Французский роман конца ХХ века.

Французский философ Жан Бодрийар и понятия гиперреальности.Вопрос о существовании привычных категорий «события», «пространства» и «времени». РоманыФ. Бекбедера и М. Уэльбека: новая масс-медиальная реальность общества потребления, насыщенное мифотворчество и цитатность современного мира. Размывание границ элитарной и массовой литературы. Языковая аналитика, смешение повествовательных моделей.

Раздел 34. Английская литература конца XIX - ХХ века

34.1. Эстетизм в английской литературе конца XIX века.

 

Эстетизм и дендизм как реакция на викторианство, на позитивизм, дарвиновское учение. Эстетство в литературе и живописи (художники-прерафаэлиты) и эстетизм как стиль жизни. Культ яркой индивидуальности, противопоставляющей себя повседневности викторианского быта.Джон Раскин и Уолтер Пейтер как теоретики искусства и литераторы, придавшие слову «красота» особый смысл. Единственное средство вернуть человеку утраченную це­лостность и приблизить его к высшей духовности - искусство, приобщающее человека к высшей красоте. Идеи «чистого искусства» и «искусства для искусства»

 

34.2. Творчество Оскара Уайльда

 

Поэт, драматург, прозаик, теоретик эстетизма. Лекции Уайльда по искусству: эстетизм, ренессанс искусств в современной Англии, британское прикладное искусство, художественное обу­стройство жилища, примат формы над содержанием.Парадокс об аморальности искусства. Эссе «Упадок лжи»: жизнь подражает искусству куда более, неже­ли искусство подражает жизни, упадок современного искусства связан с отказом от вымысла, воображения. Рассказы «Кентервильское привидение», «Преступление лорда Артура Сэвилла», «Сфинкс без загадки»,«Натурщик-миллионер».Сборники сказок «Счастливый принц и другие сказки», «Гранатовый домик». Роман «Портрет Дориана Грея»: проповедь и опровержение эстетизма. Предисловие к роману. Мотив искушения и искупления. Миф об ожившем изображении. De profundis: элегия, оплакивающая былое величие. «Баллада Редингской тюрьмы»: классический стих и трагизм содержания.

 

34.3. Конец викторианской эпохи. Английская модель модернизма

 

Смерть королевы Виктории, чье царствование длилось более 60 лет (1837-1901) и по имени которой эпоха получила название викторианская, подвела итог этому периоду и ознаменовала новые искания культуры. Модернизм в литературе базировался на неклассической философии – идее онтологического плюрализма. На формирование модернизма оказала влияние философия А. Шопенгауэра с его артикуляцией на психологизм и витализм, лингво-математическая теория У. Куайна, философия интуитивизма А. Бергсона. Стремление к антитрадиционализму, акцентирование метафоры, бунт и эпатаж разрывали с предшествующей традицией. Отказ от гармонии, переосмысление гуманизма, идея Ф.Ницше о сверхчеловеке была свойственна многим художникам этого направления. В результате происходила перекодировка культуры, рождающая новый художественный язык. Обновление языка приводило к трансформации понятия социального мира, становясь этапом конструирования постмодернизма.

После Первой мировой войны в английской литературе начинается размежевание направлений, которое усиливается в 30-е годы. Большинство английских писателей остро ощутили обреченность старых литературных форм. Опираясь на труд О. Шпенглера «Закат Европы», художники искали новые пути, новую выразительность в дальнейшем развитии критического реализма. Писатели, прошедшие Первую мировую войну, относили себя к «потерянному поколению». Они так же идеализировали частную жизнь, ее интеллектуальный и психологический аспект.

 

34.4. Редьярд Киплинг (1865-1936)

Национализм и колониализм как верность викторианской Англии: «Он стал воплощением духа нации» (Г.Уэллс). Романтические корни его поэзии. Проза: «Книга джунглей» (1894-1895). Новеллы индийского цикла: «Лиспет», «Дочь полка». Феномен Киплинга в том, что он оказал большее влияние на европейскую литературу (Н.Гумилев, Б.Брехт) и американскую (Ш. Андерсон, Э.Хемингуэй), нежели на английскую.

 

34.5. Джон Голсуорси (1867-1946)

 

Монументальная эпопея «Сага о Форсайтах» (1906 -1922) демонстрирует творческое развитие традиций критическое реализма. Она состоит из романов «Собственник», «В петле», «Сдается в наем» и двух лирических интерлюдий, связывающих повествование. «Сага» представляет ретроспективную семейную хронику, в которой возникает понятие «форсайтизм». Сага имеет несомненное сходство с произведениями.

Второй цикл романов о Форсайтах «Современная комедия» (1924-1927) включает так же три романа «Белая обезьяна», «Серебряная ложка», «Лебединая песня» и две интерлюдии. Романы о Форсайтах позволяют говорить об эволюции метода писателя. Его стилистика обогащается внутренними монологами персонажей, в которых происходит их самовыражение. Объективность сочетается с тончайшей психологической нюансировкой. Эпический охват истории и истории клана Форсайтов. Языковые особенности эпопеи.

«Современная комедия» (1924-1927) как продолжение «Саги» на новом историческом этапе. Тема «потерянного поколения».

Эволюция метода Голсуорси: полнота психологического раскрытия личности. Самовыражение персонажей во внутренних монологах. Напряженный сдержанный лиризм.

 

34.6. Герберт Уэллс (1866-1946)

 

Романист, эссеист, журналист, популяризатор науки, родоначальник научно-фантастического романа ХХ века. Фантастический прием был для него средством исследования современного общества, включая глобальные катастрофы.

В романах «Машина времени» (1895), «Человек-невидимка» (1897), продолжая традиции критического реализма на новом историческом этапе, он разрабатывает новую проблему – моральную ответственность ученого перед человечеством.

Социологический и психологический подход к жанру фантастического романа. Гротеск и аллегория в романах Уэллса. Статья «Современный роман» (1912). Цель романиста «ставить вопросы политики, и вопросы религии, и социальные вопросы. пока не охватим всю жизнь в наших романах». Антивоенная фантастическая повесть об атомной войне «Освобожденный мир» (1914)

Революция в России – для него социальный эксперимент. После ее посещения он написал «Россия во мгле» (1920). Антифашистский роман-исследование «Святой террор» (1935), посвященный феномену Гитлера и Муссолини.

 

34.7. Ивлин Во (1903-1966)

 

Его роман «Мерзкая плоть» (1930) – эталон изображения «веселых 20-х». Он показал себя мастером сатиры и бурлеска, блестящих диалогов, запечатлевших манеру речи светской молодежи. Резким контрастом содержанию возникает драматичный «военный» мотив. Во начинает разрабатывать тему кризиса идеи Дома в государстве и семье, показав человека в «безумном мире». Формируются основные черты его поэтики: сатира, гротеск, юмор, фарс, карикатура в изображении характеров. Особенности композиции – кинематографический монтаж.

Во время Второй мировой войны он служил в морской пехоте. Его военный опыт отразился в трилогии о войне «Шпага чести», в которую входят «Вооруженные люди»(1952), «Офицеры и джентльмены» (1955), «Безоговорочная капитуляция» (1961), где с горькой иронией показывает бездарность командования и героизм воюющих.

В повести «Незабвенная (1948), «англо-американской трагедии», он раскрывает тему«поэт и послевоенной действительности». С присущим ему мастерством сатирика, используя «черный юмор», он показывает гибельность стандартизации жизни.

 

34.8. Ричард Олдингтон (1892-1962)

 

Был участником движения имажистов, создателей «новой поэзии», куда входили Т.Элиот и Э.Паунд. Они ратовали за «чистую образность». Первые книги стихов Р.Олдингтона назывались «Образы. 1910-1915», «Образы войны» (1919) «Образы желания» (!919). Он экспериментировал со свободным стихом. Первый роман - «Смерть героя» (1928). Тема «потерянного поколения» раскрывается на автобиографическом материале. Свободный ритм романа, который он назвал «роман-джаз», навеян траурным маршем Бетховена «На смерть героя», давшим название роману. Герой Олдингтона Джордж Уинтерборн теряет все, в том числе и волю к жизни, и гибнет. Роман полон трагической символики. Стиль романа отличается нервозностью, едкой и горькой сатирой и глубиной внутренней жизни героя.

В романе «Все люди враги» (1933) рассматривается проблема - человек и история, сопровождающаяся философским комментарием. В романе показана история молодого англичанина, вернувшегося с войны и пытавшегося обрести место в жизни.

 

34.9. Сомерсет Моэм (1874-1965)

 

Главный вклад С. Моэма в английскую литературу – новеллы, романы, эссеистика.

Жанр одного из лучших романов Моэма «Бремя страстей человеческих» (1915) критика определяет как роман воспитания. Моэм отдал дань жанру биографического романа, создав своеобразную трилогию о творцах. Роман о Поле Гогене «Луна и грош» (1919), о Томасе Харди «Пироги и пиво»(1930), роман «Театр» (1937).

С.Моэм – блестящий новеллист, отличающийся выстроенностью сюжета, естественностью диалога, замечательным воспроизведением «местного колорита». Его наблюдения за соотечественниками в разных уголках мира раскрывают психологию персонажей, их отношение к морали, добру и злу. Один из его лучших рассказов «Дождь».

 

34.10. Джеймс Джойс (1882-1941)

 

Как прозаик Джойс начинал в жанре классического рассказа. Сборник «Дублинцы»(1905, опубликован в 1914). С одной стороны Дублин для Джойса – модель мира, с другой стороны, - реалистически нарисованные портреты ирландских обывателей, представителей интеллигенции и политиков. Для критики привычно сравнивать «Дублинцев» с рассказами Чехова, что не имеет под собой почвы, даже если единственным доказательством служит тот факт, что Джойс отрицал свое знакомство с творчеством Чехова в период работы над «Дублинцами».

«Портрет художника в юности» продолжает традиции «романа воспитания» ХIХ века, однако Джойс в отличие от писателей Х1Х века отказывается от подробного жизнеописания героя. Роман автобиографичен.

В «Улиссе» (1914-1922) Джойс использует мотив странствий и возвращения домой «Одиссеи» Гомера. Мифологическая параллель романа сопрягает личное и всеобщее, делая равноправными Улисса (Одиссея) и рекламного агента Блума. Главный художественный прием – «поток сознания», который Джойс называет «внутренним монологом».

Художественные особенности романа, пародийность, ирония, аллегория, словотворчество, дает возможность не считать роман Джойса переложением «Одиссеи» Гомера на современный лад, написанный изощренным стилем. Техника письма, изобилующая «потоками сознания», литературная форма, эксперименты с языком, символическое мышление автора выводят роман на широкие художественные и философские обобщения. «Улисс» вобрал в себя достижения романного искусства предшествующих веков и указал путь к новым формам и технике письма.

Джойс - центральная фигура не только модернизма, но литературы ХХ века.

 

34.11. Вирджиния Вулф (1882-1941).

 

В.Вулф и «психологическая школа». В.Вулф, ее единомышленники- блумсберийцы отрицали классические традиции, как не соответствующие духу времени. Поток сознания, фиксация состояний (moments of being) – главные принципы ее эстетики. Эссе «Своя комната» (1928)

Особенно это ярко проявилось в романах «Комната Джейкоба» (1922), «Миссис Дэллоуэй» (1925), «На маяк» (1927), в которых тщательная фиксация впечатлений, поток бытия наслаиваются на поток сознания персонажей.

Усложненность композиции, почти отсутствующая фабула приводят к сконструированной, состоящей из впечатлений отдельных персонажей реальности. Жизнь воссоздается эклектично, состоит из мелочей, важных для персонажей.

В романе «Волны» (1931), состоящем из внутренних монологов шести персонажей и лирических интерлюдий, время измеряется по движению солнца и ритму волн. Особое место занимают в ее творчестве фантастическая биография «Орландо», посвященная вымышленному гениальному подростку- поэту (1928), биографические очерки. «Флаш»(1933) посвящен поэтам-романтикам Элизабет Баррет-Браунинг и Роберту Браунингу через «биографию» их спаниеля Флаша. «Роджер Фрай. Биография» (1940) посвящена известному искусствоведу.

 

34.12. Дэвид Герберт Лоуренс (1885-1930)

 

Крупнейший представитель английского модернизма, автор десяти романов, нескольких сборников рассказов и поэтических книг и литературно-критических очерков. Стремясь освободить литературу от норм и обновить художественный язык, он расходился с модернистами в понимании задач искусства, полностью отрицая новации Д.Джойса и М.Пруста. Первые романы «Белый павлин» 1911), «Нарушитель» (19120, «Сыновья и любовники» (1913) построены на автобиографическом материале.

Зрелый период его творчества ознаменован антивоенным романом «Радуга» (1915). Книга была признана безнравственной и запрещена цензурой, как и ее продолжение «Влюбленные женщины» (1916). Широкий охват социальных отношений, точность психологических характеристик, повышенное внимание к вопросам пола создает многоплановость романов. Всепобеждающими являются эротические импульсы, исходящие из подсознания.

В 20-е годы написаны романы «Жезл Аарона», «Кенгуру», «Пернатый змей». Последним обращением к крупной форме стал роман «Любовник леди Чаттерли» (1928). Изощренная стилистика Д.Г. Лоуренса полна символов. Сложный ритм его прозы передает приливы и отливы эмоций во всех их оттенках.

 

34.13. Томас Стерн Эллиот (1888-1965)

Начало поэтической деятельности связано с имажизмом («чистая образность»). Направление его художественных поисков началось с поэмы «Любовная песнь Дж.Алфреда Пруфрока» (1915) и первого сборника «Пруфрок и другие наблюдения» (1917). В них реализована идея «маски»: Пруфрок – пародийный автопортрет и портрет всего поколения. Время истолковывается по Бергсону.

«Бесплодная земля», как и поэма «Полые люди» (1925), - образец интеллектуальной поэзии, требующей комментирования.

«Четыре квартета» (1935-1942) построены по модели квартетов Бетховена. Элиот пытается дать поэтическую модель мира. Доминирующая тема – Время, развивающееся в контексте истории. В сложный текст поэмы вводится и тема Второй мировой войны.

Ироническая поэма «Популярная наука о кошках, написанная старым опоссумом» (1939).

 

34.14. Олдос Хаксли (1894-1963)

 

Хаксли – один из создателей нового жанра – антиутопии, ближайшими продолжателями которого стали являются Д. Оруэлл и Е.Замятин. Хаксли постоянно обращается к философской проблематике, связанной с развитием естественных наук и новых технологий.

Особенностями его художественного стиля являются интеллектуальный скептицизм, гротеск, сатира.

Сюжеты его первых двух романов «Желтый кром» (1921) и «Шутовской хоровод» (1923) с названием и эпиграфом из К.Марло («Мои герои, как сатиры козлоногие, пройдут пред вам в хороводе шутовском»), строятся на розыгрыше и состоят из бытовых эпизодов первых послевоенных лет. Соединение бурлеска и драматизма особенно ощутимо в «Шутовском хороводе». В сознании персонажей оживают драматические воспоминания о войне и предчувствие новых потрясений.

Антиутопия «О дивный новый мир» (1932) – пародия на научно-фантастический роман Г.Уэллса «Люди как боги»(1921). В контексте романа узнаваемы мотивы «Бури» Шекспира, откуда и взято название антиутопии, «Путешествий Гулливера» Д.Свифта. Центральная идея в том, что торжество технократии приводит к подавлению личного во имя социальной стабильности, приводя к полной обезличенности.

В антиутопии «Обезьяна и сущность» (1948) он вновь протестует против торжества технократии.

 

34.15. ДЖОРДЖ ОРУЭЛЛ (1903-1950)

Романист, публицист, классик жанра антиутопии.

Программное эссе «Во чреве кита и другие эссе»(1940), где он пишет о «веке, когда свобода мысли – смертный грех, пока ее не превратят в бессмысленную абстракцию».

Он следует традициям политической сатиры Свифта как автора «Сказки о бочке» в повести-притче «Скотный двор» (1945), иносказательной истории о сталинских репрессиях, написанной в трагифарсовом ключе, создав аллегорию советской действительности 20-30-х годов.

В антиутопии «1984» (1949) Оруэлл дает модель общества тотальной несвободы, казарменно-бюрократического режима с абсолютной идентичностью мыслей и поступков людей. Гибнет культура, которую лишили языка, заменив его «новоязом».

Прообразы описываемого Оруэллом государства Океания - СССР, нацистская Германия, модели грядущего мира, которые до него описали Е.Замятин и О.Хаксли.

 

34.16. Чарльз Сноу (1905-1980)

В трилогии "Чужие и братья" /1940-1970/ и развитие и отход от традиционализма 19 века /Бальзака, Золя, Голсуорси/. Цикл, состоящий из 11 романов, представляет почти весь диапазон романных жанров: психологического, социально-исторического, воспитательного, политического. В романе "Коридоры власти" /1964/ Сноу, придерживаясь исторической достоверности, заостряет проблему вхождения во власть, уже смоделированную им в романе "Наставники" /1951/. Механизм борьбы за власть, притягательность властных структур как для ученых /выборы ректора/, так и для политиков – реальная возможность создать галерею психологически точно обрисованных характеров "героев" своего времени. Сноу начал когда-то детективным романом "Смерть под парусом" и закончил возвращением к детективу "Слой лака" /1978/. Под "слоем лака", то есть внешней благопристойностью скрываются темные стороны человеческой природы.

 

 

34.17. Грэм Грин /1904-1991/

Острота современных проблем и конфликтов никогда не означала для писателя стремления к самодовлеющей новизне и современности формы. Испытавший в начале писательского пути сильное влияние неоромантиков Конрада и Стивенсона, он впоследствии придерживался основ традиционализма, заложенных в викторианскую эпоху. Послевоенное творчество Грина, в основном, сосредоточено на исследовании социально-политических процессов в тех странах, где человек чаще всего оказывался в пограничье между жизнью и смертью. Писателя привлекали переломные кризисные ситуации, участниками которых становились герои его лучших романов "Тихий американец" /1955/, "Наш человек в Гаване" /1958/, "Комедианты" /1968/. Обширная география его романов /Юго-Восточная Азия, Куба, Африка/ не столько повод для экскурсов в мир экзотики, сколько прием для создания ситуации "экзистенциального приключения". Писатель-католик, он испытывает своих героев грехом и искуплением, для чего как нельзя лучше подходят горячие взрывоопасные точки планеты.

 

34.18. Литература "рассерженных".

Название этому короткому послевоенному отрезку в литературе /50-60 годы/ дала пьеса Дж.Осборна "Оглянись во гневе". Единомышленниками драматурга выступили его современники – прозаики, поэты, выпускники Оксфорда Кингсли Эмис и Джон Уэйн. Кингсли Эмис /1922-1995/. Прозаик, поэт, публицист. Международная известность пришла к нему после романа "Счастливчик Джим" /1954/, которым автор открывает своего рода жанр комического университетского повествования. Меткими социально-бытовыми подробностями отмечен и роман "Девушка лет двадцати" с его мастерски воссозданной атмосферой Лондона 60-70 годов.

Джон Уэйн /1925-1994/ - поэт, прозаик, критик. Самые известные произведения "Спеши вниз" /1953/ и "Зимой в горах" /1971/. Как и Эмис, Уэйн остается в рамках нравоописательной прозы. Проблему эфемерного бунтарства Уэйн тиражировал в целом ряде романов, что обернулось исчерпанностью и самой темы и художественных ресурсов автора. Поиски новых путей реализации замысла привели к созданию одного из лучших его романов "Зимой в горах". Герой его оказывается активным участником острого и ненадуманного социального конфликта, помогающего ему по-иному взглянуть и на мир, и на свою позицию.

 

34.19. Уильям Голдинг /1911-1993/

У. Голдинг – создатель интеллектуальных романов-притч: "Повелитель мух" /1954/, "Наследники" /1955/, "Шпиль" /1964/. Притчевость его произведений глубоко укоренена в национальной традиции Англии – от Томаса Мора до Дж. Свифта.

В романе "Повелитель мух" в качестве рамочного обрамления травестийно используется популярная детская книга Р. Баллантайна "Коралловый остров" /1858/. С одной стороны, "остров" это идеальное обособленное поле притчи /"Утопия"/, а с другой, национальное, а не только топографическое понятие в сознании англичан.

Двуплановое построение "Повелителя мух", в котором занимательный приключенческий сюжет тесно переплетён с философскими размышлениями о природе зла в человеке, особенно после Второй Мировой войны. На фоне увлекательной игры в "робинзонаду" во вчерашних школьниках пробуждается темное племенное прошлое. Оказавшись в ситуации первобытной вседозволенности, благочинные ученики, включая певчих из церковного хора, легко "развоспитываются". Варварское звериное начало одерживает верх над цивилизацией, также как сильные над слабыми. Беспомощность рациональной прагматики, т.е.близорукого благоразумия в образе Хрюши. Двуединая взаимозависимость страха и зла. Роман "Наследники" как скрытая полемика с Г. Уэллсом и его просветительской идеей выпрямленного движения истории – от низшего к высшему. На примере маленькой гибнущей общины неандертальцев Голдинг доказывает прерывистость самого процесса эволюции. Философская глубина притч Голдинга не только в объективной картине каждой из исторических эпох, но и в путях, проложенных писателем к самопознанию личности.

 

34.20 Айрис Мёрдок /1919-1991/

 

Тема и проблематика романов Мёрдок, а их несколько десятков, кажутся неисчислимыми. В первом её романе "Под сетью" /прозрачная метафора несвободы героя/ заявлены основные идеи, ситуации, характеры, к которым писательница будет не однажды возвращаться. Сам герой оказался современником, а в чём-то единомышленником персонажей литературы "рассерженных". В романах "Бегство от волшебника" /1956/, "Отрубленная голова" /1961/, "Дикая роза" /1962/ неисчерпаемое многообразие типологии характеров, непредсказуемость поступков персонажей, вторжение в их жизнь иррационального демонического начала создают картину реальной сложности бытия. Особое место в её творчестве занимает роман "Алое и зелёное" /1965/ о восстании в Дублине в 1916 году.

Почти все персонажи А.Мёрдок трудятся на интеллектуальном поприще, но некоторые из них истинное предназначение видят в искусстве. Об этом её лучшие романы "Чёрный принц" /1972/и "Море, море" /1978/. Последний получил Букеровскую премию. В обоих романах концептуализируется бегство героя в сторону эмпирической полноты бытия, его сложности и трагичности. В "Чёрном принце" главный приём – мистификация с найденной и посмертно опубликованной рукописью. Это роман о романе, и жертвы, принесенные его автором, окажутся не напрасными. В романе "Море, море" герой выносит на суд читателей дневник-исповедь, безжалостно препарируя себя как личность и одновременно выступая, как и сама писательница, "исследователем человеческой природы".

 

34. 21 Джон Фаулз /1926-2005/

Вошел в литературу как новатор, использующий классические модели повествования для их виртуозной деконструкции. Литературные аллюзии, интертекст, стилистическая изощренность определили его место среди писателей, стоящих на границе традиционно реалистического и модернистского романа. Игра с литературными подтекстами начинается с романа "Коллекционер", в котором имя героини "Миранда" – прямая отсылка к "Буре" У.Шекспира, перекличка с которым возникает и в романе "Волхв" /1966/.

Роман "Подруга французского лейтенанта" /1969/ - квинтэссенция повествовательных стратегий Дж.Фаулза. Написанный в эпоху возобновившегося интереса к викторианскому прошлому, он строится в жанре семейно-психологического романа. Эклектика романа – принципиальная установка Фаулза. В романе идёт обсуждение проблем творчества и не только литературного. Так появляются реальные художники 19 века – "прерафаэлиты" и автор рассуждает о вопросах эстетики нового искусства.

 

 

34.22. Постмодернизм в английской литературе. Питер Акройд /р.1949/

 

Автор более 40 литературных произведений, "классик" постмодернистской литературы, Акройд изобретательно использует весь арсенал постмодернистских приемов: стилизацию, имитацию, мистификацию и интертекст, включая автоцитаты. Излюбленный жанр – биографические романы. Их герои – любимые писатели Акройда: Чаттертон, Диккенс, Мильтон, Уайльд, Блейк, образы и обстоятельства жизни которых он реконструирует, опираясь как на собственное воображение, так и на реальные факты биографий. В романе "Лондонские сочинители" Акройд мистифицирует читателя рассказом о фальсификации 18 века, когда обнаружились новые реликвии, связанные с жизнью и творчеством У.Шекспира, включая внезапно обнаруженную, никому неизвестную пьесу Барда. В 2008 году появляется метаповествование "Журнал Виктора Франкенштейна", основой которого послужил роман Мари Шелли. В число действующих лиц включены свидетели его создания П.Б. Шелли и ДЖ.Г.Байронтора Франкенштейна", основой которого послужил роман Мари Шелли. В число действующих лиц включены свидетели его создания П.Б. Шелли и ДЖ.Г.Байрон.

 

34.23 Джулиан Барнс /р.1946/

Выпускник Оксфорда, Барнс входил в литературу в эпоху, по выражению Жана Бодрийара, "подобий и симуляций". Реальность всё чаще подменяется знаками реальности, всеохватным примером которого может служить Диснейленд. Этот "тематический парк" с его гиперреальностью, вытесняющей из сознания посетителей реалии подлинной жизни, стал прообразом одного из самых репрезентативных романов Барнса "Англия, Англия" /1998/. Дж.Барнс создал произведение по канонам постмодернистской эстетики, предполагающей синтез разнонаправленных стилевых тенденций, включающих и традиционную роман-биографию Марты Кокрейн. История Марты Кокрейн, одно время служившей Штатным Циником на острове, создаёт рамочное обрамление повествования. Цикл её жизни, в который вплетена и традиционная любовная история, - это путь, пройденный по кругу, своего рода "роман воспитания" в романе.

 

 

Раздел 35. Литература Германии конца XIX – ХХ веков.