Социалистическая идея в России и странах Востока.

Идея соц-ма возникла на Зап., но практика в Р. и на Вост. Воплот-сь созд-я «справедлив. общ-ва», «гос. благоденствия». Теории соц-ма не могли возникнуть на Вост. как прогресс. переустройство, т.к. мысль о желании и возм-ти изменить общ-во чуждо традицион. созн., т.е. мир пост. меняется и круг развит. повторяется. Идея предопределения на Вост. искл. инициативу, а на Зап. проекты созд-я идеал. общ-ва больше связ. с иниц-й и волей чел. С др. стороны – обной из осн. мыслей в соц-ме явл. общ. собст-ть и полное отриц. и ограничение ч. собств. На Вост. - -общин. собств-ть, только в Нов. время – мысль о ч. соб-ти. Переход от обществ. собств-ти связан с мыслью об общ. сосуществ. Мн. реформаторы новейш. врем. на Вост. подч. наличие соц-ма в традиц. культ-х и религ.: Джемаль-ад-дин аль-Афгани(родонач. ислам. реформ-ва) утверждал, что соц-м явл. частью ислама и связ. с традиц. арабск. народа времени Мухаммада. Свами Вивекананда(инд. мысл.) – зап. чел. рожд-ся капит-м, тогда как индус настроен соц-ки. Китайцы Канн Ювэй, Мао Дзедун, Дэн Сяопин – корни соц-ма в кит. источниках. Т.о. соц-м Маркса и Энгельса в Р. и на Вост. Можно говорить о теор. и реал. соц-ме. Но в конкр. стране приобрет. нац. черты – нац. соц-м .

Теоретики соц-ма – соц-м явл. естест. этапом на пути разв. челов. и приходит на смену кап-му в индустр. развит. странах, когла м\ду трудом и кап-лом достиг. пик→стадия соц-ма (прогресс. стад.). На Зап. утвержд. соц-ма либер. типа (напр. фабианцы 1883-84). Распр. на восток соц. идеи были вырваны из обст-ки зрел. соц-ма. Маркс и Энг. опред-ли соц. кризис: соц. неблагоп. и полит. нестабильн. предполаг., что пролет. зап. стран, соверш. соц. револ. в своем регионе→соц. идеи будут госп. во всем мире. Соц. партии (уже в 20 в.) разн. стран приобр. нац. хар-р и проявл. в приверж. к в больш. степ. нац. интерес.→привалир-е нац. интерес. над интернац.

Благопр. для соц-ма: коллект. традиции, сохр. общин. строй в дер-не, осужден. обособл., автономность общ-ва. Ауробиндо– общ. сист. строилась на общ. основе, а не на индивид.→стремление к дух. жизни. Дух. ценности привалир. над матер-ми. Для стран В. типично привалир. над бурж. идеол. Соц-м ассоц-ся с силой к имп-му. Осн. отличие тер. соц-ма от реальн. – Маркс и Энг. видели в достиж. соц-ма рез-т достижения цели в развив. общ-ве – переход на высш. стадию развит. Реальн. соц-м в Р. и на Вост. фактич. стал сред-м достиж-я к-либо целей. С пом. соц-ма отсталые нар., завис. страны хотели ликвид. отсталость и завис. Использов-е соц. идей как средства в реш. св. внутр. пробл. Полит. традиции также способствовали устан. соц. строя в том виде в каком получ. Слабость местн. бурж., кот. проходила стадию становл-я и не имела ср-в. 3 этапа разв. реальн. соц-ма: 1 эт – револ. в Р., созд. Комминт., распр-е соц. идей (этап распр-я соц. идей ). 2 эт. – II м. в. + победа СССР в ВОВ. Антиколлониальн. движен. Холл. война. Устан. соц. строя молод. гос-вах. Обещало поддержку со стороны СССР. (этап противостоян. в стр.Зап. мира).→создание Сев. и Юж. Кореи, 2-х Китаев, кров. событ-я в Афг., созд. 2-х Йеменов, раздел. стр. Ю-В. Азии на «крас. ком.» и по кап.пути. «Хол. в.» переросла в «гор.» на террит. Вост. стран. 3 этап – кризис мир. соц. сист. (80-е г.) →закан-ся «барх. револ.» и развал СССР. На Зап. сущ-й либер. соц-м – кризис. В Китае ком. партия ост-ся правящей. Нельзя однозначно расценивать опыт соц-ма. Р. оставила на произв. судьбы В. стр. – союзник. и отверн. на Зап., но не приобр. статуса высокоразв. Евр. стр.