Звуки Б, П.
У п р а ж н е н и е 1.
Сделайте несколько упражнений для тренировки губ. Произносите поочередно звуки:
Б—П Б—П Б—П и П—Б П—Б П—Б
Четко различайте звонкий Б и глухой П.
У п р а ж н е н и е 2.
Тренируйте Б и П в сочетании с гласными. Следите не только за четкостью произнесения согласных, но и за точным звучанием гласных звуков.
БИ – ПИ БИ – ПИ БИП
БЭ – ПЭ БЭ – ПЭ БЭП
БА – ПА БА – ПА БАП
БО – ПО БЁ – ПЁ БОП
БУ – ПУ БЮ – ПЮ БУП
БЫ – ПЫ БИ – ПИ БЫП
БИ – БИ – БИ – БИ - БИП
БЭ – БЭ – БЭ – БЭ – БЭП
БА – БА – БА – БА – БАП
БО – БО – БО – БО – БОП
БУ – БУ – БУ- БУ – БУП
БЫ – БЫ – БЫ – БЫ – БЫП
У п р а ж н е н и е 3.
Тренируйте звуки Б и П в словах:
БИТВА
БЫЛЬ
БОЛЬ
БАРАБАН
БОЛЬШЕВИК
БАШНЯ
БАЙРОН
БУНТ
БРАТ
ПОЛЕ
КОПНА
ПОКОС
ПЛОЩАДЬ
ПАПОРОТНИК
ПОПОНА
ПОТОК
КОПЫТА
ПЕСНЯ
У п р а ж н е н и е 4.
Произнесите следующие пары слов. Обратите внимание, как изменяется смысл слова при оглушении звонкого согласного звука:
БОРТ — ПОРТ
БАЛКА — ПАЛКА
БЫЛЬ —ПЫЛЬ
БРАГА —ПРАГА
БАР — ПАР
У п р а ж н е н и е 5.
Тренируйте четкость произнесения Б и П в текстах. Произносите медленно.
Был бы бык, а мясо будет.
Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
В поле полет Поля просо.
Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.
***
Жил был поп, толоконный лоб.
***
Попадья Балдой не нахвалится.
***
Глядь — поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.
Звуки В, Ф.
У п р а ж н е н и е 1.
Вспомните положение речевого аппарата для этих звуков. Произнесите несколько раз поочередно звуки: В—Ф; В—Ф; В—Ф, четко различая звонкий В и глухой Ф.
У п р а ж н е н и е 2.
Тренируйте В и Ф в сочетании с гласными:
ВИ — ФИ ВИ — ФИ ВИФ
ВЭ — ФЭ ВЕ — ФЕ ВЭФ
ВА —ФА ВЯ — ФЯ ВАФ
ВО — ФО ВЁ — ФЁ ВОФ
ВУ — ФУ ВЮ-ФЮ ВУФ
ВЫ — ФЫ ВИ — ФИ ВЫФ
ВИ — ВИ — ВИ — ВИ — ВИФ
ВЭ — ВЭ — ВЭ — ВЭ —ВЭФ
ВА - ВА — ВА — ВА — ВАФ
ВО — ВО — ВО — ВО — ВОФ
ВУ —ВУ — ВУ — ВУ —ВУФ
ВЫ — ВЫ — ВЫ — ВЫ — ВЫФ
У п р а ж н е н и е 3.
Тренируйте звуки В и Ф в словах:
ВОЛГА ФЛАГ
ВЫСТАВКА ФРОНТ
ВЕСТЬ ФАКЕЛ
ВЗРЫВ ФИЛОСОФ
КВАС ФАНТАЗИЯ
ВИНТ КОФТА
ВОРОБЕЙ ФУФАЙКА
ИВА КАФТАН
ФИЛИН
У п р а ж н е н и е 4.
Произнесите следующие пары слов. Обратите внимание, как изменяется смысл слова при оглушении звонкого согласного звука.
ВАЗА — ФАЗА
ВРАГ — ФРАК
ВОРС — ФОРС
ВЛАГА — ФЛАГА
У п р а ж н е н и е 5.
Тренируйте звуки В и Ф в следующих текстах:
Была у Фрола — Фролу на Лавра наврала, пойдет к Лавру — Лавру на Фрола наврет.
Расфуфырился Фома —
Всё с фасоном сшит кафтан —
Франт Фома, а Епифан
Дедов носит всё кафтан.
Только что ж за фокус в том?
К Епифану други в дом!
Не в фасоне вовсе дело:
Не всё клад, что заблестело.
Из творчества учащихся