Функции и кадровое обеспечение отдельных звеньев Службы

1. Структура Службы в сфере образования предусматривает двой­ное подчинение: по административной и по профессиональной линиям. Административное управление осуществляется отделами психологической службы республиканских, региональных, город­ских и районных управлений и департаментов образования, руко­водителями учебно-воспитательных учреждений. Профессиональ­ное управление осуществляется через сеть специальных психоло­гических учреждений разного уровня – районных, областных, городских и региональных центров (см. схему).

2. Административная линия:

2.1. Центральным органом управления психологической служ­бы является отдел службы практической психологии образования Министерства образования Российской Федерации. Аналогичные отделы соответствующих государственных учреждений руководят работой Службы на региональном (субъектов Федерации), крае­вом, областном, городском уровнях. Деятельность этих отделов направлена на выработку стратегии развития и функционирова­ния психологической службы на соответствующем уровне, созда­ние необходимых для этого условий, координацию работы низовых звеньев министерств, ведомств, учреждений Министерства.

2.2. Отдел службы практической психологии образования Ми­нистерства образования Российской Федерации:

– формирует и осуществляет федеральную политику в области развития и функционирования психологической службы системы образования;

– формирует федеральный бюджет и определяет порядок фи­нансирования психологической службы системы образования;

– выступает с инициативами по совершенствованию законо­дательного регулирования работы Службы;

– разрабатывает и утверждает типовые положения об учреж­дениях психологической службы, работниках Службы, другие нор­мативные документы;

– определяет порядок аттестации кадров в системе психологи­ческой службы образования, устанавливает нормы труда и его оплаты:

– разрабатывает и утверждает порядок лицензирования и ат­тестации в системе психологической службы образования;

– разрабатывает информационное и научно-методическое обес­печение подготовки кадров для психологической службы;

– разрабатывает и утверждает квалификационные требования для детских практических психологов разных категорий;

– организует и контролирует систему подготовки и повыше­ния квалификации кадров для психологической службы системы образования;

– организует подготовку учебников, учебных пособий, спра­вочников и т.д. для психологов, работающих в системе образова­ния, студентов соответствующих специальностей;

– осуществляет координацию международных связей Россий­ской психологической службы с ближним и дальним зарубежьем;

– распределяет поступающие в Министерство образования России дополнительные денежные средства на развитие психо­логической службы из госбюджета, от фондов, спонсоров и част­ных лиц, контролирует эффективность их использования в ре­гионах.

2.3. При Министерстве образования создается научно-методиче­ский совет, главной задачей которого является координация ра­боты региональных центров службы практической психологии образования и оказание им организационной и научно-методичес­кой помощи. Научно-методический совет выполняет следующие функции:

– систематически заслушивает доклады о положении дел и су­ществующих проблемах в развитии и функционировании психо­логической службы системы образования по регионам;

– выступает инициатором проведения общероссийских кон­ференций, семинаров по обмену опытом работы Службы, тен­денций и перспектив ее развития, подготовки кадров, научно-методического обеспечения;

– участвует в разработке федеральных и международных про­грамм развития психологической службы системы образования;

– участвует в распределении дополнительных денежных средств, поступающих на развитие Службы, и контроле за их ис­пользованием.

В научно-методический совет входят в качестве постоянных членов представители республиканских и региональных центров психологической службы и в качестве приглашенных – предста­вители заинтересованных министерств, ведомств, учреждений и организаций России:

Министерства образования России; Российской академии обра­зования; Российской академии наук; Министерства здравоохране­ния России; Министерства науки, высшей школы и технической политики; Российского центра профориентации; Министерства внутренних дел; Министерства социальной защиты населения Рос­сии; Министерства культуры России; Российского общества психологов; различных психологических ассоциаций и др., а также представители общественных и религиозных организаций.

2.4. Отделы службы практической психологии образования ор­ганов управления образованием на уровне субъектов Федерации выполняют применительно к своим регионам функции, анало­гичные вышеперечисленным соответствующего отдела Минобра­зования России, формируя для региона бюджет и определяя кад­ровую политику в сфере службы практической психологии обра­зования, выпуская необходимые нормативные документы и т.п. При этом решения региональных органов управления могут иметь приоритет над решениями Министерства образования. Кроме того, региональные отделы системы образования по представлению со­ответствующих центров службы практической психологии образо­вания проводят аттестацию и лицензирование детских практичес­ких психологов, работающих в различных звеньях службы.

2.5. Отделы службы практической психологии областных, го­родских и районных управлений и департаментов образования на своем уровне обеспечивают административное управление психологической службой и ее финансирование. По разрешению рес­публиканских и региональных органов управления и по представ­лению соответствующих центров психологической службы могут проводить аттестацию детских практических психологов, работа­ющих в системе образования. Через директора образовательного учреждения обеспечивают деятельность психологической службы определенного учреждения.

2.6. При отделах службы практической психологии образования управлений образованием различного уровня создаются научно-методические советы,включающие представителей всех заинтере­сованных организаций, фондов и т.п. и выполняющие на своем уровне информативно-координирующие и распределительные функции, аналогичные функциям Научно-методического совета при Министерстве образования Российской Федерации.

2.7. Директора образовательных учреждений под руководством соответствующих отделов службы осуществляют административное управление деятельностью психологической службы конкретного учреждения, ее финансирование и материально-техническое осна­щение в соответствии с нормативными документами Службы.

3. Профессиональная линия:

3.1. Региональный центр службы практической психологии об­разования – головная организация, руководящая по профессио­нальной линии всей деятельностью психологической службы на территории определенного субъекта Федерации (регионе). Центр несет ответственность за научное и методическое обеспечение де­ятельности всех звеньев Службы, профессиональный уровень их деятельности, разрабатывает квалификационные требования к кадрам и отдельным подразделениям Службы, организует и про­водит работу по повышению квалификации, готовит для соответ­ствующего отдела управления образованием материалы для аттестации и лицензирования как отдельных специалистов, так и вновь создающихся подразделений Службы.

Центр действует преимущественно на бюджетной основе. При Центре создаются психолого-педагогические стационары и полу­стационары различного профиля: психодиагностические, для детей с трудностями в обучении, для детей, переживших психичес­кую травму, для трудных подростков и т.п. в соответствии с по­требностями республики (региона). Стационары и полустационары могут финансироваться на бюджетной, смешанной, коммерчес­кой основе, использовать деньги фондов, спонсоров и др.

Кроме того, совместно с соответствующими подразделениями органов здравоохранения, опеки и попечительства, внутренних дел при Центре могут быть организованы смешанные стационары соответствующего профиля – для детей с невротическими рас­стройствами, для несовершеннолетних правонарушителей, стаци­онары психодиагностического типа, которые могут заменить со­временные детские приемники-распределители.

Центр имеет полиграфическую базу для выпуска нормативных и методических материалов, периодических изданий для работни­ков Службы и др.

В Центре работают детские практические психологи высшей ква­лификации, а также специалисты, имеющие квалификацию «пси­холог-организатор психологической службы образования», «пси­холог-методист». Для работников стационаров требуется специаль­ная подготовка с присвоением необходимой квалификации. Центр и стационары должны быть укомплектованы также специалиста­ми из смежных областей (социальными работниками, медицинс­кими психологами, дефектологами, медицинскими работниками различной квалификации, юристами и т.п.).

3.2. Городской (областной) центр службы практической психо­логии образования несет ответственность за методическое и орга­низационное обеспечение деятельности низовых звеньев Службы. Осуществляет психодиагностику и психокоррекцию особо трудных случаев. Проводит различные виды психологической и социально-психологической групповой работы для педагогов, родителей, де­тей. По разрешению регионального центра психологической служ­бы может проводить профессиональную оценку работников низо­вых звеньев Службы, подготавливая для соответствующего отдела материалы по их аттестации и лицензированию, повышению квалификационного разряда и др.

При Центре может действовать Ассоциация детских практичес­ких психологов.

Центр может оказывать дополнительные услуги организациям и частным лицам на хозрасчетной основе.

Центр имеет полиграфическую и производственную базу, обес­печивающую низовые звенья Службы необходимыми диагности­ческими, методическими и другими видами рабочих материалов, бюллетенями по обмену опытом и др.

Центр комплектуется из высококвалифицированных детских практических психологов, а также специалистов, имеющих ква­лификацию «психолог-организатор психологической службы образования», «психолог-методист».

3.3. Районный центр службы практической психологии обра­зования ведет методическую работу с психологами образователь­ных учреждений, контролирует и организует их деятельность по профессиональной линии, обеспечивает оснащение рабочих мест психологов образовательных учреждений необходимыми матери­алами для проведения диагностической, коррекционной и дру­гих видов работ, организует и проводит постоянно действующий семинар практических психологов. Консультирует по различным психолого-педагогическим вопросам администрацию учебно-воспитательных учреждений, обеспечивает проведение различных форм психологической работы с педагогами. Ведет работу по про­паганде психолого-педагогических знаний.

Районные центры службы практической психологии образова­ния комплектуются преимущественно из специалистов, имеющих квалификацию «детский практический психолог-методист».

3.4. Первичные звенья Службы работают в каждом образова­тельном учреждении: детском саду, школе, ПТУ, детском доме, школе-интернате и др., осуществляя психологическое изучение детей для организации индивидуального подхода к ним, оказывая детям, родителям, учителям и воспитателям, администрации учеб­но-воспитательного учреждения психологическую и социально-психологическую помощь. Проводят психопрофилактическую ра­боту и работу по первичной психологической коррекции и реаби­литации, при необходимости направляя детей и родителей в высшие звенья службы и другие организации.

На должность практического психолога зачисляют специалис­та, имеющего квалификацию, подтвержденную дипломом или сви­детельством, а также аттестованного соответствующим отделом управления образования. Перед началом самостоятельной работы в качестве психолога образовательного учреждения желательно прохождение стажировки в городских и районных центрах психо­логической службы или работа в течение определенного срока под руководством опытного практического психолога.

Количество сотрудников первичных звеньев Службы определя­ется потребностями и возможностями образовательного учрежде­ния, но не менее одной ставки психолога на каждое образова­тельное учреждение. В учреждениях, имеющих более 500 воспи­танников (учащихся), – не менее двух (трех ставок) на учреждение.

3.5. Центры службы практической психологии образования всех уровней являются сетевыми учреждениями образования Российс­кой Федерации и находятся в ведении соответствующего террито­риального органа управления образованием, который обеспечива­ет финансовую и материально-техническую деятельность Центра и оказывает ему необходимую организационно-методическую помощь.