ПРАКТИКА ДЛЯ РЕАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ
Даже если вы сами видите, что постоянно расстраиваете сами себя и делаетесь несчастным, вы не сможете избавиться от этого состояния иначе, как только с помощью работы и практики - да, только работы и практики! - по изменению своих иррациональных представлений, порождающих расстройства, и действуя вопреки этим представлениям.
Более того, если вы не будете упорно и неоднократно поступать вопреки своим страхам, то не сможете от них избавиться.
Например, если вы боитесь проявить дружеские чувства и потому избегаете человека, то тем самым вы бессознательно усиливаете свой страх. Убегая, вы как бы говорите себе (даже если не осознаете этих мыслей): «Если мне откажут в таком же дружеском отношении, это будет ужасно! Прежде чем обратиться к этому человеку, я должен получить гарантию, что мне не откажут». И от этого вам становится еще страшнее.
Если мы попытаемся свести основные невротические проблемы в две группы, то их можно назвать так: 1) самоосуждение, то есть расстройство целостности личности; 2) низкий порог фрустрации, то есть очень низкая (слабая) психическая выносливость.
Самоосуждение, доходящее до степени расстройства целостности личности, возникает, когда вы твердо верите: «Я должен все сделать хорошо. Я должен получить одобрение. Если я не поступаю так, как я должен, то я - ничтожество». Это настоящая мания величия. Ведь вы требуете от себя выдающихся качеств безупречности, сверхчеловеческих способностей, что просто невозможно.
Низкий порог фрустрации сродни мании величия, потому что за ним стоит следующая философия: «Для меня просто необходимо создать соответствующие условия, чтобы я мог быть безупречным, особым, выдающимся. Значит, остальные люди должны делать именно то, чего я хочу, а все вокруг должно быть устроено так, чтобы удовлетворять мои желания. А если этого не будет, то это ужасно, и я этого не вынесу. Тогда и жить не стоит!»
Итак, вот одна из основных идей, ведущих к низкому порогу фрустрации: «Моя жизнь должна быть легкой. Люди должны давать мне то, чего я хочу». За этим следуют соответствующие иррациональные представления: «Для того, чтобы сделать мою жизнь
счастливой, я должен всегда преуспевать и пользоваться любовью и расположением всех тех людей, которые для меня важны - причем всегда и при всех обстоятельствах!» На основе этой идеи возникает низкий порог фрустрации. Но эти идеи говорят и о расстройстве целостности личности, поскольку настаивают: «Я должен жить легко и удобно», «У меня все должно быть хорошо», «Мне должны предоставить подобающие условия для удобства проявления моего совершенства». Я, меня, мне!
Почему в психотерапии так часто говорят о низкой психической выносливости? Потому что неважно, каким образом вы расстроили себя с самого начала - если вы знаете, что расстроены, понимаете, какие именно рациональные представления расстраивают вас, знаете, что надо делать, чтобы избавиться от них, и в то же время отказываетесь работать над собой, то вы наверняка являетесь жертвой низкого порога фрустрации.
Если вы понимаете, что у вас есть определенные иррациональные представления, которые усугубляют ваше дискомфортное состояние и превращает его в сильную тревогу, то вы можете преодолеть это, используя методики рационально-эмотивной терапии (РЭТ), убеждая себя так, как мы учились этому на протяжение всего текста. Но вы должны будете работать над тем, чтобы убедить себя в правильности столь здравых представлений, так как слишком долго и упорно вы придерживались совершенно безумных идей, считая их исключительно и единственно правильными.
В таком случае вам следует активно применять вновь полученные знания о том, как изменить идеи, порождающие тревогу. Вам надо продолжать упорно работать до тех пор, пока вы не преодолеете тревогу и пока она не перестанет возвращаться к вам.
Если вы поддаетесь тревоге, вместо того, чтобы сделать какие-то реальные усилия и избавиться от нее, - значит у вас низкая психическая выносливость. Если вы временно преодолеваете свой дискомфорт, а затем снова отказываетесь бороться - это говорит о наличии того же недостатка.
Низкая психическая выносливость нередко приводит к тревоге и депрессии. Но гораздо чаще она провоцирует усиление травмирующих переживаний - правда, если только вы допускаете это.
Для того, чтобы повысить порог фрустрации вам следует задавать себе как можно больше трудных заданий и как можно скорее, невзирая на то, как вы будете чувствовать себя при выполнении этих заданий.
Итак, вперед! И не киснуть! И не ждать, когда у вас сложится подходящее настроение! Вступайте в борьбу немедленно!
Вот сейчас вы можете подумать о ловушке: вы пытаетесь преодолеть низкий порог фрустрации, который связан с идеей о том, что преодоление его не должно требовать от вас слишком больших усилий, заставляя себя выполнять действия, требующие все более и более мощных усилий! Все именно так и происходит. Но не забывайте о том, что эта ловушка не существует в действительности, - она существует только в вашей голове. А если это всего лишь мысль, то вы можете избавиться от нее, если будете активно оспаривать свои неразумные мысли.
Итак вот противоречия, которые приводят в эту ловушку:
1. «Я не должен слишком напрягаться для того, чтобы получать то, что хочу, - даже зная, что это принесет мне пользу. Работать для своего собственного счастья слишком тяжело. Я хочу получить его немедленно и без усилий».
2. «Единственный способ избавиться от низкого порога фрустрации и стать вполне здравомыслящим человеком заключается в том, чтобы много и упорно работать над преодолением своего отвращения к долгой и упорной работе». Для преодоления этих парадоксов можно предложить один разумный ответ: «Да, работать для получения желаемого результата с прицелом на далекое будущее довольно трудно. Но если ничего не делать, то будет еще труднее. Результат, полученный слишком легко и быстро, может обернуться большими потерями в будущем.
Это печально, но к сожалению все именно так и происходит. Если я не постараюсь, то моя дальнейшая жизнь потребует от меня куда более значительных болезненных переживаний, неудобств и усилий.
Итак, вам поможет только ПРАКТИКА, только РАБОТА!
Вы уже продвинетесь вперед, если будете просто распознавать и выражать свои чувства. Но чтобы достигнуть прочного результата, вам необходимо оспаривать свои иррациональные представления тысячи раз, и тысячи раз приходить к рациональным представлениям, буквально вбивая их себе в голову. Вы должны также тысячи раз поступать вопреки своим иррациональным представлениям, расстроенным чувствам и искаженным мыслям.
Не существует простого волшебного способа изменить себя. И никто не может потрудиться за вас для вашего изменения. Только вы сами можете изменить себя. И только с помощью постоянно работы над собой.
Вы можете перестать чувствовать себя несчастным, подавленным человеком, если будете претворять в жизнь принципы РЭТ, изложенные в этом тексте, двумя основными способами:
1. Воспользуйтесь не одним, а несколькими подходами (а не только РЭТ), в том числе не одной, а несколькими методиками РЭТ (изложенных в данном тексте), направленными на изменение ваших мыслей, чувств и поступков. Дайте каждой методике и каждому подходу возможность подействовать - ни один метод не производит мгновенных изменений и ни один метод ничего не даст без постоянной работы над собой. Если один метод не помог, используйте второй, третий, четвертый! Даже если вам что-то помогло, все равно используйте разные способы. Возможно, вам понравится применять несколько подходов комплексно.
2. Используя РЭТ, «примерьте на себя» несколько техник, изложенных в данном тексте, выберите наиболее для вас подходящий и используйте его последовательно и многократно, до тех пор, пока не увидите устойчивые результаты.
Итак, если вырешили начать действовать, то:
1. Ответьте на следующие вопросы:
• какие иррациональные представления я хочу оспорить и преодолеть?
• могу ли я доказать истинность этих иррациональных представлений?
• какие свидетельства говорят против этих иррациональных представлений?
• какие свидетельства говорят в пользу истинности этих иррациональных представлений?
• что самое плохое может случиться со мной, если я откажусь от этих иррациональных представлений и буду действовать вопреки им?
• что хорошего может случиться со мной, если я откажусь от этих иррациональных представлений и буду действовать вопреки им?
2. Повысьте свой порог фрустрации, ответив на следующие вопросы:
• какие иррациональные представления я хочу оспорить и преодолеть? Ответ: Я не должен так много работать, чтобы изменить себя с помощью РЭТ. Все
должно быть намного проще! А здесь слишком много сложного. Ужасно, что никто не
сделает это за меня.
• могу ли я доказать истинность этих иррациональных представлений? Ответ: Нет.
• какие свидетельства говорят против этих иррациональных представлений? Ответ: Тому есть множество свидетельств:
• Не вижу причины, почему я не должен много и упорно работать над собой с помощью РЭТ. Если я хочу измениться, значит я должен трудиться. Таковы условия изменений. Процесс изменения действительно трудоемкий, и это изменить нельзя. А я могу измениться, если соглашусь с тем, что стоит поработать и добиться хороших результатов.
- С чего это я взял, что процесс изменения личности должен быть простым, легким и приятным? Это лишь плод моих желаний. Науке не известны такие способы. Если я даже очень захочу, чтобы все изменения произошли мгновенно легко и приятно, то все равно мое желание не сделается реальностью, зато мои страдания будут оставаться вполне реальными.
- Что значит: мне слишком трудно самостоятельно работать над изменениями себя по методам РЭТ? Очевидно, что это не настолько трудно, чтобы у меня не было ни одного шанса, - хотя наверняка это нелегко. Утверждая, что это слишком трудно, я просто прячусь за слова, на самом деле подразумевая, что это труднее, чем мне хотелось бы. Не таится ли в этом требование, чтобы все, что, по моему мнению, должно быть простым, обязательно должно быть простым в реальности, иначе это ужасно и невозможно пережить? Действительно ли это так? Вряд ли!
- Да, действительно, менять себя довольно трудно. Но это неизменное условие. Мне это трудно, это трудно каждому человеку, который хочет изменить себя. Это объективная истина. Глупо дуться на это и капризничать. Это - условие решения задачи, которую я перед собой поставил.
- Да действительно, менять себя трудно. Но если оставить все как есть, то будет еще хуже, потому что тогда при мне останется моя депрессия, гнев, страх, тревожность - а вот это и правда очень тяжело.
- Почему ужасно, что никто не сделает это для меня и за меня, так, чтобы я изменился в лучшую сторону? Ужасно - это то, хуже чего просто быть не может, это более, чем плохо. Тот факт, что мне придется работать над собой, испытывая при этом дискомфорт, время, энергию и, возможно, деньги - это неудобство. Но неудобство вряд ли можно назвать чем-то, что «более, чем плохо» и «то, хуже чего быть не может». Нет, это только временное неудобство. Но чем больше я преувеличиваю для себя трудности, тем тяжелее мне будет начать и продолжать работу. А потому лучше я буду рассматривать эту работу над собой, как некоторое временное неудобство.
- какие конкретно свидетельства говорят в пользу истинности моего иррационального представления?
Ответ: Я не вижу никаких свидетельств. Есть довольно много доказательств, что работать над собой трудно. Есть доказательства, что невозможно просто ознакомиться с методиками, осознать, что они полезны, и автоматически измениться. Вот, я уже практически знаком с методикой, но изменений пока нет. Так что я просто должен выбрать, буду я работать над собой на заданных условиях или нет. И не стоит создавать себе дополнительные трудности, вздыхая по невозможному. Что может изменить от моих вздохов?
- что самое плохое может случиться со мной, если я откажусь от своего иррационального представления и буду действовать вопреки ему? Примерный ответ:
- Я буду продолжать работать над собой по методике, это станет моей «головной болью» и «геморроем». Ну и пусть. Если я не буду работать над собой, то все мои проблемы останутся при мне, и возможно, на всю жизнь.
- Если я откажусь от РЭТ и не буду работать над решением проблем, то проблемы не только останутся со мной, но еще и усугубятся. Пожалуй, это будет еще хуже.
- Если я буду работать над собой по методике РЭТ, то самое плохое, что может со мной случиться, заключается в том, что я не изменюсь ни на йоту. Это значит, что все мои усилия пропадут зря. Но, по крайней мере, я буду уверен, что сделал все, что мог для своего спасения. В то же время, если я ничего не буду делать, то, скорее всего, со временем мне станет еще хуже, чем сейчас.
- Если я буду работать по методике РЭТ и у меня ничего не получится, то я останусь со своими разочарованиями и болью. Но это маловероятно - ведь если я буду работать, то, скорее всего, в какой-то степени все-таки изменюсь к лучшему. Многие вещи вносят беспокойство и некоторое неудобство в мою жизнь, но я принимаю это как должное. Почему бы мне не потерпеть некоторое неудобство в период работы над собой, чтобы сэкономить много времени и сил в будущем, освободив себя от лишних страданий. Итак, лучше я буду продолжать работать над собой.
- что хорошего может случиться со мной, если я откажусь от этих иррациональных представлений и буду действовать вопреки им? Примерный ответ:
- С помощью РЭТ я действительно смогу избавиться от своих проблем. Сейчас меня мучает тревога и депрессия, а с помощью РЭТ я смогу ослабить этот гнет. Я смогу даже полностью избавиться от тревоги и депрессии!
- Если я смогу преодолеть свой низкий порог фрустрации в одной области, то я преодолею низкие пороги фрустрации в других областях своей жизни. В частности я смогу избавиться, например, от медлительности, нерешительности или от переедания.
- Для меня самая трудная и важная задача - научиться радоваться жизни, напряженно работая над собой по методикам РЭТ - то есть отказывая себе в минутных радостях ради будущих достижений. Если я в конце концов откажусь быть несчастным, проходя через ряд ограничений, то смогу считать, что это была одна из самых серьезных и почетных задач моей жизни, которую я успешно решил.
- По мере работы над преодолением низкого порога фрустрации - даже если это займет достаточно много времени - я буду преуспевать все больше и больше, и со временем эта работа станет доставлять мне удовольствие. Я увижу, как постепенно растет моя независимость и власть над собственными эмоциями. А что может дать чувство большего удовлетворения, чем сознание того, что ты сам становишься хозяином своей судьбы?