ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ
(подготовительная к школе группа)
Цели: учить правильному произношению звуков [с], [з] в слогах, словах, фразе; сравнивать характеристики этих звуков; развивать фонематический слух; упражнять в звуком анализе, определении позиции звука в словах; закреплять употребление предлогов (с, за, из, из-за, из-под); совершенствовать навыки употребления имен существительных множественного числа родительного падежа; закреплять навыки чтения и письма; развивать внимание и логическое мышление у ребенка.
Оборудование: предметные картинки на звуки [с], [з] (ослик, собака, заяц, лиса, слон, коза, свинья, барсук, носорог, зубр, суслик) и картинка с изображением лошади; мягкие игрушки собаки и зайца; конверт с приглашением; письмо от зайчат; раздаточный материал для звукового анализа на каждого ребенка; кассы букв; кроссворд; нарисованные домики с изучаемыми звуками; символы предлогов.
1. Организационный момент.
Логопед. Ребята, сегодня нам прислали письмо. Давайте посмотрим, что в нем. (Логопед показывает детям конверт и достает приглашение, зачитывает).
Ребята, приходите к нам в гости, в зоопарк.
Логопед. Нас приглашают в зоопарк. Вот только, отправители забыли подписать приглашение. Отгадайте загадки и узнаете, кто нас туда пригласил.
Много бед таят леса,
Волк, медведь там и лиса!
Наш зверек живет в тревоге,
От беды уносит ноги.
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверек зовется? (Зайка.)
Жил-был маленький щенок.
Он подрос, однако,
И теперь он не щенок –
Взрослая … (собака).
Дети отгадывают загадки. Логопед помещает перед детьми игрушки зайца и собаки, сообщает тему занятия.
2. Анализ и сравнение характеристик звуков.
Логопед. Произнесите названия животных, которых вы только что отгадали. Какие звуки вы слышите в названии этих слов?
Дети. Звуки С и З.
Логопед. Правильно, давайте дадим характеристику этим звукам.
Дети. Звук [с] – согласный, твердый, глухой. Звук [з] – согласный, твердый, звонкий.
Логопед. Чем похожи эти звуки?
Дети. Они оба согласные, твердые.
Логопед. Чем отличаются друг от друга?
Дети. Звук [с] – глухой, [з] – звонкий.
3. Развитие фонематического слуха.
По дороге в зоопарк собачка предлагает детям провести речевую разминку.
ИГРА «Запомни – повтори»
Дети по очереди повторяют за логопедом дорожки из слов и чистоговорки (зайка и собачка помогают исправлять ошибки детей).
Сом – зонт – сок
Зайка – сумка – завод
Знак – стол – звон
Собака – заноза – соль
Лист – зубы – твист
Замок – совок – засов
За-са-за – вот идет коза.
Са-за-са – вот летит оса.
Зу-зу-су – мы видели лису.
Су-су-зу – отвязали мы козу.
ИГРА «Наоборот»
Логопед произносит слог (слово) со звуком [с], дети отвечают ему слогом (словом) со звуком [з].
Са – за
Со – зо
Су – зу
Сы – зы
Сэ – зэ
Соя – Зоя
Суп – зуб
Лиса – Лиза
Коса – коза
Сайка – зайка
4. Работа с картинками
Логопед обращает внимание детей на картинки, расположенные на наборном полотне (ослик, собака, заяц, лиса, слон, коза, свинья, барсук, носорог, зубр, суслик, лошадь).
Логопед. Ребята, посмотрите, кто встречает нас в зоопарке?
Дети. Животные.
Логопед. Наш зоопарк необычный, потому что в нем живут разные животные и все они дружат друг с другом. Какие животные живут в зоопарке?
Дети. Дикие и домашние.
Дети называют животных.
Логопед. В названиях животных есть звуки [с] и [з]. рассмотрите внимательно картинки и скажите, какая картинка лишняя. Почему?
Дети. Лошадь. В названии этой картинки нет звуков [с] и [з].
ИГРА «Посели животных в дом»
На магнитной доске находятся картинки с изображением двух домов. На одном нарисован символ звука [с] – насос (либо буква С), на другом символ звука [з] – комар (либо буква З).
Логопед. Звери грустные стоят,
В дом попасть они хотят.
Но не знают – как? Куда?
Помогите, детвора!
Дети берут картинки с изображением животных с наборного полотна и распределяют их по домикам со звуками на два столбика с помощью магнитов, объясняя свой выбор и позицию звука в слове (в начале, середине, конце).
Логопед. Молодцы! Сегодня у нас много разных животных. Давайте скажем правильно – кого у нас много?
Дети. У нас много свиней, зайцев и т. д.
5. Физкультминутка
Логопед.
В зоопарке побывали,
Очень сильно мы устали.
Мы играть с лисой пойдем,
Хорошо мы отдохнем!
Логопед читает стихотворение, дети выполняют соответствующие тексту движения.
У лисицы острый нос,
У нее пушистый хвост.
Шуба рыжая лиса
Несказанной красоты.
– Я охотница до птицы!
Кур ловить я мастерица!
Как увижу – подкрадусь
И тихонько затаюсь.
После прыгну и схвачу,
Деткам в норку отнесу.
6. Упражнение в подборе предлогов в предложениях.
Логопед. Дети, посмотрите, у зайки в руках конверт. Это зайчата передали нам письмо с заданиями. Здесь что-то написано, а что непонятно. Зайчата еще маленькие и не умеют писать правильно. Давайте им поможем!
На доске выставляются символы предлогов (с, за, из, из-за, из-под). Детям предлагается прослушать предложение и вставить пропущенный предлог.
Зайка спрятался … куст.
Козы пасутся … домом.
Лиса выскочила … норы.
Рысь спустилась … дерева.
Ослик выглядывает … столба.
… будки выглядывает собака.
… дивана выкатился ёжик.
Носорог вышел … воды.
7. Разгадывание кроссворда.
Логопед. Давайте посмотрим, что еще осталось в конверте. Это кроссворд. Если мы разгадаем его, то узнаем, какой сюрприз нас ждет в конце занятия. Я буду загадывать загадки, а слова-отгадки мы будем записывать в клетки кроссворда. У нас должно получится ключевое слово.
Будто школьная тетрадка –
Разрисована в полоску.
В черно-белую полоску.
(Зебра.)
Спереди – пятачок,
Сзади – крючок,
Посередине – спинка,
А на ней щетинка.
(Свинья.)
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
(Лось.)
С бородой, а не старик.
С рогами, а не бык.
Доят, а не корова.
(Коза.)
Он как маленькая лошадь,
Он упрямый, но хороший.
(Ослик.)
8. Звуковой анализ.
Логопед. Теперь прочитаем ключевое слово «ириски» и проанализируем его с помощью звуковых символов, предварительно выложив его из букв разрезной азбуки.
Один ребенок выполняет задание у доски, остальные за своими столами.
9. Итог занятия.
Логопед. Молодцы, ребята! Вы все сегодня хорошо занимались и заслужили угощение, которое вам приготовили собачка и зайка. Угощайтесь!
Раздает детям конфеты.
«Узнай звук»
Цель: Развитие ФС.
Задачи:
1. Познакомить детей со звуком [с].
2. Закрепить навыки восприятия на слух и правильного употребления в речи звука [с].