А затем — по отношению к своему отцу

Для того, чтобы дети придерживались равновесия в проявлении почтительности по отношению к одному из родителей, не нарушая этого равновесия за счёт другого из них, ислам даёт людям указания, касающиеся как обоих родителей, так и каждого из них в отдельности.

Так, например, ранее мы уже упоминали о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил у человека, явившегося к нему для того, чтобы принести клятву об участии в джихаде: «А жив ли кто-нибудь из твоих родителей?» Эти слова благородного посланника, да благословит его Аллах и приветствует, являются не чем иным, как решением об обязательности проявления почтения по отношению к каждому из родителей в равной степени.

И мы видели также, что в хадисе, переданном со слов Асмы, да будет доволен ею Аллах, сообщается о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел ей поддерживать отношения с её матерью, которая была многобожницей. Сообщается также, что один человек спросил пророка, да благословит его Аллах и приветствует:

 

“О посланник Аллаха, кто из людей более всего достоин того, чтобы я с ним хорошо обходился?” Он сказал: «Твоя мать». Этот человек спросил: “А кто потом?” Он сказал: «Твоя мать». Он спросил: “А кто потом?” Он сказал: «Твоя мать». Человек опять спросил: “А кто потом?” —, и тогда он сказал ему: «Твой отец». Аль-Бухари и Муслим.

В этом хадисе благородный посланник подтверждает, что почтительность по отношению к матери ставится выше почтительности по отношению к отцу.

Коран пробуждает в душах детей чувства почтительности и признательности, даёт заветы относительно родителей и указывает на заслуги матери, которая вынашивает и кормит ребёнка. О трудностях, претерпеваемых ею на двух этих этапах, в Коране упоминается в мягких и нежных выражениях, что внушает человеку благородную готовность к самопожертвованию, абсолютную нежность и чувство симпатии.

Аллах Всевышний сказал:

 

{Мы дали человеку заповедь относительно его родителей. Мать носила его, теряя силы, а отнимают его (от груди) в два года. Благодари же Меня и родителей своих: ко Мне возвращение6!} “Лукман”, 14.

Какое высокое воспитание, сколь гуманные и милостивые наставления! {...Благодари же Меня и родителей своих...} Здесь благодарность родителям за то благо, которое они сделали ребёнку, ставится на второе место после выражения благодарности Аллаху, являющейся основой всех достоинств и благих дел. Какое же высокое и почётное место отводит родителям эта религия!

Может случиться так, что мир этот окажется добрым к человеку, и он будет жить в полном достатке, у него будет много денег и он будет занят своей красивой женой и детьми настолько, что перестанет заботиться о своих родителях, забыв о том, сколько средств потратил на него его отец, и проявляя скупость по отношению к нему, в результате чего навлечёт на себя гнев Аллаха.

Однако истинному и искреннему мусульманину не грозит подобная опасность, поскольку он никогда не утрачивает связи с полноводным источником высоких, мудрых и направляющих его на верный путь наставлений ислама. Поистине, он всегда слышит голос посланника, да благословит его Аллах и приветствует, говорящий ему: «Ты и то, чем ты владеешь, — собственность твоего отца».

Этот хадис с хорошим иснадом приводят имам Ахмад, Абу Дауд и Ибн Маджа. Содержание его таково:

“Однажды к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пришёл какой-то человек, который сказал ему: “О посланник Аллаха, есть у меня деньги и дети, но, поистине, отец мой хочет погубить мои деньги!” На это он сказал ему: «Ты и то, чем ты владеешь, - собственность твоего отца. Поистине, дети ваши относятся к числу наилучших ваших приобретений, так ешьте же из того, что добывают ваши дети!»

В той версии этого хадиса, которую приводит имам Ахмад, сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «И ешьте это на здоровье!»

Имам аль-Хаттаби приводит следующий комментарий к этому хадису:

“Слова «..погубить мои деньги...» означают “потратить их без остатка, полностью”. Вероятно упоминание задавшего этот вопрос о том, что его отец хочет погубить его деньги, было связано с расходами на него и с тем, что размеры того, что ему надо было потратить, были велики, в результате чего в конце концов от его денег ничего бы не осталось, так как они были бы истрачены без остатка. Однако пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не стал оправдывать его и не позволил ему отказаться от расходов, но сказал ему: «Ты и то, чем ты владеешь, — собственность твоего отца», — имея в виду следующее: если он нуждается в твоих деньгах, то может брать из них, сколько захочет, будто он берёт что-то из своих собственных средств, а если у тебя нет денег, но ты можешь заработать что-нибудь, ты должен зарабатывать и тратить заработанное на него”.

Всё существо человека приходит в движение под воздействием методов воспитания пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и душа его раскрывается, воспринимая богатство его руководства, в результате чего она начинает изливать на других почтительность, внимание и любовь. И благодаря этому человек оказывается защищённым от греха ослушания своих родителей, становясь таким, каким хотел видеть его посланник ислама, сказавший, что он и то, чем он владеет, — собственность его отца.



r.php"; ?>