Аль-Бухари в “Аль-Адаб аль-муфрад”.

Человек, являющийся членом исламского общества, старается покрывать недостатки других, отличается стыдливостью и считает ниже своего достоинства обращать внимание на мелкие проступки и прегрешения людей. Причина здесь в том, что ислам привил ему такую черту характера как выдержанность, и это удерживает его от разговоров, которые могут затронуть честь других людей, и не позволяет ему во всеуслышание говорить о своих собственных прегрешениях, о том, что он слышал о других, или о том, что он видел своими глазами. При этом в своих поступках он сообразуется со словами посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал:

 

«Все члены моей общины будут избавлены33 за исключением заявляющих во всеуслышание, примером чего могут служить действия такого человека, который совершает что-нибудь ночью и Аллах покрывает его, а наутро он сам говорит: ”О такой-то, вчера я сделал то-то и то-то”—, и получается так, что он засыпает под покровом своего Господа, а наутро сбрасывает покров Аллаха». Аль-Бухари и Муслим.

И пророк, да благословит его Аллах и приветствует, также сказал:

 

«Если один раб покроет другого в мире этом, Аллах обязательно покроет его самого в День Воскресения». Муслим.

Дело в том, что исправления человеческих слабостей невозможно добиться путём выискивания недостатков и пороков людей с последующим выставлением их на всеобщее обозрение. Однако этого можно добиться, если постараться должным образом довести до них истину и внушить им любовь к повиновению и отвращение к ослушанию Аллаха. При этом не следует прибегать к огласке или вступать в конфликт с человеком, а добиваться своего только с помощью мягкости, доброты и хорошего подхода, благодаря чему открываются сердца, покоряются тела и смягчаются души. Именно поэтому ислам и запрещает мусульманам выслеживать друг друга, выискивая недостатки других людей, ведь Аллах Всевышний сказал:

{…и не выслеживайте…} “Комнаты”, 12.

Смысл всех этих указаний состоит в том, что выискивание недостатков мусульман, слежка за ними, стремление застать их в моменты проявления слабости и рассказать об этом другим наносит ущерб таким мусульманам, а вместе с ними и всему обществу, в котором они живут. И в самом деле, ведь если в обществе распространяются сведения о чём-либо мерзком, а о членах его ходит множество слухов, оно обязательно начинает клониться к упадку, в нём становится легко совершать прегрешения, получают распространение взаимная ненависть и всевозможные козни, поселяется тайная злоба и широко распространяется безнравственность. Именно это и имел в виду посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда говорил:

 

«Поистине, если ты станешь неотступно следить за слабостями мусульман, то испортишь их или будешь близок к тому, чтобы испортить их!» Абу-Дауд.

Вот почему посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, постоянно обращал внимание мусульман на то, что порочить людей и распространяться об их недостатках опасно, угрожая пренебрегающему подобной опасностью тем, что он сам будет изобличён в чём-либо и опозорен в собственном доме.

Сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

 

«Не обижайте рабов Аллаха, не попрекайте их и не выискивайте их недостатки, ибо, поистине, если кто-нибудь станет искать недостатки у своего брата в исламе, то Аллах станет искать его собственные недостатки и покроет его позором в его собственном доме!» Ахмад.

В той версии этого хадиса, которая передаётся со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, описывается возмущение посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и проявление его суровости по отношению к тем, кто порочил честь людей. В этом хадисе говорится:

 

«Однажды посланик Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обратился к людям с проповедью так громко, что его услышали даже молодые девушки, сидевшие за занавесками35 . Во время этой проповеди он сказал: «О те, кто уверовал только на словах, тогда как до сердец ваших вера не дошла! Не обижайте верующих и не следите неотступно за их недостатками, ибо, поистине, Аллах выставит напоказ того, кто станет неотступно следить за недостатками своего брата в исламе, и такого человека Он покроет позором, даже если он будет находиться у себя дома!»” Ат-Табарани.

Итак, мы видим, что гнев посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, на тех людей, которые с лёгкостью и во всеуслышание порочили других, был столь силён, что он обратился к ним со словами:

«О те, кто уверовал только на словах, тогда как до сердец ваших вера не дошла!»

Сколь же великий грех совершили эти люди, если оказались они в числе тех, сердца которых были лишены милости веры! Поистине, сами они этот тягчайший грех считают незначительным, но велик он пред Аллахом!