Глава I. Предмет и свойства медиакритики

 

В главе рассматривается сущность критики как познавательно-ориентирующей деятельности. На основе обобщения теоретических воззрений на критику и её отдельные предметные области (литературную, художественную критику), изысканий в области теории массовых коммуникаций, изучения критико-журналистских публикаций российских авторов, представлена характеристика предмета, субъектов и объектов, свойств медиакритики как явления журналистики. Рассмотрены виды и формы медиакритики, присущие ей свойства актуальности, публицистичности и научности, программности, свойство свободного сочетания понятийно-логических и художественно-образных элементов, различных лексических пластов и порождаемые этим свойством жанрово-стилевые особенности этой области журналистского творчества. Изучено влияние фактора корпоративности на медиакритику, способное породить свойство корпоративной ограниченности этой области журналистики.

Раздел I.1. “Критика как познавательно-ориентирующая деятельность”посвящен общефилософской характеристике критики. В общественном явлении - критике - воплощен синтез познания и социальной ориентации. Критическое познание охватывает составную часть человекосотворенного мира - духовного и материального, определяемую как культура. Расширительное определение культуры характеризует её как имеющую знаковую природу систему кодирования, воспроизводства и передачи добытых человечеством знаний во времени и пространстве. Эта система пронизывает все сферы духовной и материально-предметной деятельности, обеспечивая как накопление, селекцию, репродукцию знания, цивилизационного опыта, исторической памяти, так и производство, распространение новых знаний и умений в процессе социальной коммуникации. Критику можно охарактеризовать как самопознание культуры - однако с оговоркой, что это критическое самопознание дополняется изучением отношений культуры с естественным миром и с многообразной социальной практикой - поскольку человек, выступающий в качестве познающего субъекта, включен не только в систему культуры, но и в более обширную систему общественных отношений, в систему взаимодействия с природной средой.

Критика способствует продуктивной селекции накопленных знаний и исторического опыта, их выборочной социальной ретрансляции. Она охватывает процессы социальной коммуникации, обеспечивающие распространение культуры в обществе, поскольку они также нуждаются в критической проверке на эффективность, адекватность общественным потребностям. Критическое познание культуры предусматривает не только определение её качеств и особенностей, проявляющихся на данном этапе развития общества, но также выявление и отрицание знаний и опыта, не отвечающих критериям истинности либо исторически и социально исчерпавших себя, и потому не выдерживающих проверку критическим разумом и социальной практикой. Через критику, предполагающую конструктивное сомнение, критическое суждение, проверку на истинность через соотнесение с критериями рациональности и с практикой, осуществляется определение ценности накопленных человечеством и приобретаемых им новых знаний. Благодаря критике обеспечивается испытание текущей ценности исторического культурного опыта через его проверку на адекватность развивающейся общественной практике, на соответствие определенным социальным и культурным идеалам и нормативам, сложившимся на данном этапе развития общества. Критика осуществляет также постоянную ревизию действующих социально-культурных нормативов, отрицая при этом одни нормативы и утверждая другие, и способствует культивированию и обновлению различных социально-нормативных систем (идейных, этических, эстетических, профессиональных, поведенческих и пр.), призванных регулировать деятельность людей в обществе. Таким образом критика реализует свою социально-ориентирующую, регулирующую роль.

В разделеI.2. “Предмет медикритики” подвергается теоретическому осмыслению предметная область журналистской критики СМИ. Основным материалом для анализа, интерпретации и оценки в журналистской критике средств массовой информации являются опубликованные медийные произведения (медиатексты, медийные тексты), весь содержательный комплекс СМИ. Критическому рассмотрению подвергаются содержательные и формальные аспекты медийных произведений (медиатекстов), являющихся продуктом деятельности журналистов и других творческих работников, а также репродуктивного воспроизведения в средствах массовой информации творческих работ (музыкальных произведений, кинофильмов и т.д.), созданных вне медийных организаций. В содержании периодических изданий, в передачах радио и телевидения велика доля форм и жанров, свойственных искусству либо пограничным с ним областям творчества, а также гибридных, смешанных документально-художественных форм. Включаемые в содержание СМИ, они приобретают новые коммуникационные характеристики в качестве медиатекстов. Это объясняет их нахождение в поле зрения отечественных и зарубежных критиков СМИ, которые анализируют и оценивают как журналистский компонент медийного содержания, так и другие его компоненты. По этой причине медиакритике свойственна близость к другим областям критико-журналистского творчества – кинокритике, литературной, театральной, музыкальной критике – вплоть до взаимопроникновения. Одним из примеров такого взаимопроникновения является критико-журналистское творчество некоторых авторов публикаций в разделе “Media” журнала “Искусство кино”, которое охватывает проблематику телевещания и Интернета, не имеющую отношения к кинематографу или к кинопоказу по ТВ.

Сегодня, когда периодическая печать, радио и телевидение превратились в разветвлённый высокотехнологичный информационно-экономический комплекс, действующий под влиянием рыночных законов спроса и предложения, конкуренции и взаимовлияния, представляется недостаточной преимущественная концентрация внимания критиков на анализе медийного содержания, а также на рассмотрении творческого вклада их создателей. Критическое познание медиатекстов не может быть адекватным и исчерпывающим без учёта влияния разнообразных факторов информационного производства и социальной среды на процесс создания медиаконтента и интеракции СМИ с аудиторией.

В современных условиях деятельность средств массовой информации представляет собой сложный сплав творчества, коммерческого расчёта и технологического детерминизма, соотношение которых варьируется в зависимости от конкретного социального, экономического, правового, культурного и профессионального контекста функционирования печатной и электронной прессы. Журналисты, как и другие творческие работники средств массовой информации, действуют в качестве членов редакционной команды, сотрудников медийной организации, представителей определённого профессионального сообщества. Признавая важность критического рассмотрения индивидуально-творческих аспектов их работы, необходимо также уделять пристальное внимание организационным и другим социально значимым сторонам их деятельности. В первую очередь речь идёт об экономических аспектах информационного производства, определяющих деятельность создателей медиаконтента в условиях рынка.

Определение общественного значения и ценности медийного содержания требует критического его изучения в контексте, формируемом социальной средой функционирования СМИ. Медиакритика способна выявлять степень адекватности и полноты отображения социальных явлений и процессов в СМИ, соотнося с объективной реальностью картины и образы действительности, сформированные средствами массовой информации. Она определяет возможные искажения и когнитивные “дыры”, образующиеся в случаях, когда создатели медийного содержания невольно или преднамеренно опускают часть информации, необходимой аудитории для адекватного знания и понимания общественных реалий. Таким образом медиакритика выявляет степень социального реализма средств массовой информации. Изучение идеальной картины реальности, формируемой средствами массовой информации, с целью определения степени её социального реализма неразрывно связано в медиакритике с познанием общества, социальных явлений и процессов, поскольку именно исследование социальной практики и взаимодействия общества со средствами массовой информации даёт ключ к исследованию картины мира, отображаемой в печатной и электронной прессе, на истинность. При определении степени истинности этой картины критик выступает в роли партнёра аудитории СМИ, которая объективно нуждается в высокой степени социального реализма печатной и электронной прессы. Социальный реализм средств массовой информации является важным условием эффективной адаптации аудитории к условиям общественной среды и подготовки к рациональному преобразующему воздействию на эту среду.

Учитывая беспрецедентно возросшую социальную роль печатной и электронной прессы, специфику её функционирования в современных условиях, медиакритика обязана постоянно держать в поле зрения многообразные отношения средств массовой информации с обществом, с различными его институтами. В этих отношениях печатная и электронная пресса может представать не только в роли поставщика актуальной социальной информации, знаний об непрерывно изменяющемся окружающем мире, но и в качестве инструмента духовного управления обществом, средства обеспечения обратной связи между гражданами и властями. Всё это позволяет определить предмет медиакритики как актуальное многоаспектное социальное функционирование средств массовой информации.

В разделе I.3. “Субъект-объектные характеристики медиакритики”рассматриваются типы и характеристики субъектов медиакритики и объектов воздействия критико-журналистских произведений. Изучение состава авторов критических публикаций позволило выявить, что в настоящее время журналистской деятельностью, имеющей целью критическое познание и оценку медийной практики и связей прессы с обществом, занимаются три основные группы (типа) критиков. К первой относятся учёные и исследователи массовых коммуникаций, представляющие как журналистскую науку, так и другие области общественных и гуманитарных наук (социологию, психологию, искусствоведение, киноведение и пр.). К данной группе принадлежат Б. Борецкий, С. Муратов, Т. Адамьянц, Л. Матвеева и другие представители академического сообщества, совмещающие исследования с критико-журналистской деятельностью в научной, профессиональной и массовой прессе. Вторую группу составляют профессиональные журналисты (сотрудники медийных организаций). Третья группа состоит из активистов-общественников, занимающихся критико-журналисткой деятельностью в целях воздействия на общественное мнение и медийную практику с позиций и от имени структур гражданского общества. Общественники, занимающиеся медиакритикой, зачастую имеют опыт практической работы в редакциях и (или) журналистское образование.

Непосредственный объект медиакритики - массовое сознание аудитории (потребителей медийной информации), на которую воздействуют критико-журналистские произведения. Основными типами аудитории медиакритики являются: сообщества профессионалов - создателей медийного содержания; академические сообщества исследователей массовых коммуникаций; массовая аудитория СМИ - что не исключает и обращения критиков к смешанной аудитории. Произведения медиакритики, которые вызвали дискуссии и получили большой резонанс в сообществах медийных профессионалов и в обществе в целом, существенно повлияли на мнения и оценки сограждан, касающиеся тех или иных аспектов социального функционирования СМИ, приобретают дополнительный потенциал воздействия на социум. В подобных случаях влияние критических произведений далеко выходит за пределы их непосредственной аудитории, превращаясь в фактор формирования широкого общественного мнения.

В зависимости от состава авторов – критиков СМИ, аудиторного предназначения критико-журналистских произведений, а также особенностей их содержания медиакритика предстаёт в трёх взаимопроникающих и взаимосвязанных видах: академической, профессиональной и массовой критики СМИ, которые образуют в совокупности сложное системное единство, представляющее собой одно из базовых свойств этого явления журналистики. Это свойство характеризуется в разделе I.4. “Триединство академической, внутрикорпоративной и массовой медиакритики”.Академическая медиакритика, представленная критико-журналистскими работами учёных и исследователей, адресуется обычно как научным кругам, так и профессионалам массмедиа. Как правило, она познаёт и оценивает наиболее сложные и масштабные проблемы и процессы функционирования средств массовой информации, требующие теоретического подхода, повышенного уровня компетентности. В академической медиакритике приобретает наиболее полное воплощение свойство научности, поскольку её произведения создаются авторами, владеющими инструментарием научного исследования средств массовой информации.

Профессиональная (она же “внутрицеховая”, внутрикорпоративная) медиакритика имеет своим главным адресатом сообщества журналистов и других создателей медийного содержания. В роли критиков в данном случае обычно выступают представители этих сообществ либо авторы, тесно связанные с данными сообществами по роду профессиональной деятельности - напр., Н. Вайонен (“Журналист”), А. Панкин и В. Сухарева (“Среdа”) и др. Профессиональная медиакритика способствует самопознанию медиасообществ и внутрикорпоративной самокритике, совершенствованию мастерства творческих работников СМИ и постоянному пересмотру и развитию норм и критериев их профессионализма в соответствии с общественными потребностями. Произведения “внутрицеховой” медиакритики публикуются чаще всего на страницах профессиональных изданий по журналистике и отраслевых изданий.

Массовая медиакритика обращена одновременно как к широкой аудитории читателей, телезрителей, радиослушателей, так и к творцам содержания СМИ. При этом журналисты и другие творческие работники средств массовой информации предстают в двоякой роли. С одной стороны, это коллеги, к которым критик обращается с разбором их деятельности. С другой стороны, это часть общей аудитории – более информированная, искушённая и критичная её часть. Массовая медиакритика стимулирует общественный интерес к актуальным проблемам социального функционирования средств массовой информации, обеспечивает возможность постоянного диалога между аудиторией и СМИ, способствует выработке общественного консенсуса в отношении спорных аспектов деятельности массмедиа, просвещает потребителей медийной информации в вопросах функционирования печатной и электронной прессы.

Отношения между тремя видами медиакритики в идеале строятся по принципу сообщающихся сосудов: академическая обогащает профессиональную теоретическими знаниями и концептуальными подходами, новыми идеями и добытым исследовательским материалом, и, в свою очередь, обе эти разновидности критической деятельности подпитывают массовую медиакритику новыми знаниями, подталкивают её к постановке и публичному обсуждению проблем, выявленных наукой и профессиональной практикой.

Изучение содержания критико-журналистских работ о СМИ показало, что неизменным свойством медиакритики вне зависимости от того, каким из трех видов она представлена, является актуальность, обращённость к текущей практике средств массовой информации. Журналистская критика СМИ призвана незамедлительно реагировать на аспекты медийного содержания, деятельности печатной и электронной прессы, имеющие актуальное общественное значение, связанные со злободневными проблемами развития общества. Это свойство характеризуется в разделе I.5. “Актуальность медиакритики”.

В разделе I.6. “Публицистичность и научность медиакритики” рассматриваются взаимодополняющиеся свойства журналистской критики СМИ. Публицистичность предусматривает утверждение или изменение общественного отношения к тому или иному явлению, к той или иной проблеме. Это достигается воздействием на общественное мнение, в результате чего у аудитории вырабатывается определённое отношение к рассматриваемым медийным феноменам. Научность критических произведений, являющаяся их высшим атрибутивным свойством, обеспечивается научно-методологической подготовленностью критика, его способностью к концептуальному рациональному осмыслению рассматриваемых явлений и процессов, опорой на научные результаты исследования социального функционирования СМИ. Анализ критико-журналистских произведений свидетельствует о том, что многие лучшие образцы медиакритики гармонично сочетают в себе свойства публицистичности и научности.

Журналистской критике СМИ присуща программность - свойство определять задачи и перспективы развития на основе анализа, осмысления и оценки рассматриваемых медийных явлений и процессов, выстраивать нормативную, идеальную или прогнозируемую модель медийного содержания либо информационной политики медийных организаций, формировать и утверждать определённые социально-культурные, духовно-эстетические идеалы. Это свойство, выявляющее способность журналистской критики СМИ осуществлять социальную ориентацию аудитории, рассматривается в разделе I.7. Программность медиакритики”.

В произведениях медикритики (по преимуществу массовой и “внутрицеховой”) отражено свойство свободного сочетания понятийно-логических и художественно-образных элементов, различных лексических пластов, что находит отражение в наборе жанров критико-журналистских работ. Это этим свойство и определяемая им жанровая специфика отечественной журналистской критики СМИ рассматривается в разделе I.8.Жанрово-стилевые характеристики медиакритики”. Для жанровой системы российской медиакритики, находящейся в стадии становления, характерна неоформленность, подвижность характеристик. Содержательные особенности произведений медиакритики определяют использование аналитических жанров – статьи в её различных разновидностях (общеисследовательской, практико-аналитической, полемической), корреспонденции, традиционных для критики жанров рецензии, обозрения, обзора, комментария, корреспонденции, а также некоторых художественно-публицистических жанров (творческого портрета, фельетона, сатирического комментария). Богатые возможности для критической деятельности предоставляет жанр эссе с его высокоценным сплавом обобщающего познания и художественности (возможности медиакритической эссеистики использует Д. Дондурей). Всё большее распространение приобретает такая форма презентации авторского комментария, как постоянная именная колонка обозревателя-“колумниста”, имеющая фиксированное положение на определённой полосе газеты (журнала) и сочетающая в себе аналитическое начало с индивидуальным взглядом комментатора на события и проблемы. К числу лучших примеров медиакритической колумнистики относятся работы, публикуемые в колонке “Теленеделя с И. Петровской” (“Известия”).

РазделI.9. “Ограничительное влияние фактора корпоративности на медиакритику” посвящен рассмотрению некоторых аспектов “внутрицеховой” и массовой критики СМИ, порождаемых включенностью критиков из числа профессиональных журналистов во внутрикорпоративные отношения (в рамках журналистского сообщества в целом и во внутри медийных организаций в частности). Анализ проблемно-тематического комплекса критико-журналистских произведений свидетельствует о том, что под воздействием фактора корпоративности медиакритика может приобретать свойство “цеховой” ограниченности. Это проявляется, например, в игнорировании большинством критиков из числа профессиональных журналистов острых проблем, связанных с практикой публикации в СМИ скрытой рекламы и заказных пиаровских материалов.

Современный медийный комплекс располагает ресурсами, обеспечивающими возможность “перекрёстной” критики средств массовой информации, когда деятельность телеканалов и радиокомпаний рецензируется печатными изданиями, а критические обзоры и обозрения газетной периодики появляются в специальных телевизионных и радийных программах. Это несколько уменьшает ограничительное воздействие фактора корпоративности, но не приводит к его полному устранению. Указанные обстоятельства подтверждают необходимость активизации участия в критике СМИ не только журналистов – штатных сотрудников медийных организаций, но и представителей академической медиакритики, а также критиков, действующих в качестве представителей главной заинтересованной стороны – аудитории периодической печати, телевидения и радио, общественности в целом.