Аль-Бухари в “Аль-адаб аль-муфрад”.

Плохой сосед относится к числу лишённых блага людей, о которых посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал так:

 

«Трое относятся к числу лишённых блага: правитель, который не благодарит, когда ты делаешь что-то хорошее, и не прощает, когда ты делаешь что-то дурное, плохой сосед, который молчит, когда видит благо, и разглашает, когда видит зло3 , и жена, которая причиняет тебе страдания, когда ты присутствуешь, и предаёт тебя, когда ты отсутствуешь». Ат-Табарани.

Вследствие этого в уме богобоязненного и сознательного мусульманина запечатлевается отвратительный образ плохого соседа, предстающего перед ним в том виде, в котором изобразил его посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и он старается держаться от этого как можно дальше.

Истинный мусульманин
защищает честь своего соседа

Истинный мусульманин старается поддерживать правильные отношения со своим соседом. Он особенно опасается таких грехов, совершение которых приводит к нарушению прав его соседа, поскольку любой такой грех влечёт за собой более серьёзные последствия и является более тяжким преступлением, чем то же самое, но совершенное против другого человека. Подтверждением этому служат слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Сообщается, что однажды он задал своим сподвижникам вопрос о том, что такое прелюбодеяние, и они ответили: “Это — то, что запретили Аллах и посланник Его”.

Тогда он сказал:

 

«Поистине, если человек совершит прелюбодеяние с десятью женщинами, это не будет иметь для него столь тяжких последствий как совершение прелюбодеяния с женой своего соседа!» А после этого он задал им вопрос о воровстве, и они сказали: “Это — то, что запретили Аллах Всемогущий и Великий и Его посланник”. Тогда он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, если человек обворует десять домов, это не будет иметь для него столь тяжких последствий как совершение одной кражи в доме своего соседа!”

Ахмад.

Поистине, в исламе неприкосновенность соседа поднимается до такого уровня, подобного которому прежде никогда не достигали ни нормы морали, ни законы, устанавливаемые самими людьми. Наоборот, эти нормы и изобретаемые людьми законы весьма часто попирают принцип неприкосновенности личности и чести соседа, так как допускают возможность всевозможных нарушений в этом отношении легче, чем в тех случаях, когда дело касается других людей. Что же касается нас, то лишь после того, как мы утратили качества, присущие людям доблести и веры, в нашей среде получили распространение песни, в которых поётся о том, что касается лишь соседа. К этому привело и то, что нас покрыл мрак подражательства и захлестнули собой волны идейного и культурного нашествия, вследствие чего ничтожные и безрассудные юнцы принялись распевать песни о своих соседках и превозносить их в своих стихах, хотя арабы не знали подобного и во времена джахилийи, не говоря уже об эпохе ислама, ибо наши поэты отличались порядочностью и не позволяли себе оскорблять честь других людей, а если случайно встречались со своими соседками, то говорили: