Аль-Бухари и Муслим.

И, поистине, доброта является великим качеством, за которое Аллах Всевышний вознаградит так щедро, как не вознаградит Он ни за одно другое из них.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

 

«Поистине, Аллах добр, и Он любит доброту и дарует за неё то, чего не дарует ни за строгость и ни за что иное».Муслим.

В своих высоких наставлениях пророк, да благословит его Аллах и приветствует, с похвалой отзывается о доброте, называя её украшением любого дела и отмечая, что к чему бы не примешивалась доброта, она обязательно украшает это собой, внушая к этому любовь душам и взорам людей. Отсутствие же добротыв чём бы ты ни было неизменно обезображивает собой это и отталкивает сердца и души.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

 

«Поистине, к чему бы ни примешивалась доброта, она неизменно украшает собой это, если же нечто лишено доброты, то её отсутствие неизменно обезображивает это собой». Муслим.

Благородный посланник, да благословит его Аллах и приветствует, всегда учил мусульман проявлять доброту во взаимоотношениях с людьми и направлял их к достойной подражания тактичности, что в наибольшей мере приличествует мусульманину, призывающему других к религии Аллаха, который милосерден и добр по отношению к Своим рабам. И он отмечал, что этого следует придерживаться постоянно, даже если всё вокруг будет подталкивать человека к проявлениям гнева.

Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

 

“Однажды, когда какой-то бедуин принялся мочиться в мечети, все присутствующие поднялись со своих мест, чтобы наброситься на него, однако пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Оставьте его и вылейте на его мочу ведро воды, ибо, поистине, посланы вы7 только для того, чтобы облегчать, а не для того, чтобы создавать затруднения!»” Аль-Бухари.

Таким образом, открывать сердца людей и призывать их к истине следует с помощью доброты, стремления к облегчению, мягкости и снисходительности, но никак не посредством суровости, создания препятствий, строгости, упрёков и окриков, в связи с чем благородный посланник, да благословит его Аллах и приветствует, и говорил:

 

«Будьте вестниками радости, а не отталкивайте от себя, облегчайте, а не создавайте затруднения». Аль-Бухари и Муслим.

Это было сказано потому, что люди по природе своей питают отвращение к жестокости, к грубости и суровости и склоняются к деликатности, мягкости и доброте, на что и указал Аллах Всевышний, обратившись к Своему благородному пророку:

 

{...а если бы был ты грубым и жестокосердным, то они непременно разбежались бы от тебя (в разные стороны).}

“Семейство Имрана”, 159.

Эти слова следует навсегда запомнить и сделать их неизменным правилом для себя каждому из призывающих людей к правильному пути, поскольку он должен найти подход к их сердцам и всегда придерживаться доброты, тактичности и мягкости, даже если те, к кому он обращает свой призыв, являются жестокими и несправедливыми тиранами. Вот почему, направляя к фараону Своего пророка Мусу и его брата Харуна, мир им обоим, Аллах обратился к ним с таким напутствием:

 

{Идите оба к фараону: поистине, он преступил (все пределы дозволенного), ~ и говорите с ним мягко, чтобы он одумался или устрашился.} “Та ха”, 43 – 44.

Не приходится удивляться тому, что наставления этой религии называют доброту чистым благом, отмечая, что те, кому было даровано это качество, снискали всё благо, а лишённые его лишены и блага. Об этом говорится в хадисе, передаваемом со слов Джарира бин Абдуллаха, да будет доволен им Аллах, который сказал:

“Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

 

«Лишённый доброты лишён и блага»”. Муслим.

И в высоких наставлениях пророка, да благословит его Аллах и приветствует, разъясняется, что это благо прольётся обильным дождём на отдельных людей, семьи и целые народы, если в их жизни доброта будет играть главенствующую роль и станет одним из их достойных качеств. Об этом говорится в хадисе, передаваемом со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах, которой посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

 

«О Аиша, придерживайся доброты, ибо, поистине, когда Аллах желает семье блага, Он указывает членам её путь к доброте».

В другой версии этого хадиса сообщается, что пророк, , сказал:

«Если Аллах желает семье блага, Он внушает членам её придерживаться доброты»8 . Ахмад.

Джабир, да будет доволен им Аллах, передал, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Если Аллах желает людям блага, Он внушает им не отступать от доброты»9 . Аль-Баззар

Можно ли представить себе большее благо, чем такая черта характера, которая становится защитой от огня для того человека, который её воспринимает? Именно об этом и говорит благородный посланник, да благословит его Аллах и приветствует, слова которого приводятся в другом хадисе:

«Не сообщить ли вам о том, кто является запретным для огня (или:…о том, для кого огонь является запретным)? Для всякого близкого, лёгкого и мягкого»10 . Ат-Тирмизи.

Таким образом, наставления пророка, да благословит его Аллах и приветствует, возвышают человека и прививают ему такое качество как доброта, требуя от него проявлений доброты даже по отношению к животному, которое приносится им в жертву, что считается признаком чистосердечия, то есть высшей ступенью, которой достигают благочестивые праведники.

Сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

 

«Поистине, Аллах предписал проявлять милосердие во всём, и если вам придётся убивать (в сражении), то делайте это хорошим способом, а когда будете приносить жертву, тоже делайте это хорошо, и пусть каждый из вас как следует наточит свой нож и пусть избавит животное от мучений». Муслим.

Это было сказано потому, что проявление доброты по отношению к бессловесному животному, которое приносится в жертву, свидетельствует о мягкосердечии человека, эту жертву приносящего, и о том, что он проявляет милосердие ко всему живому. При этом ясно, что если в силу своих внутренних убеждений человек относится так к животным, то к другому человеку он будет относиться с ещё большей добротой и мягкостью, и именно эти далеко идущие цели преследуют наставления ислама, обращённые к каждому мусульманину и побуждающие его проявлять доброту даже по отношению к животным.