Д) Схема с двумя рабочими и обходной системами шин
Для РУ напряжением 110 кВ и выше с большим числом присоединений широко применяется схема с двумя рабочими и обходной системами шин с одним выключателем на цепь (рис. 5-15, а). Как правило, в установках 110 кВ и выше применяется фиксированное распределение присоединений: линии Л1, Л2 и источник ИП1 присоединении 1-й системе шин, линии ЛЗ, Л4 и источник питания ИП2 присоединены ко 2-й системе шин, перемычка с разъединителем Р включена и обходной выключатель служит одновременно шиносоединительным (ШСОВ).
При необходимости использования ШСОВ по прямому назначению надо отключить его, разделив тем самым рабочие системы шин, затем отключить разъединитель Р и воспользоваться обходным выключателем
Если размыкание шин недопустимо вследствие возможности нарушения параллельной работы источников питания, то предварительно переводят все присоединения на одну систему шин. Чем больше присоединений к сборным шинам, тем больше операций необходимо произвести для освобождения обходного выключателя и тем большее время он будет занят для замены выключателей присоединений, поэтому отказ от отдельного шиносоединительного выключателя допустим при числе присоединений не более семи и мощности агрегатов меньше 160 МВт [5-1].
е) Схемас двумя системами шин и тремя выключателями на две цепи
Враспределительных устройствах 330—500 кВ применяется схема с двумя системами шин и тремя выключателями на две цепи. Как видно из рис. 5-16, на шесть присоединений необходимо девять выключателей, т. е. на каждое присоединение «полтора» выключателя (отсюда происходит второе название схемы: «полуторная» или «схема с 3/2 выключателями на цепь»).
Каждое присоединение включено через два выключателя. Для отключения линии Л1 необходимо отключить выключатели В1, В2, для отключения, трансформатора Т1 — В2, ВЗ.
В нормальном режиме все выключатели включены, обе системы шин находятся под напряжением. Для ревизии любого выключателя отключают его разъединители, установленные по обе стороны выключателя. Количество операций для вывода в ревизию — минимальное, разъединители служат только для отделения выключателя при ремонте, никаких оперативных переключений ими не производят. Достоинством схемы является то, что при ревизии любого выключателя все присоединения остаются в работе. Другим достоинством полуторной схемы является высокая ее надежность,
так как все цепи остаются в работе даже при повреждении на сборных шинах. Так, например, при к. з. на первой системе шин отключатся выключатели ВЗ, В6, В9, шины останутся без напряжения, но все присоединения сохранятся в работе. При равенстве числа источников питания и линий работа всех цепей сохраняется даже при отключении обеих систем шин; при этом может лишь нарушиться параллельная работа на стороне повышенного напряжения.
Схема позволяет в рабочем режиме без операций разъединителями производить опробование выключателей. Ремонт шин, очистка изоляторов, ревизия шинных разъединителей производится без нарушения работы цепей (отключается соответствующий ряд шинных выключателей), все цепи продолжают работать параллельно через оставшуюся под напряжением систему шин.
ж) Схема с двумя системами шин и с четырьмя выключателями на три цепи
В схеме на рис. 5-17, ана девять присоединений требуется 12 выключателей, т. е. на каждое присоединение 4/3 выключателя. Наилучшие показатели схема имеет, если число линий в 2 раза меньше или больше числа трансформаторов.
Схема с 4/3 выключателя на присоединение имеет все достоинства полуторной схемы и кроме того:
схема более экономична (1,33 выключателя на присоединение вместо 1,5);
секционирование сборных шин требуется только при 15 присоединениях и более;
надежность схемы практически не снижается, если в одной из цепочек будут присоединены две линии и один трансформатор вместо двух трансформаторов и одной линии;
конструкция ОРУ по рассмотренной схеме достаточно экономична и удобна в обслуживании, если принять компановку с двухрядным расположением выключателей (рис. 5-17, б) [5-6].
Схема находит применение в РУ 330—500 кВ мощных КЭС.
5-4 ГЛАВНЫЕ СХЕМЫ КЭС И АЭС