Дидактические основания и принципы конструирования содержания образования

 

В основе отбора и конструирования содержания учебного предмета «Музыка» лежит система общедидактических принципов. Однако, для того чтобы «найти верный путь к музыке, обеспечить её благотворное влияние на духовный мир учащихся», эта система должна быть дополнена рядом принципов, отражающих специфику музыкального искусства (Д. Б. Кабалевский).

В контексте избранных методологических подходов при отборе содержания образования по предмету «Музыка», определении методов обучения и организационных форм следует руководствоваться следующими принципами:

 

1. Принцип связи музыки с жизнью.

Истоки любого музыкального явления следует искать в жизни. Сегодня, когда общепризнанным является факт преобладания стихийных ситуаций учения над педагогическими регулируемыми ситуациями обучения (Н. Б. Крылова), принцип связи музыки с жизнью особенно актуален.

Следование указанному принципу обеспечивает опору процесса обучения на жизненный опыт учащихся, использование жизненных ассоциаций, позволяет «движение музыкального чувства и музыкальной мысли, которые начались на уроке, насытить жизненным содержанием» (Д. Б. Кабалевский). Как отмечает Д. Б. Кабалевский, «чем больше различных связей жизни и музыки будет обнаружено на уроке, тем более прочно музыка будет входить в сознание ребят как часть жизни и как сама жизнь». Реализация данного принципа гарантируется усвоением системы ключевых знаний — знаний мировоззренческого плана, позволяющих сформировать у растущего человека представления о роли музыки в жизни человека.

 

2. Принцип полимодальности.

Возможности второй реальности — искусства — в расширении жизненного опыта человека приобретают особую значимость в младшем школьном возрасте. Именно здесь реализация потенциала художественной культуры позволяет восполнить недостаток реального жизненного опыта ребёнка. В этой связи обучение музыке может осуществляться в контексте целостности художественной культуры, где «границы отдельных искусств отнюдь не столь абсолютны и замкнуты, как это полагают теоретики: искусства ежеминутно переходят одно в другое, один род искусства находит своё продолжение и завершение в другом» (Р. Роллан). Выделение принципа полимодальности продиктовано тем, что «интонация и движение даны человеку в качестве исходных способов общения, что обусловливает единство образных языков культуры» (В. В. Медушевский).

В музыкальном искусстве интонации принадлежит особая роль. Музыка имеет интонационную природу, следовательно, без интонации существовать не может. В сравнении с иными видами искусства интонация в музыке значительно более самостоятельна, развита и обладает большими выразительными возможностями. Именно через интонацию проявляется вовне содержание музыкальных произведений и одновременно отношение исполнителя к воссоздаваемому образу. Вследствие этой специфической особенности Б. В. Асафьев определил музыку как «искусство интонируемого смысла».

В то же время интонация является конструктивной и выразительно-смысловой основой любого художественного образа. Понимаемая как процесс изменений, выражающий эмоции, интонация выполняет функцию носителя содержания в различных видах искусства. Сходством в музыке, поэзии, танце, театре характеризуется и общая структура интонации, проявляющаяся в чередовании эмоционального напряжения и разрядки.

Следование принципу полимодальности при отборе и конструировании содержания по предмету «Музыка» обеспечивает изучение учащимися искусства как особого способа постижения мира, даёт возможность выявить единую природу всех видов искусства, предполагает взаимодействие искусств в рамках урока, охват всех видов художественной деятельности в опоре на полихудожественные возможности каждого ребёнка. В результате различные виды искусства начинают восприниматься учащимися как связанные общими корнями единой художественной культуры (Д. Б. Кабалевский). В процессе обучения этот принцип реализуется посредством создания художественного контекста изучения музыкального произведения, использования в процессе обучения элементов языков, присущих различным видам искусства. Осуществление обучения на основе данного принципа обеспечивает формирование у растущего человека образного видения мира.

3. Принцип диалогичности.

Музыкальную коммуникацию можно рассматривать в качестве способа возвышения ребёнка «до философской сущности музыкального искусства» (Л. В. Школяр). Она является средством, позволяющим растущему человеку познать окружающий мир и себя в этом мире. Специфика музыкальной коммуникации состоит в её способности пробуждать отклик, являющийся результатом взаимодействия исполнителя, слушателя и самого произведения, разворачиваемого во времени (В. Л. Яконюк). Исходя из этого понятие «музыкальной образованности» может быть рассмотрено через владение умениями композитора, исполнителя и слушателя на уровне, позволяющем осуществлять коммуникацию в границах собственно музыки (В. Л. Яконюк).

Принцип диалогичности наиболее отвечает природе музыкального искусства. Отбор и конструирование содержания образования на его основе предполагает множественность интерпретаций и оценок, совместный поиск истины в процессе музыкального творчества, многовариантность исполнительских прочтений музыкального текста. Обучение, осуществляемое на основе принципа диалогичности, гарантирует постижение музыки в единстве её творения, воссоздания, восприятия за счёт формирования системы ведущих музыкальных умений.

4. Принцип художественности.

Познание искусства должно осуществляться в формах самого искусства (Д. Б. Кабалевский). В этой связи постижение музыки может осуществляться лишь по законам художественной деятельности и в формах самого искусства. Следуя этому утверждению, в процессе обучения должны использоваться и осваиваться способы деятельности, присущие музыкальному искусству.

В процессеотбора и конструирования содержания образования принцип художественности реализуется посредством:

· образной формы предъявления и освоения учебного материала;

· превалирования эмоциональной составляющей над рациональной;

· использования специфических способов познания музыки, где воедино слиты переживание и понимание;

· творческого характера всех видов музыкально-художественной деятельности.

Содержание, сконструированное на основе принципа художественности, позволяет преподавать музыку как живое образное искусство. В образовательном процессе акцент перемещается с восприятия (которое выступает в качестве базовой музыкальной деятельности) на собственную художественно-творческую деятельность учащихся. Обучение, осуществляемое на основе данного принципа, гарантирует формирование умений и навыков исполнительской, композиторской и слушательской деятельности, обеспечивающих процессы музыкальной коммуникации.

Отобранное в соответствии с приведёнными выше принципами содержание может быть структурировано в рамках следующих содержательных линий:

· содержание, интонационный язык и формы музыки;

· функционирование музыки в жизни человека;

· отечественная и мировая музыкальная культура.

В соответствии с обозначенными содержательными линиями в качестве дидактических единиц содержания образования по предмету «Музыка» выделяются:

· идеи о преобразующей роли музыки, выдвинутые Д. Б. Кабалевским;

· умения и навыки музыкальной коммуникации (в единстве деятельности композитора — исполнителя — слушателя);

· отдельные музыкальные произведения, входящие в золотой фонд национального и мирового музыкального искусства.

В процессе обучения также осваивается система музыковедческих понятий, обеспечивающих восприятие музыкальных произведений в соответствии с законами художественной действительности. Учащимися осваиваются как отдельные понятия, так и системы понятий (средства музыкальной выразительности, система длительностей, система нотной записи, мажорный и минорный лады как системы организации звуков). В соответствии с возрастными особенностями учащихся уровень освоения теоретических знаний в начальной школе есть практический уровень или уровень представлений.