Введение
КОНЦЕПЦИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
В настоящее время система образования Республики Беларусь функционирует в условиях перехода на 11-летний срок обучения, что обусловливает необходимость выдвижения и научного обоснования новых концептуальных подходов к отбору содержания образования и организации обучения всем предметам Единого типового учебного плана.
Среди задач, заданных реформой, — приведение содержания образования в соответствие с современным уровнем общественного развития, оптимизация его структуры, усиление направленности на здоровьесбережение и духовное совершенствование подрастающего поколения. Актуальность разработки данной концепции обусловлена необходимостью осмысления роли предмета «Музыка» в решении поставленных задач.
В свете усиления тенденций гуманизации образования сохраняют свою актуальность целевые ориентиры, которые впервые были заданы в концепции Д. Б. Кабалевского. В то же время без их переосмысления в контексте современной социокультурной ситуации музыкальное образование не в состоянии выполнить миссию, возложенную на него обществом. В этой связи отдельные положения концепции Д. Б. Кабалевского сегодня должны приобрести иное звучание. В большей степени это касается целевой направленности предмета «Музыка». При сохранении общего ориентира — направленности на формирование духовности растущего человека, сегодня в предметном содержании акцентируется собственно музыкальная составляющая. Вследствие этого «Музыка» рассматривается как учебный предмет, предназначенный для формирования у учащихся знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, а также развития музыкальных способностей и мотивации музыкальной деятельности (В. Л. Яконюк). В соответствии с возрастными особенностями учащихся центром образовательного процесса становится живое музицирование — пение, игра на музыкальных инструментах, музыкальная импровизация, сочинение музыки (В. Л. Яконюк).
Концепция призвана дать представление о современных подходах и принципах построения музыкального образования, составе и структуре содержания образования по предмету «Музыка», выявить специфику его предъявления и освоения. Концепция является основой для разработки образовательного стандарта, учебной программы и учебно-методических комплексов.
Исходные методологические посылки и принципы построения содержания учебного предмета
В современных условиях построение содержания учебного предмета «Музыка» целесообразно осуществлять на основе синтеза культурологического и системного подходов. Выбор подобных методологических оснований обусловлен самим феноменом музыкального искусства, одновременно ориентированным на целостное осмысление мира и выявление его значимости для конкретного человека. Культурологический подход обеспечивает переход объективно существующих культурных норм в пространство личностной культуры. Осуществление музыкального образования на его основе создаёт условия для приобщения учащегося к общечеловеческим ценностям, позволяет раздвинуть границы личностного пространства, способствует становлению личностной культуры. Построение содержания образования на основе системного подхода позволяет установить смысловые и причинно-следственные связи между различными блоками музыкальных знаний и умений. Осваивая в процессе обучения отдельные стороны и грани музыкального искусства, растущий человек приучается находить общее в каждом единичном случае, получает материал для содержательных обобщений.
Интеграция подходов создаёт предпосылки для достижения внутренней целостности образовательного процесса, способствуя эффективному формированию культуры личности. Музыкальное образование, осуществляемое в подобном интегративном поле, с одной стороны, ориентировано на усвоение культурных норм и традиционно сложившихся в музыкальном искусстве способов деятельности, а с другой — предполагает активное вовлечение учащихся в процессы культуротворчества.
В качестве основных методологических ориентиров выступают следующие принципы:
1. Принцип целостности.
Принцип целостности рассматривается в данной концепции в качестве системообразующего. Подобный выбор обусловлен целостностью человека и музыкального искусства; целостностью музыкального образа и процессов музыкальной коммуникации.
Осуществление музыкального образования в русле требований рассматриваемого принципа предполагает формирование личностной культуры учащихся в рамках целостности музыкально-образовательного времени-пространства. Реализация принципа гарантируется:
· полнотой и системностью содержания образования;
· целостностью музыкальной коммуникации, включающей процессы творения, воссоздания и восприятия музыки;
· осуществлением образования в опоре на когнитивные процессы, характеризующиеся слитностью понимания, переживания и оценки.
2. Принцип поликультурности.
Поликультурность рассматривается в качестве характерной особенности современного образовательного пространства. Чем больше различных культур представлено в нём, тем шире возможности полноценных образовательных воздействий на личность растущего человека.
Музыкальное образование, обращаясь к широкому кругу художественно-стилевых явлений, является поликультурным по своей сути. В аспекте времени поликультурность проявляется в постоянном отборе и накоплении духовно-нравственного опыта, включающего культурные образцы и артефакты различных исторических эпох. Этот аспект поликультурности в большей степени находит своё отражение в содержании предметов музыкальной направленности, реализуемой сегодня в общеобразовательных учреждениях Республики Беларусь. В аспекте пространства поликультурность предстаёт как следствие расширения представлений о музыкальных культурах мира и проявляется во включении присущих им культурных артефактов в содержание образования.
Частным проявлением принципа поликультурности является полихудожественность, в русле которой осуществляется современное музыкальное образование. Полихудожественность значительно расширяет образовательное пространство, наполняя его атрибутивными для иных видов искусства видами деятельности. Сегодня в музыкальном образовании широко представлены различные виды импровизации, пластическое интонирование, элементы режиссуры и актёрского мастерства. Подобный подход особенно актуален в младшем школьном возрасте, так как он помогает ребёнку найти сферу самовыражения, наиболее соответствующую его индивидуальности.
Ещё одной гранью преломления принципа поликультурности является полисубъектность. Она обеспечивает интеграцию различных институтов — семьи, школы, социума — в решении образовательных задач. Полисубъектность воздействий обеспечивает эффективность интериоризации культурных ценностей растущим человеком.
Поликультурный характер музыкального образования обеспечивается включением в его содержание национального музыкального наследия и достижений современной музыкальной культуры, обращением к культурным традициям иных народов, заимствованием инокультурного инструментария. Механизмом реализации принципа является культурный диалог, разворачиваемый во времени и пространстве. Реализация музыкального образования в соответствии с требованиями рассматриваемого принципа обеспечивает постоянное обогащение субъективной культуры растущего человека.
В то же время постоянное приращение музыкальных артефактов в образовательном пространстве актуализирует проблему иного рода. Нарастание массы музыкального материала вступает в противоречие с временными образовательными рамками. Содержание образования становится перегруженным, перенасыщенным информацией и её культурными смыслами. Ограниченность времени обусловливает невозможность полноценного освоения учащимися всё более и более возрастающего количества музыкальных образцов. Необходимость разрешения указанного противоречия обусловливает особое внимание к вопросам диверсификации образования.
Смысловой доминантой диверсификации выступает понятие разнообразия. Диверсификация является условием создания гибкой образовательной системы, которая способна реагировать на любые общественные изменения. Диверсификация музыкального образования обеспечивается разнообразием образовательных моделей, возникающих из различных сочетаний инвариантного и вариативного компонентов, широкой представленностью индивидуальных образовательных траекторий и авторских методических концепций.
3. Принцип продуктивности.
В образовательном аспекте музыка рассматривается как искусство создания и воссоздания музыкального образа, призванное пробудить творческие силы ребёнка. В этой связи принцип продуктивности органично вписывается в пространство музыкального образования. Этот принцип обеспечивает одну из самых важных составляющих личностного развития — творчество ребёнка. Растущий человек предстаёт как творец музыки, новых видов деятельности, себя самого, то есть в качестве субъекта культуротворчества. Реализация принципа продуктивности обеспечивает проявление скрытых возможностей ребёнка, становление растущего человека как субъекта культуры, способного не только использовать накопленный человечеством опыт, но и изменять себя.
Временной характер музыкального искусства в наибольшей степени соответствует специфике детского творчества. В младшем школьном возрасте процесс творческой деятельности доминирует над результатом. Музыкальное творчество, обусловленное возрастными особенностями, обычно протекает на уровне субъективной новизны, то есть «открытия для себя».
Принцип продуктивности в музыкальном образовании реализуется в со-творческом переживании и художественном творчестве. Объективно он проявляется в создании эмоционально-образных и эвристических ситуаций, расширении представленности авторской позиции в процессе обучения. Указанный принцип предписывает такую работу с музыкальным материалом, при которой с максимальной полнотой раскрывалась бы творческая индивидуальность ребёнка. Его реализация гарантируется обогащением музыкального образования новыми процессуальными характеристиками, направленными на развитие способностей растущего человека, всемерным поощрением инициативы учащихся, отходом от пассивных и репродуктивных способов деятельности.
4. Принцип культуросообразности.
Культуросообразность рассматривается как особое соотношение составляющих, которые при всей их противоположности дополняют друг друга и предстают во внутреннем единстве (Е. В. Бондаревская). В музыкально-образовательном пространстве культуросообразность, с одной стороны, выступает как соответствие образования уровню развития современной музыкальной культуры и научно-технического прогресса. С другой стороны, культуросообразное музыкальное образование осуществляется в опоре на повседневную, «естественную» культуру растущего человека (А. И. Левко).
Культуросообразное музыкальное образование предстаёт как среда, создаваемая в интересах ребёнка и ребёнку изначально подчинённая. В этой связи оно в первую очередь базируется на закономерностях усвоения ребёнком ценностей и смыслов культуры вкупе с закономерностями личностного развития. В объективно существующем поле этой среды выделяются материальный (предметно-пространственное окружение) и духовный (ценности культуры, система межличностных отношений) компоненты, а также субъективное пространство, в котором реализуются отношения ребёнка к указанным компонентам.
В том случае, если музыкальное образование осуществляется в контексте принципа культуросообразности, оно обеспечивает самоуглубление обучаемого в художественные переживания и выражение собственного чувствования преимущественно невербальными средствами. Требование культуросообразности обусловливает особое внимание к присутствию в образовательном пространстве точек свободного выбора. В этой связи культуросообразность образования предстаёт в неразрывном единстве с его вариативностью. Являясь частным случаем диверсификации, вариативность проявляется в вариативности норм и образцов музыкальной деятельности, использовании различных методик и технологий, дополнении традиционных способов трансляции информации информационно-компьютерными моделями.
Соблюдение принципа культуросообразности в музыкальном образовании гарантируется прежде всего реализацией права ребёнка на конструирование собственной образовательной траектории в соответствии с собственными образовательными запросами и способностями. В более частном проявлении его гарантией служат гибкость и вариативность содержания, разнообразие используемых педагогических технологий.