ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ

(подготовительная к школе группа)

 

Цели: учить правильному произношению звуков [с], [з] в слогах, словах, фразе; сравнивать характеристики этих звуков; развивать фонематический слух; упражнять в звуком анализе, определении позиции звука в словах; закреплять употребление предлогов (с, за, из, из-за, из-под); совершенствовать навыки употребления имен существительных множественного числа родительного падежа; закреплять навыки чтения и письма; развивать внимание и логическое мышление у ребенка.

Оборудование: предметные картинки на звуки [с], [з] (ослик, собака, заяц, лиса, слон, коза, свинья, барсук, носорог, зубр, суслик) и картинка с изображением лошади; мягкие игрушки собаки и зайца; конверт с приглашением; письмо от зайчат; раздаточный материал для звукового анализа на каждого ребенка; кассы букв; кроссворд; нарисованные домики с изучаемыми звуками; символы предлогов.

1. Организационный момент.

Логопед. Ребята, сегодня нам прислали письмо. Давайте посмотрим, что в нем. (Логопед показывает детям конверт и достает приглашение, зачитывает).

Ребята, приходите к нам в гости, в зоопарк.

Логопед. Нас приглашают в зоопарк. Вот только, отправители забыли подписать приглашение. Отгадайте загадки и узнаете, кто нас туда пригласил.

Много бед таят леса,

Волк, медведь там и лиса!

Наш зверек живет в тревоге,

От беды уносит ноги.

Ну-ка, быстро отгадай-ка,

Как зверек зовется? (Зайка.)

 

Жил-был маленький щенок.

Он подрос, однако,

И теперь он не щенок –

Взрослая … (собака).

Дети отгадывают загадки. Логопед помещает перед детьми игрушки зайца и собаки, сообщает тему занятия.

2. Анализ и сравнение характеристик звуков.

Логопед. Произнесите названия животных, которых вы только что отгадали. Какие звуки вы слышите в названии этих слов?

Дети. Звуки С и З.

Логопед. Правильно, давайте дадим характеристику этим звукам.

Дети. Звук [с] – согласный, твердый, глухой. Звук [з] – согласный, твердый, звонкий.

Логопед. Чем похожи эти звуки?

Дети. Они оба согласные, твердые.

Логопед. Чем отличаются друг от друга?

Дети. Звук [с] – глухой, [з] – звонкий.

3. Развитие фонематического слуха.

По дороге в зоопарк собачка предлагает детям провести речевую разминку.

ИГРА «Запомни – повтори»

Дети по очереди повторяют за логопедом дорожки из слов и чистоговорки (зайка и собачка помогают исправлять ошибки детей).

Сом – зонт – сок

Зайка – сумка – завод

Знак – стол – звон

Собака – заноза – соль

Лист – зубы – твист

Замок – совок – засов

 

За-са-за – вот идет коза.

Са-за-са – вот летит оса.

Зу-зу-су – мы видели лису.

Су-су-зу – отвязали мы козу.

ИГРА «Наоборот»

Логопед произносит слог (слово) со звуком [с], дети отвечают ему слогом (словом) со звуком [з].

Са – за

Со – зо

Су – зу

Сы – зы

Сэ – зэ

Соя – Зоя

Суп – зуб

Лиса – Лиза

Коса – коза

Сайка – зайка

4. Работа с картинками

Логопед обращает внимание детей на картинки, расположенные на наборном полотне (ослик, собака, заяц, лиса, слон, коза, свинья, барсук, носорог, зубр, суслик, лошадь).

Логопед. Ребята, посмотрите, кто встречает нас в зоопарке?

Дети. Животные.

Логопед. Наш зоопарк необычный, потому что в нем живут разные животные и все они дружат друг с другом. Какие животные живут в зоопарке?

Дети. Дикие и домашние.

Дети называют животных.

Логопед. В названиях животных есть звуки [с] и [з]. рассмотрите внимательно картинки и скажите, какая картинка лишняя. Почему?

Дети. Лошадь. В названии этой картинки нет звуков [с] и [з].

ИГРА «Посели животных в дом»

На магнитной доске находятся картинки с изображением двух домов. На одном нарисован символ звука [с] – насос (либо буква С), на другом символ звука [з] – комар (либо буква З).

Логопед. Звери грустные стоят,

В дом попасть они хотят.

Но не знают – как? Куда?

Помогите, детвора!

Дети берут картинки с изображением животных с наборного полотна и распределяют их по домикам со звуками на два столбика с помощью магнитов, объясняя свой выбор и позицию звука в слове (в начале, середине, конце).

Логопед. Молодцы! Сегодня у нас много разных животных. Давайте скажем правильно – кого у нас много?

Дети. У нас много свиней, зайцев и т. д.

5. Физкультминутка

Логопед.

В зоопарке побывали,

Очень сильно мы устали.

Мы играть с лисой пойдем,

Хорошо мы отдохнем!

Логопед читает стихотворение, дети выполняют соответствующие тексту движения.

У лисицы острый нос,

У нее пушистый хвост.

Шуба рыжая лиса

Несказанной красоты.

– Я охотница до птицы!

Кур ловить я мастерица!

Как увижу – подкрадусь

И тихонько затаюсь.

После прыгну и схвачу,

Деткам в норку отнесу.

6. Упражнение в подборе предлогов в предложениях.

Логопед. Дети, посмотрите, у зайки в руках конверт. Это зайчата передали нам письмо с заданиями. Здесь что-то написано, а что непонятно. Зайчата еще маленькие и не умеют писать правильно. Давайте им поможем!

На доске выставляются символы предлогов (с, за, из, из-за, из-под). Детям предлагается прослушать предложение и вставить пропущенный предлог.

Зайка спрятался … куст.

Козы пасутся … домом.

Лиса выскочила … норы.

Рысь спустилась … дерева.

Ослик выглядывает … столба.

… будки выглядывает собака.

… дивана выкатился ёжик.

Носорог вышел … воды.

7. Разгадывание кроссворда.

Логопед. Давайте посмотрим, что еще осталось в конверте. Это кроссворд. Если мы разгадаем его, то узнаем, какой сюрприз нас ждет в конце занятия. Я буду загадывать загадки, а слова-отгадки мы будем записывать в клетки кроссворда. У нас должно получится ключевое слово.

 

Будто школьная тетрадка –

Разрисована в полоску.

В черно-белую полоску.

(Зебра.)

Спереди – пятачок,

Сзади – крючок,

Посередине – спинка,

А на ней щетинка.

(Свинья.)

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.

(Лось.)

С бородой, а не старик.

С рогами, а не бык.

Доят, а не корова.

(Коза.)

 

Он как маленькая лошадь,

Он упрямый, но хороший.

(Ослик.)

 

8. Звуковой анализ.

Логопед. Теперь прочитаем ключевое слово «ириски» и проанализируем его с помощью звуковых символов, предварительно выложив его из букв разрезной азбуки.

Один ребенок выполняет задание у доски, остальные за своими столами.

9. Итог занятия.

Логопед. Молодцы, ребята! Вы все сегодня хорошо занимались и заслужили угощение, которое вам приготовили собачка и зайка. Угощайтесь!

Раздает детям конфеты.

 

 

«Узнай звук»

Цель: Развитие ФС.

Задачи:

1. Познакомить детей со звуком [с].

2. Закрепить навыки восприятия на слух и правильного употребления в речи звука [с].