Словарь эстетических эмоций

Эмоциональная характеристика музыки

Грустная– тоскливая, беспокойная, жалобная, щемящая, пессимистическая, задумчивая, гнетущая, безвольная, покорная, обесцвеченная, опечаленная.

 

Спокойная – просветлённая, расслабленная, мирная, добродушная, светлая. Неподвижная, сонная, безразличная, идиллическая, убаюкивающая, слаженная.

 

Бодрая– подвижная, бравурная, сочная, сияющая. Темпераментная, праздничная, беззаботная, развлекательная, бурная, бодрящая, легковесная.

Поэтическая – мечтательная, доверчивая, задумчивая, духовная, проникновенная, благоверная, взволнованная, скромная.

Величественная– священная, триумфальная, пышная, помпезная, роскошная, беспредельная, монументальная, величальная, приветственная, приподнятая, торжественная.

 

Героическая– могучая, призывающая, побеждающая, сильная, стойкая, смелая, стальная, отважная, непоколебимая, непобедимая, богатырская.

 

Нежная– приятная, тихая, мягкая, лёгкая, чистая, трепетная, слабая, расслабленная, любовная, чувственная, влекущая, привлекательная, наивная, поэтическая, утешительная.

 

Радостная– праздничная, игривая, искристая, яркая, звонкая, ослепляющая, весёлая, захватывающая.

 

Волевая– решительная, напористая, настойчивая, независимая, размашистая, упрямая, требовательная, убеждающая, уверенная, чеканная.

 

Лирическая– чарующая, взволнованная, певучая, задушевная, мечтательная, волшебная, интимная, сентиментальная.

 

Хмурая – холодная, гнетущая, тёмная, глухая, приглушённая, сердитая, предупредительная, бесцветная, ворчливая, въедливая.

 

Страстная– бурная, огненная, пламенная, неугомонная, неудержимая, насыщенная, кипучая, азартная, буйная.

 

Грациозная – лукавая, элегантная, утончённая, невесомая, деликатная, галантная, изысканная, капризная, пластичная, беззащитная, привередливая.

 

Элегическая – меланхолическая, милосердная, нерешительная, несмелая, потерянная, боязливая, вкрадчивая, безвольная, разочарованная, беззащитная, прозрачная, предостерегающая, льстивая, ленивая, покорная.

 

Энергичная – стремительная, быстрая, буйная, пружинистая, активная, сильная, нетерпимая, молодцеватая.

 

Ласковая – доброжелательная, детская, сердечная, убаюкивающая, тёплая, милая.

 

Грозная– беспощадная, гневная, рассерженная, злая, твёрдая, властная, наступательная, гнетущая.

 

Шуточная – юмористическая, игривая, неуклюжая, неуправляемая, вертлявая, шальная. Потешная, комичная, легковесная.

 

Хвастливая – надменная, тяжеловесная, бесцеремонная, навязчивая, назойливая, драчливая, задиристая, манерная.

 

Таинственная– фантастическая. Космическая, магическая, загадочная.

 

 

Рассмотрим применение некоторых методов музыкального ТРИЗкомпонента в музыкальном воспитании старших дошкольников.

ММЧ – «метод маленьких человечков» используется очень широко и характеризуется органичным вхождением в любую малоизученную систему, в данном случае система «Музыкальная грамота», в частности, знакомство с нотами и их длительностями.

Один из приёмов: после постепенного ознакомления с первыми тремя нотами (до, ре, ми) выбираются одноимённые «дети-ноты», которым предлагается исполнить знакомую попевку «У кота-воркота». Каждая «нота» поёт в своё время и соответствующей длительностью. Далее, для усложнения игры можно предложить исполнить малознакомую попевку или из выученных нот сочинить другую. По мере изучения следующих нот и длительностей игры-попевки усложняются, количество «ноток» увеличивается.

 

Кодирование текста:разнообразные варианты данного метода предложены в книге Е. В. Королёвой «Музыка в сказках, стихах и картинках»(1994).