ОБУЧЕНИЕ С РАЗВЛЕЧЕНИЕМ: ВОЗМОЖНОСТИ СИНТЕЗА

© Нелли Арнольдовна Козырева, сентябрь 2001
nellydelf@rambler.ru

Тезисы доклада на 4-й международной конференции "CREATING HUMAN CAPITAL" lifelong learning for the knowledge society в Хельсинки, 26-29 сентября 2001

"Образование заключается не только в расширении памяти и просветлении разума. Главная задача образования - научиться управлять своими желаниями". Жозеф Жубер, эссеист.

Задача обучения творчеству, расширения творческих возможностей человека в последние годы рассматривается как самый эффективный способ активного развития личности. При этом всё чаще само понятие "творчество" рассматривается в более широком смысле: как способность человека гибко относиться к самой своей жизни, как способность находить альтернативные варианты решений проблем, как способность добиваться успеха в реализации своих идей.

Сегодня мир столкнулся с проблемами огромного, общечеловеческого значения, которые требуют своего решения. Очевидна бесполезность устаревших методов решения этих проблем - мы должны научиться менять свой способ мышления. Мы просты вынуждены учиться думать по-новому.

Люди сражаются, борются чтобы поделить между собой ограниченные ресурсы, материалы, деньги, территории. Это путь разрушения.

Есть другой путь - путь созидания. Н. Уэбстер, америк. Лексикограф, описал его так: " Творчество - акт творения мира из ничего". Идеи действительно нематериальны. Но их реализация изменяет мир. Мы должны научить людей создавать новый мир, добрый мир.

Существуют теории и методики, позволяющие научить человека творчески мыслить. Это известные и широко применяемые методы Генриха Альтшуллера (ТРИЗ), Роберта Штернберга (интеллект успеха), Эдварда де Боно (латеральное мышление), и др. Но успешное творчество в жизни не сводится только к способности генерировать новые идеи. Необходимо вырабатывать у людей три различные составляющие успешной творческой самореализации:

Собственно творческую: умение находить новые интересные идеи, выходить за рамки принятых норм, видеть скрытые для других возможности.

Аналитическую: способность анализировать и оценивать идеи, предвидеть последствия новых идей, решать проблемы и принимать решения.

Практическую: умение реализовывать идеи. Даже самая великолепная идея бесполезна, пока её не воплотят в реальном мире в виде эффективного решения, пока она не принесёт своих плодов.

Предлагаю для системного проведения обучения развитию творческого аналитического практического мышления организовать специальные выставки - экспозиции игрушек-изобретений и размещать их в местах массового отдыха взрослых и детей: Диснейлендах, Аквапарках. Необходимо создать такую среду, в которой человек может не только научиться развивать свои способности, но и реализовывать свои творческие идеи. Мы можем соединить ресурсы системы образования, индустрии развлечения и венчурного капитала для обучения людей во время отдыха, развлечения.

Нами проделана следующая работа:

- Разработана структура экспозиции выставки: содержание тематических залов, методика отбора экспонатов и их размещения по залам.

Собрана картотека игрушек для первого зала.

Для проведения обучения в игровой форме разработано два вида методик:

с использованием сказок (для детей от 4 лет и взрослых), и с использованием игрушек (для детей от 10 лет и взрослых). Любой посетитель - и ребёнок, и его родители со средним или высшим образованием - могут при посещении выставки найти для себя доступный уровень преподавания.

Организация обучения творческому мышлению в местах массового отдыха позволит, возможно: в игровой, занимательной форме эффективно обучать методам творчества, совмещая обучение с развлечением взрослых и детей.

Расширить диапазон лиц, занимающихся своим личностным развитием, за счёт большого количества посетителей Диснейлендов и Аквапарков.

Обучать студентов (педагогов, инженеров) работе по обучению творческому мышлению (ТРИЗ)

Организовать творческие мастерские по изготовлению придуманных посетителями игрушек.

Организовать маркетинговые центры, на практике обучающие вопросам организации венчурных фирм, производства и сбыта для придуманных посетителями игрушек.

Проводить культурные мероприятия по расширению дружеских контактов - приглашая детей и взрослых со всего мира на отдых, обучение, участие в творческих конкурсах.

Системно использовать ресурсы развлекательных учреждений и венчурного капитала для обучения отдыхающих навыкам успешной творческой самореализации.

Эти возможности могут быть интересны организациям и преподавателям, занимающимся развитием творческого мышления, а также администрации развлекательных учреждений. Мы готовы обсуждать вопросы по организации такой системы обучения с заинтересованными в ней лицами.

Какие могут возникнуть проблемы?

Возросшие творческие способности человека - не всегда благо. Приёмы эффективного творческого мышления обладают потенциальной опасностью как инструмент, повышающий могущество того, кто им владеет. Любой инструмент может быть использован для реализации опасных целей. Но, как сказал поэт Джордж Герберт, "если в мозге не сеют злаков, он производит сорняки".

Наш мир сегодня засеян сорняками зла. Один из способов спасти нашу планету - научить людей создавать добрые идеи, научить людей реализовывать эти добрые идеи, научить людей изменять наш мир к лучшему.

 


ПРИМЕНЕНИЕ АЛГОРИТМА АНАЛИЗА ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА НА ОСНОВЕ ОТСМ-ТРИЗ

(c) Корзун Анна Валерьевна, 2004

Минск, Беларусь, МГПК №2 им. М. Танка.

 

"Развитие всех систем подчинено сходным закономерностям, поэтому многие идеи и механизмы ТРИЗ могут быть использованы при построении теорий решения нетехнических творческих задач".

Г.С.Альтшуллер. Справка "ТРИЗ-88".

Закладывая в основу преподавания любого учебного курса вообще, и педагогики в частности, методологию ТРИЗ, следует понимать, что этот шаг влечёт за собой системные изменения технологии преподавания. Минимальное требование для организации такой работы - педагог должен работать в режиме исследовательской деятельности. Следовательно, встаёт вопрос о применении подходов теории решения изобретательских задач для решения конкретных проблем, встающих перед преподавателем. Одна из них основана на конфликте между желанием педагога работать в заявленном русле и ограничениями, которые накладывают внешние обстоятельства (условия конкретного образовательного учреждения, ситуация в региональной системе образования и т.д.).

Для решения педагогических задач изобретательского характера нами опробована модель работы с проблемой в рамках ОТСМ1-ТРИЗ, предложенная Т.А.Сидорчук и Н.Н.Хоменко2, как адаптированный алгоритм решения творческой задачи на основе АРИЗ-85В Г.С.Альтшуллера.

Алгоритм включает в себя следующие этапы работы над проблемой:

1. Предварительное описание проблемной ситуации.

2. Вычленение конкретной задачи из проблемной ситуации.

3. Построение абстрактной модели конкретной задачи, формулировка противоречия.

4. Построение абстрактной модели решения задачи, представление ИКР (идеального конечного результата).

5. Выявление ресурсов и выход на конкретное решение.

6. Если решение понятно только как концептуальное, формулирование подзадач, которые необходимо решить для реализации предлагаемого решения.

7. Повторение цепочки рассуждений для решения выявленных подзадач с шага №3 и конкретизация решения.

8. Рефлексия.

С помощью этого подхода было решёно несколько задач, возникших в процессе создания альтернативной системы профессиональной подготовки в нашем педагогическом колледже. Протокол анализа одной из них приводится ниже.

1 ОТСМ - общая теория сильного мышления.

2 С.В.Лелюх, Т.А.Сидорчук, Н.Н.Хоменко. Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников. Ульяновск, 2003 с.105-108

 

ОПИСАНИЕ ИСХОДНОЙ СИТУАЦИИ

Учебный план для конкретной специальности в любом учебном заведении утверждён министерством образования. В нём предусматривается так называемый "вариативный компонент" для ведения факультативов и спецкурсов. Использование этого резерва зависит от решения методического совета учебного заведения, на котором утверждается тот или иной спецкурс.

В нашей конкретной ситуации внешние обстоятельства наложили ограничение на возможность использования части этого времени на спецкурс по ТРИЗ-педагогике. Возникла проблема: как осуществить реализацию задуманного?