Общая характеристика и особенности построения содержания образования

 

В Едином типовом учебном плане для всех типов общеобразовательных учреждений Республики Беларусь предусмотрено обязательное изучение музыки в I—IV классах в объёме 1 часа в неделю. Ограничение периода обучения первой образовательной ступенью обусловливает специфику структурирования содержания предмета «Музыка».

Сверхзадачей предмета является выявление тесной связи музыки и жизни (Д. Б. Кабалевский). Решению этой сверхзадачи подчинена логика развёртывания программного содержания.

Содержание учебного предмета «Музыка» построено по линейно-концентрическому принципу. Его линейная составляющая представлена системой обобщённых ключевых и частных музыкальных знаний. Эта «стержневая основа» обеспечивает формирование у учащихся целостных представлений о музыке как о виде искусства, её связях с другими искусствами, роли в жизни человека и общества. Система обобщённых ключевых знаний позволяет в процессе обучения осуществить субъективацию истинно духовных, общечеловеческих ценностей. В соответствии с возрастными особенностями учащихся обобщённые ключевые знания не усваиваются вербальным путём, а являются следствием накопления опыта практической музыкальной деятельности.

Система ведущих музыкальных умений — концентрическая составляющая содержания предмета. Ведущие музыкальные умения и навыки обеспечивают полноту музыкальной коммуникации посредством целостного освоения способов музыкальной деятельности.

Система ведущих музыкальных умений позволяет постоянно повышать эффективность музыкальной коммуникации за счёт совершенствования навыков вокально-хорового и инструментального музицирования, слушания и сочинения музыки. Развитие коммуникативных способностей обучаемых обеспечивается наличием в содержании кардинальной линии, целостно охватывающей позиции исполнителя, композитора, слушателя.

Содержание предмета «Музыка» структурировано в соответствии со следующими разделами: «Мир звуков»,«Как рассказывает музыка», «Из чего выросла музыка», «О чём рассказывает музыка», «Средства музыкальной выразительности», «Путешествие в музыкальные страны — Оперу, Балет, Симфонию, Концерт», «Песенный, танцевальный и маршевый характер музыкальной речи», «Интонация», «Развитие музыки», «Строение (формы) музыки», «Музыкальная культура Беларуси», «Музыкальные путешествия». Представленные в рамках раздела темы уроков являются примерными. В соответствии с избранной стратегией учитель может самостоятельно выстраивать логику освоения содержания.

Линейно-концентрический принцип построения содержания предмета гарантирует постоянное усложнение знаний и совершенствование умений (навыков) вне зависимости от избранной педагогом стратегии обучения.

Структура содержания позволяет выделить четыре этапа, соответствующие годам обучения.

Первый этап соответствует первому году обучения. Его цель — формирование общего представления о музыке как об «искусстве интонируемого смысла» (Б. В. Асафьев). Характерной особенностью обучения на этом этапе является создание ситуаций, обеспечивающих накопление опыта общения с музыкальным искусством. В ходе обучения учащиеся получают первичные представления о жизненных истоках музыки, её содержании, выразительном языке, в практической деятельности осваивают позиции исполнителя, композитора, слушателя. Результатом этого этапа должны стать сформированные представления:

· о временном характере музыкального искусства;

· содержании музыки как отражении жизненных явлений посредством звуков;

· первичных музыкальных жанрах — первооснове музыкального искусства.

В соответствии с возрастными особенностями усвоение знаний на этом этапе носит сугубо практический характер.

Второй этап направлен на освоение языка музыкального искусства. Ядром содержания на этом этапе является система музыковедческих понятий (мелодия, темп, динамика, тембр и т. д.), осваиваемых учащимися в процессе практической музыкальной деятельности. Посредством этих понятий происходит обобщение накопленного учащимися опыта музыкально-практической деятельности, что позволяет осуществлять восприятие и исполнительскую деятельность на основе законов музыкального искусства. Результатом этого этапа является формирование представлений о средствах музыкальной выразительности и жанрах профессиональной музыки.

Третий этап направлен на формирование представлений о музыке как части художественной культуры. Ядро его содержания составляет система метапонятий, являющихся общими для различных видов искусства (интонация, форма и т. д.) и позволяющих обобщить освоенные учащимися явления художественной действительности. На этом этапе все музыкальные явления рассматриваются в художественном контексте. Для этого этапа характерны сравнения, сопоставления, выходы за пределы музыкального искусства. Это позволяет закрепить в сознании учащихся мысль о единой природе художественного языка, присущего различным видам искусства. Наличие в содержании предмета линии музыкальной (художественной) коммуникации позволяет осваивать эти понятия в процессе практической художественной деятельности. Результатом этапа является формирование представлений об интонации, способах её развития, строении художественных произведений.

Четвёртый этап направлен на освоение музыкальных явлений в широком культурном контексте. На этом этапе различные музыкальные культуры предстают как энциклопедии жизни народов мира (Д. Б. Кабалевский), что позволяет выявить в процессе обучения историко-культурные связи, произвести сопоставительный анализ культурных артефактов и явлений. Результатом этого этапа являются систематизация представлений о музыкальной культуре, формирование представлений о коммуникативной природе музыкального искусства.

Различия в жизненном и художественном (музыкальном) опыте учащихся обусловливают вариативность контекстов, в которых осваивается содержание предмета. Необходимо, чтобы жизненные, художественные и музыкальные ассоциации в процессе обучения сочетались оптимальным образом, обеспечивая естественное и органичное вхождение ребёнка в мир музыкальной культуры.

Насыщенность содержания музыкальных произведений обобщёнными смыслами (В. К. Суханцева) обусловливает необходимость формирования и постоянного совершенствования навыков музыкального восприятия. В этой связи сохраняет свою актуальность положение концепции Д. Б. Кабалевского, в соответствии с которым восприятие является основой любой музыкальной деятельности. В то же время восприятие не должно противопоставляться музицированию и заменять виды музыкальной деятельности, обеспечивающие активное самовыражение учащихся (В. Л. Яконюк).

Специфика воздействия искусства на личность, которое осуществляется в неразрывном единстве рационального и эмоционального, позволяет учащимся приобрести эмоциональный опыт особого рода, включающий не только переживание чувств, но и их познание. Обогащение эмоционального опыта растущего человека осуществляется посредством переживания — спаянности личности и влияния музыки на неё. В процессе музыкального восприятия переживание предстаёт как внутреннее отношение ребёнка к тому или иному содержанию музыки, что способствует активному формированию эмоционально-ценностных отношений.

Всоответствии с избранными подходами освоение содержания образования по предмету «Музыка» предполагает использование методов проблематизации и моделирования художественно-творческого процесса, наиболее отвечающих коммуникативной природе музыкального искусства. Совокупность указанных методов соответствует целостности музыкального искусства и позволяет осуществлять его освоение в единстве постижения и создания (воссоздания).

1. Метод проблематизации. Проблематизация, рассматриваемая как «особое действие по приданию формы незавершённости, неопределённости различным компонентам социокультурного опыта» (В. Т. Кудрявцев), обеспечивает погружение учащихся в проблемное поле культуры, даёт возможность рассмотрения музыкальных явлений в широком культурном контексте. Использование указанного метода предполагает исследование процесса происхождения музыки, прослеживание процесса рождения явлений и обозначения понятий (Л. В. Школяр). В процессе обучения обращается внимание на сложность музыкальных и жизненных явлений, осуществляется исследование их сущности. Метод позволяет превратить урок музыки в живой исследовательский процесс, подводит учащихся к пониманию закономерностей музыкальной речи как системы художественных символов, музыкальной формы как особой организации этих символов (Л. В. Школяр).

2. Метод моделирования художественно-творческого процесса направлен навоссоздание процессуальности музыкальных явлений. Этот метод обеспечивает деятельностное освоение музыкального искусства. На основе проникновения в природу искусства и его закономерности воспроизводится сам процесс происхождения искусства (Л. В. Школяр).

Метод моделирования художественно-творческого процесса предполагает освоение основных элементов музыкальной речи, различных композиторских и исполнительских средств. Это обусловлено необходимостью перевода символов в выразительные звуки в процессе музыкальной коммуникации.

Следование принципу «обучение искусству в формах самого искусства» определяет приоритет организационных форм, присущих педагогике искусства. Совокупность таких форм включает уроки-концерты, уроки-игры, уроки-мастерские, уроки-театрализации, уроки-клипы и т. д.

Специфика современной ситуации обусловливает особое внимание к размыканию урочного пространства в культурное пространство общеобразовательного учреждения и ещё шире — в социокультурный контекст. В этом случае урок музыки органично вплетается в систему внеурочной, внешкольной деятельности, получая извне мощный импульс для собственного развития и одновременно обогащая культурную палитру школы и социума.

Обучение музыке осуществляется в единстве инвариантного и вариативного компонентов. Система факультативных занятий обеспечивает расширение представлений о музыкальном искусстве, совершенствование навыков практического музицирования, освоение художественного способа познания действительности на основе интеграции различных видов искусств.