Благодаря твоему общению с достойными тебя и самого будут считать одним из них,

так пусть же никто не увидит, что близок ты с кем-либо, кроме достойных!

Пророк Аллаха Муса, мир ему, пошёл за праведным рабом53 Аллаха, чтобы учиться у него, и обращался к нему смиренно и благопристойно, говоря:

 

{Не последовать ли мне за тобой, чтобы ты научил меня тому, что было дано знать тебе о прямом пути?} “Пещера”, 66.

А когда этот праведный раб сказал ему в ответ:

 

{Поистине, не хватит у тебя со мной терпения}“Пещера”, 67.—, Муса обратился к нему со всей любовью и учтивостью, сказав:

 

{Если будет на то воля Аллаха, ты увидишь, что я терпелив, и ни в чём не ослушаюсь тебя!} “Пещера”, 69.

Истинный и сознательный мусульманин дружит только с лучшими людьми, так как благодаря руководству своей религии он понял, что люди подобны рудникам, в глубинах которых есть и драгоценное, и низкое, и что хороший дружит только с хорошим.

Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

 

«Люди — это рудники, подобные золотым и серебряным рудникам. Являвшиеся лучшими из них во времена джахилийи54 остались лучшими и в исламе, если стали сведущими (в вопросах религии), а души – это призванные воины, и те из них, которые узнают друг друга, приходят к согласию, те же, которые не узнают друг друга, расходятся между собой». Муслим.

И благодаря руководству своей религии мусульманин знает также, что товарищи бывают двух видов: праведные и дурные. Праведный товарищ подобен продавцу мускуса, а общение с ним позволяет ощутить аромат, приносит дары и приводит к радости. Что же касается дурного товарища, то он подобен раздувающему кузнечный мех, а общение с ним всегда связано с пылающим огнём, дымом, зловонием и унынием.

Говоря об этом, благородный посланник, да пребудут над ним благословения Аллаха, привёл прекрасный пример:

 

«Поистине, праведный товарищ и дурной товарищ подобны продавцу мускуса и раздувающему кузнечный мех. Что касается продавца мускуса, то либо он сделает тебе подарок, либо ты купишь у него что-нибудь, либо ощутишь исходящий от него аромат. Что же касается раздувающего мех, то либо он прожжёт твою одежду, либо ты ощутишь исходящее от него зловоние». Аль-Бухари и Муслим.

Вот почему благородные сподвижники побуждали друг друга к посещению благих людей, которые напоминают об Аллахе, смягчают сердца и вызывают у других слёзы своими наставлениями. Об одном из подобных случаев сообщает Анас, да будет доволен им Аллах, который сказал:

“Однажды после того, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, уже умер, Абу Бакр сказал Умару, да будет доволен Аллах ими обоими: ”Давай поедем к Умм Айман55 и навестим её, как делал это посланник Аллаха, ”. Когда они приехали к ней, эта женщина заплакала, и они спросили её: ”Почему же ты плачешь? Для посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, лучше то, что у Аллаха!” В ответ она сказала: “Я плачу не потому, что не знаю этого, а потому, что прекратились откровения, ниспосылавшиеся с небес!”—, и её слова привели их в такое волнение, что и они принялись рыдать вместе с ней”. Муслим.

Благодаря таким встречам, участников которых окружают ангелы и которых Аллах Всевышний укрывает в тени Своей милости, вера человека укрепляется, его дух и душа очищаются, а сердце приобретает блеск, и он становится чистым благом для самого себя, своей семьи и своего общества, но именно к этому и стремится ислам, обращаясь как к отдельным людям, так и к целым сообществам людей.

Он стремится приносить пользу людям
и отвращать от них вред

Мусульманин, воспитанный на наставлениях ислама и утоливший свою жажду из его чистого источника, изо всех сил стремится приносить пользу людям своего общества и ограждать их от того, что может причинить им вред. Объясняется это тем, что будучи воспитанным на принципах истины, блага и добродетели, он становится полезным и активным членом общества, который не может не сделать что-нибудь хорошее, если ему представляется такая возможность, ведь он знает, что совершение благого приводит к успеху, так как Аллах Всевышний сказал:

 

{…и творите благое, чтобы вы преуспели.} “Хаджж”, 77.

И он действительно спешит делать добро, не сомневаясь в том, что Аллах вознаградит его за каждый шаг, сделанный им на пути совершения благого.

Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

 

«Если в любой день, когда взойдёт солнце, ты приведёшь двоих к примирению, это станет садакой56 , и если ты поможешь человеку сесть верхом или погрузить на его верховое животное поклажу, это станет садакой, и доброе слово — садака, и каждый шаг, сделанный тобой на пути к молитве,57 это садака и если ты уберёшь с пути то, что может причинить другим вред, это тоже будет садакой». Аль-Бухари и Муслим.

Как прекрасно то, что здесь добрые дела мусульманина на благо общества не отделяются от того, что он делает, направляясь в мечеть. С помощью этого посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, подтверждает, что эта религия была дана для того, чтобы привести в порядок положение человека в целом, то есть — в обоих мирах, поскольку ислам не отделяет друг от друга религиозные и мирские дела, как не отделяет он друг от друга социальную активность и духовную жизнь. И поэтому в представлении мусульманина, усвоившего наставления этой религии, все дела человека есть не что иное как поклонение, если только совершая их, он делает это ради Аллаха и в стремлении к Его благородному лику.

Вот почему врата блага всегда открыты для богобоязненного мусульманина, и он входит в эти врата, когда пожелает, стараясь снискать всеобъемлющую милость Аллаха и добиваясь увеличения Его щедрой награды.

Передают со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«(Совершение) любого дела, одобряемого (шариатом), есть садака».Аль-Бухари и Муслим.

Что же касается Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, то он передал, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Доброе слово есть садака». Аль-Бухари и Муслим.

Более того, милость Аллаха в любом случае не обходит стороной человека, покорившегося Аллаху и проявляющего перед Ним искренность в своих намерениях, благодаря чему он получает награду не только за то, что он делает, стремясь к благому, но и за то, чего он не делает, если при этом он воздерживается от совершения дурного.

Сообщается, что Абу Муса аль-Аш‘ари, да будет доволен им Аллах, сказал: “Однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

 

«Каждый мусульманин должен давать садаку». Люди спросили: ”О посланник Аллаха, а если у него ничего не найдётся (для этого)?” Он сказал: «Пусть он потрудится своими руками, принесёт пользу самому себе и даст садаку». Люди спросили: ”О посланник Аллаха, а что если он не сможет сделать этого?” Он сказал: «Тогда пусть поможет оказавшемуся в беде». Люди спросили: “А если он не (сможет) сделать этого?” Он сказал: «Тогда пусть побуждает к совершению одобряемого58 или к благому». Люди спросили: ”А если он не (сумеет) сделать и этого?” Он сказал: «Тогда пусть воздерживается от совершения дурного, ибо это будет записано ему как садака».” Аль-Бухари и Муслим.

Итак, мы видим, что благородный посланник, да благословит его Аллах и приветствует, начал с того, что сказал: «Каждый мусульманин должен давать садаку»—, после чего стал перечислять всевозможные благие дела и поступки, одобряемые шариатом, за которые он может получить такую же награду, как и за садаку. Таким образом, слова о том, что мусульманин должен давать садаку, означают, что он должен совершать нечто созидательное и направленное на благо своего общества. Если же он не может делать этого или не сделает по какой-нибудь причине, то равноценной заменой этому послужит то, что он удержит себя от дурных слов или поступков, так как и за это он получит такую же награду, как и за садаку. Всё это означает, что и положительные, и отрицательные стороны личности мусульманина подчинены служению истине, которая главенствует в обществе мусульман, мусульманином же является

«тот, кто не причиняет вреда (другим) мусульманам своим языком и своими руками». Аль-Бухари.

И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, идёт ещё дальше, называя лучшими мусульманами в исламском обществе тех, от кого люди ожидают благого и от зла которых они находятся в безопасности. Об этом говорится в хадисе, приводимом имамом Ахмадом, где сообщется, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, остановился перед сидящими (на дороге) людьми и спросил их:

 

«Не сообщить ли вам о том, чем отличаются лучшие из вас от худших?» Они ничего не ответили на это, и только после того, как он повторил свой вопрос трижды, один человек сказал: ”Конечно, о посланник Аллаха!” Тогда он сказал: «Лучшими из вас являются те, от которых другие ожидают благого и от зла которых они находятся в безопасности, худшими же из вас являются те, от которых другие ожидают благого, но от зла которых в безопасности они не находятся».

Поистине, мусульманин не даёт своему обществу ничего, кроме благого, а если он не делает этого, то по крайней мере воздерживается от дурного и никому не причиняет никакого вреда. Что же касается истинного мусульманина, то им является тот, кто постоянно творит благо и не совершает ничего дурного по той причине, что отправной точкой всех его действий являются слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует:

 

«Не уверует никто из вас (по-настоящему), пока не станет желать брату своему того же, чего желает самому себе».