в круге детского чтения

 

Теоретические вопросы:

1. Генезис жанра приключений: от авантюрного романа до фантазийных событий. Специфика жанра детектива.

2. Жанр приключений в европейской литературе.

 

Практическое задание:

1. Проиллюстрируйте примерами из книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей» специфику восприятия жизни как приключения.

2. В чем своеобразие «индустрии» приключений в творчестве Э.Н. Успенского: «Крокодил Гена и его друзья», «Гарантийные человечки», «Колобок идет по следу», «Дядя Федор, пес и кот», «Меховой интернат: поучительная повесть о девочке-учительнице и ее пушистых друзьях».

 

Литература:

1. Андреев К. Искатели приключений. – М., 1966.

2. Минералова И.Г. Практикум по детской литературе. – М., 2001.

3. Разумневич В.Л. Всем детям ровесники. – М., 1980.

4. Советская детская литература. – М.,1978.


Р А З Д Е Л III

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЯ

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ МИРОВАЯ ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА (часть 1)

.

1. Детская литература как учебная дисциплина. Основные этапы развития детской литературы. Цели и задачи изучения. Учебные пособия.

2. Специфика восприятия художественного текста детьми на разных этапах их развития. Понятие «литературное развитие». Методические приемы литературного развития.

3. Функции детской литературы: коммуникативная, миромоделирующая, когнитивная, гедонистическая, риторическая.

4. Функции детской литературы: развивающая, эстетическая, нравственная, инструментальная.

5. Основные жанры литературы для детей. Тип рассказчика в детской литературе.

6. Основные подходы к изучению литературы для детей. Приемы литературного анализа произведений для детей.

7. Общие понятия о детском фольклоре и его жанрах. Классификация произведений детского фольклора. Колыбельные песни.

8. Детский игровой и внеигровой фольклор.

9. Миф в детском чтении. Классификация мифов. Миропоэтическая символика. Трансформация языческого мифа в сказку.

10. Функции христианской литературы. Христианские мифы о Великом Потопе, об изгнании из Рая, о Каине и Авеле: нравственная концепция и символика.

11. Народная сказка как литературный феномен. Классификации сказок. Использование метода сказкотерапии при изучении произведений для детей.

12. Волшебная сказка как культурно-психологический феномен. Гендерная дифференциация сказок. Сюжеты «мужские» и «женские».

13. Культурно-национальная специфика английского фольклора.

14. Культурно-национальная специфика немецкого фольклора.

15. Культурно-национальная специфика французского фольклора.

16. Литература европейского Средневековья и Возрождения в детском чтении (М. де Сервантес, Ф. Рабле, Дж. Свифт, Д. Стивенсон и др.)

17. Литература европейского Просвещения в детском чтении: «Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо…» Даниэля Дефо и другие «робинзонады». Особенности сюжета и жанра.

18. Развитие жанра литературной сказки в «салонной» литературе Франции. Творчество Шарля Перро.

19. Культурологическая, гендерная специфика сказок Ш. Перро «Золушка», «Ослиная шкура», «Синяя борода».

20. Фольклорные и гуманистические традиции в сказках Ш. Перро «Спящая красавица», «Волшебница», «Кот в сапогах». Интертекстуальные связи этих сказок с произведениями других авторов.

21. Книга Распе о бароне Мюнхаузена: концепция комического.

22. Литература европейского романтизма и ее представители: братья Гримм, В. Гауф, Э.Т.А. Гофман и др.

23. Творчество В. и Я. Гримм, значение их наследия для немецкой филологии. История создания сборника народных немецких сказок «Детские и семейные сказки» в обработке братьев Гримм. Основные сюжеты, темы, идеи сказок (на выбор).

24. Жизненный и творческий путь Э.Т.А. Гофмана. Основы мировоззрения писателя. Связь его литературного творчества с живописью и музыкой.

25. Анализ рождественской сказки Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король».

26. Жизнь и творчество В. Гауфа. Идейно-художественное своеобразие волшебных сказок писателя.

27. Жизненный и творческий путь Х.-К. Андерсена. Нравственно-философская проблематика произведений. Волшебство, аллегоричность, яркость и образность языка в сказках: «Дикие лебеди», «Русалочка», «Стойкий оловянный солдатик», «Соловей» и др.

28. Нравственно-философская проблематика произведений
Х.-К. Андерсена, аллегоричность, мифопоэтика в сказках: «Дюймовочка», «Снежная королева», «Под ивами», «Девочка со спичками», «Новое платье короля» и др.

29. Вальтер Скотт – создатель историко-приключенческих романов. Характерные черты героев романов В. Скотта («Айвенго», «Квентин Дорвард» и др.).

30. Творчество Э. Лира – основателя жанра «нонсенс» в английской литературе.

31. Сборник «Книга небылиц». Своеобразие лимериков, связь с фольклором.

32. Жанр сказки в творчестве Л. Кэрролла. История создания сказок «Алиса в стране чудес», «Алиса в Зазеркалье». Прототипы героев, связь с английским фольклором.

33. Р. Киплинг – классик детской литературы. Тема «человек и природа» в сказках «Маугли», «Рикки-Тикки-Тави» и др. Своеобразие выдумки, яркость красок, живой язык сказок.

34. Мир детства в сказке А. Милна «Винни Пух и все, все, все». Сюжет и система образов сказки. Отображение специфики развития детской психики.

35. Творчество Д.Р. Толкина. Мировоззрение писателя, взгляды на историю и человечество. Реализация их в эпопее «Властелин колец».

36. Юмористические повести и сказки А. Линдгрен: «Пеппи Длинный Чулок», «Малыш и Карлсон». Мир взрослых и детей в произведениях писательницы.

37. Значение творчества для детей писательницы А. Линдгрен в мировой литературе. Писатели-лауреаты премии имени Х.-К. Андерсена.

38. Волшебно-героические повести Л. Линдгрен «Мио, мой Мио!», «Братья Львиное сердце».

39. Жизненный и творческий путь финской сказочницы Т. Янсон.

40. Истоки творчества. Вымысел и реальность в произведениях писательницы: «Шляпа волшебника», «Мумми тролль и Комета» и др.

41. Роман Д. Свифта «Путешествие Гулливера». Полемический, сатирический характер произведения. Жанрово-стилистическое своеобразие.

42. Историко-приключенские романы В. Гюго («Собор Парижской богоматери», «Отверженные», «Девяносто третий год»). Нравственно-философская проблематика.

43. А. Дюма – создатель авантюрных романов на исторические темы: «Три мушкетера», «Граф Монте-Кристо» и др. Темы и идеи произведений, мастерство писателя в создании ярких характеров.

44. Ж. Верн – создатель жанра научно-фантастического романа («Таинственный остров», «2000 лье под водой» и др.). Романтика и смелость научных гипотез.

45. Оценка творчества, переводы на русский язык.

46. Жизнь и творчество А. де Сент-Экзюпери. Идейно-художественное своеобразие произведений: «Ночной полет», «Планета людей». Философский характер сказки «Маленький принц». Особенности языка. Мир взрослых и детей.

47. Эстетические взгляды Р.Л. Стивенсона и их реализация в творчестве. «Остров сокровищ» – лучший роман писателя. Система образов романа, жанрово-стилистическое своеобразие.

48. Чарльз Диккенс – основоположник реалистического направления в английской литературе. Мировоззрение и творчество писателя. Тема детства в романах «Оливер Твист», «Лавка древностей», «Демби-сын».

49. Идейно-художественное своеобразие повести Д. Гринвуда «Подлинная история маленького оборвыша».

50. Творчество О. Пройслера для детей. Сюжет, идея сказки писателя «Крабат. Легенды старой мельницы».

51. Творчество О. Уайльда. Особенности эстетики, мировоззрения. Идейно-художественное своеобразие волшебных сказок писателя: «Мальчик-звезда», «Соловей и роза» и др.

52. Творчество Э. Кестнера для детей. Мир взрослых и детей в книге писателя-прозаика «Когда я был маленький».

53. Жанр научно-фантастической и приключенческой повести в творчестве А. Конан Дойля и Г. Уэллса.

54. Карло Коллоди – основоположник итальянской детской литературы. Сказка «Приключения Пиноккио, или История одной марионетки»: сюжет, идея, образы. Характеристика главного героя. Интертекстуальность сказки.

55. Фольклор разных народов – поселенцев в Новый свет – основа американского фольклора. Д.Ч. Харрис – собиратель фольклора американских негров. «Сказки дядюшки Римуса» – одна из самых популярных книг.

56. Мировоззрение и творчество Д.Ф. Купера. Этапы покорения Америки – тема произведений писателя. Остросюжетность, яркие характеры и конфликты как основа романов Д.Ф. Купера («Пионеры», «Последний из могикан», «Следопыт» и др.).

57. Г. Лонгфелло – создатель романтической поэмы «Песнь о Гайавате». Тема и идея произведения. Характеристика главного героя.

58. «Питер Пен и Венди» – сказочная повесть Д. Барри. Юмор и фантазии автора книги. Характеристика главного героя.

59. Марк Твен (С.Л. Клеменс) – классик американской литературы. Жизнь и творчество писателя. Гимн детству в книге М. Твена «Приключения Тома Сойера». Система образов в повести. Характеристика главного героя. Воспитательное значение книги писателя для детей.

60. Произведения Д. Лондона в детском и юношеском чтении. Темы и идеи его произведений. Человек и природа в повести Д. Лондона «Белый клык». Воспитательное значение книг писателя.

61. Майн Рид – один из основоположников авантюрно-приключенческого романа («Всадник без головы», «Золотой браслет» и др.).

62. Э. Хемингуэй – создатель ярких реалистических произведений в американской литературе. Тема «человек и природа» в повести «Старик и море». Остросюжетность произведения, глубина психологизма.

 


ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
(часть 2)

1. Первые детские книги в России X–XVI веков.

2. Детская литература первой половины XVIII века.

3. Детская литература второй половины XVIII века.

4. Н.И. Новиков и первый русский детский журнал «Детское чтение для сердца и разума».

5. Идейно-тематическое богатство басен И.А. Крылова. Конкретность и выразительность образов. Сюжетная острота, народность, национальный характер произведений. Источники басен Крылова. В.Г. Белинский о роли басен И.А. Крылова в детском чтении.

6. Стихи и сказки В.А. Жуковского в чтении детей. Значение произведений поэта для нравственного и эстетического воспитания.

7. П.П. Ершов – автор сказок «Конек-Горбунок». Отражение народных идеалов храбрости, искренности, трудолюбия, смекалки; народный герой сказки Иванушка. Социально-сатирические мотивы и волшебные образы в сказке.

8. Антоний Погорельский (А.А. Перовский), автор повести-сказки «Черная курица, или Подземные жители» (1829). Соотношение реального и фантастического. Образ Алеши – героя повести.

9. Создание В.Ф. Одоевским сказок и рассказов для детей. Научно-художественная сказка «Городок в табакерке». Гуманистические тенденции в рассказах «Бедный Гнедко», «Серебряный рубль». Оценка В.Г. Белинским творчества Одоевского для детей.

10. Краткие биографические сведения о В.М. Гаршине. Сказки и рассказы писателя для детей.

11. Разнообразие тематики, богатство содержания рассказов, басен, сказок Л.Н. Толстого для детей. Их воспитательная направленность.

12. Создание Д.Н. Маминым-Сибиряком рассказов и сказок для детей («Приемыш», «Зимовье на Студеной», «Серая шейка»).

13. Сборник Д.Н. Мамина-Сибиряка «Аленушкины сказки», посвященный дочери. Галерея сказочных образов животного мира, острая сюжетность, комизм, динамика действия. Поэтическое обрамление цикла сказок, их воспитательная ценность.

14. Произведения о детях и для детей в творчестве Н.А. Некрасова. Реалистическое изображение поэтом жизни людей труда, крестьянского быта.

15. Рассказы А.П. Чехова о жизни детей различных слоев общества. Глубокое проникновение в психологию ребенка.

16. Рассказы А.П. Чехова о животных («Каштанка», «Белолобый») в чтении детей. Образы животных.

17. Произведения В.Г. Короленко, адресованные детям. Гуманистическая направленность произведений писателя.

18. Рассказы А.С. Серафимовича о тяжелом, непосильном труде детей. Образы детей.

19. Сказки и рассказы М. Горького для детей: «Утро», «Воробьишко», «Самовар», «Случай с Евсейкой», «Яшка», «Иванушка-дурачок»; «Дед Архип и Ленька», «Встряска». Краткий обзор повести «Детство».

20. Произведения В.В. Маяковского для детей. Роль поэзии Маяковского в становлении детской литературы.

21. Наблюдения К.И. Чуковского за психологией детей, восприятие ими художественного слова, обобщенные в книге «От двух до пяти».

22. Сказки К.И. Чуковского для детей. Драматизм сюжетов, необычность обстоятельств, оптимизм сказок.

23. Стихи С.Я. Маршака для детей. Поэтическая энциклопедия «Веселое путешествие от А до Я»

24. С.В. Михалков – выдающийся детский поэт. Поэмы С.В. Михалкова о дяде Степе. Фольклорные традиции в создании образа. Единство героического и юмористического в них.

25. Фантастическая повесть Л.Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Источники, история ее создания. Образ Буратино. Сочетание в нем реального и фантастического, комизм образов. Педагогическое значение повести.

26. Жизнь А.П. Гайдара. Сказка «Горячий камень», рассказы «Чук и Гек», «Голубая чашка» в чтении детей.

27. Рассказы Б.С. Житкова для детей о технике, о труде, о животных, о детях.

28. М.М. Пришвин, певец родной земли. Красота, богатство русской природы, многообразие ее животного и растительного мира – главные темы произведений писателя для детей. Сказка-быль «Кладовая солнца». Реальное и фантастическое в сказке. Характеристики детей. Обилие познавательного материала.

29. Сказки и рассказы К.Г. Паустовского для детей. Мастерство изображения природы («Кот-ворюга», «Золотой линь», «Корзина с еловыми шишками»).

30. Цикл сказов П.П. Бажова «Малахитовая шкатулка». Их источники. Мотивы фольклора и реалистическое изображение жизни тружеников Урала. Взаимосвязь человека и природы, труда и творчества. Воспитательное значение сказов.

31. Единство веселого и серьезного в юмористических рассказах Н.Н. Носова.

32. Обилие познавательного материала в произведениях В.В. Бианки. «Лесная газета» – художественная энциклопедия природы для детей.

33. Стихи А.Л. Барто для детей. Сатира и юмор в стихах поэтессы.

34. Рассказы и повести Л. Пантелеева для детей.